15.6. Регулирование аграрного сектора
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Обеспечение продовольственной безопасности стало одним из важнейших направлений экономической политики развитых стран сразу после окончания Второй мировой войны, когда нарушение прямых каналов поставки продовольствия, в том числе из колоний, показало жизненную необходимость решения этой проблемы. Многочисленные дискуссии и международные форумы в конечном счете привели к пониманию того, что продовольственная безопасность является важной составляющей экономической безопасности, которую необходимо соблюдать исходя из конструктивных способов и механизмов решения экономических конфликтов и противоречий.
Существуют определенные критерии оценки пределов продовольственной безопасности. Они различаются при оценке обеспечения национальной и общемировой продовольственной безопасности. Наиболее распростра ненными считаются выработанные экспертами ФАО. Согласно этим крите риям состояние продовольственной безопасности оценивается по дву.\ показателям: объему переходящих (до следующего урожая) запасов зерна которые не должны быть меньше 17% потребностей (примерно двухмесяч ная норма потребления), и уровню его производства на душу населения. В настоящее время большое число стран не имеет эти показатели Максимальный уровень производства зерна на душу населения в мире бы; достигнут в 80-х годах, когда он составил 339 кг в год, а в 90-х годах снизился до 330 кг. Это эквивалентно 3600 ккал в сутки, что может полностью удовлетворить потребности в питании всего человечества при условии равномерного распределения. Но в развитых странах потребление зерна превышает эту среднюю цифру в 2—3 раза, так как часть зерновых используется в кормовых целях, а во многих развивающихся странах среднедушевое потребление зерновых не достигает 180—200 кг в год. В настоящее время, по оценке экспертов ФАО, 2 млрд человек не имеют надежных источников снабжения продовольствием.
В 1996 г. на Всемирном форуме по проблемам продовольствия была принята Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности, определившая бедность как основную причину дефицита продовольствия и признавшая продовольственную безопасность важнейшим компонентом экономической безопасности каждой страны. Понимание серьезности проблемы определило в развитых странах во второй половине XX в. потребность включить понятие «продовольственная безопасность» в государственную политику в отношении сельского хозяйства.
Государственное регулирование сельского хозяйства, вмешательство в производство и торговлю, активный, во многих случаях агрессивный протекционизм являет собой одну из наиболее важных особенностей экономической политики развитых стран.
В большинстве стран вмешательство в сельскохозяйственное производство осуществляется путем предоставления различных льгот, полного или частичного освобождения от налогов, создания за государственный счет необходимой инфраструктуры, различных иных видов помощи фермерам, вплоть до прямого субсидирования. Министерства сельского хозяйства в развитых странах ведут большую работу, в том числе аналитическую и исследовательскую, по разработке оптимальных направлений развития агробизнеса. Через местные отделения они оказывают консультационную помощь хозяйствам, дают рекомендации по применению удобрений, семян, химических средств защиты растений, информируют о новейшей технике и т.д. До сведения фермеров доводятся различные прогнозы, включая ожидаемую конъюнктуру отдельных товаров на внутренних и внешних рынках.
Размеры государственного вмешательства в сельское хозяйство грандиозны. В США они превышают 100 млрд дол. в год, не считая ряда косвенных видов помощи. Сопоставимы расходы в Европейском Союзе. В Японии они также исчисляются многими десятками миллиардов долларов.
Во внешней торговле наиболее активно используются нетарифные ограничения, например: фитосанитарные, введение квот на импорт отдельных товаров, прямой запрет импорта под различными предлогами и субсидирование экспорта и производства экспортных товаров.
Единая сельскохозяйственная политика ЕС — наглядный пример эффективного вмешательства на региональном уровне. Отцы Римского договора (1957 г.) об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), предшественника Европейского Союза, наряду с единой внешнеторговой политикой, необходимой для создания таможенного союза, также разработали Единую сельскохозяйственную политику (ЕСП), имевшую цель обеспечения продовольственной безопасности ЕЭС. В короткие сроки эта цель была успешно достигнута.
