34.1. Мировой филателистический рынок и международный филателистический бизнес
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Термин «филателия» содержит два греческих понятия: phileo —люблю и ateleia — освобождение от оплаты, т.е. филателия — это любовь к знакам, освобождающим от почтовой оплаты. Именно такая функция и была заложена в первые почтовые марки, появившиеся на свет в 1840 г. в Великобритании в ходе претворения в жизнь общенациональной почтовой реформы, которая по замыслу ее инициатора Р. Хилла должна была упростить процесс оплаты почтовой корреспонденции. Ранее оплату осуществлял получатель письма при его вручении почтальоном. Более эффективным и экономичным было взимать авансированную фиксированную в зависимости от веса письма оплату его отправителем, а квитанцией, подтверждающей реализацию всех фискальных операций, должна была стать почтовая марка, приклеиваемая к конверту и гасящаяся в целях предотвращения ее повторного использования почтовым штемпелем с датой отправки.
Успех нововведения Р. Хилла быстро сказался на повышении собираемости почтовой оплаты за пересылку корреспонденции и позволил значительно упростить все денежно-фискальные операции, что в самом скором времени вызвало широкое распространение почтовых марок в ряде государств. Первая российская почтовая марка была введена в обращение с начала 1858 г., а в 1874 г. был уже учрежден Всемирный почтовый союз (ВПС), вошедший впоследствии на правах специализированного учреждения в состав ООН, регламентировавший международный порядок оплаты при отправке почтовыми марками всех видов корреспонденции.
Повсеместное появление почтовых марок повлекло за собой внимание к ним со стороны многочисленных коллекционеров, первые объединения которых возникли уже в середине XIX в. в Великобритании и во Франции. Немного позже клубы и кружки филателистов появились в Германии и некоторых других европейских странах. Первые объединения российских филателистов были оформлены как Московский и Санкт-Петербургский филиалы Международного дрезденского общества филателистов в 1883 г.
Естественно, что увлечение филателией в Европе повлекло за собой формирование специализированной сети торговли почтовыми марками и сопутствующими товарами, т.е. альбомами для их хранения, каталогами и рядом других принадлежностей постоянного коллекционерского обихода. Первые зарегистрированные торговцы филателистической продукцией обосновались в Лондоне в районе Стрэнда, а также по улице Шсрше-мили в Брюсселе и в предместье Елисейских полей — Фобург де Шамп Елизе, неподалеку от Президентского дворца. Впоследствии в Париже возник еще один торговый центр — филателистический рынок «Марше о'тэмбр» поблизости от здания Парижской биржи. Именно в этих трех европейских столицах в 70—80-е годы XIX в. возникают и первые специализированные филателистические фирмы и торговые дома — «Теодор Шампион» во Франции, «Стенли Гиббоне» в Великобритании и «Жорж Моэнс» в Бельгии. Два первых из них сохранились до настоящего времени и многократно увеличили объемы своего оборота, включив в сферу своей деятельности выпуск специализированных каталогов, филателистических журналов, иллюстрированных альбомов для почтовых марок и т.п.
В итоге к последней четверти XIX в. в Европе, а также в ряде государств Америки, и прежде всего в США, сложилась прочная инфраструктура бизнес-филателии, профессионально ориентированная на удовлетворение самых разнообразных запросов коллекционеров.
Первоначально филателисты ограничивались торгово-посредниче-скими контактами с торговцами марок в своих странах. Однако по мере распространения увлечения филателией в мире, а также с развитием ее научной базы поиск требуемых материалов становится повсеместным, что повлекло развитие не только широких и постоянных международных контактов между коллекционерами, но и деловых связей между филателистическими торговыми домами и фирмами. К началу XX в. в мире сформировались три общепризнанных филателистических бизнес-центра — в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Потом к ним добавились Брюссель, Турин и Мадрид, в послевоенное время — Гонконг, ставший филателистическим бизнес-лидером Азиатского региона.
