3.1. Европейский Союз и формирование общеевропейского экономического пространства

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Исходной точкой создания Европейского Союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Фран­ции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции ив 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург. Деятельность ЕОУС в 1952—1957 гг. была весьма успешной.

Новый импульс европейской интеграции был дан в 1957 г. с подписа­нием Римского договора, согласно которому были учреждены еще два объединения — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евро­пейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Рим­ский договор объединил три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом в единый экономический блок, который до 1992 г. назывался Европейским эконо­мическим сообществом, а затем был переименован в Европейский Союз.

В Европейском Союзе с 1 января 1993 г. ликвидированы национальные механизмы контроля внутрирегиональных связей. Критерием международ­ной хозяйственной деятельности на всей территории ЕС стала экономи­ческая целесообразность, поэтому внутри территории ЕС понятия «экс­порт—импорт» потеряли всякий смысл. Единственным сопроводительным документом при международной транспортировке груза остался товарный чек на его покупку.

За годы существования и развития ЕС создан также единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС.

Важнейшей составной частью европейской экономической интегра­ции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валют­ной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обра­щение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции.

Европейский Союз создал следующие общие наднациональные или межгосударственные органы управления:

Совет министров — законодательный орган;

Комиссия Европейского Союза — исполнительный орган, только он имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты законов;

Суд Европейского Союза — высший судебный орган.

В последнее время все большее значение стали приобретать еще два органа, которые не были предусмотрены в первоначальных договорах. Они создавались постепенно, в силу практической необходимости. Их права и функции были урегулированы в 1978 г. в Едином европейском акте. Их назначения следующие:

Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;

Европейское политическое сотрудничество — комитет, в состав которого входят министры иностранных дел стран ЕС и один член Комис­сии ЕС.

В своей работе Европейский совет и Комиссия ЕС находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках ЕС: Экономического и со­циального совета и Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Законодательство ЕС представлено следующими видами законода­тельных актов:

постановлениями — это наднациональные законы, которые приобре­тают законную силу во всех странах-членах, они выше национальных законов отдельно взятых стран — членов ЕС;

директивами — это законодательные акты, содержащие общие поло­жения. Страны — члены ЕС должны конкретизировать их в специальных постановлениях.

Основой законодательства Европейского Союза являются пять прин­ципов:

свободный торговый обмен (свободная торговля);

свободное передвижение граждан стран-членов;

свобода выбора места жительства;

свобода предоставления услуг;

свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Законодательные акты ЕС непосредственно заменяют национальные законы стран-членов в области внешнеторговой политики, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и пря­мые взносы в бюджет ЕС). Право всех граждан стран — членов ЕС без каких-либо ограничений жить и работать в любой стране — члене ЕС также главенствует над национальными законодательствами. Страны — члены ЕС сознательно и добровольно отказались от своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они отказались от самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в компетенцию ЕС весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий конкуренцию, а также деятельность картелей и монополий.

Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необ­ходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран — членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяй­ственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговля и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными корпорациями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.

Краткое содержание наиболее важных направлений общей интегра­ционной политики Европейского Союза заключается в следующем.

Аграрная политика, Сельское хозяйство — одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив каса­ется сельскохозяйственных проблем, на этот сектор прямо или косвенно направляется 2/3 бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС. Однако Европей­ский Союз, субсидируя и защищая свое менее рентабельное хозяйство, порождает острые конфликты с производителями и экспортерами сельско­хозяйственной продукции в других странах Европы, не состоящих в ЕС, чем подрывает основы международного бизнеса в сельскохозяйственной сфере.

Промышленная политика. Промышленную политику можно опре­делить, основываясь на экономической политике ЕС в целом, как сово­купность взаимосвязанных решений руководящих органов ЕС, стремящихся при помощи различных инструментов развития бизнеса достичь количе­ственных и качественных средне- или долгосрочных целей для промыш­ленности Европейского Союза в целом. Эффективность промышленной политики как таковой может быть обеспечена только при ее взаимодей­ствии со всем комплексом мероприятий интеграционной политики ЕС, а се цели должны быть подчинены и скоординированы с общими и локальными целями во всех других областях хозяйственной деятельности ЕС. Цель промышленной политики ЕС состоит в укреплении и обновлении промыш­ленной базы европейских государств и изменении ее структуры для уве­личения доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей за счет собственного производства и повышения конкурентоспособности промышленных товаров стран ЕС на мировых рынках.

Относительные успехи промышленной политики за последние 10 лет объясняются тем, что система управления ЕС впитала и сумела приме­нить на практике все лучшее из опыта, полученного в США, Японии и других странах. Такая политика позволила европейским корпорациям занять более прочные позиции в международном бизнесе.

