Теоретические рамки и гипотезы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

В представленном здесь исследовательском проекте была предпринята попытка рассмотрения двух типов неравенства (неравенство класса как неравенство пола) в теоретической взаимосвязи и исследовать эмпирическим путем тип перекрещивания каждого конкретного неравенства. Делается теоретическая привязка к понятию класса, концепции габитуса и модели многомерного социального пространства Бурдье [19, 21], модифицированные через призму положений феминистских и гендерных исследований. Пространство социальных позиций в эмпирической части данного исследования, смоделированное как пространство занятости по профессиональному положению и полу, позволяет, во-первых, дать объективирующую перспективу на реляционные позиции и отношения групп и классов (классовых фракций), которые исследуются в части рассмотрения эмпирических и количественных данных. Во-вторых, эта модель допускает «множественность перспектив» [11, S.5 и далее]: в том же пространстве, в смысле пространства индивидуальных или коллективных высказываний своего мнения, которые здесь реконструируются на примере четырех разных классовых позиций в разделе эмпирических и качественных данных в рамках темы «представления о "хорошей жизни"» конкретно для каждого случая. Для этого прежде всего в качестве ключевой используется концепция габитуса, так как это обещает осуществить не только соединение социальных структур и (структурируемой равно как и структурирующей) субъективности, но и раскрывает в качестве mоdus operandi (способа или механизма действия, лат. ‑ Прим. переводчика) базовые модели поступков и поведения, которые согласно своей логике должны быть реконструированы с учетом как классовой, так и половой специфики. Эта модель предоставляет в готовом виде аналитический инструментарий, соответствующий размышлениям о взамопересечении класса и пола.

Отправной точкой исследования стали две главные гипотезы [27, S.193], которые формулируют специфические возможности пересечения класса и пола.

Полоспецифическая классовая гипотеза. Согласно этой гипотезе пол выступает не только как составной элемент неравенства, проникающий через границу классов, но и как составной элемент класса; женщины и мужчины образуют различные классовые структуры. Нет просто классов, а есть всегда их специфические для данного пола проявления и специфические различия соответственно [5].

Классовоспецифическая гендерная гипотеза. Согласно этой гипотезе каждый класс и классовая фракция порождают свои собственные представления и формы реализации «женственности» и «мужественности», что позволяет различать классовоспецифические отношения полов. Нет просто пола (gender), а (теоретически) имеется столько полов, сколько классов и фракций.

Вместе взятые эти две гипотезы дают два разных варианта пересечения класса и пола, которые указывают на два различных вида неравенства: классовую дифференциацию по признаку пола и половую дифференциацию внутри класса (классах) и классовую фракцию (фракции).

 

В представленном здесь исследовательском проекте была предпринята попытка рассмотрения двух типов неравенства (неравенство класса как неравенство пола) в теоретической взаимосвязи и исследовать эмпирическим путем тип перекрещивания каждого конкретного неравенства. Делается теоретическая привязка к понятию класса, концепции габитуса и модели многомерного социального пространства Бурдье [19, 21], модифицированные через призму положений феминистских и гендерных исследований. Пространство социальных позиций в эмпирической части данного исследования, смоделированное как пространство занятости по профессиональному положению и полу, позволяет, во-первых, дать объективирующую перспективу на реляционные позиции и отношения групп и классов (классовых фракций), которые исследуются в части рассмотрения эмпирических и количественных данных. Во-вторых, эта модель допускает «множественность перспектив» [11, S.5 и далее]: в том же пространстве, в смысле пространства индивидуальных или коллективных высказываний своего мнения, которые здесь реконструируются на примере четырех разных классовых позиций в разделе эмпирических и качественных данных в рамках темы «представления о "хорошей жизни"» конкретно для каждого случая. Для этого прежде всего в качестве ключевой используется концепция габитуса, так как это обещает осуществить не только соединение социальных структур и (структурируемой равно как и структурирующей) субъективности, но и раскрывает в качестве mоdus operandi (способа или механизма действия, лат. ‑ Прим. переводчика) базовые модели поступков и поведения, которые согласно своей логике должны быть реконструированы с учетом как классовой, так и половой специфики. Эта модель предоставляет в готовом виде аналитический инструментарий, соответствующий размышлениям о взамопересечении класса и пола.

Отправной точкой исследования стали две главные гипотезы [27, S.193], которые формулируют специфические возможности пересечения класса и пола.

Полоспецифическая классовая гипотеза. Согласно этой гипотезе пол выступает не только как составной элемент неравенства, проникающий через границу классов, но и как составной элемент класса; женщины и мужчины образуют различные классовые структуры. Нет просто классов, а есть всегда их специфические для данного пола проявления и специфические различия соответственно [5].

Классовоспецифическая гендерная гипотеза. Согласно этой гипотезе каждый класс и классовая фракция порождают свои собственные представления и формы реализации «женственности» и «мужественности», что позволяет различать классовоспецифические отношения полов. Нет просто пола (gender), а (теоретически) имеется столько полов, сколько классов и фракций.

Вместе взятые эти две гипотезы дают два разных варианта пересечения класса и пола, которые указывают на два различных вида неравенства: классовую дифференциацию по признаку пола и половую дифференциацию внутри класса (классах) и классовую фракцию (фракции).