5.3 Мировой опыт партнерства государства и международного бизнеса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

За годы либеральных реформ в мировой экономике накоплен значи­тельный опыт партнерской государственно-частной деятельности в раз­личных сферах, в том числе в электроэнергетике, на транспорте, комму­нальном хозяйстве, в других отраслях. В 90-х годах и в начале XXI в. во многих странах и регионах мира в этих отраслях были реализованы круп­ные программы, основанные на партнерстве с международным бизнесом, стоимость которых исчислялась миллиардами долларов.

На практике предпочтение отдается различным формам партнерства: в одних отраслях и странах в системе партнерских отношений преобла­дают концессии, в других — им отводится второстепенное место. Поэтому даже страны одинакового уровня экономического развития и единых кон­цепций либерализации заметно отличаются по масштабам партнерской де­ятельности с зарубежными компаниями, динамике этого процесса, видам используемых контрактных и концессионных соглашений, тенденциями и приоритетами проводимой политики партнерства.

К настоящему времени во многих странах концессии, контракты на строительство и другие формы управления государственной и муниципаль­ной собственности стали полноценной заменой и альтернативой приватиза­ции. При этом в сфере производственной инфраструктуры концессии явно доминируют среди всех инструментов косвенной приватизации (табл. 5.2).

В результате практической реализации концессионной и других форм партнерства государства возникают элементы рыночной системы отноше­ний в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства, а продолжает оставаться в его собственности.

Наиболее активно система отношений партнерства государства и международного бизнеса развивается в Европе. За последнее десятилетие в этом регионе существенно укрепилось межгосударственное партнерство при реализации долгосрочных и капиталоемких проектов.

С конца 90-х годов создание производственной инфраструктуры в странах Европейского Союза осуществляется в соответствии с двумя основными взаимосвязанными принципами развития этого сегмента эко­номики в рамках Европейской перспективы пространственного развития (European Spatial Development Perspective, ESDP). Первый предусматри­вает создание транеевропейских сетей производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика) членов ЕС между собой, а также со странами Центральной и Восточной Европы (в том числе странами-кандидатами и не членами ЕС), а второй касается развития специализированных регио­нальных связей.

Трансевропейские сети — одно из важных программных направле­ний политики ЕС и стратегии развития. Им придается особое значение в объединенной Европе, так как они рассматриваются в качестве программы, содержащей важнейший пространственный компонент для ЕС и оказыва­ющей прямое влияние на пространственную организацию всего континента, на развитие в европейских регионах, на международные отношения.

Идея сетей была выдвинута в начале 90-х годов в некоторых докумен­тах ЕС. Маастрихтский договор 1993 г. сформулировал цель и задачи создания и развития трансевропейских сетей транспорта, телекоммуника­ций и энергетических инфраструктур (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures, TENs). В 1996 г. Совет и Евро­пейский парламент одобрили руководящие принципы для их развития. Трансевропейские сети были институированы как одно из направлений Европейского Союза в контексте политики Европейской перспективы про­странственного развития, окончательный вариант которой принят членами ЕС в Потсдаме 10—11 мая 1999 г. Общая потребность в инвестициях для реализации TENs оценивается в 400 млрд евро.

По существу, программа развития трансевропейских сетей — это долгосрочная стратегическая программа. Реализацию ее предполагается осуществить на частноконцсссиопной основе с использованием схем ПГЧС, дифференциации рисков и различных схем страхования. Ключе­вая роль в гарантировании выполнения этих проектов принадлежит Евро­пейскому инвестиционному банку (ЕИБ, European Investment Bank) и Евро­пейскому инвестиционному фонду (ЕИФ, European Investment Fund). Это два крупнейших в структуре ЕС финансовых института.

ЕИБ был создан в целях предоставления займов и гарантий по займам для финансирования проектов в государственной и частной сферах госу­дарств — членов ЕС. Задачей ЕИБ является содействие интеграции, сба­лансированному развитию и экономическому и социальному единению государств — членов Европейского Союза. ЕИФ функционирует как структура ЕИБ и предоставляет займы и гарантии по займам в основном для финансирования европейских проектов.

Финансовая политика, проводимая ЕС, сводится в настоящее время к тому, чтобы обеспечивать структурные схемы содействия реализации проектов не из своего бюджета, а выдавая займы через разнообразные финансово-кредитные учреждения. Ключевые роли в этом вопросе играют ЕИБ и ЕИФ. Суть проводимой политики заключается в том, что один и тот же объем финансовых ресурсов в форме займов и гарантий по займам достигает больших результатов, нежели прямое финансирование, посколь­ку займы имеют больший «побудительный эффект». С помощью таких инициирующих финансовых инструментов может быть продвинуто боль­шее число инвестиционных проектов. За период 1993—2000 гг. ЕИБ вло­жил в проекты TENs более 50 млрд евро (табл. 5.3)

В финансировании инфраструктурных проектов участвуют и другие финансово-кредитные институты ЕС (табл. 5.4).

