Введение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Эта статья посвящается вопросу о порождающей силе «класса и пола» как двух центральных структурных категорий современного общества и представляет собой результаты практического исследовательского проекта. Прежде всего, большой интерес представляет собой появление новых исследований женского вопроса и пола, которые полемизируют между собой по таким сложным отношениям неравенства. Затем, ссылаясь на (классовую) модель Бурдье многомерного пространства социальных позиций, представлены выбранные эмпирические результаты перекрещивания «класса и пола»: с одной стороны, на основе данных ежегодного репрезентативного опроса населения Германии (СОЕП) [2], с другой стороны, на основе биографических интервью женщин (из опрошенных пар) различных социальных уровней, которые выливаются в проверку ведущих исследовательских гипотез. «Полоспецифическая классовая гипотеза» проверяется количественно через позиционирование в пространстве трудового дохода посредством сравнения средних величин и однофакторного дисперсного анализ; «классовоспецифическая классовая гипотеза» проверяется качественно посредством реконструкции случаев на базе последовательного анализа интерпретаций интервью. В заключение делается теоретическое осмысление результатов применительно к обеим перекрещивающимся гипотезам.
О соотношении «класс и пол» в теории и эмпирическом исследовании
Еще несколько лет назад вопрос неравенства полов не играл особой роли в исследовании неравенства, так как вопросы классовых различий и неравенства между женщинами не пользовались особым вниманием в феминистских/гендерных исследованиях. Между тем стало слабее строгое разделение предмета между двумя дисциплинами, а игнорирование новых подходов и результатов исследований уступило отчасти место взаимному их принятию [см. например, 17]. При появлении диады «класс и пол» создалась парадоксальная ситуация: достигнутое на основе последних исследований неравенства «прощание с классом и социальным сословием» [12], хотя и не так быстро, продвигалось в сторону признания неравенства по половому признаку, как социальной, структурно значимой величины. Однако ценой этого продвижения стал отказ от понятия «класс» как вертикально структурирующей категории и принятие «пола» как горизонтально структурирующей категории [18].
В фокусе феминистского и гендерного исследования, которое усиленно в последнее время разрабатывает тему социального неравенства, находится, как и прежде, феномен неравенства полов, важный для многих аспектов, в то время как специфические классовые несоответствия и несоответствия социальных слоев внутри половой группы находятся в стороне от дискуссии. Особенно наблюдается нехватка эмпирических исследований явлений и вопросов комплексного социального неравенства.
Тем не менее, в новых феминистских и гендерных исследованиях развились предпосылки, ставящие соотношение и различия полов в контекст анализа и понятий социологии неравенства и идущие в направлении феминистского социально-структурного анализа.
Это особенно значимо для таких постановок вопроса как «пол как социальная категория» и «двойное обобществление в сравнении с тройным обобществлением» [3]. Вместо социологического понимания пола как аскриптивного признака феминистические и половые исследования выдвинули представление о поле как структурной категории. Такое фокусирование подразумевает проведение анализа структурообразующего и структруровоспроизводящего влияния пола на общество в целом. «Неодинаковость положений полов согласно этому является в принципе подавляющей структурой, создающей все общественные сферы ... и социальные отношения (в особенности, гражданство, позиция по доходу, интимные отношения между полами), которая должна найти отражение в охватывающем анализе социального неравенства в качестве общественно ... произведенной структуры» [29, S.14]. Согласно логике понятия, для пола подходит статус, схожий со статусом класса или социального слоя, этноса или национальности. Как эти структурные категории, так и пол в качестве принципа социального разделения является «структурным индикатором социального положения неравенства» [14, S.44], оказывающим влияние на жизненные шансы социального позиционирования. Отношение полов рассматривается в общественно-теоретической перспективе в контексте социальной структуры, которая подразумевает не только иерархизацию, линии разделения и разграничения между мужчинами и женщинами, но и половую структуру институтов, структурирующих жизненный путь [39, S.195]. Предполагается «взаимная зависимость между конструкцией общества и институциональным оформлением отношений полов», которая служит «сохранению общественных структур власти» [15, S.9 и далее].