Внешнеэкономическая политика является одним из важнейших инст­рументов воздействия на состояние и динамику развития европейской промышленности. Она основывается на разумном сочетании мероприя­тий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутрен­них производителей ЕС.

В преамбуле Римского договора 1957 г. был сформулирован фунда­ментальный принцип организации внешнеэкономических отношений, основанный на «постепенном устранении ограничений внешнего обмена», что непосредственно следовало из соглашений, подписанных будущими участниками ЕС еще в 1947 г. ЕС уже в начале 70-х годов стал зоной наи­более мягкого таможенного режима. Однако несмотря на столь ясно выраженное намерение либерализовать внешний обмен, Римский договор изначально содержал положения, которые в случае необходимости поз­воляют регулировать внешнеэкономические связи в интересах ЕС.

Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет нацио­нальным правительствам стран ЕС следующие возможности:

вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;

заключать договоры о так называемых добровольных ограниче­ниях экспорта (прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены на продукцию текстильной промышленности и электронной промышлен­ности);

использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текс­тильными волокнами;

сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании.

Эти меры помогают странам ЕС обеспечить своим экспортерам и импортерам предпочтительные позиции в международном бизнесе.

Политика регулирования конкуренции. Регулирование конкуренции стало одним из важнейших направлений интеграционной политики ЕС. Официально цель этой политики заключается не только в устранении пре­пятствий, стоящих на пути обмена между странами-членами, но и в стиму­лировании оптимального распределения ресурсов и создании более конкурентоспособных структур, что позволяет ЕС повышать общую кон­курентоспособность, преодолевать экономические трудности и не допус­кать роста структурной безработицы в странах Евросоюза.

На современном этапе конкурентная политика ЕС призвана решить две главные задачи:

не допускать увеличения государственной помощи компаниям в различной форме (в идеале она должна быть сведена к нулю);

контролировать структурную концентрацию компаний, которая может привести к формированию монополий и олигополии, искажающих условия конкуренции и злоупотребляющих своим господствующим поло­жением.

Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования меж-странового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса. До настоящего времени конкурентная политика ЕС сводилась в основном к борьбе со злоупотреблениями со стороны компаний своими господствующими позициями на рынке, хотя само понятие «господству­ющая позиция» ни в Римском договоре, ни в других документах ЕС четко не определено. Это создаст серьезные трудности в проведении политики конкуренции, которая, по сути, направлена против следствия, а не на при­чины злоупотребления.

Валютная политика. При создании ЕЭС было выражено желание прийти к единой валютной политике. Однако конкретных шагов в этом направлении на первых порах не было сделано. К тому же единая валют­ная политика обусловливает проведение в жизнь и единой экономической политики, на что страны-члены на первых этапах становления ЕЭС не могли решиться. Первым шагом на пути создания европейской валютной системы было введение в 1971 г. европейской расчетной единицы—-ЭКЮ. С того времени ЭКЮ использовалась как расчетная единица для определе­ния бюджета ЕС и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котировалась также на европейских биржах. На смену ЭКЮ пришла в 1999 г. новая валютная единица объединенной Европы — евро. В связи с этим был создан Евро­пейский центральный банк, находящийся во Франкфуртс-на-Майне (ФРГ).

Валютная и налоговая политика-—-это ключевые звенья суверенитета каждой страны, поэтому именно здесь хорошо видно противоречие между

стремлением к объединению Европы и желанием отдельных стран сохра­нить по возможности собственный суверенитет (например, Великобрита­ния, Дания и Швеция воздержались от перехода на евро). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, так и за его пределами.

Региональная политика. В процессе западноевропейской интеграции в 90-е годы неуклонно возрастала роль региональной политики. Сейчас речь идет о создании принципиально нового образования — «Европы регионов», постепенно подвигающейся к федеративному типу надгосударст-венного устройства. В Европейском Союзе на региональном уровне вес больший размах приобретает экономическое сотрудничество в самых раз­ных областях. Все без исключения регионы стремятся повысить свои шансы и привлекательность для инвесторов. Бурными темпами развивается со­трудничество между приграничными регионами стран ЕС.

Строительство «Европы регионов» сталкивается с рядом препятствий. Некоторые трудности очевидны уже сейчас. По мере совершенствования единого внутреннего рынка ЕС из-за резкого усиления конкуренции регио­нальные диспропорции будут иметь тенденцию к обострению. Преиму­щества экономической интеграции помогают в первую очередь передо­вым, процветающим регионам. Единый внутренний рынок может породить новые виды экономической периферии.

