8.2. Гравитационные модели

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Для моделирования товарных потоков между парами стран построень специальные эконометрические модели, получившие название грави тационных. Каждая модель представляет собой функцию, связываюшук товарный поток с несколькими факторами: социально-политическими экономическими, географическими. Гравитационные модели определяют зависимость однонаправленного внешнеторгового потока от параметра внутриэкономического состояния как страны-экспортера, так и страны импортера.

В основе названия гравитационных моделей лежит известная и: физики формула притяжения. Впервые в экономических процессах эта фор мула была применена для описания зависимости между продавцом в го роде и покупателем, живущим за городом, исходя из предпосылки, что и> «притягивает» друг к другу:

(8.2)

где        Л/, — показатель «притягивания» (например, число поездок); Pi — численность населения в городе; J   — расстояние от клиента до центра.

В общем случае гравитационная модель экспорта представляет собой экономическую функцию, связывающую товарный поток из страны или региона / в страну или региону с различными факторами, в том числе с издержками по продвижению потока из / в:

(8.3)

где        Е\- — экспорт из страны (региона) / в страну (регион)у;

2\  — внутренние факторы страны /, определяющие экспортное

предложение; Z'  — внутренние факторы страны у, определяющие импортный спрос;

Щ  — фактор интенсивности товарного потока из i в у, определяемый географическим положением торгующих стран и особенностями

транспортировки (вид транспорта, расстояние и т.п.).

Одна из первых моделей экспорта была предложена известным гол­ландским экономистом Я. Тинбергеном. Зависимость интенсивности товар­ного потока от расстояния между торгующими странами и обусловлен­ность импорта страны величинами их валового национального продукта (ВНП) задается формулой

(8.4)

где          £,             — экспорт из страны / в странуу;

а— константа;

Y— ВНП страны /;

Y—ВНП страны У;

D — расстояние между странами i ну;

а,— эластичность экспорта от ВНП страны-экспортера;

а,— эластичность экспорта от ВНП страны-импортера;

а3— эластичность экспорта от расстояния между / иу.

Другая модель экспорта выражает зависимость величины меж-странового товарного потока от национального дохода стран-экспортеров и стран-импортеров, расстояния между ними, величины транспортных тарифов и др.:

Еще одна модель импорта была разработана для известного проекта международной торговли ЛИНК (о нем см. ниже):

(8.7)

где          М —объем валового импорта в текущих ценах;

i  — индекс импортных цен; q  — отношение индексов цен внутреннего рынка к отношению

индексов импортных цен; W — показатель «экономической активности»:

(8.8)

где          S, — автономные расходы, определяемые по формуле

(8.9)

(8.10)

где          Et.  — экспорт из / в у;

а — константа; С,. — параметр экспорта /; Cj  — параметр импортау; Nt, N  — национальный доход соответственно стран i иу; D . — расстояние между странами i иу;

а — параметр эластичности экспорта от дохода;

Р — параметр эластичности импорта от дохода;

у — коэффициент транспортных расходов на одну морскую милю;

S — «параметр изоляции».

Примером-модели импорта может служить модель, разработанная для национальной экономики США:

(8.6)

где          М: — импорт товара /;

Х: — емкость внутреннего рынка по этому товару; Рт — импортная цена; Р3_ — цена внутреннего потребления; Tt  — импортная пошлина; Vt  — ошибка расчетов; Pi, j32, Pj   — коэффициенты эластичности.

где          G, —государственные расходы;

— валовые инвестиции в основной капитал; £,  — экспорт.

Гравитационные модели международной торговли продолжают свое развитие и в настоящее время. В своем исследовании, посвященном роли ВТО в международной торговле, профессор школы бизнеса Хаас Кали­форнийского университета Э. Роуз использовал стандартную гравитаци­онную модель двусторонней торговли. На основе статистических данных за период 1948—1999 гг. для 178 страной приходит к выводу, что эффект от членства в ГАТТ-ВТО экономически несуществен, часто негативен и находится в пределах статистической ошибки. Используя более 60 инди­каторов степени либерализации торговой политики (например, соотноше­ние объема импорта к ВВП, уровни тарифной и нетарифной защиты), Роуз исследует данные о торговле 168 стран за период с 1950-го по 1998 г. и не находит существенной зависимости между степенью свободы торговой политики и членством в ВТО.

