23.2. Всемирный банк и его партнерство с международным бизнесом

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Всемирный банк является еще одним специализированным учрежде­нием ООН, состоящим из четырех тесно связанных между собой органи­заций, общей целью которых является повышение уровня жизни в разви­вающихся странах за счет финансовой помощи промышленно развитых стран. К этим организациям относятся Международный банк реконструк­ции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Всемирный банк представляет крупнейший в мире инвести­ционный институт, па его долю приходится около половины финансовых средств, направляемых всеми межгосударственными организациями в развивающиеся страны для их скорейшего социально-экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Этот Банк также является специализированным учреждением ООН. Банк был создам в 1944 г. на Бреттон-вудской международной валютно-финансовой конференции. Соглашение о МБРР, принятое на Конференции, играет роль его устава. Устав МБРР неоднократно менялся. Банк начал функциониро­вать в 1946 г. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (США). Присо­единение страны к МБРР возможно только в том случае, если она является членом МВФ. В настоящее время членами МБРР являются 182 страны. Россия вступила в МБРР в 1992 г.

Основными целями МБРР являются: содействие реконструкции и развитию стран-членов путем поощ­рения капиталовложений для производственных целей;

поощрение частных иностранных капиталовложений, предостав­ление займов для целей производства;

содействие долгосрочному сбалансированному росту международ­ной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем по­ощрения международных капиталовложений для развития производствен­ных ресурсов стран-членов.

Главными направлениями деятельности МБРР являются:

предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей, развития сельского хозяйства и энергетики;

предоставление развивающимся странам займов на развитие инфраструктуры транспорта и связи, проектов охраны окружающей среды;

предоставление займов развивающимся странам для выплаты про­центных ставок на международных финансовых рынках;

предоставление консультаций и проведение исследований по экономической и научно-технической тематике;

оказание технической помощи развивающимся странам.

Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов.

В 2002 г. он составлял 186,4 млрд дол., из которых оплаченный капитал 11,8 млрд дол., а остальная часть подписки может быть востребована Банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения обяза­тельств. Подавляющую часть ресурсов (94%) МБРР привлекает путем эмис­сии облигаций на мировом финансовом рынке. Количество голосов в МБРР определяется взносом страны-члена в уставный капитал. Наибольшее коли­чество голосов в МБРР имели США (16,7%), Япония (8,0%), Германия (4,6%), Франция и Великобритания (по 4,4%). У России 2,8% голосов.

Высшим руководящим органом МБРР является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его замести­телем, назначаемыми правительствами соответствующих стран на пяти­летний срок. Это, как правило, министры финансов и председатели центральных банков. Совет управляющих собирается один раз в год на ежегодном заседании МБРР и решает принципиальные вопросы (прием новых стран-членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода).

Рабочим органом Совета управляющих, занимающимся координацией деятельности МБРР и МВФ, является Комитет по развитию. Он готовит аналитические материалы на основе рассмотрения таких вопросов, как воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности развивающихся стран и передача ресурсов, развитие частного бизнеса, борьба с нищетой и безработицей.

Исполнительным органом МБРР является Директорат. Он состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначаются странами-членами, имеющими наибольшее число акций, 3 — представляют Китай, Россию и Саудовскую Аравию, 16 — избираются от групп стран. Дирек­торат выбирает президента МБРР, по традиции — американца, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих.

Международная ассоциация развития (MAP). Эта организация создана в 1960 г. и является специализированным учреждением ООН. Формально MAP считается независимой от МБРР, поскольку имеет само­стоятельный устав и финансовую базу. Однако фактически она представ­ляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР и является его фили­алом. Если МБРР получает большую часть своих финансовых средств на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся стра­нам под более низкий процент и с более длительными сроками погаше­ния, чем коммерческие банки, то MAP предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров. Члены MAP — 160 стран, в том числе Россия.

