18.4. Мировой рынок металлопродукции
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
До Второй мировой войны металлургические корпорации принадлежали к числу ведущих в мировом хозяйстве, а рынки металлов — к числу наиболее монополизированных. По мере повышения роли научно-технического прогресса, накопления капитала и его концентрации в других отраслях, структурных сдвигов в мировом хозяйстве уровень монополизации рынка черных металлов заметно снижался, высокомонополизиро-ванные структуры сменялись олигополиями, когда контроль над рынком осуществляется относительно небольшим числом самых крупных компаний. Как правило, доля рынка, контролируемая ведущими стальными корпорациями, ниже, чем в цветной металлургии. С выходом на рынок в последние годы новых производителей из Восточной Европы эта доля имеет тенденцию к снижению.
В настоящее время более 100 стран имеют сталелитейные заводы. При прочих равных условиях это усиливает влияние факторов, отражающих действие стихийных рыночных сил. что, кстати, затрудняет организацию биржевой торговли черными металлами. Кроме того, рынок стальной металлопродукции вследствие весьма широкого сортамента можно рассматривать как совокупность относительно самостоятельных рынков отдельных видов металлопродукции, например стального листа или труб, что не исключает обострения рыночной ситуации в отдельном секторе даже при общей благоприятной конъюнктуре. При этом абсолютные масштабы международной торговли черными металлами несопоставимы с торговлей цветными металлами (табл. 18.4).
Наконец, на этом рынке зачастую противостоят не просто отдельные компании, а их группировки, поддерживаемые соответствующими над-правительственными или международными организациями.
В отличие от рынка черных металлов торговля цветными металлами гораздо более упорядочена и осуществляется через Лондонскую биржу металлов (London Metal Exchange, LME), где на открытых торгах формируются основные ценовые соотношения.
Сложившаяся в международной практике последних десятилетий система регулирования внешней торговли получила название «новый протекционизм», которая дополняет традиционные таможенно-тарифные торговые ограничения. Особенность системы — широкое использование различных нетарифных барьеров (ограничения поставок с выделением квот, меры против «несправедливой» конкуренции, «добровольные» ограничения импорта, ведение минимальных импортных цен, применение антидемпинговых процедур и т.д.), на которые во многих случаях не распространяются традиционные международные договоренности. Как правило, нетарифными барьерами считаются те средства регулирования, которые дискриминируют зарубежных партнеров и направлены на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, а также создание привилегированных условий для иностранного капитала. По зарубежным оценкам, в конце 90-х годов около 80% совокупного импорта Черных металлов осуществляюсь в условию: различных схем регулирования Цец и ограничивалось квотами на «добровольной» основе.
Приоритет в разработке и использовании этих мер принадлежит СЩд на долю которых приходится не менее 10% мирового импорта черных металлов. Привлекательность американского рынка объясняется его высокой емкостью, ослаблением в последние годы конкурентных позиций американской металлопродукции, благоприятным (по крайней мере до 2003 г.) соотношением валютных курсов, растущей интернационализацией экономики страны. С другой стороны, под давлением профсоюзов и отраслевого лобби государство вынуждено применять протекционистские меры для защиты собственных мсталлопроизводителей. Эти обстоятельства определяют основные направления государственной политики США в области импорта, в которой жесткие протекционистские меры в рЯде случаев сочетаются с мерами по использованию импорта для стРУКтурНои перестройки национальной экономики. При этом Комиссией по международной торговле (US International Trade Comission, ITC) в стране введена система дифференцированных таможенных пошлин для стран с режимом наибольшего благоприятствования.
