18.4. Мировой рынок металлопродукции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

До Второй мировой войны металлургические корпорации принадле­жали к числу ведущих в мировом хозяйстве, а рынки металлов — к числу наиболее монополизированных. По мере повышения роли научно-техни­ческого прогресса, накопления капитала и его концентрации в других отраслях, структурных сдвигов в мировом хозяйстве уровень монополи­зации рынка черных металлов заметно снижался, высокомонополизиро-ванные структуры сменялись олигополиями, когда контроль над рынком осуществляется относительно небольшим числом самых крупных компа­ний. Как правило, доля рынка, контролируемая ведущими стальными кор­порациями, ниже, чем в цветной металлургии. С выходом на рынок в по­следние годы новых производителей из Восточной Европы эта доля имеет тенденцию к снижению.

В настоящее время более 100 стран имеют сталелитейные заводы. При прочих равных условиях это усиливает влияние факторов, отражающих действие стихийных рыночных сил. что, кстати, затрудняет организацию биржевой торговли черными металлами. Кроме того, рынок стальной металлопродукции вследствие весьма широкого сортамента можно рассматривать как совокупность относительно самостоятельных рынков отдельных видов металлопродукции, например стального листа или труб, что не исключает обострения рыночной ситуации в отдельном секторе даже при общей благоприятной конъюнктуре. При этом абсолютные масштабы международной торговли черными металлами несопоставимы с торгов­лей цветными металлами (табл. 18.4).

Наконец, на этом рынке зачастую противостоят не просто отдельные компании, а их группировки, поддерживаемые соответствующими над-правительственными или международными организациями.

В отличие от рынка черных металлов торговля цветными металлами гораздо более упорядочена и осуществляется через Лондонскую биржу металлов (London Metal Exchange, LME), где на открытых торгах форми­руются основные ценовые соотношения.

Сложившаяся в международной практике последних десятилетий система регулирования внешней торговли получила название «новый про­текционизм», которая дополняет традиционные таможенно-тарифные тор­говые ограничения. Особенность системы — широкое использование раз­личных нетарифных барьеров (ограничения поставок с выделением квот, меры против «несправедливой» конкуренции, «добровольные» ограниче­ния импорта, ведение минимальных импортных цен, применение антидем­пинговых процедур и т.д.), на которые во многих случаях не распростра­няются традиционные международные договоренности. Как правило, нетарифными барьерами считаются те средства регулирования, которые дискриминируют зарубежных партнеров и направлены на защиту отече­ственных производителей от иностранной конкуренции, а также создание привилегированных условий для иностранного капитала. По зарубежным оценкам, в конце 90-х годов около 80% совокупного импорта Черных металлов осуществляюсь в условию: различных схем регулирования Цец и ограничивалось квотами на «добровольной» основе.

Приоритет в разработке и использовании этих мер принадлежит СЩд на долю которых приходится не менее 10% мирового импорта черных металлов. Привлекательность американского рынка объясняется его высокой емкостью, ослаблением в последние годы конкурентных пози­ций американской металлопродукции, благоприятным (по крайней мере до 2003 г.) соотношением валютных курсов, растущей интернационализа­цией экономики страны. С другой стороны, под давлением профсоюзов и отраслевого лобби государство вынуждено применять протекционистские меры для защиты собственных мсталлопроизводителей. Эти обстоятель­ства определяют основные направления государственной политики США в области импорта, в которой жесткие протекционистские меры в рЯде случаев сочетаются с мерами по использованию импорта для стРУКтурНои перестройки национальной экономики. При этом Комиссией по между­народной торговле (US International Trade Comission, ITC) в стране введе­на система дифференцированных таможенных пошлин для стран с режи­мом наибольшего благоприятствования.

