23.10. Россия и международные финансовые организации: взаимодействие и партнерство
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
В последнее десятилетие ситуация в валютно-кредитной сфере в России была в существенной степени обусловлена спецификой участия страны в МФО. Членство в МВФ, Всемирном банке, БМР и ЕБРР во многом способствовало усилению позиций России в международной финансовой системе и позволило привлечь ресурсы капитала и зарубежный опыт для реформирования реального сектора экономики. Взаимодействие страны с МФО, а также возможное вступление в другие ведущие глобальные и региональные финансовые институты окажет заметное влияние на условия ведения международного бизнеса и в целом на экономическое развитие России на ближайшую перспективу.
Россия и МВФ. До недавнего времени сотрудничество России с Фондом осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определявших параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по осуществлению определенных макроэкономических мероприятий. В июле 1992 г. Россия получила первый кредит «стэнд-бай» около 1 млрд дол. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд дол. каждый, в апреле 1995 г. — кредит «стэнд-бай» в объеме 6,8 млрд дол. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования 10,1 млрд дол. на 10 лет с четырехлетним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было выделено 5,8 млрд дол. В июле 1999 г. после окончательного согласования параметров экономического развития МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит в размере 4,5 млрд дол. Первый и последний транш составил 640 млн дол. В последние четыре года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность перед Фондом сократилась до 6,3 млрд дол. и стала существенно меньше квоты России в Фонде.
В рамках ст. 4 Устава МВФ проводятся ежегодные двусторонние консультации в целях проведения комплексного анализа экономической политики страны и подготовки соответствующего доклада. В 2000 г. в интересах расширения транспарентности взаимоотношений с Фондом Россия впервые дала согласие на открытую публикацию странового доклада МВФ за 2000 г. Вместе с тем необходимо отметить, что кредитное сотрудничество было прервано в конце 1999 г. под предлогом нецелевого использования средств в России.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и се реализация без кредитов МВФ. Проведенный специалистами Фонда в соответствии со ст. 4 Устава МВФ обзор российской экономики за 2002 г. был выдержан в благоприятном для России ключе. В мае 2003 г. обзор был вынесен па рассмотрение Исполнительного совета МВФ, который положительно оценил экономический курс России.
Россия и Всемирный банк. С момента вступления во Всемирный банк Россия получила около 50 реабилитационных займов и кредитов на структурную перестройку экономики на общую сумму 10 млрд дол. Из них завершено займов на сумму 7,1 млрд дол. Бюджетозамещающие займы в портфеле проектов Банка составляют около 60%, инвестиционные — около 40%, при этом основная часть займов приходится на энергетический сектор российской экономики и инфраструктурные проекты. До 1997 г. включительно объем заимствований России у Всемирного банка имел положительную динамику. После резкого сокращения в 1998—1999 гг. оживление деятельности Всемирного банка в России произошло в 2000 г. В 2001—2003 гг. Всемирный банк одобрил выделение России нескольких займов: на развитие системы городского транспорта в Москве, реконструкцию системы городского теплоснабжения, совершенствование систем городских водоочистных сооружений, грант на прекращение производства озоноразрушающих веществ, финансирование пилотного проекта по устойчивому лесопользованию, переселение россиян с Крайнего Севера, реформу системы образования, развитие системы федерального казначейства, модернизацию налоговой службы. В ближайшее время ожидается выделение еще целого ряда инвестиционных займов Всемирного банка.
Перспективной формой сотрудничества между Россией и Банком являются гарантийные операции, которые не входят в лимит заимствований и не увеличивают объем внешнего долга России. Примерами таких гарантийных операций являются проекты «Морской старт» (создание ракетно-космического комплекса морского базирования с участием России, США, Норвегии и Украины) на сумму 100 млн дол. (одобрен в 1997 г.), а также проект по открытию гарантийных линий для лесного и угольного секторов экономики страны на сумму 250 млн дол. Важное место во взаимодействии России с Банком занимает экологическая проблематика.
В июне 2002 г. Директорат Всемирного банка утвердил новую стратегию деятельности в России на 2003—2005 гг. Ее особенность заключается в том, что объем заимствований, предоставляемых России в этот период, не будет ограничен, а основными направлениями работы станут улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды. В свою очередь, Россия предполагает привлекать средства Всемирного банка на сумму 300—500 млн дол. ежегодно. В соответствии с решением российского Правительства в июле 2000 г. Всемирный банк включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Россия и БМР. Вступление Банка России в БМР свидетельствовало о признании международным финансовым сообществом заметного прогресса в интеграции России в мировую экономику и отражало объективную необходимость в развитии сотрудничества центральных банков. Банк России участвует в работе комитетов и комиссий БМР, в рамках которых осуществляются консультации по вопросам проведения денежно-кредитной и валютной политики, разрабатываются рекомендации по совершенствованию банковского надзора, развитию платежных и расчетных систем.
