21.5. Автомобильный транспорт

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Хотя первые автомобили были сконструированы еще в конце XIX в., бурное развитие этого вида транспорта началось в XX столетии. При этом в течение многих десятилетий темпы роста были исключительно высоки, а сам приход автомобиля в повседневную жизнь привел ко многим каче­ственным переменам в экономике, социальной сфере, экологии и т.д.

В 1900 г. во всем мире насчитывалось всего 6 тыс. автомобилей. В 1950 г. их было уже 62,3 млн, а к началу 60-х годов их число возросло до 103 млн. В 1970 г. эксплуатировалось 246,4 млн машин. В начале 90-х годов их количество возросло вдвое. Наконец, в начале XXI столетия число грузовых автомашин превысило 140 млн, легковых — 460 млн.

Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные воз­можности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы, суда для гори­зонтальной погрузки и разгрузки грузов и т.д.), железнодорожным (плат­формы, трейлеры), авиационным (большегрузные самолеты). При этом используется перевозка не только колесной техники, но и контейнеров, а также других видов «юнитизированных» грузовых мест. В результате вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транс­портной системы весьма велик.

В целом большая часть автотранспортных средств принадлежит раз­витым странам Европы и Северной Америки, равно как и основная часть дорожной сети с твердым покрытием. К началу XXI в. общая протяжен­ность автомобильных дорог с улучшенным покрытием в мире превысила 12,7 млн км. Ежегодно по ним перевозится более 20 млрд т грузов. Общий грузооборот по 29 странам (по которым имеется статистика) составляет 3247 млрд т/км. Пассажирские перевозки по автодорогам достигают 10 600 млрд пасс./км.

В России (СССР) автотранспорт, особенно легковой, развивался мед­леннее, чем в западных странах, и менее успешно, чем такие виды транс­порта, как железнодорожный и водный, что объясняется общей социально-экономической политикой государства, очень жестко ограничивавшей в прошлом спрос населения. Начало производства автомобилей в России относится к 1910 г. Дальнейшая политика преследовала цель перво­очередного увеличения парка грузовых автомашин и пассажирских авто­бусов (в 1941 г. СССР обладал парком в 1,2 млн единиц). Более быстрое развитие автомобильного транспорта относится ко второй половине XX в.

Эксплуатационная длина автодорог с твердым покрытием в 1928 г. составляла в Российской Федерации всего 20 тыс. км, в 1950 г. — 83 тыс. км, в 1970 г. -— 264 тыс. км. Общая протяженность автомобильных дорог в СССР в конце 90-х годов перед распадом СССР превысила 900 тыс. км (в том числе в РСФСР — 656 тыс. км).

Во второй половине XX в. возрастал и объем грузов, перевозившихся автомобильным транспортом. В последнее десятилетие (до распада) в Советском Союзе грузооборот автомобильного транспорта составлял 280 млрд т/км, а пассажирооборот — 254 млрд пасс./км. Обращает на себя внимание низкий уровень обеспеченности населения легковыми авто­мобилями.

В современной России развитие автотранспорта получило новый импульс и стало адаптироваться к рыночным требованиям. Трудности связаны с недостаточно развитой инфраструктурой, ее отсталостью и не­хваткой автотранспортных средств, которые, как правило, не соответствуют экологическим и другим нормативам, действующим в промышленно раз­витых странах. Общая численность автомашин лишь недавно превысила 30 млн единиц. Серьезной проблемой остается борьба за безопасность движения на автодорогах страны.

Хотя первые автомобили были сконструированы еще в конце XIX в., бурное развитие этого вида транспорта началось в XX столетии. При этом в течение многих десятилетий темпы роста были исключительно высоки, а сам приход автомобиля в повседневную жизнь привел ко многим каче­ственным переменам в экономике, социальной сфере, экологии и т.д.

В 1900 г. во всем мире насчитывалось всего 6 тыс. автомобилей. В 1950 г. их было уже 62,3 млн, а к началу 60-х годов их число возросло до 103 млн. В 1970 г. эксплуатировалось 246,4 млн машин. В начале 90-х годов их количество возросло вдвое. Наконец, в начале XXI столетия число грузовых автомашин превысило 140 млн, легковых — 460 млн.

Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные воз­можности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы, суда для гори­зонтальной погрузки и разгрузки грузов и т.д.), железнодорожным (плат­формы, трейлеры), авиационным (большегрузные самолеты). При этом используется перевозка не только колесной техники, но и контейнеров, а также других видов «юнитизированных» грузовых мест. В результате вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транс­портной системы весьма велик.

В целом большая часть автотранспортных средств принадлежит раз­витым странам Европы и Северной Америки, равно как и основная часть дорожной сети с твердым покрытием. К началу XXI в. общая протяжен­ность автомобильных дорог с улучшенным покрытием в мире превысила 12,7 млн км. Ежегодно по ним перевозится более 20 млрд т грузов. Общий грузооборот по 29 странам (по которым имеется статистика) составляет 3247 млрд т/км. Пассажирские перевозки по автодорогам достигают 10 600 млрд пасс./км.

В России (СССР) автотранспорт, особенно легковой, развивался мед­леннее, чем в западных странах, и менее успешно, чем такие виды транс­порта, как железнодорожный и водный, что объясняется общей социально-экономической политикой государства, очень жестко ограничивавшей в прошлом спрос населения. Начало производства автомобилей в России относится к 1910 г. Дальнейшая политика преследовала цель перво­очередного увеличения парка грузовых автомашин и пассажирских авто­бусов (в 1941 г. СССР обладал парком в 1,2 млн единиц). Более быстрое развитие автомобильного транспорта относится ко второй половине XX в.

Эксплуатационная длина автодорог с твердым покрытием в 1928 г. составляла в Российской Федерации всего 20 тыс. км, в 1950 г. — 83 тыс. км, в 1970 г. -— 264 тыс. км. Общая протяженность автомобильных дорог в СССР в конце 90-х годов перед распадом СССР превысила 900 тыс. км (в том числе в РСФСР — 656 тыс. км).

Во второй половине XX в. возрастал и объем грузов, перевозившихся автомобильным транспортом. В последнее десятилетие (до распада) в Советском Союзе грузооборот автомобильного транспорта составлял 280 млрд т/км, а пассажирооборот — 254 млрд пасс./км. Обращает на себя внимание низкий уровень обеспеченности населения легковыми авто­мобилями.

В современной России развитие автотранспорта получило новый импульс и стало адаптироваться к рыночным требованиям. Трудности связаны с недостаточно развитой инфраструктурой, ее отсталостью и не­хваткой автотранспортных средств, которые, как правило, не соответствуют экологическим и другим нормативам, действующим в промышленно раз­витых странах. Общая численность автомашин лишь недавно превысила 30 млн единиц. Серьезной проблемой остается борьба за безопасность движения на автодорогах страны.