Жертвами единого внутреннего рынка могут быть слабоконкуренто­способные регионы. Отдельные же регионы, наоборот, могут получить новые возможности для ускорения своего развития в более открытой эко­номике ЕС при более либеральном еврорежиме. Другие регионы, напро­тив, могут понести сильные потери с утратой различного рода барьеров.

Расширение Европейского Союза па Восток. 1 мая 2004 г. Европей­ский Союз вступил в качественно новый этап своего развития. Числен­ность его членов расширилась за счет государств Центральной и Восточ­ной Европы (ЦВЕ), Южной Европы и Балтии с 15 до 25. Учитывая сопутствующие геополитические факторы, такое событие можно сравнить по значимости с созданием самого «Общего рынка» более 40 лет назад.

Евросоюз с 1957-го по 2004 г. прошел пять этапов расширения (табл. 3.1). Новое качество пятого этапа определяется прежде всего тем, что в ЕС вступили страны, еще 10 лет назад строившие социалистическое общество в условиях планово-административных экономических систем с подавляющей долей государственной и общественной собственности на основные экономические ресурсы. Новое качество этого этапа определя­ется также и тем, что ряд стран (Эстония, Латвия и Литва) входил в состав бывшего СССР и непосредственно взаимодействовал в хозяйственной сфере с Россией, близлежащей территориально и обеспечивающей их финансовую, научную и материально-техническую поддержку.

Расширение ЕС на восток будет также иметь позитивные и негатив­ные последствия для России в ближайшей и долгосрочной перспективе. Среди позитивных последствий можно ожидать ускоренное расширение торгово-экономических связей с ЕС в его новом формате — 25. Расши­ренный рынок ЕС может предоставить России возможность продвигать на него не только товары сырьевого и топливно-энергетического комп­лекса, но и машиностроительную продукцию.

К числу негативных последствий следует отнести следующие. Вступ­ление в ЕС стран Центральной и Восточной Европы и Балтии несомненно вызовет существенную переориентацию их внешнеэкономической деятель­ности на Запад. Западноевропейских инвесторов будет привлекать возмож­ность инвестирования своих капиталов больше в экономику стран — новых членов ЕС, а не в экономику России. Как следствие, Россия может ока­заться перед фактом снижения деловой активности по отношению к ней со стороны новых и прежних членов ЕС, поэтому международный бизнес России со странами ЕС может попасть в трудно предсказуемую ситуацию.

Исходной точкой создания Европейского Союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Фран­ции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции ив 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург. Деятельность ЕОУС в 1952—1957 гг. была весьма успешной.

Новый импульс европейской интеграции был дан в 1957 г. с подписа­нием Римского договора, согласно которому были учреждены еще два объединения — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евро­пейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Рим­ский договор объединил три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом в единый экономический блок, который до 1992 г. назывался Европейским эконо­мическим сообществом, а затем был переименован в Европейский Союз.

В Европейском Союзе с 1 января 1993 г. ликвидированы национальные механизмы контроля внутрирегиональных связей. Критерием международ­ной хозяйственной деятельности на всей территории ЕС стала экономи­ческая целесообразность, поэтому внутри территории ЕС понятия «экс­порт—импорт» потеряли всякий смысл. Единственным сопроводительным документом при международной транспортировке груза остался товарный чек на его покупку.

За годы существования и развития ЕС создан также единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС.

Важнейшей составной частью европейской экономической интегра­ции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валют­ной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обра­щение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции.

Европейский Союз создал следующие общие наднациональные или межгосударственные органы управления:

Совет министров — законодательный орган;

Комиссия Европейского Союза — исполнительный орган, только он имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты законов;

Суд Европейского Союза — высший судебный орган.

В последнее время все большее значение стали приобретать еще два органа, которые не были предусмотрены в первоначальных договорах. Они создавались постепенно, в силу практической необходимости. Их права и функции были урегулированы в 1978 г. в Едином европейском акте. Их назначения следующие:

Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;

Европейское политическое сотрудничество — комитет, в состав которого входят министры иностранных дел стран ЕС и один член Комис­сии ЕС.

В своей работе Европейский совет и Комиссия ЕС находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках ЕС: Экономического и со­циального совета и Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Законодательство ЕС представлено следующими видами законода­тельных актов:

постановлениями — это наднациональные законы, которые приобре­тают законную силу во всех странах-членах, они выше национальных законов отдельно взятых стран — членов ЕС;

директивами — это законодательные акты, содержащие общие поло­жения. Страны — члены ЕС должны конкретизировать их в специальных постановлениях.