Членство в БМР позволяет Банку России использовать его возможности при осуществлении депозитных, валютных, кредитных, агентских и других операций, сделок с золотом и ценными бумагами, обмениваться опытом с ведущими представителями центральных банков зарубежных стран по актуальным вопросам функционирования международной финансовой системы.
Россия и ОЭСР. Существенное значение для полдержки российских экономических реформ имеет консультативное и техническое содействие ОЭСР по таким направлениям, как разработка антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, привлечение иностранных инвестиций, приватизация, реформа предприятий, банковская реформа, решение проблем государственного управления и регулирования, рыночные преобразования в сельском хозяйстве, реформирование естественных монополий. Одной из важнейших для России функций ОЭСР является определение кредитного рейтинга, от которого в том числе зависят условия заимствования на мировых финансовых рынках.
Россия подала заявку на вступление в ОЭСР в 1996 г. Комитет по связям между Россией и ОЭСР был создан в 1997 г. Состоялось пять заседаний Комитета, на которых рассматривались важнейшие вопросы двустороннего сотрудничества. Специалисты ОЭСР подготовили четыре Обзора экономического положения России. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 12 комитетах, включая 18 рабочих групп. В ближайшей перспективе переговоры о вступлении России в ОЭСР должны перейти в более активную стадию.
Россия и ЕБРР. С начала деятельности ЕБРР в России было одобрено проектов на общую стоимость 21,6 млрд евро. Банк фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. Портфель-нос соотношение по вложениям ЕБРР в государственный и негосударственный сектора составляет соответственно 22 и 78%. В отраслевом разрезе доминируют финансовые учреждения, добывающая промышленность, энергетика, инфраструктура, транспорт и агропромышленный комплекс. Нынешний портфель Банка в России достиг 3,3 млрд евро. В конце 2002 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках стратегии ЕБРР в России на 2003—2004 гг. основными направлениями определены инвестиции в корпоративный и финансовый сектора, транспорт и инфраструктуру, содействие малому бизнесу и модернизации банковской системы, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия.
ЕБРР имеет также специальные программы, ориентированные на расширение регионального аспекта его деятельности в России, важнейшими из которых являются Программа региональных фондов венчурного капитала, Российский фонд поддержки малого бизнеса, Фонд уставных капиталов малых предприятий. В настоящее время продолжается диалог с Банком по вопросу открытия Проектных бюро и представительств Службы деловых консультаций ЕБРР в регионах России. Ожидается, что с учетом дальнейших потребностей в инвестиционных ресурсах масштабы деятельности ЕБРР в России будут расширяться. При выборе новых проектов ЕБРР будет руководствоваться такими факторами, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиции на цели энергосбережения.
Россия и ЕИБ. Поскольку в соответствии с уставом ЕИБ к финансированию с его участием может быть допущен проект страны, не являющейся членом ЕС, российское руководство неоднократно обращалось в Европейскую комиссию с предложением включить Россию в программы финансирования ЕИБ. В 1999 г. было принято принципиальное решение о возможном распространении на Россию бюджетных гарантий ЕС для обеспечения возврата кредитов ЕИБ. В последнее время руководство ЕИБ рассматривает целесообразность крупных инвестиционных проектов на территории России, прежде всего в сфере инфраструктуры и энергетики. С российской стороны высказывается заинтересованность в привлечении кредитов ЕИБ для строительства кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, модернизации морских портов в Санкт-Петербурге и Мурманске, добычи газа на шельфе Баренцева моря.
В 2001 г. ЕИБ получил мандат на участие в финансировании инфраструктурных проектов, связанных с улучшением окружающей среды в рамках экологического партнерства по «Северному измерению». В декабре 2002 г. подписано двустороннее Рамочное соглашение, регулирующее деятельность ЕИБ в России. Это позволит привлекать существенные кредитные ресурсы ЕИБ не только на экологические проекты, но и на финансирование программ поддержки малого и среднего бизнеса. Перспективным направлением развития сотрудничества России и ЕИБ может являться участие российских предприятий в тендерах по восстановлению экономики балканских стран. Кроме того, с учетом заинтересованности стран — членов ЕС в диверсификации источников энергоснабжения возможно активизировать работу по созданию взаимоприемлемого механизма совместного, с участием ЕИБ, финансирования проектов в рамках энергетического партнерства Россия — ЕС.
