21.7. Трубопроводный транспорт

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Хотя первые небольшие трубопроводы были сооружены еще до начала прошлого столетия, развитие этого вида транспорта относится целиком к прошедшему веку и особенно к его второй половине.

В начале 70-х годов в мире в целом общая протяженность магист­ральных нефтепроводов достигла 258 тыс. км, газопроводов — 609 тыс. км. Уже в то время примерно половина общей длины нефтепроводов и 2/3 длины газопроводов приходилось на США. В Советском Союзе сооружение трубо­проводной сети в те годы также набирало темпы. Спустя еще 30 лет, к началу XXI столетия общая протяженность магистральных нефте­проводов в мире достигла 500 тыс. км, т.е. возросла примерно вдвое.

Наибольшей трубопроводной сетью обладают США, Россия и следу­ющая за ними с большим отрывом Европа. В США общая протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов к началу XXI столетия составила около 290 тыс. км. В Европе (без Российской Федерации, Белоруссии и Украины) общая протяженность магистральных нефтепроводов составляет более 45 тыс. км, газопроводов — 10,5 тыс. км. По европейским нефтепроводам ежегодно прокачивается около 800 млн т нефти.

Из зарубежных восточноевропейских стран значительными трубо­проводными системами обладают также Украина — 6,9 тыс. км и Бело­руссия — 2,9 тыс. км. В настоящее время по ним прокачивается ежегодно 67,5 млн т и 71 млн т нефти соответственно. В основном это транзитная российская нефть, поставляемая на Запад. Грузооборот украинских нефте­проводов достигает 37,5 млрд т/км, белорусских — около 27 млрд т/км.

Из западноевропейских стран наиболее протяженными магистраль­ными нефтепроводами обладают Франция, Италия, Великобритания, Испания. В целом территория Европы покрыта густой сетью трубопро­водов. На востоке Европы западные нефтепроводы соединены с магист­ральными трубопроводами из России — система «Дружба». При этом если одно из направлений системы проходит через Польшу в Германию, то южный участок трассы («Дружба — Адриа») соединяет эти два трубо­провода и продлен подводным нефтепроводом длиной 70 км до итальян­ского порта Триест. В результате нефтепровод «Дружба — Адрия» соеди­нен с Трансальпийским трубопроводом, по которому доставляется нефть в Южную Германию и Австрию. Таким образом, еще одно из экспортных направлений российской нефти сможет обойти Черное море (а с ним и проливы Босфор — Дарданеллы с их ограничениями на проход нефте-танкеров). Более того, предполагается, что выход российской нефти на Адриатическое море позволит направлять се еще дальше большегрузными танкерами за пределы Средиземноморья.

США по-прежнему сохраняют первое место по протяженности тру­бопроводной сети. На втором месте находился СССР (в настоящее время это место занимает Россия).

В СССР нефтспроводная система стала развиваться во второй поло­вине XX в. В конечном итоге протяженность всей этой системы была дове­дена до 70 тыс. км к 1980 г. В настоящее время Россия обладает трубопро­водной сетью, которая включает 62 тыс. км магистральных нефтепроводов и 150 тыс. км газопроводов. По нефтепроводной системе Российской Федерации перекачивается сегодня более 300 млн т нефти. Газотранспорт­ная система России рассчитана на 600 млрд м3 газа.

В целом направление основных магистральных трубопроводов Рос­сии и планы их развития отражают географию экспортных поставок. В том, что касается транспортировки нефти на Северо-Балтийском направлении с выходом нефтепровода в порту Приморск (на Финском заливе), завер­шается первая очередь БТС (Балтийской трубопроводной системы), которая обладает пропускной мощностью в 12 млн т в год. Строительство второй очереди позволит увеличить мощность нефтепровода до 18 млн т. В ходе работ второй очереди будут проложены дополнительные нефтепроводы, построены новые насосно-перекачивающие станции и резервуарные емкости.