Из всего многообразия экономических функций государства одна из главных состоит в создании условий (политических, экономических, право­вых) субъектам экономической деятельности для развития в интересах общества. Составной частью новой институциональной среды, формиру­ющейся в либеральной экономике, являются институты партнерства. В той институциональной форме, в какой партнерства сложились в период либе­ральных реформ, они представляют собой относительно новую ступень государственного регулирования экономики и призваны играть существен­ную роль в развитии современных рыночных структур и отношений.

Основные термины и определения

Партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государ­ством и частными зарубежными компаниями, банками, между­народными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно-значимых проектов.

Договор концессии регламентирует основные условия, правила, права и обя­занности сторон в рамках концессии.

Концессионная деятельность — деятельность концедента и концессио­нера по выполнению ими договора концессии.

Вопросы для самоконтроля

Раскройте экономическую природу партнерства государства и международного бизнеса.

Дайте определение партнерства государства и международного бизнеса. Почему это партнерство является одним из проявлений либеральной экономики?

Какие формы партнерства государства и частного сектора вы знаете; что между ними общего и чем они различаются?

Чем различаются приватизация и партнерства государства и част­ного сектора; в какой диалектической взаимосвязи находятся эти два процесса разгосударствления?

Дайте определение и характеристику концессии.

Что дают концессии государству?

В чем проявляется заинтересованность международного бизнеса в концессиях?

Приведите примеры международного партнерства государства и бизнеса.

Охарактеризуйте программу развития трансевропеиских сетей.

Литература

Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государ­ства и частного сектора (Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ»). М.: Московский общественный научный фонд, Институт мировой экономики и международных отноше­ний РАН, 2003.

Варнавский ВТ. Концессии в транспортной инфраструктуре: тео­рия, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2002.

Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной эконом и ке/Отв. ред. Я.А. Рекитар, Л.С. Демидова. М.: Наука, 2001.

Концессия. Об эффективном договоре между государством и биз-несом//Сб. научных материалов. М.: Эксперт, 2002.

Персианов В.А., Федоров Л.С., Варнавский В.Г. Концессионный механизм управления на транспорте: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2003.

Режим концессий как формы прямых частных инвестиций в эко­номику стран Центральной и Восточной Европы. М.: Эпикон, 1999.

Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М.: Нестор, 2002.

Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммуникаций (французский опыт). Изд-во Французского национального института мостов и дорог, 2002.

GerrardM. В. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? Finance & Development. Washington, 2001. Vol. 38. N 3.

Roll M., Verbeke A. Financing of the trans-European high-speed rail networks: new forms of public-private partnerships//Europ. Management Journal, 1998. Vol. 16. N 6.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

За годы либеральных реформ в мировой экономике накоплен значи­тельный опыт партнерской государственно-частной деятельности в раз­личных сферах, в том числе в электроэнергетике, на транспорте, комму­нальном хозяйстве, в других отраслях. В 90-х годах и в начале XXI в. во многих странах и регионах мира в этих отраслях были реализованы круп­ные программы, основанные на партнерстве с международным бизнесом, стоимость которых исчислялась миллиардами долларов.

На практике предпочтение отдается различным формам партнерства: в одних отраслях и странах в системе партнерских отношений преобла­дают концессии, в других — им отводится второстепенное место. Поэтому даже страны одинакового уровня экономического развития и единых кон­цепций либерализации заметно отличаются по масштабам партнерской де­ятельности с зарубежными компаниями, динамике этого процесса, видам используемых контрактных и концессионных соглашений, тенденциями и приоритетами проводимой политики партнерства.

К настоящему времени во многих странах концессии, контракты на строительство и другие формы управления государственной и муниципаль­ной собственности стали полноценной заменой и альтернативой приватиза­ции. При этом в сфере производственной инфраструктуры концессии явно доминируют среди всех инструментов косвенной приватизации (табл. 5.2).

В результате практической реализации концессионной и других форм партнерства государства возникают элементы рыночной системы отноше­ний в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства, а продолжает оставаться в его собственности.

Наиболее активно система отношений партнерства государства и международного бизнеса развивается в Европе. За последнее десятилетие в этом регионе существенно укрепилось межгосударственное партнерство при реализации долгосрочных и капиталоемких проектов.

С конца 90-х годов создание производственной инфраструктуры в странах Европейского Союза осуществляется в соответствии с двумя основными взаимосвязанными принципами развития этого сегмента эко­номики в рамках Европейской перспективы пространственного развития (European Spatial Development Perspective, ESDP). Первый предусматри­вает создание транеевропейских сетей производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика) членов ЕС между собой, а также со странами Центральной и Восточной Европы (в том числе странами-кандидатами и не членами ЕС), а второй касается развития специализированных регио­нальных связей.

Трансевропейские сети — одно из важных программных направле­ний политики ЕС и стратегии развития. Им придается особое значение в объединенной Европе, так как они рассматриваются в качестве программы, содержащей важнейший пространственный компонент для ЕС и оказыва­ющей прямое влияние на пространственную организацию всего континента, на развитие в европейских регионах, на международные отношения.