Основными целями MAP являются:

предоставление долгосрочных кредитов наиболее бедным разви­вающимся странам;

оказание содействия экономическому развитию, повышению уровня жизни в наименее развитых странах-членах путем предоставления им необходимых средств на финансирование конкретных проектов, целе­сообразность которых подтверждается экспертами МБРР;

оказание содействия повышению производительности труда в странах с наиболее низкими годовыми доходами на душу населения.

Главными направлениями деятельности MAP являются: — кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособ­ных странах в целях их экономического развития;

проведение экспертизы финансируемых проектов для определе­ния эффективности использования финансовой помощи;

оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ, в обеспечении развития в сфере экологии, в борьбе с нищетой.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и прези­дент МБРР, а также должностные лица и штатные сотрудники по совмес­тительству выполняют аналогичные обязанности в MAP. Основная часть финансовых ресурсов MAP поступает из трех источников: перевода из прибыли МБРР, капитала, подписчиками которого являются страны-члены, и взносов богатых стран — членов MAP, включая ряд стран со средним уровнем годового дохода на душу населения.

Международная финансовая корпорация (МФК). Эта Корпорация создана в 1956 г. и представляет собой специализированное учреждение ООН. Формально МФК считается независимой от МБРР, является само­стоятельным юридическим лицом со своим уставом и собственными ресурсами. Однако фактически МФК — филиал МБРР. Как и МБРР, МФК формирует основную массу ресурсов путем привлечения средств с миро­вого рынка капиталов. МФК располагает более широким набором инструмен­тов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний. В отличие от МБРР МФК не требует правительственные гарантии и не берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта. Членами МФК являются 174 страны, в том числе Россия.

Основными целями МФК являются:

оказание содействия в финансировании частного предпринима­тельства, главным образом в развивающихся странах, в целях экономи­ческого развития стран-членов;

оказание помощи в управлении предприятиями, созданными с участием как иностранного капитала, так и местных инвестиций;

стимулирование притока частного капитала в производственную сферу;

реализация принципа рентабельности в сотрудничестве с частным сектором.

Главными направлениями деятельности МФК являются:

финансирование предпринимательства в странах-членах путем предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвести­рования собственных средств МФК, не требуя гарантий со стороны пра­вительств;

осуществление инвестиций за счет собственных средств в обра­батывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, ком­мунальные предприятия, туризм;

привлечение частных финансовых средств для инвестиций в про­екты по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды;

содействие развитию предпринимательства в малом и среднем биз­

несе путем финансирования создания совместных предприятий с участием

иностранных партнеров, оказания технической и консультационной помощи;

оказание содействия частным и смешанным по капиталу предприя­тиям в овладении современными методами управления производством; консультирование их по вопросам налогообложения, страхования, ре­структуризации компаний;

подготовка и оценка проектов производственных объектов; опре­деление потребностей в инвестициях; поиск частных инвесторов;

оказание содействия в управлении рисками: проведении опера­ций хеджирования, операций, связанных со страхованием валютных рис­ков, изменениями на рынке ценных бумаг;

объединение привлекаемых из разных источников финансовых ресурсов для инвестиций в частные компании; предоставление гарантий инвесторам и вспомогательное финансирование;

сотрудничество с МБРР по вопросам разработки национальных стратегий стран-членов, реформирования их финансового сектора и си­стемы налогообложения;

консультирование деловых кругов и правительств стран-членов по вопросам экономического развития: выработки экономической поли­тики; определения целей и стратегий предпринимательской деятельности; составления маркетинговых программ: определения источников привле­чения финансовых средств для развития частного сектора; изучения воз­можностей получения технической помощи;

оказание технической помощи частным фирмам, финансирование которой осуществляется с помощью Фонда технической помощи, создан­ного в рамках МФК;

осуществление информационной деятельности; предоставление информации о новых проектах, новых рынках, открытых для иностран­ных инвесторов, о деятельности МФК.

Высшим органом МФК является Совет управляющих. В его состав входят те же лица, что и в Совет управляющих МБРР. Президентом МФК является президент МБРР. Исполнительные директора также совмещают свои должности в МБРР и МФК.