Наибольшую остроту конкуренция на мировом рынке металлов достигла во второй половине 90-х годов с выходом на рынок стран Восточной Европы и резким увеличением импорта металлопродукции в Китай, который в последние годы стал ведущим «игроком» на этом рынке. В 2002 г. Китай импортировал более 30 млн т металлопродукции из черных металлов, опередив по этому показателю другого крупнейшего импортера — СЩд
До Второй мировой войны металлургические корпорации принадлежали к числу ведущих в мировом хозяйстве, а рынки металлов — к числу наиболее монополизированных. По мере повышения роли научно-технического прогресса, накопления капитала и его концентрации в других отраслях, структурных сдвигов в мировом хозяйстве уровень монополизации рынка черных металлов заметно снижался, высокомонополизиро-ванные структуры сменялись олигополиями, когда контроль над рынком осуществляется относительно небольшим числом самых крупных компаний. Как правило, доля рынка, контролируемая ведущими стальными корпорациями, ниже, чем в цветной металлургии. С выходом на рынок в последние годы новых производителей из Восточной Европы эта доля имеет тенденцию к снижению.
В настоящее время более 100 стран имеют сталелитейные заводы. При прочих равных условиях это усиливает влияние факторов, отражающих действие стихийных рыночных сил. что, кстати, затрудняет организацию биржевой торговли черными металлами. Кроме того, рынок стальной металлопродукции вследствие весьма широкого сортамента можно рассматривать как совокупность относительно самостоятельных рынков отдельных видов металлопродукции, например стального листа или труб, что не исключает обострения рыночной ситуации в отдельном секторе даже при общей благоприятной конъюнктуре. При этом абсолютные масштабы международной торговли черными металлами несопоставимы с торговлей цветными металлами (табл. 18.4).
Наконец, на этом рынке зачастую противостоят не просто отдельные компании, а их группировки, поддерживаемые соответствующими над-правительственными или международными организациями.
В отличие от рынка черных металлов торговля цветными металлами гораздо более упорядочена и осуществляется через Лондонскую биржу металлов (London Metal Exchange, LME), где на открытых торгах формируются основные ценовые соотношения.
Сложившаяся в международной практике последних десятилетий система регулирования внешней торговли получила название «новый протекционизм», которая дополняет традиционные таможенно-тарифные торговые ограничения. Особенность системы — широкое использование различных нетарифных барьеров (ограничения поставок с выделением квот, меры против «несправедливой» конкуренции, «добровольные» ограничения импорта, ведение минимальных импортных цен, применение антидемпинговых процедур и т.д.), на которые во многих случаях не распространяются традиционные международные договоренности. Как правило, нетарифными барьерами считаются те средства регулирования, которые дискриминируют зарубежных партнеров и направлены на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, а также создание привилегированных условий для иностранного капитала. По зарубежным оценкам, в конце 90-х годов около 80% совокупного импорта Черных металлов осуществляюсь в условию: различных схем регулирования Цец и ограничивалось квотами на «добровольной» основе.
Приоритет в разработке и использовании этих мер принадлежит СЩд на долю которых приходится не менее 10% мирового импорта черных металлов. Привлекательность американского рынка объясняется его высокой емкостью, ослаблением в последние годы конкурентных позиций американской металлопродукции, благоприятным (по крайней мере до 2003 г.) соотношением валютных курсов, растущей интернационализацией экономики страны. С другой стороны, под давлением профсоюзов и отраслевого лобби государство вынуждено применять протекционистские меры для защиты собственных мсталлопроизводителей. Эти обстоятельства определяют основные направления государственной политики США в области импорта, в которой жесткие протекционистские меры в рЯде случаев сочетаются с мерами по использованию импорта для стРУКтурНои перестройки национальной экономики. При этом Комиссией по международной торговле (US International Trade Comission, ITC) в стране введена система дифференцированных таможенных пошлин для стран с режимом наибольшего благоприятствования.
Наибольшую остроту конкуренция на мировом рынке металлов достигла во второй половине 90-х годов с выходом на рынок стран Восточной Европы и резким увеличением импорта металлопродукции в Китай, который в последние годы стал ведущим «игроком» на этом рынке. В 2002 г. Китай импортировал более 30 млн т металлопродукции из черных металлов, опередив по этому показателю другого крупнейшего импортера — СЩд