Заключительная дискуссия и итоговые выводы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Какие же теоретико-стратегические выводы следует сделать в настоящий момент из этих результатов, приведших нас в процессе проведения различных методических опытов к осознанию того, что обе генеральные гипотезы имеют право на общеприемлемость и общепризнанность, — этот вопрос, в конечном счете, предстоит решить в процессе дискуссий. Смысл классовоспецифической гендерной гипотезы заключался в том, чтобы привлечь общее внимание к системной структуре потерь, и привилегий, возникающих в зависимости от принадлежности к определенному классу, которую обычно тенденциозно опускают в процессе проведения феминистского и гендерного исследования. С появлением дефиниции «классовый пол» четко должна быть обозначена и социальная дифференциация половых групп, которая по сравнению с другими дифференциациями — дифференциации по жизненному укладу или жизненной стадии, этнической принадлежности или сексуальной ориентации долгое время рассматривалась как второстепенная. Одновременно с этим напрашивается вывод: должна быть четко обозначена именно половая специфика класса, вместо того, чтобы рассматривать класс вне зависимости от пола.
Учитывая абсолютно диспаратные представления о «хорошей жизни», на уровне габитуса следовало бы показать (пусть даже и выборочно) объем несоответствий, неодинакового опыта и ведущие ориентировки и преимущества. Эти «субъективированные» классовые различия позволяют как политически, так и теоретически распрощаться с представлениями о каком-то абстрактном субъекте, называемом «женщина» («мужчина»), который рождается в результате абстракции при выяснении дифференциаций и неравенств внутри половой группы. Поскольку эмпирически проявилась доминирующая классового габитуса над чертами полового габитуса (как структуры гендера), я предлагаю в качестве теоретического вывода говорить далее о «полоспецифическом классовом габитусе». В соответствии с этим габитус каждого класса (классовой фракции) неизменно подразделяется на женский и мужской (включая ориентации, представления, практическую деятельность), что выражает как классовую дифференциацию по признаку пола, так и одновременно половую дифференциацию внутри класса. С учетом заявленных во вступлении к нашей работе подходов в отношении классовоспецифической половой гипотезы напрашиваются следующие выводы: понятие «пол как социальная структурная категория» следует расширить до рамок структурной категории класса. «Двойное обобществление» женщин институтами семьи и рынка рабочей силы следовало бы расширить до рамок классовой специфики этих процессов обобществления [16]. В понимании контекстуализированного подхода класс следовало бы рассматривать как контекст к полу.
А то, что наоборот класс нуждается в контекстуализации и пол дает классу этот контекст, — это проявилось на уровне объективных социальных структур, в нашем случае на основе результатов, полученных с помощью количественных методов. Поэтому здесь также возникает необходимость дифференциации. Мало смысла в том, чтобы рассматривать обобщенный субъект «класс» без учета его полоспецифического переосмысления и без того, чтобы определить для него теоретико-стратегически надлежащее место. Должно быть не только показано, что пол является существенным, как для классовых структур, так и для социально неравно распределенных ресурсов, но так же и каким образом и в каком отношении это происходит. Многое говорит за то, что школьное и любое образование, рассматриваемое с исторической точки зрения, и являвшееся в свое время решающей переменной величиной неравноправия, и именно по классу и полу, больше не представляет для женщин существенного препятствия. Скорее наоборот, — как показала Хельга Крюгер, — система образования, представляющая собой сеть институтов, призванных препятствовать карьере, играет на руку женщинам своим специфическим «риском потери ресурсов» [39]. К тому же сегодня для такого существенного момента как заключение договора о приеме на работу стали чрезвычайно важными [22] скорее применение и реализация «культурного капитала», нежели наличие документа об образовании. Особенно это касается конвертирования образовательного капитала в экономический капитал, происходящего в процессе перемещения в профессиональных сферах, а также и отношения обоих ресурсов друг к другу. В срезе классового различия женщины располагают относительно большим культурным капиталом, чем экономическим, мужчины же наоборот — относительно большим экономическим, чем культурным. Это указывает, по меньшей мере, на дифференциацию в положении классов, если не на одну из классовых структур по признаку пола, что, собственно, и должно бы быть отражено в «полоспецифической классовой гипотезе».
В результате пересечения класса и пола друг с другом рождается комплексное структурное взаимопроникающее единство, существование которого равнозависимо как от воздействия с одной, так и от воздействия с другой стороны. Из всего вышесказанного для феминистского и гендерного исследования важным является осознание того, что любое исследование в данной области с применением аналитического и теоретического постулатов при разработке двойной перспективы и с учетом обеих гипотез должно быть справедливым в отношении к этому взаимопроникающему единству. Это в равной степени касается и исследования социального неравенства, и анализа социальной структуры. Его познавательная результативность не в последнюю очередь зависит от того, что оно (это осознание) признает за половым неравенством социальное неравенство по горизонтали и по вертикали и одновременно, на сей раз действуя более утонченным аналитическим инструментарием, вновь открывает понятие классов и классовых фракций, не собирается исключать из своего познавательного репертуара господство, конфликт, борьбу и политический фактор социального неравенства [38].