Основой законодательства Европейского Союза являются пять прин­ципов:

свободный торговый обмен (свободная торговля);

свободное передвижение граждан стран-членов;

свобода выбора места жительства;

свобода предоставления услуг;

свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Законодательные акты ЕС непосредственно заменяют национальные законы стран-членов в области внешнеторговой политики, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и пря­мые взносы в бюджет ЕС). Право всех граждан стран — членов ЕС без каких-либо ограничений жить и работать в любой стране — члене ЕС также главенствует над национальными законодательствами. Страны — члены ЕС сознательно и добровольно отказались от своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они отказались от самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в компетенцию ЕС весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий конкуренцию, а также деятельность картелей и монополий.

Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необ­ходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран — членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяй­ственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговля и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными корпорациями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.

Краткое содержание наиболее важных направлений общей интегра­ционной политики Европейского Союза заключается в следующем.

Аграрная политика, Сельское хозяйство — одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив каса­ется сельскохозяйственных проблем, на этот сектор прямо или косвенно направляется 2/3 бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС. Однако Европей­ский Союз, субсидируя и защищая свое менее рентабельное хозяйство, порождает острые конфликты с производителями и экспортерами сельско­хозяйственной продукции в других странах Европы, не состоящих в ЕС, чем подрывает основы международного бизнеса в сельскохозяйственной сфере.

Промышленная политика. Промышленную политику можно опре­делить, основываясь на экономической политике ЕС в целом, как сово­купность взаимосвязанных решений руководящих органов ЕС, стремящихся при помощи различных инструментов развития бизнеса достичь количе­ственных и качественных средне- или долгосрочных целей для промыш­ленности Европейского Союза в целом. Эффективность промышленной политики как таковой может быть обеспечена только при ее взаимодей­ствии со всем комплексом мероприятий интеграционной политики ЕС, а се цели должны быть подчинены и скоординированы с общими и локальными целями во всех других областях хозяйственной деятельности ЕС. Цель промышленной политики ЕС состоит в укреплении и обновлении промыш­ленной базы европейских государств и изменении ее структуры для уве­личения доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей за счет собственного производства и повышения конкурентоспособности промышленных товаров стран ЕС на мировых рынках.

Относительные успехи промышленной политики за последние 10 лет объясняются тем, что система управления ЕС впитала и сумела приме­нить на практике все лучшее из опыта, полученного в США, Японии и других странах. Такая политика позволила европейским корпорациям занять более прочные позиции в международном бизнесе.

Внешнеэкономическая политика является одним из важнейших инст­рументов воздействия на состояние и динамику развития европейской промышленности. Она основывается на разумном сочетании мероприя­тий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутрен­них производителей ЕС.

В преамбуле Римского договора 1957 г. был сформулирован фунда­ментальный принцип организации внешнеэкономических отношений, основанный на «постепенном устранении ограничений внешнего обмена», что непосредственно следовало из соглашений, подписанных будущими участниками ЕС еще в 1947 г. ЕС уже в начале 70-х годов стал зоной наи­более мягкого таможенного режима. Однако несмотря на столь ясно выраженное намерение либерализовать внешний обмен, Римский договор изначально содержал положения, которые в случае необходимости поз­воляют регулировать внешнеэкономические связи в интересах ЕС.

Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет нацио­нальным правительствам стран ЕС следующие возможности:

вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;

заключать договоры о так называемых добровольных ограниче­ниях экспорта (прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены на продукцию текстильной промышленности и электронной промышлен­ности);

использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текс­тильными волокнами;

сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании.

Эти меры помогают странам ЕС обеспечить своим экспортерам и импортерам предпочтительные позиции в международном бизнесе.

Политика регулирования конкуренции. Регулирование конкуренции стало одним из важнейших направлений интеграционной политики ЕС. Официально цель этой политики заключается не только в устранении пре­пятствий, стоящих на пути обмена между странами-членами, но и в стиму­лировании оптимального распределения ресурсов и создании более конкурентоспособных структур, что позволяет ЕС повышать общую кон­курентоспособность, преодолевать экономические трудности и не допус­кать роста структурной безработицы в странах Евросоюза.

На современном этапе конкурентная политика ЕС призвана решить две главные задачи:

не допускать увеличения государственной помощи компаниям в различной форме (в идеале она должна быть сведена к нулю);

контролировать структурную концентрацию компаний, которая может привести к формированию монополий и олигополии, искажающих условия конкуренции и злоупотребляющих своим господствующим поло­жением.

Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования меж-странового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса. До настоящего времени конкурентная политика ЕС сводилась в основном к борьбе со злоупотреблениями со стороны компаний своими господствующими позициями на рынке, хотя само понятие «господству­ющая позиция» ни в Римском договоре, ни в других документах ЕС четко не определено. Это создаст серьезные трудности в проведении политики конкуренции, которая, по сути, направлена против следствия, а не на при­чины злоупотребления.