Финансовые ресурсы МФК образуются из взносов стран-членов в соответствии с их подпиской на акции МФК: отчислений от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с псиными бумагами, средств, при­влеченных в виде займов; дотаций и кредитов МБРР.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Это Агентство создано в 1988 г. и является специализирован­ным учреждением ООН. Будучи в финансовом отношении независимым, тем не менее является филиалом МБРР. Членами МАИГ являются 145 стран, в том числе Россия.

Основными целями Л/Л ЯГ являются:

предоставление гарантий на инвестиции, направляемые на произ­

водственные цели, преимущественно в развивающихся странах-членах;

страхование и перестрахование от некоммерческих рисков;

содействие разработке проектов и обеспечение их обоснованности с точки зрения потребностей конкретной страны;

оказание технической помощи в целях стимулирования притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны;

осуществление информационной деятельности.

Главными направлениями деятельности МАИГявляются:

предоставление гарантий для защиты от потерь, вызванных

неконвертируемостью местной валюты, экспроприацией собственности

в стране пребывания, войной и гражданскими беспорядками, нарушением

контракта со стороны контрагента страны пребывания;

осуществление операций по совместному страхованию или пере­страхованию;

предоставление гарантий международным консорциумам;

оказание содействия развивающимся странам в разработке проек­тов и подготовке заявок на предоставление гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими обоснованиями;

оказание содействия развивающимся странам с целью привлечения прямых иностранных капиталовложений: предоставление консультацион­ных услуг по созданию благоприятного климата для притока иностран­ных инвестиций; распространение информации о новых инвестиционных проектах; оказание технической помощи и помощи в разработке марке­тинговых программ.

Высшим органом МАИГ является Совет управляющих. За общую оперативную деятельность Агентства несет ответственность Директорат, состоящий из 20 членов. Председателем Директората является президент МБРР. Должностные лица и штатные сотрудники МБРР работают в МАИГ по совместительству. Источником финансирования МАИГ является его основной капитал, который состоит из взноса стран-членов.

Всемирный банк является еще одним специализированным учрежде­нием ООН, состоящим из четырех тесно связанных между собой органи­заций, общей целью которых является повышение уровня жизни в разви­вающихся странах за счет финансовой помощи промышленно развитых стран. К этим организациям относятся Международный банк реконструк­ции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Всемирный банк представляет крупнейший в мире инвести­ционный институт, па его долю приходится около половины финансовых средств, направляемых всеми межгосударственными организациями в развивающиеся страны для их скорейшего социально-экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Этот Банк также является специализированным учреждением ООН. Банк был создам в 1944 г. на Бреттон-вудской международной валютно-финансовой конференции. Соглашение о МБРР, принятое на Конференции, играет роль его устава. Устав МБРР неоднократно менялся. Банк начал функциониро­вать в 1946 г. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (США). Присо­единение страны к МБРР возможно только в том случае, если она является членом МВФ. В настоящее время членами МБРР являются 182 страны. Россия вступила в МБРР в 1992 г.

Основными целями МБРР являются: содействие реконструкции и развитию стран-членов путем поощ­рения капиталовложений для производственных целей;

поощрение частных иностранных капиталовложений, предостав­ление займов для целей производства;

содействие долгосрочному сбалансированному росту международ­ной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем по­ощрения международных капиталовложений для развития производствен­ных ресурсов стран-членов.

Главными направлениями деятельности МБРР являются:

предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей, развития сельского хозяйства и энергетики;

предоставление развивающимся странам займов на развитие инфраструктуры транспорта и связи, проектов охраны окружающей среды;

предоставление займов развивающимся странам для выплаты про­центных ставок на международных финансовых рынках;

предоставление консультаций и проведение исследований по экономической и научно-технической тематике;

оказание технической помощи развивающимся странам.

Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов.

