ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
(на примере молодежи Новгородской области)
Общая характеристика гендерных проблем.
Гендер — совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, связанных с социальным и правовым статусом мужчины и женщины в определенном обществе. Воссоздание гендерных различий протекает через процессы социализации, через передачу социального и культурного опыта от старших поколений к младшим и его развитие. Главную роль в этих процессах играют институты социализации, культура, сферы общественного сознания (образование, право, политическая идеология, искусство, религия, наука), СМИ.
Гендер детей проявляется в том, как они готовятся к общественной жизни сначала в семье, а затем в школе, изучая то, что принято считать свойственным мужчинам и женщинам. Различные образцы поведения осваиваются мальчиками и девочками на основе изучения учебных материалов, общения со сверстниками, воспитателями и другими взрослыми. В девочках поощряются душевная чуткость, исполнительность, внимательность, склонность к гуманитарным предметам и рукоделию, а в мальчиках — физическая сила, напористость, лидерство, склонность к точным наукам и навыки обращения с механизмами. Эти по существу ложные схемы социализации ограничивают способности многих людей, во многом определяют жизненные пути мужчин и женщин, их неодинаковую успешность, статусы и престиж, неравные требованиям к мужчинам и женщинам в обществе.
Основным выводом гендерных исследований является то, что преобладающая модель гендерных отношений воссоздает доминирование «мужского» в обществе и подавление «женского». В гендерных отношениях выявляются следующие противоречия [1]:
Современное общество создает множество посильных для женщин рабочих мест и предоставляет возможности для профессионального роста, одновременно предъявляя к работникам требования самоотдачи и квалификационного роста. Однако выполнение женщинами функций матерей, «хранительниц домашнего очага» реально ограничивает, в сравнении с мужчинами, раскрытие потенциала многих женщин в профессиональной карьере.
Возможность участвовать на рынке труда, получая соизмеримую оплату, способствует экономической самостоятельности и личностной самореализации женщин. В то же время выход в большой мир делает уязвимым частный мир — сокращается время общения с семьей (растет чувство вины перед семьей), увеличивается риск развода и одиночества.
Система рыночных отношений превращает ее субъектов в носителей этики индивидуализма, однако, для женщины это означает ограничение сферы традиционной для них в семье этики заботы с ее ценностями альтруизма, самопожертвования, служения ближним.
В современном мире больший успех связан с напористостью и инициативностью, и женщины вынуждены имитировать мужские роли, чтобы добиться успеха. Но социализация многих женщин протекает в иной ценностной среде, и поэтому успех дается им большей затратой сил, сопряженной с ответственностью за домашний труд. Выполнение двух типов труда (домашнего и профессионального) требует переключения разных по типу психологических механизмов, что служит источником стрессов и недомоганий, ведущих к дисбалансу биологических, психологических и социальных сторон жизни женщин.
У современных женщин тесно переплетены стремления к равенству и счастью. Важным атрибутом счастья является понятие человеческого достоинства, которое нередко наталкивается на патриархальные традиции семейной морали, двойные (для мужчин и женщин) стандарты поведения, религиозное освящение жертвенного поведения женщин, повышенную социальную уязвимость матерей и детей без мужа и отца.
Пол, рынок труда, благосостояние
В России к концу 1990-х гг. среди официально зарегистрированных безработных доли мужчин и женщин практически уравнялись, приблизились к их пропорциям в структуре населения. Но для середины 1990‑х гг. характерным явлением было преобладание женской безработицы, и в Новгородской области такое положение закрепилось. В молодежном возрасте женская безработица оказывается еще выше (около 70%).
Образование безработных женщин в среднем выше, чем у безработных мужчин: у первых преобладает среднее профессиональное, а у вторых — неполное среднее, среднее общее или начальное профессиональное образование. И, тем не менее, молодым женщинам до 30 лет труднее найти работу. На региональном рынке труда они менее конкурентоспособны, и именно на этот возраст приходятся такие важные события, как получение профессионального образования, создание семьи, рождение детей.