Валютная политика. При создании ЕЭС было выражено желание прийти к единой валютной политике. Однако конкретных шагов в этом направлении на первых порах не было сделано. К тому же единая валют­ная политика обусловливает проведение в жизнь и единой экономической политики, на что страны-члены на первых этапах становления ЕЭС не могли решиться. Первым шагом на пути создания европейской валютной системы было введение в 1971 г. европейской расчетной единицы—-ЭКЮ. С того времени ЭКЮ использовалась как расчетная единица для определе­ния бюджета ЕС и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котировалась также на европейских биржах. На смену ЭКЮ пришла в 1999 г. новая валютная единица объединенной Европы — евро. В связи с этим был создан Евро­пейский центральный банк, находящийся во Франкфуртс-на-Майне (ФРГ).

Валютная и налоговая политика-—-это ключевые звенья суверенитета каждой страны, поэтому именно здесь хорошо видно противоречие между

стремлением к объединению Европы и желанием отдельных стран сохра­нить по возможности собственный суверенитет (например, Великобрита­ния, Дания и Швеция воздержались от перехода на евро). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, так и за его пределами.

Региональная политика. В процессе западноевропейской интеграции в 90-е годы неуклонно возрастала роль региональной политики. Сейчас речь идет о создании принципиально нового образования — «Европы регионов», постепенно подвигающейся к федеративному типу надгосударст-венного устройства. В Европейском Союзе на региональном уровне вес больший размах приобретает экономическое сотрудничество в самых раз­ных областях. Все без исключения регионы стремятся повысить свои шансы и привлекательность для инвесторов. Бурными темпами развивается со­трудничество между приграничными регионами стран ЕС.

Строительство «Европы регионов» сталкивается с рядом препятствий. Некоторые трудности очевидны уже сейчас. По мере совершенствования единого внутреннего рынка ЕС из-за резкого усиления конкуренции регио­нальные диспропорции будут иметь тенденцию к обострению. Преиму­щества экономической интеграции помогают в первую очередь передо­вым, процветающим регионам. Единый внутренний рынок может породить новые виды экономической периферии.

Жертвами единого внутреннего рынка могут быть слабоконкуренто­способные регионы. Отдельные же регионы, наоборот, могут получить новые возможности для ускорения своего развития в более открытой эко­номике ЕС при более либеральном еврорежиме. Другие регионы, напро­тив, могут понести сильные потери с утратой различного рода барьеров.

Расширение Европейского Союза па Восток. 1 мая 2004 г. Европей­ский Союз вступил в качественно новый этап своего развития. Числен­ность его членов расширилась за счет государств Центральной и Восточ­ной Европы (ЦВЕ), Южной Европы и Балтии с 15 до 25. Учитывая сопутствующие геополитические факторы, такое событие можно сравнить по значимости с созданием самого «Общего рынка» более 40 лет назад.

Евросоюз с 1957-го по 2004 г. прошел пять этапов расширения (табл. 3.1). Новое качество пятого этапа определяется прежде всего тем, что в ЕС вступили страны, еще 10 лет назад строившие социалистическое общество в условиях планово-административных экономических систем с подавляющей долей государственной и общественной собственности на основные экономические ресурсы. Новое качество этого этапа определя­ется также и тем, что ряд стран (Эстония, Латвия и Литва) входил в состав бывшего СССР и непосредственно взаимодействовал в хозяйственной сфере с Россией, близлежащей территориально и обеспечивающей их финансовую, научную и материально-техническую поддержку.

Расширение ЕС на восток будет также иметь позитивные и негатив­ные последствия для России в ближайшей и долгосрочной перспективе. Среди позитивных последствий можно ожидать ускоренное расширение торгово-экономических связей с ЕС в его новом формате — 25. Расши­ренный рынок ЕС может предоставить России возможность продвигать на него не только товары сырьевого и топливно-энергетического комп­лекса, но и машиностроительную продукцию.

К числу негативных последствий следует отнести следующие. Вступ­ление в ЕС стран Центральной и Восточной Европы и Балтии несомненно вызовет существенную переориентацию их внешнеэкономической деятель­ности на Запад. Западноевропейских инвесторов будет привлекать возмож­ность инвестирования своих капиталов больше в экономику стран — новых членов ЕС, а не в экономику России. Как следствие, Россия может ока­заться перед фактом снижения деловой активности по отношению к ней со стороны новых и прежних членов ЕС, поэтому международный бизнес России со странами ЕС может попасть в трудно предсказуемую ситуацию.