В 2002 г. он составлял 186,4 млрд дол., из которых оплаченный капитал 11,8 млрд дол., а остальная часть подписки может быть востребована Банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения обяза­тельств. Подавляющую часть ресурсов (94%) МБРР привлекает путем эмис­сии облигаций на мировом финансовом рынке. Количество голосов в МБРР определяется взносом страны-члена в уставный капитал. Наибольшее коли­чество голосов в МБРР имели США (16,7%), Япония (8,0%), Германия (4,6%), Франция и Великобритания (по 4,4%). У России 2,8% голосов.

Высшим руководящим органом МБРР является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его замести­телем, назначаемыми правительствами соответствующих стран на пяти­летний срок. Это, как правило, министры финансов и председатели центральных банков. Совет управляющих собирается один раз в год на ежегодном заседании МБРР и решает принципиальные вопросы (прием новых стран-членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода).

Рабочим органом Совета управляющих, занимающимся координацией деятельности МБРР и МВФ, является Комитет по развитию. Он готовит аналитические материалы на основе рассмотрения таких вопросов, как воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности развивающихся стран и передача ресурсов, развитие частного бизнеса, борьба с нищетой и безработицей.

Исполнительным органом МБРР является Директорат. Он состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначаются странами-членами, имеющими наибольшее число акций, 3 — представляют Китай, Россию и Саудовскую Аравию, 16 — избираются от групп стран. Дирек­торат выбирает президента МБРР, по традиции — американца, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих.

Международная ассоциация развития (MAP). Эта организация создана в 1960 г. и является специализированным учреждением ООН. Формально MAP считается независимой от МБРР, поскольку имеет само­стоятельный устав и финансовую базу. Однако фактически она представ­ляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР и является его фили­алом. Если МБРР получает большую часть своих финансовых средств на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся стра­нам под более низкий процент и с более длительными сроками погаше­ния, чем коммерческие банки, то MAP предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров. Члены MAP — 160 стран, в том числе Россия.

Основными целями MAP являются:

предоставление долгосрочных кредитов наиболее бедным разви­вающимся странам;

оказание содействия экономическому развитию, повышению уровня жизни в наименее развитых странах-членах путем предоставления им необходимых средств на финансирование конкретных проектов, целе­сообразность которых подтверждается экспертами МБРР;

оказание содействия повышению производительности труда в странах с наиболее низкими годовыми доходами на душу населения.

Главными направлениями деятельности MAP являются: — кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособ­ных странах в целях их экономического развития;

проведение экспертизы финансируемых проектов для определе­ния эффективности использования финансовой помощи;

оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ, в обеспечении развития в сфере экологии, в борьбе с нищетой.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и прези­дент МБРР, а также должностные лица и штатные сотрудники по совмес­тительству выполняют аналогичные обязанности в MAP. Основная часть финансовых ресурсов MAP поступает из трех источников: перевода из прибыли МБРР, капитала, подписчиками которого являются страны-члены, и взносов богатых стран — членов MAP, включая ряд стран со средним уровнем годового дохода на душу населения.

Международная финансовая корпорация (МФК). Эта Корпорация создана в 1956 г. и представляет собой специализированное учреждение ООН. Формально МФК считается независимой от МБРР, является само­стоятельным юридическим лицом со своим уставом и собственными ресурсами. Однако фактически МФК — филиал МБРР. Как и МБРР, МФК формирует основную массу ресурсов путем привлечения средств с миро­вого рынка капиталов. МФК располагает более широким набором инструмен­тов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний. В отличие от МБРР МФК не требует правительственные гарантии и не берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта. Членами МФК являются 174 страны, в том числе Россия.

Основными целями МФК являются:

оказание содействия в финансировании частного предпринима­тельства, главным образом в развивающихся странах, в целях экономи­ческого развития стран-членов;

оказание помощи в управлении предприятиями, созданными с участием как иностранного капитала, так и местных инвестиций;

стимулирование притока частного капитала в производственную сферу;

реализация принципа рентабельности в сотрудничестве с частным сектором.