Наибольшую остроту конкуренция на мировом рынке металлов дос­тигла во второй половине 90-х годов с выходом на рынок стран Восточной Европы и резким увеличением импорта металлопродукции в Китай, который в последние годы стал ведущим «игроком» на этом рынке. В 2002 г. Китай импортировал более 30 млн т металлопродукции из черных металлов, опе­редив по этому показателю другого крупнейшего импортера — СЩд

До Второй мировой войны металлургические корпорации принадле­жали к числу ведущих в мировом хозяйстве, а рынки металлов — к числу наиболее монополизированных. По мере повышения роли научно-техни­ческого прогресса, накопления капитала и его концентрации в других отраслях, структурных сдвигов в мировом хозяйстве уровень монополи­зации рынка черных металлов заметно снижался, высокомонополизиро-ванные структуры сменялись олигополиями, когда контроль над рынком осуществляется относительно небольшим числом самых крупных компа­ний. Как правило, доля рынка, контролируемая ведущими стальными кор­порациями, ниже, чем в цветной металлургии. С выходом на рынок в по­следние годы новых производителей из Восточной Европы эта доля имеет тенденцию к снижению.

В настоящее время более 100 стран имеют сталелитейные заводы. При прочих равных условиях это усиливает влияние факторов, отражающих действие стихийных рыночных сил. что, кстати, затрудняет организацию биржевой торговли черными металлами. Кроме того, рынок стальной металлопродукции вследствие весьма широкого сортамента можно рассматривать как совокупность относительно самостоятельных рынков отдельных видов металлопродукции, например стального листа или труб, что не исключает обострения рыночной ситуации в отдельном секторе даже при общей благоприятной конъюнктуре. При этом абсолютные масштабы международной торговли черными металлами несопоставимы с торгов­лей цветными металлами (табл. 18.4).

Наконец, на этом рынке зачастую противостоят не просто отдельные компании, а их группировки, поддерживаемые соответствующими над-правительственными или международными организациями.

В отличие от рынка черных металлов торговля цветными металлами гораздо более упорядочена и осуществляется через Лондонскую биржу металлов (London Metal Exchange, LME), где на открытых торгах форми­руются основные ценовые соотношения.

Сложившаяся в международной практике последних десятилетий система регулирования внешней торговли получила название «новый про­текционизм», которая дополняет традиционные таможенно-тарифные тор­говые ограничения. Особенность системы — широкое использование раз­личных нетарифных барьеров (ограничения поставок с выделением квот, меры против «несправедливой» конкуренции, «добровольные» ограниче­ния импорта, ведение минимальных импортных цен, применение антидем­пинговых процедур и т.д.), на которые во многих случаях не распростра­няются традиционные международные договоренности. Как правило, нетарифными барьерами считаются те средства регулирования, которые дискриминируют зарубежных партнеров и направлены на защиту отече­ственных производителей от иностранной конкуренции, а также создание привилегированных условий для иностранного капитала. По зарубежным оценкам, в конце 90-х годов около 80% совокупного импорта Черных металлов осуществляюсь в условию: различных схем регулирования Цец и ограничивалось квотами на «добровольной» основе.

Приоритет в разработке и использовании этих мер принадлежит СЩд на долю которых приходится не менее 10% мирового импорта черных металлов. Привлекательность американского рынка объясняется его высокой емкостью, ослаблением в последние годы конкурентных пози­ций американской металлопродукции, благоприятным (по крайней мере до 2003 г.) соотношением валютных курсов, растущей интернационализа­цией экономики страны. С другой стороны, под давлением профсоюзов и отраслевого лобби государство вынуждено применять протекционистские меры для защиты собственных мсталлопроизводителей. Эти обстоятель­ства определяют основные направления государственной политики США в области импорта, в которой жесткие протекционистские меры в рЯде случаев сочетаются с мерами по использованию импорта для стРУКтурНои перестройки национальной экономики. При этом Комиссией по между­народной торговле (US International Trade Comission, ITC) в стране введе­на система дифференцированных таможенных пошлин для стран с режи­мом наибольшего благоприятствования.

Наибольшую остроту конкуренция на мировом рынке металлов дос­тигла во второй половине 90-х годов с выходом на рынок стран Восточной Европы и резким увеличением импорта металлопродукции в Китай, который в последние годы стал ведущим «игроком» на этом рынке. В 2002 г. Китай импортировал более 30 млн т металлопродукции из черных металлов, опе­редив по этому показателю другого крупнейшего импортера — СЩд