Россия и МаБР. В качестве наблюдателя Россия принимает участие в работе ежегодных заседаний Совета управляющих МаБР. Возможное членство России в МаБР способствовало бы укреплению торгово-экономических отношений России со странами Латинской Америки и продвижению интересов российского бизнеса на латиноамериканских рынках. В числе возможных преимуществ — получение доступа к участию в тендерах по линии МаБР в странах региона в офере инфраструктуры, образования, социального развития, а также привлечение латиноамериканских инвесторов на российский рынок.
В то же время участие России в реализации проектов, финансируемых за счет средств Банка, возможно лишь в случае полноправного членства в этой организации. Получение такого статуса невозможно без приобретения части акционерного капитала МаБР, который в настоящее время полностью перераспределен между странами-членами. Вступление в МаБР льготных кредитов России не принесет, поскольку нерегиональные страны-члены не наделены таким правом. Российской стороной прорабатывается вопрос о возможности оказания Банком технической и экспертной помощи в реформировании российской банковской системы.
Россия и АзБР. Россия участвует в качестве наблюдателя на ежегодных заседаниях Совета управляющих АзБР. Россия имеет право на вступление в АзБР в качестве нерегионального члена. Это позволило бы участвовать в реализации финансируемых Банком проектов. Обладая высоким научно-техническим потенциалом, Россия вполне может претендовать на победу в тендерах по проектам, особенно в СНГ.
В случае вступления в АзБР получение Россией статуса реципиента представляется маловероятным. Статус донора не приведет к увеличению вступительного взноса России в Банк. В настоящее время изучается эффективность участия российских экономических операторов в тендерах, организуемых в регионе. После этого будут определены дальнейшие шаги по развитию сотрудничества России с АзБР и намечены сроки оформления российского членства в Банке.
Россия и АфБР. Россия является наблюдателем на ежегодных заседаниях Совета управляющих АфБР. Участие российских компаний в тендерах, проводимых АфБР, практически невозможно ввиду того, что Россия не является членом Банка. В результате отечественные производители оказываются в невыгодном положении по сравнению с основными конкурентами на африканском рынке.
Вступление в АфБР могло бы способствовать решению проблемы задолженности африканских стран перед Россией. С учетом того, что кредитование АфБР осуществляется в партнерстве с широким кругом кредитных организаций, участие в Банке позволило бы России более надежно обеспечивать погашение кредитов, а АфБР мог бы выступить в качестве гаранта соблюдения обязательств, взятых на себя африканскими странами. Российские товары достаточно конкурентоспособны на африканском рынке, поэтому членство в АфБР предоставило бы новые возможности расширения российского промышленного экспорта.
Основные термины и определения
Международные финансовые организации (МФО) — организации, способствующие укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях.
Глобальные МФО — организации, регулирующие валютно-кредитные отношения в рамках мировой экономики.
Региональные МФО — организации, занимающиеся прежде всего финансированием проектов, связанных с развитием реального сектора экономики отдельных стран или групп стран.
Вопросы для самоконтроля
Какие принципы используются при создании международных финансовых организаций?
Как выглядит организационная структура МВФ?
Что является основными целями МБРР?
Каковы главные направления деятельности MAP, МФК и МАИГ?
Какие операции осуществляет БМР?
В чем состоит ключевая функция ОЭСР?
Как формируется капитал ЕБРР и ЕИБ?
В чем общие черты и различия МаБР, АзБР и АфБР?
Каковы особенности сотрудничества России с международными финансовыми организациями?
10. Каковы перспективы вступления России в региональные банки развития?
Литература
Актуальные проблемы деятельности международных организаций/ Отв. ред. Г.И. Морозов. М.: Международные отношения, 1982.
Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Консалтбанкир, 2000.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л. Н. Красавиной. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2003.
Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 года). М.: Новый век, 2001.
Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993.
ШреплерХ.-А. Международные экономические организации: Справочник. М.: Международные отношения, 1998.