Работодатели предпочитают принимать на работу мужчин, а в случае с женщинами отдают предпочтение тем, кто старше 30 лет. Следствием этой установки является то, что среди молодых женщин значительно больше доля тех, кто опасаются потерять работу (см. таблицу 1). Особенно высока эта доля в возрастной группе 18-20 лет, где каждая третья испытывает страх перед возможной потерей работы (для сравнения, среди мужчин такого возраста это характерно лишь для 6%).
Таблица 1.
Отношение к опасности потери работы (%)
Варианты отношения |
Женщины |
Мужчины |
Опасаются потерять работу |
19,8 |
11,1 |
Не задумывались |
15,2 |
19,9 |
Не боятся потерять работу |
27,7 |
28,4 |
Затруднились ответить |
37,3 |
40,6 |
Итого |
100 |
100 |
Как видно из приведенной таблицы, более чем трети работающей молодежи свойственна неопределенность в оценке надежности своего трудоустройства. Можно предположить, что такая неопределенность сочетает в себе элемент риска потери работы и неясность профессиональных и трудовых перспектив молодежи. Но женщин, испытывающих страх перед возможной потерей работы, почти в 2 раза больше, чем мужчин. Мужчинам в меньшей степени свойственна тревожность в связи с возможной безработицей.
Молодые женщины в большей степени социально уязвимы, экономически (и, вероятно, психологически) зависимы от родственников, и рассчитывать только на себя им не приходится. Данные опроса показывают, что женщины, которые опасаются потерять работу, в основном рассчитывают на пособие по безработице (41%) и на помощь близких (25%), а мужчины — на дополнительные приработки.
Меньшая привязанность к быту, к воспитанию детей позволяет многим молодым мужчинам быть более мобильными в обществе. По данным опроса, трудовая мобильность мужчин вдвое выше, чем женщин (на 100 мужчин приходилось в среднем 113 перемен места работы, на 100 женщин — лишь около 60). Возможно, в связи с этим мужчинам несколько чаще удается найти работу, соответствующую их потребностям, что видно из сравнительного анализа удовлетворенности работой (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Сравнительная удовлетворенность молодых мужчин и женщин
своей работой (%)
Характер удовлетворенности |
Мужчины |
Женщины |
Работа устраивает |
41,8 |
39,3 |
Работа не устраивает |
13,7 |
17,5 |
Затрудняюсь ответить |
4,2 |
2,6 |
Не дали ответа |
40,3 |
40,6 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Общим следствием гендерного статуса в социально-экономической сфере является то, что молодые женщины сравнительно реже осуществляют восходящие перемещения, добиваясь улучшения своего благосостояния. Так, в ответе на вопрос о том, как изменилось благосостояние за последние год-два, отметили существенное улучшение 8% мужчин и лишь 4% женщин. Отметили существенное ухудшение соответственно 8% мужчин и 13% женщин.
Занимая сравнительно худшее положение в социально-экономической сфере, молодые женщины имеют весьма ограниченный доступ к некоторым важным видам социальной информации. Отчасти это является следствием сравнительно низкой социальной активности и потенциальной социальной мобильности, присущей женщинам. Однако уровень информационной обеспеченности молодежи в целом, и особенно женщин, представляется явно недостаточным для того, чтобы ожидать от молодежи собственной экономической инициативности, готовности к использованию всех экономических возможностей, в том числе самозанятости, профессиональной переподготовке и повышению квалификации, навыков к социальной самоорганизации (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Сравнительная обеспеченность молодежи информацией (%)
Информированность о том, в какие органы власти можно обратиться по поводу |
Мужчины |
Женщины |
поиска работы |
||
Не знают, знают ошибочно, не ответили |
29,5 |
33,4 |
Знают точно |
64,4 |
61,4 |
регистрации своего предприятия |
||
Не знают, знают ошибочно, не ответили |
86,5 |
89,1 |
Знают точно |
11,1 |
8,6 |
получения ссуды на жилье |
||
Не знают, знают ошибочно, не ответили |
54,4 |
68,0 |
Знают точно |
40,2 |
28,7 |
Молодым женщинам свойственно в большей мере, чем мужчинам, социально-экономическое «терпение» — готовность терпеливо переносить возможное ухудшение своего материального положения. Отвечая на вопрос о том, какова наиболее вероятная реакция на такое ухудшение, женщины обнаруживают большую приверженность утвердившимся социальным нормам (проявлять терпение, ожидать улучшения в будущем) и правовым нормам не избирать способов, отступающих от закона), что видно из таблицы 4.