Эта аргументация в пользу структуры выливается в концепцию «двойного противоречивого обобществления», согласно которой женщины, их рабочая сила и их рабочее имущество обобществляются в двух практических областях — в семье и в системе дохода. Противоречие этой специфической интеграции в общество состоит в том, что интеграция женщины осуществляется «при данных отношениях ... через сегрегацию и деклассирование как пол» [35, S.26]. Обобществление женщин происходит дальше одновременно с «выделением их из одних определенных сфер» и «направлением в другие», за исключением сфер власти, с ограничением шансов на самореализацию и признание, с экспроприацией и обесцениванием. В противоречивости такого способа обобществления состоит специфика, посредством которой обобществление женщин в «структурном смешивании классов» (там же) отличается от обобществления мужчин.
Затем это положение распространяется, с одной стороны, на оба пола [37, 38], с другой стороны, расширяется в третьем измерении обобществления, а именно, обобществлении «в национальных государствах современности» [40, S.35]. Ильза Ленц [40, 41] обращает внимание на то, что структурные категории пол, класс и этнос не просто кумулируются, а основываются на различных конституциональных механизмах. В то время как обобществление в семье создает домохозяйство, а обобществление на рынке рабочей силы различные позиции в разделении труда и доступе к ресурсам, то этническое обобществление следует логике «мы-группы» — вовнутрь через общие определяемые признаки, вовне на разграничение. "В противоположность чередованию и взаимодействию "женского-мужского", являющегося основой двойного обобществления женщин, в качестве лейтмотива образования группы выступает создание однородного внутреннего пространства "мы-группы" по отношению к "чужим". При этом одновременно накладываются друг на друга имеющиеся в этом пространстве социальные неравенства. Таким образом, этнос становится возможной стратегией действий и борьбы за распределение ресурсов, это шанс на будущее, который сможет преступить классы» [40, S.67 и далее; ср. 30].
В качестве исходного пункта своего анализа нового дискурса «социальное неравенство и пол» Карин Готтшаль выбирает новую ориентацию в социологии неравенства [прежде всего: 37, 17] и в исследованиях, изучающих вопросы женщин и пола. Параллельное развитие в обеих дисциплинах рассматривается в дискурсах «порывание с классом и сословием», «воссоздание категории пола», которые указывают на принятие постмодернистского образа мышления. В анализ вовлекаются последние теоретические подходы на тему модернизации рынка и рынка труда, а также материалы из этнометодологии и конструктивизма, и проверяются на предмет дополнительной пользы от возможности познания явлений комплексного социального неравенства и социального поведения. Исследование показало, что приобретение знаний нового дискурса менее возможно в радикальном отходе от «класса» и «пола» (в смысле различия между sex‑gender ‑ биологический пол‑социальный пол (англ.) как структурных категорий, а возможно в раскрытии этих категорий с целью дифференцирования и в раскрытии процессов.
В конце концов, положение «пол и контекст» [33] — этот вызов гипотезе, представляющей пол в качестве основной категории социального неравенства, на практике теряет свою доказательную силу. Эмпирическое исследование [32] указывает на реальные изменения в положении полов, говорящие о деинституционализации и соответственно реинституционализации полов на базе измененных механизмов репродукции. Половая дифференциация становится все более настоятельной, а половые предписания и иерархизация все сильнее зависят от конкретных условий контекста. Опытным путем следовало бы проследить, что значение половой дифференциации варьируется в зависимости от жизненного уклада и стадии жизни и находится под влиянием таких переменных как образование, возраст, трудовая деятельность и не имеет зачастую первостепенного значения для доказательства. Таким образом, из феминистских и гендерных исследований следует рекомендация — уделять больше внимания социальной гетерогенности женщин и распрощаться с представлением о том, что половое различие играет ведущую роль.
Для данной статьи значимо то, что при обсуждении положений в феминистских и гендерных исследованиях в распоряжении исследователя имеется аналитический инструментарий, имеющий точки соприкосновения с анализом социальных структур, посредством чего пол можно исследовать как социальноструктурообразующую и структуро-воспроизводящую категорию. В любом случае, как было отмечено в начале, с тенденцией абсолютизации наблюдается, по меньшей мере, чрезмерное выделение неравенства полов в противовес неравенству классов. Иными словами, уничтожение социального неравенства в отношениях полов, по-видимому, является главной темой феминистского исследования, в то время как на изменение отношений между полами в классах внимание обращается меньше.