На Черноморском направлении, в Новороссийске «Транснефть» при­ступила к строительству новых резервуаров для хранения нефти. В настоя­щее время резервуарные мощности в Новороссийске составляют 500 тыс. т нефти. После строительства новых четырех емкостей, объемом по 200 тыс. т каждая, здесь будет создан национальный резервуар нефти.

На Дальнем Востоке России и в Восточной Сибири предполагается строительство новых нефтепроводов для обеспечения поставок нефти на экспорт в Китай и Японию. Сеть газопроводов Российской Федерации постоянно возрастает за счет внутренних линий для обеспечения собствен­ных потребностей и для поставок российского газа на экспорт. Продолжа­ются работы по строительству трубопровода «Ямал — Европа» протяжен­ностью 4200 км. Пуск его в эксплуатацию намечен на 2010 г., пропускная мощность составит 70 млрд м3 в год. На очереди также газопровод, кото­рый пройдет в северо-западном направлении на Финляндию, далее Шве­цию и Данию. Эксплуатация первой стадии северо-западной газовой магистрали начнется в 2005 г., всего трубопровода — в 2008 г. Сооружен также масштабный газопровод на Турцию в рамках проекта «Голубой поток».

В целом, если прогнозы для мирового трубопроводного транспорта до 2015 г. признаются хорошими, то для этого вида российского транс­порта они представляются чрезвычайно перспективными. Итоги развития транспорта в прошлом раскрывают конкретную взаимозависимость между появлением новых технологий на транспорте или их совершенствованием и развитием мирохозяйственных связей. Так, строительство массовогруз-ных судов сделало реальным для потребителя более свободный и гибкий выбор сырьевых ресурсов. Активизировался рынок сырья. Одновременно ускорилось приобщение развивающихся стран к международной торговле. «Контейнерная революция» привела к быстрой, сохранной и экономич­ной доставке промышленной продукции в самые отдаленные районы мира. В социальном плане улучшилось положение населения многих стран.

Исторический опыт удачной транспортной политики развитых стран показывает, что она может благоприятно влиять на национальное хозяй­ство, на рынок товаров и услуг, на развитие регионов и международного бизнеса. В целом развитие транспортно-коммуникационной системы важнейшее условие долговременного экономического успеха любой страны. Этот вывод особенно важен для страны с такой обширной терри­торией и такими потенциальными экономическими возможностями, как Россия.

Основные термины и определения

«Юнитизация» — система обработки грузов в единые блоки для автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и слежения за про­движением грузовых партий.

Балкеры — специальные суда для перевозки массовых грузов.

Вопросы для самоконтроля

Какие основные изменения произошли на транспорте в XX в.?

Назовите наиболее крупные грузообразующие зоны мира.

Каким образом в основном осуществляется перевозка наливных грузов: нефти и пр.?

Какие важнейшие мировые морские грузопотоки вам известны?

Назовите главные тенденции развития современных транспорт­ных отраслей — морского транспорта, железнодорожного, авто­мобильного и др.

Литература

Милославская СВ., Плужников К.И. Мультимодальныс и интер­модальные перевозки. М., 2001.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.; Экономистъ, 2003,

Могилевкин ИМ. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. М., 1992.

Ханин М.С. Международное морское судоходство. Экономика. Политика. М.,2001.

Экономика и организация внешнеторговых перевозок/Под ред. К.В. Холопова. М., 2000.

Statistical Yearbook. UN, NY. 2000—2004.

Review of Maritime Transport. 2002. UN, NY and Jeneva 2002.

European Conference of Ministers of Transport (ESMT). Trends in the transport sector. Paris. 2000. YRTAD.

Lloyd's Register of Shipping. Statistical Tables. L. 2000—2004.