Сегодня более 75% мирового филателистического товарообмена происходит через названные центры. Через них ведется международная торговля как почтовыми новинками, чем занимаются непосредственно национальные почтовые агентства, так и торговля на вторичном филателистическом рынке, где лидерство держат американская фирма «Скотт», французские «Теодор Шампион» и «Тэмбропресс», английская «Стенли Гиббоне» и испанская группа «Афинса».
Особую сферу международного филателистического бизнеса занимает аукционная торговля редкими материалами. Первые филателистические аукционы прошли еще в 60—70-х годах XIX в. в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Цюрихе. Постепенно с развитием спроса на эту продукцию свои филателистические департаменты образовали такие всемирно известные английские аукционные дома, как «Сотбис» и «Кристи». Однако основной объем международной филателистической аукционной торговли происходит сегодня в Швейцарии, где лидируют такие специализированные филателистические аукционные дома, как «Дэвид Фельдман» и «Коринфила». Объемы торгов этих фирм ежегодно колеблются от нескольких десятков до сотен миллионов швейцарских франков, а их итоги ежегодно публикуются в специализированном итальянском издании «Болаффи-аукцион».
На крупных филателистических аукционах идет оборот не только многомиллионных сумм, но и филателистических раритетов мирового значения. Так, рекордные продажи в конце XX в. были связаны с торгами вокруг первых конвертов острова Маврикий 1847 г., один из которых был продан почти за 1,5 млн дол.
В XX в. была разработана особая правовая сфера международного обмена почтово-филателистическими раритетами, регламентирующая как порядок их провоза через государственные границы, так и вес таможенно-фискачьные операции. Вследствие длительной изоляции советской России на мировом филателистическом рынке эта отрасль таможенного права у нас до еих пор не разработана. Более того, по действующему законодательству вывоз из страны ряда редких филматериалов, отнесенных к категории национального культурного достояния, запрещен, а на экспорт других товаров требуется специальное разрешение Министерства культуры и информации.
Особняком на мировом филателистическом рынке стоят национальные почтовые ведомства, предлагающие филателистам всех стран мира абонемент-подписку на текущие новинки. Масштабы торговли почтово-филатслистическими новинками для отдельных небольших стран составляют весьма существенный источник пополнения национального бюджета. Так, Лихтенштейн на 10% свой бюджет пополняет именно за счет экспорта почтовых марок, а самое маленькое в мире государство-княжество Монако — почти четверть национального бюджета формирует за счет торговли почтовыми марками, сопоставимой для него по своим объемам с суммами поступлений от офшорной деятельности.
Самостоятельно, через специализированные торговые фирмы на мировом филателистическом рынке выступают, как правило, лишь про-мышленно развитые государства, тогда как для развивающихся стран эту функцию на себя берут посреднические структуры. Самыми известными по масштабам деятельности из них являются Коронное филателистическое агентство в Великобритании, представляющее на международном рынке интересы почтовых администраций самоуправляемых территорий, находящихся под короной Великобритании: Генси, Джерси и Мэна, а также других 12 аналогичных британских территорий. Другим, не менее известным агентством является американская частная фирма «Межправительственная филателистическая корпорация», которая получила лицензионное право от более чем 80 национальных почтовых администраций развивающихся государств Америки, Азии, Африки и Океании на право разработки их эмиссионной политики и приоритетной торговли филателистическими новинками.
Подобная практика чисто коммерческого характера нередко негативно сказывается на развитии мировой филателии, поскольку организует многочисленные и разнообразные по тематике выпуски почтовых марок, ориентированных на молодежь, далеко не всегда учитывая реальную конъюнктуру этого рынка.
С распадом СССР несколько постсоветских республик, в первую очередь Казахстан и Молдавия, попали в сферу опеки подобных мультинацио-нальных филателистических корпораций, одна из которых — немецкая фирма «Германн Ролл» в течение нескольких лет жестко контролировала этот рынок, первоначально получив эксклюзивное право торговли всеми новинками.