Какие же теоретико-стратегические выводы следует сделать в настоящий момент из этих результатов, приведших нас в процессе проведения различных методических опытов к осознанию того, что обе генеральные гипотезы имеют право на общеприемлемость и общепризнанность, — этот вопрос, в конечном счете, предстоит решить в процессе дискуссий. Смысл классовоспецифической гендерной гипотезы заключался в том, чтобы привлечь общее внимание к системной структуре потерь, и привилегий, возникающих в зависимости от принадлежности к определенному классу, которую обычно тенденциозно опускают в процессе проведения феминистского и гендерного исследования. С появлением дефиниции «классовый пол» четко должна быть обозначена и социальная дифференциация половых групп, которая по сравнению с другими дифференциациями — дифференциации по жизненному укладу или жизненной стадии, этнической принадлежности или сексуальной ориентации долгое время рассматривалась как второстепенная. Одновременно с этим напрашивается вывод: должна быть четко обозначена именно половая специфика класса, вместо того, чтобы рассматривать класс вне зависимости от пола.
Учитывая абсолютно диспаратные представления о «хорошей жизни», на уровне габитуса следовало бы показать (пусть даже и выборочно) объем несоответствий, неодинакового опыта и ведущие ориентировки и преимущества. Эти «субъективированные» классовые различия позволяют как политически, так и теоретически распрощаться с представлениями о каком-то абстрактном субъекте, называемом «женщина» («мужчина»), который рождается в результате абстракции при выяснении дифференциаций и неравенств внутри половой группы. Поскольку эмпирически проявилась доминирующая классового габитуса над чертами полового габитуса (как структуры гендера), я предлагаю в качестве теоретического вывода говорить далее о «полоспецифическом классовом габитусе». В соответствии с этим габитус каждого класса (классовой фракции) неизменно подразделяется на женский и мужской (включая ориентации, представления, практическую деятельность), что выражает как классовую дифференциацию по признаку пола, так и одновременно половую дифференциацию внутри класса. С учетом заявленных во вступлении к нашей работе подходов в отношении классовоспецифической половой гипотезы напрашиваются следующие выводы: понятие «пол как социальная структурная категория» следует расширить до рамок структурной категории класса. «Двойное обобществление» женщин институтами семьи и рынка рабочей силы следовало бы расширить до рамок классовой специфики этих процессов обобществления [16]. В понимании контекстуализированного подхода класс следовало бы рассматривать как контекст к полу.
А то, что наоборот класс нуждается в контекстуализации и пол дает классу этот контекст, — это проявилось на уровне объективных социальных структур, в нашем случае на основе результатов, полученных с помощью количественных методов. Поэтому здесь также возникает необходимость дифференциации. Мало смысла в том, чтобы рассматривать обобщенный субъект «класс» без учета его полоспецифического переосмысления и без того, чтобы определить для него теоретико-стратегически надлежащее место. Должно быть не только показано, что пол является существенным, как для классовых структур, так и для социально неравно распределенных ресурсов, но так же и каким образом и в каком отношении это происходит. Многое говорит за то, что школьное и любое образование, рассматриваемое с исторической точки зрения, и являвшееся в свое время решающей переменной величиной неравноправия, и именно по классу и полу, больше не представляет для женщин существенного препятствия. Скорее наоборот, — как показала Хельга Крюгер, — система образования, представляющая собой сеть институтов, призванных препятствовать карьере, играет на руку женщинам своим специфическим «риском потери ресурсов» [39]. К тому же сегодня для такого существенного момента как заключение договора о приеме на работу стали чрезвычайно важными [22] скорее применение и реализация «культурного капитала», нежели наличие документа об образовании. Особенно это касается конвертирования образовательного капитала в экономический капитал, происходящего в процессе перемещения в профессиональных сферах, а также и отношения обоих ресурсов друг к другу. В срезе классового различия женщины располагают относительно большим культурным капиталом, чем экономическим, мужчины же наоборот — относительно большим экономическим, чем культурным. Это указывает, по меньшей мере, на дифференциацию в положении классов, если не на одну из классовых структур по признаку пола, что, собственно, и должно бы быть отражено в «полоспецифической классовой гипотезе».
В результате пересечения класса и пола друг с другом рождается комплексное структурное взаимопроникающее единство, существование которого равнозависимо как от воздействия с одной, так и от воздействия с другой стороны. Из всего вышесказанного для феминистского и гендерного исследования важным является осознание того, что любое исследование в данной области с применением аналитического и теоретического постулатов при разработке двойной перспективы и с учетом обеих гипотез должно быть справедливым в отношении к этому взаимопроникающему единству. Это в равной степени касается и исследования социального неравенства, и анализа социальной структуры. Его познавательная результативность не в последнюю очередь зависит от того, что оно (это осознание) признает за половым неравенством социальное неравенство по горизонтали и по вертикали и одновременно, на сей раз действуя более утонченным аналитическим инструментарием, вновь открывает понятие классов и классовых фракций, не собирается исключать из своего познавательного репертуара господство, конфликт, борьбу и политический фактор социального неравенства [38].