Эта статья посвящается вопросу о порождающей силе «класса и пола» как двух центральных структурных категорий современного общества и представляет собой результаты практического исследовательского проекта. Прежде всего, большой интерес представляет собой появление новых исследований женского вопроса и пола, которые полемизируют между собой по таким сложным отношениям неравенства. Затем, ссылаясь на (классовую) модель Бурдье многомерного пространства социальных позиций, представлены выбранные эмпирические результаты перекрещивания «класса и пола»: с одной стороны, на основе данных ежегодного репрезентативного опроса населения Германии (СОЕП) [2], с другой стороны, на основе биографических интервью женщин (из опрошенных пар) различных социальных уровней, которые выливаются в проверку ведущих исследовательских гипотез. «Полоспецифическая классовая гипотеза» проверяется количественно через позиционирование в пространстве трудового дохода посредством сравнения средних величин и однофакторного дисперсного анализ; «классовоспецифическая классовая гипотеза» проверяется качественно посредством реконструкции случаев на базе последовательного анализа интерпретаций интервью. В заключение делается теоретическое осмысление результатов применительно к обеим перекрещивающимся гипотезам.
О соотношении «класс и пол» в теории и эмпирическом исследовании
Еще несколько лет назад вопрос неравенства полов не играл особой роли в исследовании неравенства, так как вопросы классовых различий и неравенства между женщинами не пользовались особым вниманием в феминистских/гендерных исследованиях. Между тем стало слабее строгое разделение предмета между двумя дисциплинами, а игнорирование новых подходов и результатов исследований уступило отчасти место взаимному их принятию [см. например, 17]. При появлении диады «класс и пол» создалась парадоксальная ситуация: достигнутое на основе последних исследований неравенства «прощание с классом и социальным сословием» [12], хотя и не так быстро, продвигалось в сторону признания неравенства по половому признаку, как социальной, структурно значимой величины. Однако ценой этого продвижения стал отказ от понятия «класс» как вертикально структурирующей категории и принятие «пола» как горизонтально структурирующей категории [18].
В фокусе феминистского и гендерного исследования, которое усиленно в последнее время разрабатывает тему социального неравенства, находится, как и прежде, феномен неравенства полов, важный для многих аспектов, в то время как специфические классовые несоответствия и несоответствия социальных слоев внутри половой группы находятся в стороне от дискуссии. Особенно наблюдается нехватка эмпирических исследований явлений и вопросов комплексного социального неравенства.
Тем не менее, в новых феминистских и гендерных исследованиях развились предпосылки, ставящие соотношение и различия полов в контекст анализа и понятий социологии неравенства и идущие в направлении феминистского социально-структурного анализа.
Это особенно значимо для таких постановок вопроса как «пол как социальная категория» и «двойное обобществление в сравнении с тройным обобществлением» [3]. Вместо социологического понимания пола как аскриптивного признака феминистические и половые исследования выдвинули представление о поле как структурной категории. Такое фокусирование подразумевает проведение анализа структурообразующего и структруровоспроизводящего влияния пола на общество в целом. «Неодинаковость положений полов согласно этому является в принципе подавляющей структурой, создающей все общественные сферы ... и социальные отношения (в особенности, гражданство, позиция по доходу, интимные отношения между полами), которая должна найти отражение в охватывающем анализе социального неравенства в качестве общественно ... произведенной структуры» [29, S.14]. Согласно логике понятия, для пола подходит статус, схожий со статусом класса или социального слоя, этноса или национальности. Как эти структурные категории, так и пол в качестве принципа социального разделения является «структурным индикатором социального положения неравенства» [14, S.44], оказывающим влияние на жизненные шансы социального позиционирования. Отношение полов рассматривается в общественно-теоретической перспективе в контексте социальной структуры, которая подразумевает не только иерархизацию, линии разделения и разграничения между мужчинами и женщинами, но и половую структуру институтов, структурирующих жизненный путь [39, S.195]. Предполагается «взаимная зависимость между конструкцией общества и институциональным оформлением отношений полов», которая служит «сохранению общественных структур власти» [15, S.9 и далее].