Таблица 4.
Предполагаемые действия молодых мужчин и женщин
при ухудшении благосостояния (%)
Варианты ответов |
Мужчины |
Женщины |
Меньше тратить, но Закон не нарушать |
26,8 |
39,9 |
Изменить положение, не нарушая закона |
49,0 |
44,8 |
Нарушить Закон, если другого выхода нет |
4,7 |
4,0 |
Плохой Закон не грех нарушить |
17,6 |
9,6 |
Не дали ответа |
1,9 |
1,7 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Женщины, таким образом, характеризуются в сравнении с мужчинами более высокой социальной надежностью, низкой потенциальной криминогенностью.
Тревоги молодежи — гендерный аспект
В иерархии проблем, которые волнуют в нынешней ситуации молодежь, проявляются особенности гендерных отношений. В социологическом опросе, в частности, выяснялось, какие проблемы являются для респондентов лично наиболее сложными и от решения которых зависит их ближайшее будущее.
У молодых мужчин на первом месте стоит получение хорошей профессии, которая может стать основой благосостояния его семьи. Мужчина — «кормилец», «добытчик» — одна из традиционных гендерных установок, присущих современному обществу. На втором и третьем местах по значимости для мужчин оказываются получение образования и устройство личной жизни.
Молодые женщины отдают приоритет получению устройству личной жизни и освоению хорошей профессии, а затем — получению качественного образования. Общество, в котором господствуют стереотипы мужской активности в профессиональной карьере и на рынке труда, ориентирует девушек в первую очередь на создание семьи ‑ главное, удачно выйти замуж и воспитывать детей. Но, судя по структуре ответов, в установках современных молодых женщин, в том числе и тех, что проживают в сельской местности, традиционная ограниченность преодолевается, и ценность личной (семейной) жизни, профессиональной карьеры и качественного образования оказываются почти равновеликими.
Распределение мнений о первоочередной проблеме, стоящей перед молодыми мужчинами и женщинами, показано в таблице 5.
Таблица 5.
Распределение ответов на вопрос о главных проблемах жизни (%)
Первоочередные проблемы |
Мужчины |
Женщины |
|
1. |
Освоение хорошей профессии |
26,8 |
19,8 |
2. |
Получение качественного образования |
22,2 |
21,8 |
3. |
Устройство личной жизни |
14,9 |
22,1 |
4. |
Получение работы |
11,9 |
10,9 |
5. |
Решение жилищной проблемы |
11,5 |
9,6 |
6. |
Здоровье |
0,8 |
3,6 |
7. |
Другие варианты |
11,9 |
12,2 |
|
Итого |
100,0 |
100,0 |
Основные проблемы обнаруживают динамику по возрастным группам. Острота потребности в хорошей профессии у молодых мужчин достигает своего пика в группе 15-17-летних, но с возрастом заметно снижается. Однако даже в старшей когорте (26-29 лет) она характерна для каждого четвертого. Еще более резко падает интерес к получению (продолжению) образования, но одновременно усиливается потребность в получении дополнительной профессии — каждый шестой стремится расширить спектр своих профессионально-трудовых возможностей.
Пик интереса молодых женщин к получению хорошей профессии отмечен в группе 18-20-летних, и этот интерес постепенно ослабевает, оставаясь характерным лишь для каждой десятой-одиннадцатой в группе 26-29-летних. Неудовлетворенная потребность в получении качественного образования также ослабевает с возрастом, но усиливается интерес к получению дополнительной профессии. Также обостряется беспокойство по поводу личного здоровья, и в старшей группе (26-29-летних) уже каждая шестая указывает на эту проблему как ключевую в своей жизни.
Для молодых мужчин более характерна заинтересованность в открытии собственного дела (бизнеса) — такая цель свойственна каждому девятому и почти одинаково актуальна для всех возрастных групп молодых мужчин, для женщин же такие устремления совершенно не характерны: если среди 15-17-летних девушек подобные планы вынашивают около 6%, то даже эта незначительная доля постепенно снижается.