Термин «филателия» содержит два греческих понятия: phileo —люблю и ateleia — освобождение от оплаты, т.е. филателия — это любовь к знакам, освобождающим от почтовой оплаты. Именно такая функция и была заложена в первые почтовые марки, появившиеся на свет в 1840 г. в Великобритании в ходе претворения в жизнь общенациональной почтовой реформы, которая по замыслу ее инициатора Р. Хилла должна была упростить процесс оплаты почтовой корреспонденции. Ранее оплату осуществлял получатель письма при его вручении почтальоном. Более эффективным и экономичным было взимать авансированную фиксированную в зависимости от веса письма оплату его отправителем, а квитанцией, подтверждающей реализацию всех фискальных операций, должна была стать почтовая марка, приклеиваемая к конверту и гасящаяся в целях предотвращения ее повторного использования почтовым штемпелем с датой отправки.
Успех нововведения Р. Хилла быстро сказался на повышении собираемости почтовой оплаты за пересылку корреспонденции и позволил значительно упростить все денежно-фискальные операции, что в самом скором времени вызвало широкое распространение почтовых марок в ряде государств. Первая российская почтовая марка была введена в обращение с начала 1858 г., а в 1874 г. был уже учрежден Всемирный почтовый союз (ВПС), вошедший впоследствии на правах специализированного учреждения в состав ООН, регламентировавший международный порядок оплаты при отправке почтовыми марками всех видов корреспонденции.
Повсеместное появление почтовых марок повлекло за собой внимание к ним со стороны многочисленных коллекционеров, первые объединения которых возникли уже в середине XIX в. в Великобритании и во Франции. Немного позже клубы и кружки филателистов появились в Германии и некоторых других европейских странах. Первые объединения российских филателистов были оформлены как Московский и Санкт-Петербургский филиалы Международного дрезденского общества филателистов в 1883 г.
Естественно, что увлечение филателией в Европе повлекло за собой формирование специализированной сети торговли почтовыми марками и сопутствующими товарами, т.е. альбомами для их хранения, каталогами и рядом других принадлежностей постоянного коллекционерского обихода. Первые зарегистрированные торговцы филателистической продукцией обосновались в Лондоне в районе Стрэнда, а также по улице Шсрше-мили в Брюсселе и в предместье Елисейских полей — Фобург де Шамп Елизе, неподалеку от Президентского дворца. Впоследствии в Париже возник еще один торговый центр — филателистический рынок «Марше о'тэмбр» поблизости от здания Парижской биржи. Именно в этих трех европейских столицах в 70—80-е годы XIX в. возникают и первые специализированные филателистические фирмы и торговые дома — «Теодор Шампион» во Франции, «Стенли Гиббоне» в Великобритании и «Жорж Моэнс» в Бельгии. Два первых из них сохранились до настоящего времени и многократно увеличили объемы своего оборота, включив в сферу своей деятельности выпуск специализированных каталогов, филателистических журналов, иллюстрированных альбомов для почтовых марок и т.п.
В итоге к последней четверти XIX в. в Европе, а также в ряде государств Америки, и прежде всего в США, сложилась прочная инфраструктура бизнес-филателии, профессионально ориентированная на удовлетворение самых разнообразных запросов коллекционеров.
Первоначально филателисты ограничивались торгово-посредниче-скими контактами с торговцами марок в своих странах. Однако по мере распространения увлечения филателией в мире, а также с развитием ее научной базы поиск требуемых материалов становится повсеместным, что повлекло развитие не только широких и постоянных международных контактов между коллекционерами, но и деловых связей между филателистическими торговыми домами и фирмами. К началу XX в. в мире сформировались три общепризнанных филателистических бизнес-центра — в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Потом к ним добавились Брюссель, Турин и Мадрид, в послевоенное время — Гонконг, ставший филателистическим бизнес-лидером Азиатского региона.
