14.3. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Регулирование логистики в международном бизнесе может быть рыночным (т.е. стихийным), государственным и надгосударственным. Рыночное регулирование осуществляется под воздействием спроса и пред­ложения на конкретном рынке товаров или услуг. Государственное и над-государственное регулирование можно подразделить на несколько состав­ляющих: регулирование в стране — экспортере товаров или услуг; регулирование в стране, через которую осуществляется транзит товаров; регулирование в стране-импортере.

Наиболее ярко государственное и надгосударственное регулирование логистики в международном бизнесе проявляется в тарифных и нетариф­ных методах. В основе тарифного регулирования лежат таможенные пошлины как импортные, так и экспортные. Говоря о таможенных пошли­нах, в первую очередь надо иметь в виду, что это налог на экспорт или импорт товаров при пересечении ими таможенной границы государства. Изменение пошлин оказывает значительное влияние на ценообразование товаров, пересекающих границы. Уровень таможенных пошлин опреде­ляется целями внешнеторговой политики государств, которыми могут быть: ограничение вывоза или ввоза товаров, сырья; обеспечение опреде­ленного уровня поступлений в государственный бюджет; защита отече­ственных товаров от конкуренции с импортными и т.д.

Нетарифные методы включают квоты, лицензии, добровольное огра­ничение экспорта. Роль квот заключается в ограничении размеры импорта или экспорта определенной продукции. Лицензии (импортные и экспорт­ные) — это разрешения на проведение внешнеторговых операции и выда­ются компетентными государственными органами. Добровольные огра­ничения экспорта представляют собой компромиссные соглашения между конкурентами на тех или иных рынках товаров или услуг.

Широкое распространение в международной торговле получили про­текционистские меры, которые являются мерами, направленными на защиту национальной экономики. Это могут быть валютные ограничения, т.е. законодательное или административное ограничение осуществления операций с валютой или валютными ценностями. Кроме того, возможно введение дополнительных санитарных норм, определенных стандартов и технологических норм на продукцию, и т.д.

Существенное воздействие на организацию международной логистики оказывает изменение величины валютных курсов (которое может проис­ходить как в результате стихийных изменений под воздействием спроса и предложения валюты, так и в результате валютной интервенции, прово­димой центральным банком), которое непосредственно влияет на величи­ну логистических издержек компаний в международном бизнесе.

Основные термины и определения

Логистика в международном бизнесе (международная логистика) — планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материальных, финансовых, информационных и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникнове­ния до конечного потребителя в пространстве и во времени.

Каналы распределения — направление (путь) движения сырья, незавер­шенного производства или готовых изделий от точки их возник­новения до конечного потребителя.

Логистические издержки — все затраты, которые возникают в рассмат­риваемой логистической системе.

Вопросы для самоконтроля

Что такое международная логистика (или логистика внешнетор­говых операций)?

В чем заключается роль основных участников логистики в между­народном бизнесе?

Охарактеризуйте стадии развития логистики от национального до международного уровня.

Какие формы и методы организации логистики в международном бизнесе можно выделить?

Перечислите основные формы международных расчетов при орга­низации логистики внешнеторговых операций.

Какие задачи необходимо решать при осуществлении логистики в международном бизнесе?

Каким образом осуществляется регулирование логистики внешне­торговых операций?

Литература

БауэрсоксД. Дж., КлоссД. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок/Пер. с англ. М: Олимп-Бизнес, 2001.

Линдере М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999.

Логистика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2004.

Логистика. Серия «Вопрос-ответ»: Учебное пособие/Под ред. проф. Б.А. Аникина. М: ИНФРА-М, 2002.

Практикум по логистике: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003.

Johnson J. С, WoodD.E, Wardlow D.L., Murphy P.R. Jr. Contemporary Logistics. Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall, 1999.