(на примере молодежи Новгородской области)
Общая характеристика гендерных проблем.
Гендер — совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, связанных с социальным и правовым статусом мужчины и женщины в определенном обществе. Воссоздание гендерных различий протекает через процессы социализации, через передачу социального и культурного опыта от старших поколений к младшим и его развитие. Главную роль в этих процессах играют институты социализации, культура, сферы общественного сознания (образование, право, политическая идеология, искусство, религия, наука), СМИ.
Гендер детей проявляется в том, как они готовятся к общественной жизни сначала в семье, а затем в школе, изучая то, что принято считать свойственным мужчинам и женщинам. Различные образцы поведения осваиваются мальчиками и девочками на основе изучения учебных материалов, общения со сверстниками, воспитателями и другими взрослыми. В девочках поощряются душевная чуткость, исполнительность, внимательность, склонность к гуманитарным предметам и рукоделию, а в мальчиках — физическая сила, напористость, лидерство, склонность к точным наукам и навыки обращения с механизмами. Эти по существу ложные схемы социализации ограничивают способности многих людей, во многом определяют жизненные пути мужчин и женщин, их неодинаковую успешность, статусы и престиж, неравные требованиям к мужчинам и женщинам в обществе.
Основным выводом гендерных исследований является то, что преобладающая модель гендерных отношений воссоздает доминирование «мужского» в обществе и подавление «женского». В гендерных отношениях выявляются следующие противоречия [1]:
Современное общество создает множество посильных для женщин рабочих мест и предоставляет возможности для профессионального роста, одновременно предъявляя к работникам требования самоотдачи и квалификационного роста. Однако выполнение женщинами функций матерей, «хранительниц домашнего очага» реально ограничивает, в сравнении с мужчинами, раскрытие потенциала многих женщин в профессиональной карьере.
Возможность участвовать на рынке труда, получая соизмеримую оплату, способствует экономической самостоятельности и личностной самореализации женщин. В то же время выход в большой мир делает уязвимым частный мир — сокращается время общения с семьей (растет чувство вины перед семьей), увеличивается риск развода и одиночества.
Система рыночных отношений превращает ее субъектов в носителей этики индивидуализма, однако, для женщины это означает ограничение сферы традиционной для них в семье этики заботы с ее ценностями альтруизма, самопожертвования, служения ближним.
В современном мире больший успех связан с напористостью и инициативностью, и женщины вынуждены имитировать мужские роли, чтобы добиться успеха. Но социализация многих женщин протекает в иной ценностной среде, и поэтому успех дается им большей затратой сил, сопряженной с ответственностью за домашний труд. Выполнение двух типов труда (домашнего и профессионального) требует переключения разных по типу психологических механизмов, что служит источником стрессов и недомоганий, ведущих к дисбалансу биологических, психологических и социальных сторон жизни женщин.
У современных женщин тесно переплетены стремления к равенству и счастью. Важным атрибутом счастья является понятие человеческого достоинства, которое нередко наталкивается на патриархальные традиции семейной морали, двойные (для мужчин и женщин) стандарты поведения, религиозное освящение жертвенного поведения женщин, повышенную социальную уязвимость матерей и детей без мужа и отца.
Пол, рынок труда, благосостояние
В России к концу 1990-х гг. среди официально зарегистрированных безработных доли мужчин и женщин практически уравнялись, приблизились к их пропорциям в структуре населения. Но для середины 1990‑х гг. характерным явлением было преобладание женской безработицы, и в Новгородской области такое положение закрепилось. В молодежном возрасте женская безработица оказывается еще выше (около 70%).
Образование безработных женщин в среднем выше, чем у безработных мужчин: у первых преобладает среднее профессиональное, а у вторых — неполное среднее, среднее общее или начальное профессиональное образование. И, тем не менее, молодым женщинам до 30 лет труднее найти работу. На региональном рынке труда они менее конкурентоспособны, и именно на этот возраст приходятся такие важные события, как получение профессионального образования, создание семьи, рождение детей.