10. Bureau of Transportation statistics US. Wash. Travel and Goods Movement. 2003.

 

 

РАЗДЕЛ IV

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС:

СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ И РЫНОК

КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

Хотя первые небольшие трубопроводы были сооружены еще до начала прошлого столетия, развитие этого вида транспорта относится целиком к прошедшему веку и особенно к его второй половине.

В начале 70-х годов в мире в целом общая протяженность магист­ральных нефтепроводов достигла 258 тыс. км, газопроводов — 609 тыс. км. Уже в то время примерно половина общей длины нефтепроводов и 2/3 длины газопроводов приходилось на США. В Советском Союзе сооружение трубо­проводной сети в те годы также набирало темпы. Спустя еще 30 лет, к началу XXI столетия общая протяженность магистральных нефте­проводов в мире достигла 500 тыс. км, т.е. возросла примерно вдвое.

Наибольшей трубопроводной сетью обладают США, Россия и следу­ющая за ними с большим отрывом Европа. В США общая протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов к началу XXI столетия составила около 290 тыс. км. В Европе (без Российской Федерации, Белоруссии и Украины) общая протяженность магистральных нефтепроводов составляет более 45 тыс. км, газопроводов — 10,5 тыс. км. По европейским нефтепроводам ежегодно прокачивается около 800 млн т нефти.

Из зарубежных восточноевропейских стран значительными трубо­проводными системами обладают также Украина — 6,9 тыс. км и Бело­руссия — 2,9 тыс. км. В настоящее время по ним прокачивается ежегодно 67,5 млн т и 71 млн т нефти соответственно. В основном это транзитная российская нефть, поставляемая на Запад. Грузооборот украинских нефте­проводов достигает 37,5 млрд т/км, белорусских — около 27 млрд т/км.

Из западноевропейских стран наиболее протяженными магистраль­ными нефтепроводами обладают Франция, Италия, Великобритания, Испания. В целом территория Европы покрыта густой сетью трубопро­водов. На востоке Европы западные нефтепроводы соединены с магист­ральными трубопроводами из России — система «Дружба». При этом если одно из направлений системы проходит через Польшу в Германию, то южный участок трассы («Дружба — Адриа») соединяет эти два трубо­провода и продлен подводным нефтепроводом длиной 70 км до итальян­ского порта Триест. В результате нефтепровод «Дружба — Адрия» соеди­нен с Трансальпийским трубопроводом, по которому доставляется нефть в Южную Германию и Австрию. Таким образом, еще одно из экспортных направлений российской нефти сможет обойти Черное море (а с ним и проливы Босфор — Дарданеллы с их ограничениями на проход нефте-танкеров). Более того, предполагается, что выход российской нефти на Адриатическое море позволит направлять се еще дальше большегрузными танкерами за пределы Средиземноморья.

США по-прежнему сохраняют первое место по протяженности тру­бопроводной сети. На втором месте находился СССР (в настоящее время это место занимает Россия).

В СССР нефтспроводная система стала развиваться во второй поло­вине XX в. В конечном итоге протяженность всей этой системы была дове­дена до 70 тыс. км к 1980 г. В настоящее время Россия обладает трубопро­водной сетью, которая включает 62 тыс. км магистральных нефтепроводов и 150 тыс. км газопроводов. По нефтепроводной системе Российской Федерации перекачивается сегодня более 300 млн т нефти. Газотранспорт­ная система России рассчитана на 600 млрд м3 газа.

В целом направление основных магистральных трубопроводов Рос­сии и планы их развития отражают географию экспортных поставок. В том, что касается транспортировки нефти на Северо-Балтийском направлении с выходом нефтепровода в порту Приморск (на Финском заливе), завер­шается первая очередь БТС (Балтийской трубопроводной системы), которая обладает пропускной мощностью в 12 млн т в год. Строительство второй очереди позволит увеличить мощность нефтепровода до 18 млн т. В ходе работ второй очереди будут проложены дополнительные нефтепроводы, построены новые насосно-перекачивающие станции и резервуарные емкости.