В общих чертах ЕСП состояла из следующих элементов. Министерства сельского хозяйства стран ЕЭС разрабатывали прогнозы развития сельского хозяйства, которые потом суммировались и на Совете министров ЕЭС на уровне министров сельского хозяйства определялись приоритеты на следующий сельскохозяйственный год. По тем видам продукции, которые оказывались дефицитными, устанавливали так называемые гарантированные цены на достаточно высоком уровне, чтобы стимулировать увеличение их производства. Производитель данного вида продукции мог твердо рассчитывать на получение этой цены. Если он был вынужден продать свой товар по более низкой цене, то разница ему выплачивалась из фондов ЕЭС.
Это предопределило более высокий уровень цен внутри ЕЭС по сравнению с мировыми. Для обеспечения защиты внутреннего рынка от более дешевого импорта из других стран были предусмотрены не обычные таможенные пошлины, в виде процента от цены товара, а так называемые сборы на импорт сельскохозяйственных товаров. Их величина была переменной и определялась разницей между контрактной ценой импорта и ценой внутреннего рынка ЕЭС. Иными словами, никакое снижение контрактных цен не могло позволить иностранному экспортеру продажу по ценам ниже цен внутреннего рынка.
Наконец, если внутри ЕЭС образовывался избыток сельскохозяйственной продукции, которая могла длительно храниться (мясо, сливочное и растительное масло, пшеница и др.), то эти излишки скупались органами ЕЭС в запасы, которые, в случае их переполнения, экспортировались по более низким ценам мирового рынка (иногда в 2 раза ниже внутренних), при субсидировании этого экспорта из фондов ЕЭС. В целом на нужды Единой сельскохозяйственной политики ЕЭС в отдельные годы расходовалось до 3/4 его бюджета.
Международное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в основном связано с деятельностью ГАТТ-ВТО. На протяжении последних 30 лет в рамках этой организации был проведен ряд совещаний и подписано несколько соглашений, непосредственно относящихся к вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией. Среди них наиболее важными являются Соглашение по сельскому хозяйству (по торговле сельскохозяйственными товарами), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашение по техническим барьерам в торговле и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам. В них регламентируются различные аспекты международной торговли продовольствием и сырьем для его производства, направленные на устранение некоторых препятствий, прежде всего нетарифных ограничений, и предусматривается последовательное снижение таможенных пошлин.
Обеспечение продовольственной безопасности стало одним из важнейших направлений экономической политики развитых стран сразу после окончания Второй мировой войны, когда нарушение прямых каналов поставки продовольствия, в том числе из колоний, показало жизненную необходимость решения этой проблемы. Многочисленные дискуссии и международные форумы в конечном счете привели к пониманию того, что продовольственная безопасность является важной составляющей экономической безопасности, которую необходимо соблюдать исходя из конструктивных способов и механизмов решения экономических конфликтов и противоречий.
Существуют определенные критерии оценки пределов продовольственной безопасности. Они различаются при оценке обеспечения национальной и общемировой продовольственной безопасности. Наиболее распростра ненными считаются выработанные экспертами ФАО. Согласно этим крите риям состояние продовольственной безопасности оценивается по дву.\ показателям: объему переходящих (до следующего урожая) запасов зерна которые не должны быть меньше 17% потребностей (примерно двухмесяч ная норма потребления), и уровню его производства на душу населения. В настоящее время большое число стран не имеет эти показатели Максимальный уровень производства зерна на душу населения в мире бы; достигнут в 80-х годах, когда он составил 339 кг в год, а в 90-х годах снизился до 330 кг. Это эквивалентно 3600 ккал в сутки, что может полностью удовлетворить потребности в питании всего человечества при условии равномерного распределения. Но в развитых странах потребление зерна превышает эту среднюю цифру в 2—3 раза, так как часть зерновых используется в кормовых целях, а во многих развивающихся странах среднедушевое потребление зерновых не достигает 180—200 кг в год. В настоящее время, по оценке экспертов ФАО, 2 млрд человек не имеют надежных источников снабжения продовольствием.
В 1996 г. на Всемирном форуме по проблемам продовольствия была принята Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности, определившая бедность как основную причину дефицита продовольствия и признавшая продовольственную безопасность важнейшим компонентом экономической безопасности каждой страны. Понимание серьезности проблемы определило в развитых странах во второй половине XX в. потребность включить понятие «продовольственная безопасность» в государственную политику в отношении сельского хозяйства.