Управление международным обменом товаров, услуг, капитала: Учебник/Под ред. Э.Э. Батизи. М.: Высшее образование и наука, 2004.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО
БИЗНЕСА
В последнее десятилетие ситуация в валютно-кредитной сфере в России была в существенной степени обусловлена спецификой участия страны в МФО. Членство в МВФ, Всемирном банке, БМР и ЕБРР во многом способствовало усилению позиций России в международной финансовой системе и позволило привлечь ресурсы капитала и зарубежный опыт для реформирования реального сектора экономики. Взаимодействие страны с МФО, а также возможное вступление в другие ведущие глобальные и региональные финансовые институты окажет заметное влияние на условия ведения международного бизнеса и в целом на экономическое развитие России на ближайшую перспективу.
Россия и МВФ. До недавнего времени сотрудничество России с Фондом осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определявших параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по осуществлению определенных макроэкономических мероприятий. В июле 1992 г. Россия получила первый кредит «стэнд-бай» около 1 млрд дол. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд дол. каждый, в апреле 1995 г. — кредит «стэнд-бай» в объеме 6,8 млрд дол. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования 10,1 млрд дол. на 10 лет с четырехлетним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было выделено 5,8 млрд дол. В июле 1999 г. после окончательного согласования параметров экономического развития МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит в размере 4,5 млрд дол. Первый и последний транш составил 640 млн дол. В последние четыре года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность перед Фондом сократилась до 6,3 млрд дол. и стала существенно меньше квоты России в Фонде.
В рамках ст. 4 Устава МВФ проводятся ежегодные двусторонние консультации в целях проведения комплексного анализа экономической политики страны и подготовки соответствующего доклада. В 2000 г. в интересах расширения транспарентности взаимоотношений с Фондом Россия впервые дала согласие на открытую публикацию странового доклада МВФ за 2000 г. Вместе с тем необходимо отметить, что кредитное сотрудничество было прервано в конце 1999 г. под предлогом нецелевого использования средств в России.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и се реализация без кредитов МВФ. Проведенный специалистами Фонда в соответствии со ст. 4 Устава МВФ обзор российской экономики за 2002 г. был выдержан в благоприятном для России ключе. В мае 2003 г. обзор был вынесен па рассмотрение Исполнительного совета МВФ, который положительно оценил экономический курс России.
Россия и Всемирный банк. С момента вступления во Всемирный банк Россия получила около 50 реабилитационных займов и кредитов на структурную перестройку экономики на общую сумму 10 млрд дол. Из них завершено займов на сумму 7,1 млрд дол. Бюджетозамещающие займы в портфеле проектов Банка составляют около 60%, инвестиционные — около 40%, при этом основная часть займов приходится на энергетический сектор российской экономики и инфраструктурные проекты. До 1997 г. включительно объем заимствований России у Всемирного банка имел положительную динамику. После резкого сокращения в 1998—1999 гг. оживление деятельности Всемирного банка в России произошло в 2000 г. В 2001—2003 гг. Всемирный банк одобрил выделение России нескольких займов: на развитие системы городского транспорта в Москве, реконструкцию системы городского теплоснабжения, совершенствование систем городских водоочистных сооружений, грант на прекращение производства озоноразрушающих веществ, финансирование пилотного проекта по устойчивому лесопользованию, переселение россиян с Крайнего Севера, реформу системы образования, развитие системы федерального казначейства, модернизацию налоговой службы. В ближайшее время ожидается выделение еще целого ряда инвестиционных займов Всемирного банка.
Перспективной формой сотрудничества между Россией и Банком являются гарантийные операции, которые не входят в лимит заимствований и не увеличивают объем внешнего долга России. Примерами таких гарантийных операций являются проекты «Морской старт» (создание ракетно-космического комплекса морского базирования с участием России, США, Норвегии и Украины) на сумму 100 млн дол. (одобрен в 1997 г.), а также проект по открытию гарантийных линий для лесного и угольного секторов экономики страны на сумму 250 млн дол. Важное место во взаимодействии России с Банком занимает экологическая проблематика.
В июне 2002 г. Директорат Всемирного банка утвердил новую стратегию деятельности в России на 2003—2005 гг. Ее особенность заключается в том, что объем заимствований, предоставляемых России в этот период, не будет ограничен, а основными направлениями работы станут улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды. В свою очередь, Россия предполагает привлекать средства Всемирного банка на сумму 300—500 млн дол. ежегодно. В соответствии с решением российского Правительства в июле 2000 г. Всемирный банк включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Россия и БМР. Вступление Банка России в БМР свидетельствовало о признании международным финансовым сообществом заметного прогресса в интеграции России в мировую экономику и отражало объективную необходимость в развитии сотрудничества центральных банков. Банк России участвует в работе комитетов и комиссий БМР, в рамках которых осуществляются консультации по вопросам проведения денежно-кредитной и валютной политики, разрабатываются рекомендации по совершенствованию банковского надзора, развитию платежных и расчетных систем.