Главными направлениями деятельности МФК являются:

финансирование предпринимательства в странах-членах путем предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвести­рования собственных средств МФК, не требуя гарантий со стороны пра­вительств;

осуществление инвестиций за счет собственных средств в обра­батывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, ком­мунальные предприятия, туризм;

привлечение частных финансовых средств для инвестиций в про­екты по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды;

содействие развитию предпринимательства в малом и среднем биз­

несе путем финансирования создания совместных предприятий с участием

иностранных партнеров, оказания технической и консультационной помощи;

оказание содействия частным и смешанным по капиталу предприя­тиям в овладении современными методами управления производством; консультирование их по вопросам налогообложения, страхования, ре­структуризации компаний;

подготовка и оценка проектов производственных объектов; опре­деление потребностей в инвестициях; поиск частных инвесторов;

оказание содействия в управлении рисками: проведении опера­ций хеджирования, операций, связанных со страхованием валютных рис­ков, изменениями на рынке ценных бумаг;

объединение привлекаемых из разных источников финансовых ресурсов для инвестиций в частные компании; предоставление гарантий инвесторам и вспомогательное финансирование;

сотрудничество с МБРР по вопросам разработки национальных стратегий стран-членов, реформирования их финансового сектора и си­стемы налогообложения;

консультирование деловых кругов и правительств стран-членов по вопросам экономического развития: выработки экономической поли­тики; определения целей и стратегий предпринимательской деятельности; составления маркетинговых программ: определения источников привле­чения финансовых средств для развития частного сектора; изучения воз­можностей получения технической помощи;

оказание технической помощи частным фирмам, финансирование которой осуществляется с помощью Фонда технической помощи, создан­ного в рамках МФК;

осуществление информационной деятельности; предоставление информации о новых проектах, новых рынках, открытых для иностран­ных инвесторов, о деятельности МФК.

Высшим органом МФК является Совет управляющих. В его состав входят те же лица, что и в Совет управляющих МБРР. Президентом МФК является президент МБРР. Исполнительные директора также совмещают свои должности в МБРР и МФК.

Финансовые ресурсы МФК образуются из взносов стран-членов в соответствии с их подпиской на акции МФК: отчислений от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с псиными бумагами, средств, при­влеченных в виде займов; дотаций и кредитов МБРР.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Это Агентство создано в 1988 г. и является специализирован­ным учреждением ООН. Будучи в финансовом отношении независимым, тем не менее является филиалом МБРР. Членами МАИГ являются 145 стран, в том числе Россия.

Основными целями Л/Л ЯГ являются:

предоставление гарантий на инвестиции, направляемые на произ­

водственные цели, преимущественно в развивающихся странах-членах;

страхование и перестрахование от некоммерческих рисков;

содействие разработке проектов и обеспечение их обоснованности с точки зрения потребностей конкретной страны;

оказание технической помощи в целях стимулирования притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны;

осуществление информационной деятельности.

Главными направлениями деятельности МАИГявляются:

предоставление гарантий для защиты от потерь, вызванных

неконвертируемостью местной валюты, экспроприацией собственности

в стране пребывания, войной и гражданскими беспорядками, нарушением

контракта со стороны контрагента страны пребывания;

осуществление операций по совместному страхованию или пере­страхованию;

предоставление гарантий международным консорциумам;

оказание содействия развивающимся странам в разработке проек­тов и подготовке заявок на предоставление гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими обоснованиями;

оказание содействия развивающимся странам с целью привлечения прямых иностранных капиталовложений: предоставление консультацион­ных услуг по созданию благоприятного климата для притока иностран­ных инвестиций; распространение информации о новых инвестиционных проектах; оказание технической помощи и помощи в разработке марке­тинговых программ.

Высшим органом МАИГ является Совет управляющих. За общую оперативную деятельность Агентства несет ответственность Директорат, состоящий из 20 членов. Председателем Директората является президент МБРР. Должностные лица и штатные сотрудники МБРР работают в МАИГ по совместительству. Источником финансирования МАИГ является его основной капитал, который состоит из взноса стран-членов.