Государственное регулирование сельского хозяйства, вмешательство в производство и торговлю, активный, во многих случаях агрессивный протекционизм являет собой одну из наиболее важных особенностей экономической политики развитых стран.
В большинстве стран вмешательство в сельскохозяйственное производство осуществляется путем предоставления различных льгот, полного или частичного освобождения от налогов, создания за государственный счет необходимой инфраструктуры, различных иных видов помощи фермерам, вплоть до прямого субсидирования. Министерства сельского хозяйства в развитых странах ведут большую работу, в том числе аналитическую и исследовательскую, по разработке оптимальных направлений развития агробизнеса. Через местные отделения они оказывают консультационную помощь хозяйствам, дают рекомендации по применению удобрений, семян, химических средств защиты растений, информируют о новейшей технике и т.д. До сведения фермеров доводятся различные прогнозы, включая ожидаемую конъюнктуру отдельных товаров на внутренних и внешних рынках.
Размеры государственного вмешательства в сельское хозяйство грандиозны. В США они превышают 100 млрд дол. в год, не считая ряда косвенных видов помощи. Сопоставимы расходы в Европейском Союзе. В Японии они также исчисляются многими десятками миллиардов долларов.
Во внешней торговле наиболее активно используются нетарифные ограничения, например: фитосанитарные, введение квот на импорт отдельных товаров, прямой запрет импорта под различными предлогами и субсидирование экспорта и производства экспортных товаров.
Единая сельскохозяйственная политика ЕС — наглядный пример эффективного вмешательства на региональном уровне. Отцы Римского договора (1957 г.) об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), предшественника Европейского Союза, наряду с единой внешнеторговой политикой, необходимой для создания таможенного союза, также разработали Единую сельскохозяйственную политику (ЕСП), имевшую цель обеспечения продовольственной безопасности ЕЭС. В короткие сроки эта цель была успешно достигнута.
В общих чертах ЕСП состояла из следующих элементов. Министерства сельского хозяйства стран ЕЭС разрабатывали прогнозы развития сельского хозяйства, которые потом суммировались и на Совете министров ЕЭС на уровне министров сельского хозяйства определялись приоритеты на следующий сельскохозяйственный год. По тем видам продукции, которые оказывались дефицитными, устанавливали так называемые гарантированные цены на достаточно высоком уровне, чтобы стимулировать увеличение их производства. Производитель данного вида продукции мог твердо рассчитывать на получение этой цены. Если он был вынужден продать свой товар по более низкой цене, то разница ему выплачивалась из фондов ЕЭС.
Это предопределило более высокий уровень цен внутри ЕЭС по сравнению с мировыми. Для обеспечения защиты внутреннего рынка от более дешевого импорта из других стран были предусмотрены не обычные таможенные пошлины, в виде процента от цены товара, а так называемые сборы на импорт сельскохозяйственных товаров. Их величина была переменной и определялась разницей между контрактной ценой импорта и ценой внутреннего рынка ЕЭС. Иными словами, никакое снижение контрактных цен не могло позволить иностранному экспортеру продажу по ценам ниже цен внутреннего рынка.
Наконец, если внутри ЕЭС образовывался избыток сельскохозяйственной продукции, которая могла длительно храниться (мясо, сливочное и растительное масло, пшеница и др.), то эти излишки скупались органами ЕЭС в запасы, которые, в случае их переполнения, экспортировались по более низким ценам мирового рынка (иногда в 2 раза ниже внутренних), при субсидировании этого экспорта из фондов ЕЭС. В целом на нужды Единой сельскохозяйственной политики ЕЭС в отдельные годы расходовалось до 3/4 его бюджета.
Международное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в основном связано с деятельностью ГАТТ-ВТО. На протяжении последних 30 лет в рамках этой организации был проведен ряд совещаний и подписано несколько соглашений, непосредственно относящихся к вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией. Среди них наиболее важными являются Соглашение по сельскому хозяйству (по торговле сельскохозяйственными товарами), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашение по техническим барьерам в торговле и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам. В них регламентируются различные аспекты международной торговли продовольствием и сырьем для его производства, направленные на устранение некоторых препятствий, прежде всего нетарифных ограничений, и предусматривается последовательное снижение таможенных пошлин.