Членство в БМР позволяет Банку России использовать его возможности при осуществлении депозитных, валютных, кредитных, агентских и других операций, сделок с золотом и ценными бумагами, обмениваться опытом с ведущими представителями центральных банков зарубежных стран по актуальным вопросам функционирования международной финансовой системы.
Россия и ОЭСР. Существенное значение для полдержки российских экономических реформ имеет консультативное и техническое содействие ОЭСР по таким направлениям, как разработка антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, привлечение иностранных инвестиций, приватизация, реформа предприятий, банковская реформа, решение проблем государственного управления и регулирования, рыночные преобразования в сельском хозяйстве, реформирование естественных монополий. Одной из важнейших для России функций ОЭСР является определение кредитного рейтинга, от которого в том числе зависят условия заимствования на мировых финансовых рынках.
Россия подала заявку на вступление в ОЭСР в 1996 г. Комитет по связям между Россией и ОЭСР был создан в 1997 г. Состоялось пять заседаний Комитета, на которых рассматривались важнейшие вопросы двустороннего сотрудничества. Специалисты ОЭСР подготовили четыре Обзора экономического положения России. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 12 комитетах, включая 18 рабочих групп. В ближайшей перспективе переговоры о вступлении России в ОЭСР должны перейти в более активную стадию.
Россия и ЕБРР. С начала деятельности ЕБРР в России было одобрено проектов на общую стоимость 21,6 млрд евро. Банк фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. Портфель-нос соотношение по вложениям ЕБРР в государственный и негосударственный сектора составляет соответственно 22 и 78%. В отраслевом разрезе доминируют финансовые учреждения, добывающая промышленность, энергетика, инфраструктура, транспорт и агропромышленный комплекс. Нынешний портфель Банка в России достиг 3,3 млрд евро. В конце 2002 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках стратегии ЕБРР в России на 2003—2004 гг. основными направлениями определены инвестиции в корпоративный и финансовый сектора, транспорт и инфраструктуру, содействие малому бизнесу и модернизации банковской системы, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия.
ЕБРР имеет также специальные программы, ориентированные на расширение регионального аспекта его деятельности в России, важнейшими из которых являются Программа региональных фондов венчурного капитала, Российский фонд поддержки малого бизнеса, Фонд уставных капиталов малых предприятий. В настоящее время продолжается диалог с Банком по вопросу открытия Проектных бюро и представительств Службы деловых консультаций ЕБРР в регионах России. Ожидается, что с учетом дальнейших потребностей в инвестиционных ресурсах масштабы деятельности ЕБРР в России будут расширяться. При выборе новых проектов ЕБРР будет руководствоваться такими факторами, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиции на цели энергосбережения.
Россия и ЕИБ. Поскольку в соответствии с уставом ЕИБ к финансированию с его участием может быть допущен проект страны, не являющейся членом ЕС, российское руководство неоднократно обращалось в Европейскую комиссию с предложением включить Россию в программы финансирования ЕИБ. В 1999 г. было принято принципиальное решение о возможном распространении на Россию бюджетных гарантий ЕС для обеспечения возврата кредитов ЕИБ. В последнее время руководство ЕИБ рассматривает целесообразность крупных инвестиционных проектов на территории России, прежде всего в сфере инфраструктуры и энергетики. С российской стороны высказывается заинтересованность в привлечении кредитов ЕИБ для строительства кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, модернизации морских портов в Санкт-Петербурге и Мурманске, добычи газа на шельфе Баренцева моря.
В 2001 г. ЕИБ получил мандат на участие в финансировании инфраструктурных проектов, связанных с улучшением окружающей среды в рамках экологического партнерства по «Северному измерению». В декабре 2002 г. подписано двустороннее Рамочное соглашение, регулирующее деятельность ЕИБ в России. Это позволит привлекать существенные кредитные ресурсы ЕИБ не только на экологические проекты, но и на финансирование программ поддержки малого и среднего бизнеса. Перспективным направлением развития сотрудничества России и ЕИБ может являться участие российских предприятий в тендерах по восстановлению экономики балканских стран. Кроме того, с учетом заинтересованности стран — членов ЕС в диверсификации источников энергоснабжения возможно активизировать работу по созданию взаимоприемлемого механизма совместного, с участием ЕИБ, финансирования проектов в рамках энергетического партнерства Россия — ЕС.
