17.5. Реструктуризация производства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Одно из основных последствий глобализации — возникновение новых задач корпоративного развития и механизмов повышения конкурентоспособности. Расширившаяся возможность выбора поставщиков и потребителей вызвала необходимость реструктуризации активов отрасли как наиболее эффективного способа ограничения и защиты конкурентного пространства, внутрифирменного и межотраслевого перераспределения ресурсов в зависимости от ситуации на мировом и национальном рынках. Первый шаг в этом направлении — ликвидация избыточных и непрофильных активов в производстве базовых химикатов с последующей консолидацией ресурсов по горизонтали на внутри- и межфирменном уровне и путем вертикальной интеграции производства на международном уровне, создания предприятий с различным национальным капиталом. Особенность реструктуризации активов в этом секторе химической промышленности в том, что в течение последних 20 лет объединение проходило в одной или смежных отраслях, практически без диверсификации производства. Основные корпоративные задачи, которые химические компании решали таким образом: сокращение числа конкурентов, расширение доли контролируемого рынка, концентрация производства базовых химикатов в руках ограниченного числа крупных компаний.
Важные шаги в этом направлении были сделаны в США, Японии и Германии. Еще в 80-е годы там было проведено значительное сокращение мощностей по выпуску этилена (на 20—40%), полиэтилена (на 25—40%), аммиака (на 20—30%), поливинилхлорида (на 20—30%). К этому времени технологическая эффективность и единичные мощности производства практически всех базовых продуктов приблизились к оптимуму и исторически первоначальный источник повышения конкурентоспособности — снижение издержек за счет роста масштабов производства — получил новый импульс. В отрасли прошла волна слияний и поглощений, обмена предприятиями как на страновом. так и на транснациональном уровне, крупнейшими из которых явились слияние двух американских фирм «Доу кемикал» и «Юнион Карбайд» (сумма сделки 12 млрд дол.), приобретение американской компанией «Монсанто» фармацевтического концерна «Аме-рикан хоум продактс» (34 млрд дол.), поглощение французской компанией «Рон-Пуленк» немецкой фирмы «Хёхст» (21,9 млрд дол.). Государство контролирует проведение подобных сделок, выдвигая условие, чтобы доля на рынках конкретных химических продуктов, за исключением особо оговариваемых случаев, не превышала 30—35% .
Иной подход к повышению конкурентоспособности на рынках узкоспециализированных продуктов, производство которых основано на результатах дорогостоящих НИОКР и защищено патентами. Здесь получили распространение неимущественные, неакционерные формы межфирменного сотрудничества на научной и информационной стадии, когда компании, сохраняя юридическую самостоятельность, в сфере общих интересов подчиняются совместно выбранному руководству, координируют разработку взаимодополняющих технологий, обмениваются патентами и ноу-хау. Подобная тактика «уклонения» от конкуренции на наиболее рискованной стадии разработки нововведений позволяет компаниям сократить расходы и время, избежать дублирования НИОКР, сосредоточить ресурсы на производстве и продвижении новой продукции на рынок, где каждая из них уже действует самостоятельно. В интересах стимулирования НТП подобное партнерство поддерживается государственными мерами, в частности выводом научно-технической кооперации из-под действия антимонопольного законодательства.
Рассматривая зарубежный опыт поддержания конкурентоспособности химической продукции, следует отметить, что, несмотря на либерализацию общих условий экономической деятельности, в развитых странах разработана действенная система государственной защиты национальных интересов на внешнем и на внутреннем рынке, основанная на использовании как инструментов финансового характера — финансирование экспорта через целевые фонды, государственные гарантии и страхование предоставляемых иностранным покупателям фирменных или банковских кредитов, так и прямого административного вмешательства — квотирование экспорта в случае дефицита товара внутри страны или высоких таможенных тарифов и импортных налогов во избежание его перепроизводства.
Одно из основных последствий глобализации — возникновение новых задач корпоративного развития и механизмов повышения конкурентоспособности. Расширившаяся возможность выбора поставщиков и потребителей вызвала необходимость реструктуризации активов отрасли как наиболее эффективного способа ограничения и защиты конкурентного пространства, внутрифирменного и межотраслевого перераспределения ресурсов в зависимости от ситуации на мировом и национальном рынках. Первый шаг в этом направлении — ликвидация избыточных и непрофильных активов в производстве базовых химикатов с последующей консолидацией ресурсов по горизонтали на внутри- и межфирменном уровне и путем вертикальной интеграции производства на международном уровне, создания предприятий с различным национальным капиталом. Особенность реструктуризации активов в этом секторе химической промышленности в том, что в течение последних 20 лет объединение проходило в одной или смежных отраслях, практически без диверсификации производства. Основные корпоративные задачи, которые химические компании решали таким образом: сокращение числа конкурентов, расширение доли контролируемого рынка, концентрация производства базовых химикатов в руках ограниченного числа крупных компаний.
Важные шаги в этом направлении были сделаны в США, Японии и Германии. Еще в 80-е годы там было проведено значительное сокращение мощностей по выпуску этилена (на 20—40%), полиэтилена (на 25—40%), аммиака (на 20—30%), поливинилхлорида (на 20—30%). К этому времени технологическая эффективность и единичные мощности производства практически всех базовых продуктов приблизились к оптимуму и исторически первоначальный источник повышения конкурентоспособности — снижение издержек за счет роста масштабов производства — получил новый импульс. В отрасли прошла волна слияний и поглощений, обмена предприятиями как на страновом. так и на транснациональном уровне, крупнейшими из которых явились слияние двух американских фирм «Доу кемикал» и «Юнион Карбайд» (сумма сделки 12 млрд дол.), приобретение американской компанией «Монсанто» фармацевтического концерна «Аме-рикан хоум продактс» (34 млрд дол.), поглощение французской компанией «Рон-Пуленк» немецкой фирмы «Хёхст» (21,9 млрд дол.). Государство контролирует проведение подобных сделок, выдвигая условие, чтобы доля на рынках конкретных химических продуктов, за исключением особо оговариваемых случаев, не превышала 30—35% .
Иной подход к повышению конкурентоспособности на рынках узкоспециализированных продуктов, производство которых основано на результатах дорогостоящих НИОКР и защищено патентами. Здесь получили распространение неимущественные, неакционерные формы межфирменного сотрудничества на научной и информационной стадии, когда компании, сохраняя юридическую самостоятельность, в сфере общих интересов подчиняются совместно выбранному руководству, координируют разработку взаимодополняющих технологий, обмениваются патентами и ноу-хау. Подобная тактика «уклонения» от конкуренции на наиболее рискованной стадии разработки нововведений позволяет компаниям сократить расходы и время, избежать дублирования НИОКР, сосредоточить ресурсы на производстве и продвижении новой продукции на рынок, где каждая из них уже действует самостоятельно. В интересах стимулирования НТП подобное партнерство поддерживается государственными мерами, в частности выводом научно-технической кооперации из-под действия антимонопольного законодательства.
Рассматривая зарубежный опыт поддержания конкурентоспособности химической продукции, следует отметить, что, несмотря на либерализацию общих условий экономической деятельности, в развитых странах разработана действенная система государственной защиты национальных интересов на внешнем и на внутреннем рынке, основанная на использовании как инструментов финансового характера — финансирование экспорта через целевые фонды, государственные гарантии и страхование предоставляемых иностранным покупателям фирменных или банковских кредитов, так и прямого административного вмешательства — квотирование экспорта в случае дефицита товара внутри страны или высоких таможенных тарифов и импортных налогов во избежание его перепроизводства.