Работодатели предпочитают принимать на работу мужчин, а в случае с женщинами отдают предпочтение тем, кто старше 30 лет. Следствием этой установки является то, что среди молодых женщин значительно больше доля тех, кто опасаются потерять работу (см. таблицу 1). Особенно высока эта доля в возрастной группе 18-20 лет, где каждая третья испытывает страх перед возможной потерей работы (для сравнения, среди мужчин такого возраста это характерно лишь для 6%).
Таблица 1.
Отношение к опасности потери работы (%)
Варианты отношения |
Женщины |
Мужчины |
Опасаются потерять работу |
19,8 |
11,1 |
Не задумывались |
15,2 |
19,9 |
Не боятся потерять работу |
27,7 |
28,4 |
Затруднились ответить |
37,3 |
40,6 |
Итого |
100 |
100 |
Как видно из приведенной таблицы, более чем трети работающей молодежи свойственна неопределенность в оценке надежности своего трудоустройства. Можно предположить, что такая неопределенность сочетает в себе элемент риска потери работы и неясность профессиональных и трудовых перспектив молодежи. Но женщин, испытывающих страх перед возможной потерей работы, почти в 2 раза больше, чем мужчин. Мужчинам в меньшей степени свойственна тревожность в связи с возможной безработицей.
Молодые женщины в большей степени социально уязвимы, экономически (и, вероятно, психологически) зависимы от родственников, и рассчитывать только на себя им не приходится. Данные опроса показывают, что женщины, которые опасаются потерять работу, в основном рассчитывают на пособие по безработице (41%) и на помощь близких (25%), а мужчины — на дополнительные приработки.
Меньшая привязанность к быту, к воспитанию детей позволяет многим молодым мужчинам быть более мобильными в обществе. По данным опроса, трудовая мобильность мужчин вдвое выше, чем женщин (на 100 мужчин приходилось в среднем 113 перемен места работы, на 100 женщин — лишь около 60). Возможно, в связи с этим мужчинам несколько чаще удается найти работу, соответствующую их потребностям, что видно из сравнительного анализа удовлетворенности работой (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Сравнительная удовлетворенность молодых мужчин и женщин
своей работой (%)
Характер удовлетворенности |
Мужчины |
Женщины |
Работа устраивает |
41,8 |
39,3 |
Работа не устраивает |
13,7 |
17,5 |
Затрудняюсь ответить |
4,2 |
2,6 |
Не дали ответа |
40,3 |
40,6 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Общим следствием гендерного статуса в социально-экономической сфере является то, что молодые женщины сравнительно реже осуществляют восходящие перемещения, добиваясь улучшения своего благосостояния. Так, в ответе на вопрос о том, как изменилось благосостояние за последние год-два, отметили существенное улучшение 8% мужчин и лишь 4% женщин. Отметили существенное ухудшение соответственно 8% мужчин и 13% женщин.
Занимая сравнительно худшее положение в социально-экономической сфере, молодые женщины имеют весьма ограниченный доступ к некоторым важным видам социальной информации. Отчасти это является следствием сравнительно низкой социальной активности и потенциальной социальной мобильности, присущей женщинам. Однако уровень информационной обеспеченности молодежи в целом, и особенно женщин, представляется явно недостаточным для того, чтобы ожидать от молодежи собственной экономической инициативности, готовности к использованию всех экономических возможностей, в том числе самозанятости, профессиональной переподготовке и повышению квалификации, навыков к социальной самоорганизации (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Сравнительная обеспеченность молодежи информацией (%)
Информированность о том, в какие органы власти можно обратиться по поводу |
Мужчины |
Женщины |
поиска работы |
||
Не знают, знают ошибочно, не ответили |
29,5 |
33,4 |
Знают точно |
64,4 |
61,4 |
регистрации своего предприятия |
||
Не знают, знают ошибочно, не ответили |
86,5 |
89,1 |
Знают точно |
11,1 |
8,6 |
получения ссуды на жилье |
||
Не знают, знают ошибочно, не ответили |
54,4 |
68,0 |
Знают точно |
40,2 |
28,7 |
Молодым женщинам свойственно в большей мере, чем мужчинам, социально-экономическое «терпение» — готовность терпеливо переносить возможное ухудшение своего материального положения. Отвечая на вопрос о том, какова наиболее вероятная реакция на такое ухудшение, женщины обнаруживают большую приверженность утвердившимся социальным нормам (проявлять терпение, ожидать улучшения в будущем) и правовым нормам не избирать способов, отступающих от закона), что видно из таблицы 4.