 

 

РАЗДЕЛ III

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС В ОСНОВНЫХ СЕКТОРАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ

КОМПЛЕКС

Регулирование логистики в международном бизнесе может быть рыночным (т.е. стихийным), государственным и надгосударственным. Рыночное регулирование осуществляется под воздействием спроса и пред­ложения на конкретном рынке товаров или услуг. Государственное и над-государственное регулирование можно подразделить на несколько состав­ляющих: регулирование в стране — экспортере товаров или услуг; регулирование в стране, через которую осуществляется транзит товаров; регулирование в стране-импортере.

Наиболее ярко государственное и надгосударственное регулирование логистики в международном бизнесе проявляется в тарифных и нетариф­ных методах. В основе тарифного регулирования лежат таможенные пошлины как импортные, так и экспортные. Говоря о таможенных пошли­нах, в первую очередь надо иметь в виду, что это налог на экспорт или импорт товаров при пересечении ими таможенной границы государства. Изменение пошлин оказывает значительное влияние на ценообразование товаров, пересекающих границы. Уровень таможенных пошлин опреде­ляется целями внешнеторговой политики государств, которыми могут быть: ограничение вывоза или ввоза товаров, сырья; обеспечение опреде­ленного уровня поступлений в государственный бюджет; защита отече­ственных товаров от конкуренции с импортными и т.д.

Нетарифные методы включают квоты, лицензии, добровольное огра­ничение экспорта. Роль квот заключается в ограничении размеры импорта или экспорта определенной продукции. Лицензии (импортные и экспорт­ные) — это разрешения на проведение внешнеторговых операции и выда­ются компетентными государственными органами. Добровольные огра­ничения экспорта представляют собой компромиссные соглашения между конкурентами на тех или иных рынках товаров или услуг.

Широкое распространение в международной торговле получили про­текционистские меры, которые являются мерами, направленными на защиту национальной экономики. Это могут быть валютные ограничения, т.е. законодательное или административное ограничение осуществления операций с валютой или валютными ценностями. Кроме того, возможно введение дополнительных санитарных норм, определенных стандартов и технологических норм на продукцию, и т.д.

Существенное воздействие на организацию международной логистики оказывает изменение величины валютных курсов (которое может проис­ходить как в результате стихийных изменений под воздействием спроса и предложения валюты, так и в результате валютной интервенции, прово­димой центральным банком), которое непосредственно влияет на величи­ну логистических издержек компаний в международном бизнесе.

Основные термины и определения

Логистика в международном бизнесе (международная логистика) — планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материальных, финансовых, информационных и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникнове­ния до конечного потребителя в пространстве и во времени.

Каналы распределения — направление (путь) движения сырья, незавер­шенного производства или готовых изделий от точки их возник­новения до конечного потребителя.

Логистические издержки — все затраты, которые возникают в рассмат­риваемой логистической системе.

Вопросы для самоконтроля

Что такое международная логистика (или логистика внешнетор­говых операций)?

В чем заключается роль основных участников логистики в между­народном бизнесе?

Охарактеризуйте стадии развития логистики от национального до международного уровня.

Какие формы и методы организации логистики в международном бизнесе можно выделить?

Перечислите основные формы международных расчетов при орга­низации логистики внешнеторговых операций.

Какие задачи необходимо решать при осуществлении логистики в международном бизнесе?

Каким образом осуществляется регулирование логистики внешне­торговых операций?

Литература

БауэрсоксД. Дж., КлоссД. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок/Пер. с англ. М: Олимп-Бизнес, 2001.

Линдере М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999.

Логистика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2004.

Логистика. Серия «Вопрос-ответ»: Учебное пособие/Под ред. проф. Б.А. Аникина. М: ИНФРА-М, 2002.

Практикум по логистике: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003.

Johnson J. С, WoodD.E, Wardlow D.L., Murphy P.R. Jr. Contemporary Logistics. Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall, 1999.

 

 

РАЗДЕЛ III

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС В ОСНОВНЫХ СЕКТОРАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ

КОМПЛЕКС