10.1. Понятие и сущность конкурентоспособности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Современная мировая экономика испытывает глубокие и ускоря­ющиеся изменения: глобализация рынка, развитие многомерной конкурен­ции, трансформация хозяйственных процессов, обнаруживающая устаре­вание традиционных принципов и ориентиров структурирования и развития субъектов мирового и национальных хозяйств. Если до 70-х годов XX в. конкуренция особенно не проявлялась во многих отраслях и странах, то сегодня масштабы се роста и расширения выходят за границы отдельных регионов мира, обостряя вопросы конкурентоспособности национальных предприятий и учреждений. Недооценка проблемы конкурентоспособности дорого обходится любому товаропроизводителю и стране, включая США и Великобританию, которые за последние десятилетия фактически свер­нули ряд отраслей и сократили экспорт продукции в конкурировании с лучшими импортными аналогами, преимущественно из Японии.

Однако глобализация и развитие конкуренции создают не только экономические проблемы, но и возможности для товаропроизводителей: постоянные инновации, беспрецедентные темпы развития наиболее конкурентных сегодня отраслей экономики (электроники, машинострое­ния и др.) Японии и других индустриально развитых стран обусловлены усилением внутренней и международной конкуренции. Сравнительные оценки конкурентоспособности, с выявлением сильных сторон успешных конкурентов, позволяют определять слабости национальных субъектов мирового хозяйства, уточнять ориентиры экономического развития.

Понятие международной конкурентоспособности является для миро­вой и российской экономики новым и довольно сложным. Пока нет обще­принятого определения ее содержания и понимания как источника уско­рения экономического развития, тем более на ресурсосберегающей основе. Устойчивое обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъек­тов и производимых ими товаров остается одной из наиболее сложных задач в мировой экономике. Ее решение затрудняется тем, что российский опыт в этой сфере явно невелик и сводится в основном к технико-эконо­мическим оценкам части экспортируемых товаров или отраслей вообще, без определения уровней международной конкурентоспособности и экономичной системы мер се повышения. Существующие отечественные и зарубежные решения проблемы конкурентоспособности слабо отражают динамику и характер происходящих в мире фундаментальных изменений в мировом и национальных хозяйствах, связанных с обострением между­народного соперничества, ведущегося в разных формах, разными методами и на различных уровнях экономики.

Значительные институциональные и законодательные изменения в российской экономике, обусловленные переходом к рыночным отноше­ниям, не облегчили решение многих накопившихся социально-экономи­ческих проблем: товаропроизводители и государство по-прежнему несут огромные ресурсные потери от низкого качества продукции и труда, от недостаточной эффективности инновационных и производственных про­цессов, от недоиспользования потенциала трудовых ресурсов и лучшего мирового опыта. По большинству известных показателей конкурентоспо­собности (по классификации Всемирного экономического форума — WEF и др.) Россия остается на последних местах в мире, что накануне ее вступ­ления во Всемирную торговую организацию (ВТО) обостряет необходи­мость кардинального изменения экономического положения отечествен­ных товаропроизводителей, с учетом обновляющихся международных достижений в рассматриваемой сфере, качественной и структурной транс­формации мировой экономики.

Международная конкурентоспособность является важнейшей комп­лексной характеристикой качественного состояния товаров, хозяйству­ющих субъектов, их структурных изменений, сравнительно с сопоставимыми . аналогами других стран. Уровень конкурентоспособности в международ­ном бизнесе может регулироваться с учетом качества факторов (произ­водственных и др.) его достижения и возможного превосходства. Новые условия расширения конкуренции и ограниченности материально-финан­совых ресурсов вызывают необходимость качественных прорывов в кон­курентоспособности и опережении конкурентов, повышающих устойчи­вость экономического роста, влияния и доходности субъекта мирового хозяйства. Отсюда возникает необходимость в структурировании и систе­матизации соответствующей международной информации, в сопоставле­нии уровней конкурентоспособности и ее изменений, сравнительно с лиди­рующими субъектами мирового хозяйства.

Мировая конкурентоспособность, методичное ускорение развития и планомерная структурная перестройка — это взаимосвязанные социально-экономические категории необходимой глубокой трансформации предприятий и корпораций, управленческого и индивидуального мировоз­зрения, экономических подходов и механизмов. Экономическая целесо­образность ускорения создания лучших товаров подтверждается всей историей успехов и неудач предприятий любых отраслей и стран. Явная глубина и продолжительность экономического кризиса субъектов Россий­ской Федерации в мировом хозяйстве обостряют необходимость срочного решения проблем ускоренного достижения мировой конкурентоспо­собности.

В современном обеспечении конкурентоспособности в международ­ном бизнесе важны преимущества ее ресурсосберегающего наращивания, ускорения и качества экономического роста, гуманитарно-демократические основы конкурентных преобразований, раскрепощения и развития возмож­ностей трудовых ресурсов, обладающих неисчерпаемым потенциалом. Распространенное представление международной конкурентоспособности в смысле соперничества «страны против страны» является неточным (осо­бенно в условиях переплетения национальных и корпоративных эконо­мик), а определение конкурентоспособности на принципах только «пози­ций и преимуществ» — неполным. В теории конкурентных преимуществ М. Портера уделяется недостаточно внимания микроэкономике предприя­тий, где создаются и конкурентные преимущества, и возможности влия­ния на экономику отраслей и стран, включая изменения фактора спроса.