На Черноморском направлении, в Новороссийске «Транснефть» при­ступила к строительству новых резервуаров для хранения нефти. В настоя­щее время резервуарные мощности в Новороссийске составляют 500 тыс. т нефти. После строительства новых четырех емкостей, объемом по 200 тыс. т каждая, здесь будет создан национальный резервуар нефти.

На Дальнем Востоке России и в Восточной Сибири предполагается строительство новых нефтепроводов для обеспечения поставок нефти на экспорт в Китай и Японию. Сеть газопроводов Российской Федерации постоянно возрастает за счет внутренних линий для обеспечения собствен­ных потребностей и для поставок российского газа на экспорт. Продолжа­ются работы по строительству трубопровода «Ямал — Европа» протяжен­ностью 4200 км. Пуск его в эксплуатацию намечен на 2010 г., пропускная мощность составит 70 млрд м3 в год. На очереди также газопровод, кото­рый пройдет в северо-западном направлении на Финляндию, далее Шве­цию и Данию. Эксплуатация первой стадии северо-западной газовой магистрали начнется в 2005 г., всего трубопровода — в 2008 г. Сооружен также масштабный газопровод на Турцию в рамках проекта «Голубой поток».

В целом, если прогнозы для мирового трубопроводного транспорта до 2015 г. признаются хорошими, то для этого вида российского транс­порта они представляются чрезвычайно перспективными. Итоги развития транспорта в прошлом раскрывают конкретную взаимозависимость между появлением новых технологий на транспорте или их совершенствованием и развитием мирохозяйственных связей. Так, строительство массовогруз-ных судов сделало реальным для потребителя более свободный и гибкий выбор сырьевых ресурсов. Активизировался рынок сырья. Одновременно ускорилось приобщение развивающихся стран к международной торговле. «Контейнерная революция» привела к быстрой, сохранной и экономич­ной доставке промышленной продукции в самые отдаленные районы мира. В социальном плане улучшилось положение населения многих стран.

Исторический опыт удачной транспортной политики развитых стран показывает, что она может благоприятно влиять на национальное хозяй­ство, на рынок товаров и услуг, на развитие регионов и международного бизнеса. В целом развитие транспортно-коммуникационной системы важнейшее условие долговременного экономического успеха любой страны. Этот вывод особенно важен для страны с такой обширной терри­торией и такими потенциальными экономическими возможностями, как Россия.

Основные термины и определения

«Юнитизация» — система обработки грузов в единые блоки для автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и слежения за про­движением грузовых партий.

Балкеры — специальные суда для перевозки массовых грузов.

Вопросы для самоконтроля

Какие основные изменения произошли на транспорте в XX в.?

Назовите наиболее крупные грузообразующие зоны мира.

Каким образом в основном осуществляется перевозка наливных грузов: нефти и пр.?

Какие важнейшие мировые морские грузопотоки вам известны?

Назовите главные тенденции развития современных транспорт­ных отраслей — морского транспорта, железнодорожного, авто­мобильного и др.

Литература

Милославская СВ., Плужников К.И. Мультимодальныс и интер­модальные перевозки. М., 2001.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.; Экономистъ, 2003,

Могилевкин ИМ. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. М., 1992.

Ханин М.С. Международное морское судоходство. Экономика. Политика. М.,2001.

Экономика и организация внешнеторговых перевозок/Под ред. К.В. Холопова. М., 2000.

Statistical Yearbook. UN, NY. 2000—2004.

Review of Maritime Transport. 2002. UN, NY and Jeneva 2002.

European Conference of Ministers of Transport (ESMT). Trends in the transport sector. Paris. 2000. YRTAD.

Lloyd's Register of Shipping. Statistical Tables. L. 2000—2004.

10. Bureau of Transportation statistics US. Wash. Travel and Goods Movement. 2003.

 

 

РАЗДЕЛ IV

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС:

СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ И РЫНОК

КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА