21.3. Внутренний водный транспорт

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Развитие этого вида транспорта, зародившегося еще в древности, определялось прежде всего природными условиями, а именно наличием пригодной для этой цели речной сети. Постепенно усилилась роль искус­ственных сооружений — каналов и т.д. Вместе с тем возросло значение дноуглубительных и иных работ по улучшению условий судоходства на внутренних водных путях.

Общая протяженность водных транспортных путей в мире сегодня составляет около 475 тыс. км. По грузообороту вплоть до начала 90-х годов прошлого века второе место среди стран мира занимал СССР, тогда как первое сохраняли (и сохраняют) США. В течение первой половины XX в. грузооборот внутреннего транспорта возрастал, затем внутренний водный транспорт стал постепенно терять свои позиции. Общая протяженность внутренних водных транспортных путей имеет сейчас тенденцию к сокра­щению. Объем перевозок в настоящее время составляет 1750 млн т. В сфере перевозок пассажиров речной транспорт все больше ориентируется на круизно-туристические цели.

Внутри континентальные речные перевозки стали все больше пере­ключаться на автомобильный и железнодорожный транспорт, которые могут обеспечить и более быструю доставку, и более точное соблюдение сроков перевозки. Речной транспорт старается «выжить» за счет эксплуа­тации судов типа «река-море», позволяющих поддерживать прямую бес­перегрузочную связь, например, между речными пристанями в европей­ской части России и внутренними пунктами в бассейнах рек Рейна и Дуная. Другим новым направлением работы явилось подключение внутренних водных перевозок в общие схемы совместно с железнодорожным и авто­мобильным транспортом. В этом отношении наиболее успешно речной транспорт функционировал в странах ЕС.

В США перевозки на внутреннем водном транспорте в целом возрас­тали до середины 80-х годов, затем их рост практически прекратился. К началу нынешнего столетия объем грузов, перевозимых по внутренним водным путям, включая судоходство по Великим озерам, составляет при­мерно 670 млн т ежегодно.

Общие тенденции, характерные для этого транспорта, проявили себя и в России, в особенности в 90-х годах.

В России протяженность судоходных путей сократилась со 120 тыс. км в 80-х годах до примерно 80 тыс. км в настоящее время из-за их обмеле­ния, а также резкого уменьшения тоннажа речного флота. Объем ежегод­ных перевозок по внутренним водным путям упал с более чем 560 млн т до менее чем 100 млн т. Вместе с тем спецификой Российской Федерации является то, что сохраняется острая потребность в восстановлении судо­ходства по речным путям, в том числе по меридианальным трассам север­ных рек (связанных природной системой с Северным морским путем), а также по «Большому транспортному кольцу» Волга —- Дунай — Рейн. В связи с этим есть некоторые основания ожидать, что в России в ближай­шее десятилетие при участии государства будет происходить постепен­ное возрождение этого вида транспорта.

Развитие этого вида транспорта, зародившегося еще в древности, определялось прежде всего природными условиями, а именно наличием пригодной для этой цели речной сети. Постепенно усилилась роль искус­ственных сооружений — каналов и т.д. Вместе с тем возросло значение дноуглубительных и иных работ по улучшению условий судоходства на внутренних водных путях.

Общая протяженность водных транспортных путей в мире сегодня составляет около 475 тыс. км. По грузообороту вплоть до начала 90-х годов прошлого века второе место среди стран мира занимал СССР, тогда как первое сохраняли (и сохраняют) США. В течение первой половины XX в. грузооборот внутреннего транспорта возрастал, затем внутренний водный транспорт стал постепенно терять свои позиции. Общая протяженность внутренних водных транспортных путей имеет сейчас тенденцию к сокра­щению. Объем перевозок в настоящее время составляет 1750 млн т. В сфере перевозок пассажиров речной транспорт все больше ориентируется на круизно-туристические цели.

Внутри континентальные речные перевозки стали все больше пере­ключаться на автомобильный и железнодорожный транспорт, которые могут обеспечить и более быструю доставку, и более точное соблюдение сроков перевозки. Речной транспорт старается «выжить» за счет эксплуа­тации судов типа «река-море», позволяющих поддерживать прямую бес­перегрузочную связь, например, между речными пристанями в европей­ской части России и внутренними пунктами в бассейнах рек Рейна и Дуная. Другим новым направлением работы явилось подключение внутренних водных перевозок в общие схемы совместно с железнодорожным и авто­мобильным транспортом. В этом отношении наиболее успешно речной транспорт функционировал в странах ЕС.

В США перевозки на внутреннем водном транспорте в целом возрас­тали до середины 80-х годов, затем их рост практически прекратился. К началу нынешнего столетия объем грузов, перевозимых по внутренним водным путям, включая судоходство по Великим озерам, составляет при­мерно 670 млн т ежегодно.

Общие тенденции, характерные для этого транспорта, проявили себя и в России, в особенности в 90-х годах.

В России протяженность судоходных путей сократилась со 120 тыс. км в 80-х годах до примерно 80 тыс. км в настоящее время из-за их обмеле­ния, а также резкого уменьшения тоннажа речного флота. Объем ежегод­ных перевозок по внутренним водным путям упал с более чем 560 млн т до менее чем 100 млн т. Вместе с тем спецификой Российской Федерации является то, что сохраняется острая потребность в восстановлении судо­ходства по речным путям, в том числе по меридианальным трассам север­ных рек (связанных природной системой с Северным морским путем), а также по «Большому транспортному кольцу» Волга —- Дунай — Рейн. В связи с этим есть некоторые основания ожидать, что в России в ближай­шее десятилетие при участии государства будет происходить постепен­ное возрождение этого вида транспорта.