Современная мировая экономика испытывает глубокие и ускоря­ющиеся изменения: глобализация рынка, развитие многомерной конкурен­ции, трансформация хозяйственных процессов, обнаруживающая устаре­вание традиционных принципов и ориентиров структурирования и развития субъектов мирового и национальных хозяйств. Если до 70-х годов XX в. конкуренция особенно не проявлялась во многих отраслях и странах, то сегодня масштабы се роста и расширения выходят за границы отдельных регионов мира, обостряя вопросы конкурентоспособности национальных предприятий и учреждений. Недооценка проблемы конкурентоспособности дорого обходится любому товаропроизводителю и стране, включая США и Великобританию, которые за последние десятилетия фактически свер­нули ряд отраслей и сократили экспорт продукции в конкурировании с лучшими импортными аналогами, преимущественно из Японии.

Однако глобализация и развитие конкуренции создают не только экономические проблемы, но и возможности для товаропроизводителей: постоянные инновации, беспрецедентные темпы развития наиболее конкурентных сегодня отраслей экономики (электроники, машинострое­ния и др.) Японии и других индустриально развитых стран обусловлены усилением внутренней и международной конкуренции. Сравнительные оценки конкурентоспособности, с выявлением сильных сторон успешных конкурентов, позволяют определять слабости национальных субъектов мирового хозяйства, уточнять ориентиры экономического развития.

Понятие международной конкурентоспособности является для миро­вой и российской экономики новым и довольно сложным. Пока нет обще­принятого определения ее содержания и понимания как источника уско­рения экономического развития, тем более на ресурсосберегающей основе. Устойчивое обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъек­тов и производимых ими товаров остается одной из наиболее сложных задач в мировой экономике. Ее решение затрудняется тем, что российский опыт в этой сфере явно невелик и сводится в основном к технико-эконо­мическим оценкам части экспортируемых товаров или отраслей вообще, без определения уровней международной конкурентоспособности и экономичной системы мер се повышения. Существующие отечественные и зарубежные решения проблемы конкурентоспособности слабо отражают динамику и характер происходящих в мире фундаментальных изменений в мировом и национальных хозяйствах, связанных с обострением между­народного соперничества, ведущегося в разных формах, разными методами и на различных уровнях экономики.

Значительные институциональные и законодательные изменения в российской экономике, обусловленные переходом к рыночным отноше­ниям, не облегчили решение многих накопившихся социально-экономи­ческих проблем: товаропроизводители и государство по-прежнему несут огромные ресурсные потери от низкого качества продукции и труда, от недостаточной эффективности инновационных и производственных про­цессов, от недоиспользования потенциала трудовых ресурсов и лучшего мирового опыта. По большинству известных показателей конкурентоспо­собности (по классификации Всемирного экономического форума — WEF и др.) Россия остается на последних местах в мире, что накануне ее вступ­ления во Всемирную торговую организацию (ВТО) обостряет необходи­мость кардинального изменения экономического положения отечествен­ных товаропроизводителей, с учетом обновляющихся международных достижений в рассматриваемой сфере, качественной и структурной транс­формации мировой экономики.

Международная конкурентоспособность является важнейшей комп­лексной характеристикой качественного состояния товаров, хозяйству­ющих субъектов, их структурных изменений, сравнительно с сопоставимыми . аналогами других стран. Уровень конкурентоспособности в международ­ном бизнесе может регулироваться с учетом качества факторов (произ­водственных и др.) его достижения и возможного превосходства. Новые условия расширения конкуренции и ограниченности материально-финан­совых ресурсов вызывают необходимость качественных прорывов в кон­курентоспособности и опережении конкурентов, повышающих устойчи­вость экономического роста, влияния и доходности субъекта мирового хозяйства. Отсюда возникает необходимость в структурировании и систе­матизации соответствующей международной информации, в сопоставле­нии уровней конкурентоспособности и ее изменений, сравнительно с лиди­рующими субъектами мирового хозяйства.

Мировая конкурентоспособность, методичное ускорение развития и планомерная структурная перестройка — это взаимосвязанные социально-экономические категории необходимой глубокой трансформации предприятий и корпораций, управленческого и индивидуального мировоз­зрения, экономических подходов и механизмов. Экономическая целесо­образность ускорения создания лучших товаров подтверждается всей историей успехов и неудач предприятий любых отраслей и стран. Явная глубина и продолжительность экономического кризиса субъектов Россий­ской Федерации в мировом хозяйстве обостряют необходимость срочного решения проблем ускоренного достижения мировой конкурентоспо­собности.

В современном обеспечении конкурентоспособности в международ­ном бизнесе важны преимущества ее ресурсосберегающего наращивания, ускорения и качества экономического роста, гуманитарно-демократические основы конкурентных преобразований, раскрепощения и развития возмож­ностей трудовых ресурсов, обладающих неисчерпаемым потенциалом. Распространенное представление международной конкурентоспособности в смысле соперничества «страны против страны» является неточным (осо­бенно в условиях переплетения национальных и корпоративных эконо­мик), а определение конкурентоспособности на принципах только «пози­ций и преимуществ» — неполным. В теории конкурентных преимуществ М. Портера уделяется недостаточно внимания микроэкономике предприя­тий, где создаются и конкурентные преимущества, и возможности влия­ния на экономику отраслей и стран, включая изменения фактора спроса.