Для моделирования товарных потоков между парами стран построень специальные эконометрические модели, получившие название грави тационных. Каждая модель представляет собой функцию, связываюшук товарный поток с несколькими факторами: социально-политическими экономическими, географическими. Гравитационные модели определяют зависимость однонаправленного внешнеторгового потока от параметра внутриэкономического состояния как страны-экспортера, так и страны импортера.

В основе названия гравитационных моделей лежит известная и: физики формула притяжения. Впервые в экономических процессах эта фор мула была применена для описания зависимости между продавцом в го роде и покупателем, живущим за городом, исходя из предпосылки, что и> «притягивает» друг к другу:

(8.2)

где        Л/, — показатель «притягивания» (например, число поездок); Pi — численность населения в городе; J   — расстояние от клиента до центра.

В общем случае гравитационная модель экспорта представляет собой экономическую функцию, связывающую товарный поток из страны или региона / в страну или региону с различными факторами, в том числе с издержками по продвижению потока из / в:

(8.3)

где        Е\- — экспорт из страны (региона) / в страну (регион)у;

2\  — внутренние факторы страны /, определяющие экспортное

предложение; Z'  — внутренние факторы страны у, определяющие импортный спрос;

Щ  — фактор интенсивности товарного потока из i в у, определяемый географическим положением торгующих стран и особенностями

транспортировки (вид транспорта, расстояние и т.п.).

Одна из первых моделей экспорта была предложена известным гол­ландским экономистом Я. Тинбергеном. Зависимость интенсивности товар­ного потока от расстояния между торгующими странами и обусловлен­ность импорта страны величинами их валового национального продукта (ВНП) задается формулой

(8.4)

где          £,             — экспорт из страны / в странуу;

а— константа;

Y— ВНП страны /;

Y—ВНП страны У;

D — расстояние между странами i ну;

а,— эластичность экспорта от ВНП страны-экспортера;

а,— эластичность экспорта от ВНП страны-импортера;

а3— эластичность экспорта от расстояния между / иу.

Другая модель экспорта выражает зависимость величины меж-странового товарного потока от национального дохода стран-экспортеров и стран-импортеров, расстояния между ними, величины транспортных тарифов и др.:

Еще одна модель импорта была разработана для известного проекта международной торговли ЛИНК (о нем см. ниже):

(8.7)

где          М —объем валового импорта в текущих ценах;

i  — индекс импортных цен; q  — отношение индексов цен внутреннего рынка к отношению

индексов импортных цен; W — показатель «экономической активности»:

(8.8)

где          S, — автономные расходы, определяемые по формуле

(8.9)

(8.10)

где          Et.  — экспорт из / в у;

а — константа; С,. — параметр экспорта /; Cj  — параметр импортау; Nt, N  — национальный доход соответственно стран i иу; D . — расстояние между странами i иу;

а — параметр эластичности экспорта от дохода;

Р — параметр эластичности импорта от дохода;

у — коэффициент транспортных расходов на одну морскую милю;

S — «параметр изоляции».

Примером-модели импорта может служить модель, разработанная для национальной экономики США:

(8.6)

где          М: — импорт товара /;

Х: — емкость внутреннего рынка по этому товару; Рт — импортная цена; Р3_ — цена внутреннего потребления; Tt  — импортная пошлина; Vt  — ошибка расчетов; Pi, j32, Pj   — коэффициенты эластичности.

где          G, —государственные расходы;

— валовые инвестиции в основной капитал; £,  — экспорт.

Гравитационные модели международной торговли продолжают свое развитие и в настоящее время. В своем исследовании, посвященном роли ВТО в международной торговле, профессор школы бизнеса Хаас Кали­форнийского университета Э. Роуз использовал стандартную гравитаци­онную модель двусторонней торговли. На основе статистических данных за период 1948—1999 гг. для 178 страной приходит к выводу, что эффект от членства в ГАТТ-ВТО экономически несуществен, часто негативен и находится в пределах статистической ошибки. Используя более 60 инди­каторов степени либерализации торговой политики (например, соотноше­ние объема импорта к ВВП, уровни тарифной и нетарифной защиты), Роуз исследует данные о торговле 168 стран за период с 1950-го по 1998 г. и не находит существенной зависимости между степенью свободы торговой политики и членством в ВТО.