Сегодня более 75% мирового филателистического товарообмена происходит через названные центры. Через них ведется международная торговля как почтовыми новинками, чем занимаются непосредственно национальные почтовые агентства, так и торговля на вторичном филателистическом рынке, где лидерство держат американская фирма «Скотт», французские «Теодор Шампион» и «Тэмбропресс», английская «Стенли Гиббоне» и испанская группа «Афинса».
Особую сферу международного филателистического бизнеса занимает аукционная торговля редкими материалами. Первые филателистические аукционы прошли еще в 60—70-х годах XIX в. в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Цюрихе. Постепенно с развитием спроса на эту продукцию свои филателистические департаменты образовали такие всемирно известные английские аукционные дома, как «Сотбис» и «Кристи». Однако основной объем международной филателистической аукционной торговли происходит сегодня в Швейцарии, где лидируют такие специализированные филателистические аукционные дома, как «Дэвид Фельдман» и «Коринфила». Объемы торгов этих фирм ежегодно колеблются от нескольких десятков до сотен миллионов швейцарских франков, а их итоги ежегодно публикуются в специализированном итальянском издании «Болаффи-аукцион».
На крупных филателистических аукционах идет оборот не только многомиллионных сумм, но и филателистических раритетов мирового значения. Так, рекордные продажи в конце XX в. были связаны с торгами вокруг первых конвертов острова Маврикий 1847 г., один из которых был продан почти за 1,5 млн дол.
В XX в. была разработана особая правовая сфера международного обмена почтово-филателистическими раритетами, регламентирующая как порядок их провоза через государственные границы, так и вес таможенно-фискачьные операции. Вследствие длительной изоляции советской России на мировом филателистическом рынке эта отрасль таможенного права у нас до еих пор не разработана. Более того, по действующему законодательству вывоз из страны ряда редких филматериалов, отнесенных к категории национального культурного достояния, запрещен, а на экспорт других товаров требуется специальное разрешение Министерства культуры и информации.
Особняком на мировом филателистическом рынке стоят национальные почтовые ведомства, предлагающие филателистам всех стран мира абонемент-подписку на текущие новинки. Масштабы торговли почтово-филатслистическими новинками для отдельных небольших стран составляют весьма существенный источник пополнения национального бюджета. Так, Лихтенштейн на 10% свой бюджет пополняет именно за счет экспорта почтовых марок, а самое маленькое в мире государство-княжество Монако — почти четверть национального бюджета формирует за счет торговли почтовыми марками, сопоставимой для него по своим объемам с суммами поступлений от офшорной деятельности.
Самостоятельно, через специализированные торговые фирмы на мировом филателистическом рынке выступают, как правило, лишь про-мышленно развитые государства, тогда как для развивающихся стран эту функцию на себя берут посреднические структуры. Самыми известными по масштабам деятельности из них являются Коронное филателистическое агентство в Великобритании, представляющее на международном рынке интересы почтовых администраций самоуправляемых территорий, находящихся под короной Великобритании: Генси, Джерси и Мэна, а также других 12 аналогичных британских территорий. Другим, не менее известным агентством является американская частная фирма «Межправительственная филателистическая корпорация», которая получила лицензионное право от более чем 80 национальных почтовых администраций развивающихся государств Америки, Азии, Африки и Океании на право разработки их эмиссионной политики и приоритетной торговли филателистическими новинками.
Подобная практика чисто коммерческого характера нередко негативно сказывается на развитии мировой филателии, поскольку организует многочисленные и разнообразные по тематике выпуски почтовых марок, ориентированных на молодежь, далеко не всегда учитывая реальную конъюнктуру этого рынка.
С распадом СССР несколько постсоветских республик, в первую очередь Казахстан и Молдавия, попали в сферу опеки подобных мультинацио-нальных филателистических корпораций, одна из которых — немецкая фирма «Германн Ролл» в течение нескольких лет жестко контролировала этот рынок, первоначально получив эксклюзивное право торговли всеми новинками.