Россия и МаБР. В качестве наблюдателя Россия принимает участие в работе ежегодных заседаний Совета управляющих МаБР. Возможное членство России в МаБР способствовало бы укреплению торгово-экономических отношений России со странами Латинской Америки и продвижению интересов российского бизнеса на латиноамериканских рынках. В числе возможных преимуществ — получение доступа к участию в тендерах по линии МаБР в странах региона в офере инфраструктуры, образования, социального развития, а также привлечение латиноамериканских инвесторов на российский рынок.
В то же время участие России в реализации проектов, финансируемых за счет средств Банка, возможно лишь в случае полноправного членства в этой организации. Получение такого статуса невозможно без приобретения части акционерного капитала МаБР, который в настоящее время полностью перераспределен между странами-членами. Вступление в МаБР льготных кредитов России не принесет, поскольку нерегиональные страны-члены не наделены таким правом. Российской стороной прорабатывается вопрос о возможности оказания Банком технической и экспертной помощи в реформировании российской банковской системы.
Россия и АзБР. Россия участвует в качестве наблюдателя на ежегодных заседаниях Совета управляющих АзБР. Россия имеет право на вступление в АзБР в качестве нерегионального члена. Это позволило бы участвовать в реализации финансируемых Банком проектов. Обладая высоким научно-техническим потенциалом, Россия вполне может претендовать на победу в тендерах по проектам, особенно в СНГ.
В случае вступления в АзБР получение Россией статуса реципиента представляется маловероятным. Статус донора не приведет к увеличению вступительного взноса России в Банк. В настоящее время изучается эффективность участия российских экономических операторов в тендерах, организуемых в регионе. После этого будут определены дальнейшие шаги по развитию сотрудничества России с АзБР и намечены сроки оформления российского членства в Банке.
Россия и АфБР. Россия является наблюдателем на ежегодных заседаниях Совета управляющих АфБР. Участие российских компаний в тендерах, проводимых АфБР, практически невозможно ввиду того, что Россия не является членом Банка. В результате отечественные производители оказываются в невыгодном положении по сравнению с основными конкурентами на африканском рынке.
Вступление в АфБР могло бы способствовать решению проблемы задолженности африканских стран перед Россией. С учетом того, что кредитование АфБР осуществляется в партнерстве с широким кругом кредитных организаций, участие в Банке позволило бы России более надежно обеспечивать погашение кредитов, а АфБР мог бы выступить в качестве гаранта соблюдения обязательств, взятых на себя африканскими странами. Российские товары достаточно конкурентоспособны на африканском рынке, поэтому членство в АфБР предоставило бы новые возможности расширения российского промышленного экспорта.
Основные термины и определения
Международные финансовые организации (МФО) — организации, способствующие укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях.
Глобальные МФО — организации, регулирующие валютно-кредитные отношения в рамках мировой экономики.
Региональные МФО — организации, занимающиеся прежде всего финансированием проектов, связанных с развитием реального сектора экономики отдельных стран или групп стран.
Вопросы для самоконтроля
Какие принципы используются при создании международных финансовых организаций?
Как выглядит организационная структура МВФ?
Что является основными целями МБРР?
Каковы главные направления деятельности MAP, МФК и МАИГ?
Какие операции осуществляет БМР?
В чем состоит ключевая функция ОЭСР?
Как формируется капитал ЕБРР и ЕИБ?
В чем общие черты и различия МаБР, АзБР и АфБР?
Каковы особенности сотрудничества России с международными финансовыми организациями?
10. Каковы перспективы вступления России в региональные банки развития?
Литература
Актуальные проблемы деятельности международных организаций/ Отв. ред. Г.И. Морозов. М.: Международные отношения, 1982.
Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Консалтбанкир, 2000.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л. Н. Красавиной. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2003.
Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 года). М.: Новый век, 2001.
Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993.
ШреплерХ.-А. Международные экономические организации: Справочник. М.: Международные отношения, 1998.
Управление международным обменом товаров, услуг, капитала: Учебник/Под ред. Э.Э. Батизи. М.: Высшее образование и наука, 2004.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО
БИЗНЕСА