Таблица 4.
Предполагаемые действия молодых мужчин и женщин
при ухудшении благосостояния (%)
Варианты ответов |
Мужчины |
Женщины |
Меньше тратить, но Закон не нарушать |
26,8 |
39,9 |
Изменить положение, не нарушая закона |
49,0 |
44,8 |
Нарушить Закон, если другого выхода нет |
4,7 |
4,0 |
Плохой Закон не грех нарушить |
17,6 |
9,6 |
Не дали ответа |
1,9 |
1,7 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Женщины, таким образом, характеризуются в сравнении с мужчинами более высокой социальной надежностью, низкой потенциальной криминогенностью.
Тревоги молодежи — гендерный аспект
В иерархии проблем, которые волнуют в нынешней ситуации молодежь, проявляются особенности гендерных отношений. В социологическом опросе, в частности, выяснялось, какие проблемы являются для респондентов лично наиболее сложными и от решения которых зависит их ближайшее будущее.
У молодых мужчин на первом месте стоит получение хорошей профессии, которая может стать основой благосостояния его семьи. Мужчина — «кормилец», «добытчик» — одна из традиционных гендерных установок, присущих современному обществу. На втором и третьем местах по значимости для мужчин оказываются получение образования и устройство личной жизни.
Молодые женщины отдают приоритет получению устройству личной жизни и освоению хорошей профессии, а затем — получению качественного образования. Общество, в котором господствуют стереотипы мужской активности в профессиональной карьере и на рынке труда, ориентирует девушек в первую очередь на создание семьи ‑ главное, удачно выйти замуж и воспитывать детей. Но, судя по структуре ответов, в установках современных молодых женщин, в том числе и тех, что проживают в сельской местности, традиционная ограниченность преодолевается, и ценность личной (семейной) жизни, профессиональной карьеры и качественного образования оказываются почти равновеликими.
Распределение мнений о первоочередной проблеме, стоящей перед молодыми мужчинами и женщинами, показано в таблице 5.
Таблица 5.
Распределение ответов на вопрос о главных проблемах жизни (%)
Первоочередные проблемы |
Мужчины |
Женщины |
|
1. |
Освоение хорошей профессии |
26,8 |
19,8 |
2. |
Получение качественного образования |
22,2 |
21,8 |
3. |
Устройство личной жизни |
14,9 |
22,1 |
4. |
Получение работы |
11,9 |
10,9 |
5. |
Решение жилищной проблемы |
11,5 |
9,6 |
6. |
Здоровье |
0,8 |
3,6 |
7. |
Другие варианты |
11,9 |
12,2 |
|
Итого |
100,0 |
100,0 |
Основные проблемы обнаруживают динамику по возрастным группам. Острота потребности в хорошей профессии у молодых мужчин достигает своего пика в группе 15-17-летних, но с возрастом заметно снижается. Однако даже в старшей когорте (26-29 лет) она характерна для каждого четвертого. Еще более резко падает интерес к получению (продолжению) образования, но одновременно усиливается потребность в получении дополнительной профессии — каждый шестой стремится расширить спектр своих профессионально-трудовых возможностей.
Пик интереса молодых женщин к получению хорошей профессии отмечен в группе 18-20-летних, и этот интерес постепенно ослабевает, оставаясь характерным лишь для каждой десятой-одиннадцатой в группе 26-29-летних. Неудовлетворенная потребность в получении качественного образования также ослабевает с возрастом, но усиливается интерес к получению дополнительной профессии. Также обостряется беспокойство по поводу личного здоровья, и в старшей группе (26-29-летних) уже каждая шестая указывает на эту проблему как ключевую в своей жизни.
Для молодых мужчин более характерна заинтересованность в открытии собственного дела (бизнеса) — такая цель свойственна каждому девятому и почти одинаково актуальна для всех возрастных групп молодых мужчин, для женщин же такие устремления совершенно не характерны: если среди 15-17-летних девушек подобные планы вынашивают около 6%, то даже эта незначительная доля постепенно снижается.