Эта аргументация в пользу структуры выливается в концепцию «двойного противоречивого обобществления», согласно которой женщины, их рабочая сила и их рабочее имущество обобществляются в двух практических областях — в семье и в системе дохода. Противоречие этой специфической интеграции в общество состоит в том, что интеграция женщины осуществляется «при данных отношениях ... через сегрегацию и деклассирование как пол» [35, S.26]. Обобществление женщин происходит дальше одновременно с «выделением их из одних определенных сфер» и «направлением в другие», за исключением сфер власти, с ограничением шансов на самореализацию и признание, с экспроприацией и обесцениванием. В противоречивости такого способа обобществления состоит специфика, посредством которой обобществление женщин в «структурном смешивании классов» (там же) отличается от обобществления мужчин.
Затем это положение распространяется, с одной стороны, на оба пола [37, 38], с другой стороны, расширяется в третьем измерении обобществления, а именно, обобществлении «в национальных государствах современности» [40, S.35]. Ильза Ленц [40, 41] обращает внимание на то, что структурные категории пол, класс и этнос не просто кумулируются, а основываются на различных конституциональных механизмах. В то время как обобществление в семье создает домохозяйство, а обобществление на рынке рабочей силы различные позиции в разделении труда и доступе к ресурсам, то этническое обобществление следует логике «мы-группы» — вовнутрь через общие определяемые признаки, вовне на разграничение. "В противоположность чередованию и взаимодействию "женского-мужского", являющегося основой двойного обобществления женщин, в качестве лейтмотива образования группы выступает создание однородного внутреннего пространства "мы-группы" по отношению к "чужим". При этом одновременно накладываются друг на друга имеющиеся в этом пространстве социальные неравенства. Таким образом, этнос становится возможной стратегией действий и борьбы за распределение ресурсов, это шанс на будущее, который сможет преступить классы» [40, S.67 и далее; ср. 30].
В качестве исходного пункта своего анализа нового дискурса «социальное неравенство и пол» Карин Готтшаль выбирает новую ориентацию в социологии неравенства [прежде всего: 37, 17] и в исследованиях, изучающих вопросы женщин и пола. Параллельное развитие в обеих дисциплинах рассматривается в дискурсах «порывание с классом и сословием», «воссоздание категории пола», которые указывают на принятие постмодернистского образа мышления. В анализ вовлекаются последние теоретические подходы на тему модернизации рынка и рынка труда, а также материалы из этнометодологии и конструктивизма, и проверяются на предмет дополнительной пользы от возможности познания явлений комплексного социального неравенства и социального поведения. Исследование показало, что приобретение знаний нового дискурса менее возможно в радикальном отходе от «класса» и «пола» (в смысле различия между sex‑gender ‑ биологический пол‑социальный пол (англ.) как структурных категорий, а возможно в раскрытии этих категорий с целью дифференцирования и в раскрытии процессов.
В конце концов, положение «пол и контекст» [33] — этот вызов гипотезе, представляющей пол в качестве основной категории социального неравенства, на практике теряет свою доказательную силу. Эмпирическое исследование [32] указывает на реальные изменения в положении полов, говорящие о деинституционализации и соответственно реинституционализации полов на базе измененных механизмов репродукции. Половая дифференциация становится все более настоятельной, а половые предписания и иерархизация все сильнее зависят от конкретных условий контекста. Опытным путем следовало бы проследить, что значение половой дифференциации варьируется в зависимости от жизненного уклада и стадии жизни и находится под влиянием таких переменных как образование, возраст, трудовая деятельность и не имеет зачастую первостепенного значения для доказательства. Таким образом, из феминистских и гендерных исследований следует рекомендация — уделять больше внимания социальной гетерогенности женщин и распрощаться с представлением о том, что половое различие играет ведущую роль.
Для данной статьи значимо то, что при обсуждении положений в феминистских и гендерных исследованиях в распоряжении исследователя имеется аналитический инструментарий, имеющий точки соприкосновения с анализом социальных структур, посредством чего пол можно исследовать как социальноструктурообразующую и структуро-воспроизводящую категорию. В любом случае, как было отмечено в начале, с тенденцией абсолютизации наблюдается, по меньшей мере, чрезмерное выделение неравенства полов в противовес неравенству классов. Иными словами, уничтожение социального неравенства в отношениях полов, по-видимому, является главной темой феминистского исследования, в то время как на изменение отношений между полами в классах внимание обращается меньше.