Идея сетей была выдвинута в начале 90-х годов в некоторых докумен­тах ЕС. Маастрихтский договор 1993 г. сформулировал цель и задачи создания и развития трансевропейских сетей транспорта, телекоммуника­ций и энергетических инфраструктур (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures, TENs). В 1996 г. Совет и Евро­пейский парламент одобрили руководящие принципы для их развития. Трансевропейские сети были институированы как одно из направлений Европейского Союза в контексте политики Европейской перспективы про­странственного развития, окончательный вариант которой принят членами ЕС в Потсдаме 10—11 мая 1999 г. Общая потребность в инвестициях для реализации TENs оценивается в 400 млрд евро.

По существу, программа развития трансевропейских сетей — это долгосрочная стратегическая программа. Реализацию ее предполагается осуществить на частноконцсссиопной основе с использованием схем ПГЧС, дифференциации рисков и различных схем страхования. Ключе­вая роль в гарантировании выполнения этих проектов принадлежит Евро­пейскому инвестиционному банку (ЕИБ, European Investment Bank) и Евро­пейскому инвестиционному фонду (ЕИФ, European Investment Fund). Это два крупнейших в структуре ЕС финансовых института.

ЕИБ был создан в целях предоставления займов и гарантий по займам для финансирования проектов в государственной и частной сферах госу­дарств — членов ЕС. Задачей ЕИБ является содействие интеграции, сба­лансированному развитию и экономическому и социальному единению государств — членов Европейского Союза. ЕИФ функционирует как структура ЕИБ и предоставляет займы и гарантии по займам в основном для финансирования европейских проектов.

Финансовая политика, проводимая ЕС, сводится в настоящее время к тому, чтобы обеспечивать структурные схемы содействия реализации проектов не из своего бюджета, а выдавая займы через разнообразные финансово-кредитные учреждения. Ключевые роли в этом вопросе играют ЕИБ и ЕИФ. Суть проводимой политики заключается в том, что один и тот же объем финансовых ресурсов в форме займов и гарантий по займам достигает больших результатов, нежели прямое финансирование, посколь­ку займы имеют больший «побудительный эффект». С помощью таких инициирующих финансовых инструментов может быть продвинуто боль­шее число инвестиционных проектов. За период 1993—2000 гг. ЕИБ вло­жил в проекты TENs более 50 млрд евро (табл. 5.3)

В финансировании инфраструктурных проектов участвуют и другие финансово-кредитные институты ЕС (табл. 5.4).

Из всего многообразия экономических функций государства одна из главных состоит в создании условий (политических, экономических, право­вых) субъектам экономической деятельности для развития в интересах общества. Составной частью новой институциональной среды, формиру­ющейся в либеральной экономике, являются институты партнерства. В той институциональной форме, в какой партнерства сложились в период либе­ральных реформ, они представляют собой относительно новую ступень государственного регулирования экономики и призваны играть существен­ную роль в развитии современных рыночных структур и отношений.

Основные термины и определения

Партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государ­ством и частными зарубежными компаниями, банками, между­народными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно-значимых проектов.

Договор концессии регламентирует основные условия, правила, права и обя­занности сторон в рамках концессии.

Концессионная деятельность — деятельность концедента и концессио­нера по выполнению ими договора концессии.

Вопросы для самоконтроля

Раскройте экономическую природу партнерства государства и международного бизнеса.

Дайте определение партнерства государства и международного бизнеса. Почему это партнерство является одним из проявлений либеральной экономики?

Какие формы партнерства государства и частного сектора вы знаете; что между ними общего и чем они различаются?

Чем различаются приватизация и партнерства государства и част­ного сектора; в какой диалектической взаимосвязи находятся эти два процесса разгосударствления?

Дайте определение и характеристику концессии.

Что дают концессии государству?

В чем проявляется заинтересованность международного бизнеса в концессиях?

Приведите примеры международного партнерства государства и бизнеса.

Охарактеризуйте программу развития трансевропеиских сетей.

Литература

Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государ­ства и частного сектора (Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ»). М.: Московский общественный научный фонд, Институт мировой экономики и международных отноше­ний РАН, 2003.

Варнавский ВТ. Концессии в транспортной инфраструктуре: тео­рия, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2002.

Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной эконом и ке/Отв. ред. Я.А. Рекитар, Л.С. Демидова. М.: Наука, 2001.

Концессия. Об эффективном договоре между государством и биз-несом//Сб. научных материалов. М.: Эксперт, 2002.

Персианов В.А., Федоров Л.С., Варнавский В.Г. Концессионный механизм управления на транспорте: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2003.

Режим концессий как формы прямых частных инвестиций в эко­номику стран Центральной и Восточной Европы. М.: Эпикон, 1999.

Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М.: Нестор, 2002.

Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммуникаций (французский опыт). Изд-во Французского национального института мостов и дорог, 2002.

GerrardM. В. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? Finance & Development. Washington, 2001. Vol. 38. N 3.

Roll M., Verbeke A. Financing of the trans-European high-speed rail networks: new forms of public-private partnerships//Europ. Management Journal, 1998. Vol. 16. N 6.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА