17.5. Реструктуризация производства

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Одно из основных последствий глобализации — возникновение новых задач корпоративного развития и механизмов повышения конкурентоспо­собности. Расширившаяся возможность выбора поставщиков и потреби­телей вызвала необходимость реструктуризации активов отрасли как наи­более эффективного способа ограничения и защиты конкурентного пространства, внутрифирменного и межотраслевого перераспределения ресурсов в зависимости от ситуации на мировом и национальном рынках. Первый шаг в этом направлении — ликвидация избыточных и непро­фильных активов в производстве базовых химикатов с последующей кон­солидацией ресурсов по горизонтали на внутри- и межфирменном уровне и путем вертикальной интеграции производства на международном уровне, создания предприятий с различным национальным капиталом. Особен­ность реструктуризации активов в этом секторе химической промышлен­ности в том, что в течение последних 20 лет объединение проходило в одной или смежных отраслях, практически без диверсификации производ­ства. Основные корпоративные задачи, которые химические компании решали таким образом: сокращение числа конкурентов, расширение доли контролируемого рынка, концентрация производства базовых химикатов в руках ограниченного числа крупных компаний.

Важные шаги в этом направлении были сделаны в США, Японии и Германии. Еще в 80-е годы там было проведено значительное сокращение мощностей по выпуску этилена (на 20—40%), полиэтилена (на 25—40%), аммиака (на 20—30%), поливинилхлорида (на 20—30%). К этому време­ни технологическая эффективность и единичные мощности производства практически всех базовых продуктов приблизились к оптимуму и истори­чески первоначальный источник повышения конкурентоспособности — снижение издержек за счет роста масштабов производства — получил новый импульс. В отрасли прошла волна слияний и поглощений, обмена предприятиями как на страновом. так и на транснациональном уровне, крупнейшими из которых явились слияние двух американских фирм «Доу кемикал» и «Юнион Карбайд» (сумма сделки 12 млрд дол.), приобретение американской компанией «Монсанто» фармацевтического концерна «Аме-рикан хоум продактс» (34 млрд дол.), поглощение французской компанией «Рон-Пуленк» немецкой фирмы «Хёхст» (21,9 млрд дол.). Государство контролирует проведение подобных сделок, выдвигая условие, чтобы доля на рынках конкретных химических продуктов, за исключением особо оговариваемых случаев, не превышала 30—35% .

Иной подход к повышению конкурентоспособности на рынках узко­специализированных продуктов, производство которых основано на результатах дорогостоящих НИОКР и защищено патентами. Здесь полу­чили распространение неимущественные, неакционерные формы меж­фирменного сотрудничества на научной и информационной стадии, когда компании, сохраняя юридическую самостоятельность, в сфере общих интересов подчиняются совместно выбранному руководству, коорди­нируют разработку взаимодополняющих технологий, обмениваются патентами и ноу-хау. Подобная тактика «уклонения» от конкуренции на наиболее рискованной стадии разработки нововведений позволяет компа­ниям сократить расходы и время, избежать дублирования НИОКР, сосре­доточить ресурсы на производстве и продвижении новой продукции на рынок, где каждая из них уже действует самостоятельно. В интересах стимулирования НТП подобное партнерство поддерживается государствен­ными мерами, в частности выводом научно-технической кооперации из-под действия антимонопольного законодательства.

Рассматривая зарубежный опыт поддержания конкурентоспособности химической продукции, следует отметить, что, несмотря на либерализа­цию общих условий экономической деятельности, в развитых странах разработана действенная система государственной защиты национальных интересов на внешнем и на внутреннем рынке, основанная на использова­нии как инструментов финансового характера — финансирование экспорта через целевые фонды, государственные гарантии и страхование предо­ставляемых иностранным покупателям фирменных или банковских кредитов, так и прямого административного вмешательства — квотирова­ние экспорта в случае дефицита товара внутри страны или высоких таможенных тарифов и импортных налогов во избежание его перепроиз­водства.

Одно из основных последствий глобализации — возникновение новых задач корпоративного развития и механизмов повышения конкурентоспо­собности. Расширившаяся возможность выбора поставщиков и потреби­телей вызвала необходимость реструктуризации активов отрасли как наи­более эффективного способа ограничения и защиты конкурентного пространства, внутрифирменного и межотраслевого перераспределения ресурсов в зависимости от ситуации на мировом и национальном рынках. Первый шаг в этом направлении — ликвидация избыточных и непро­фильных активов в производстве базовых химикатов с последующей кон­солидацией ресурсов по горизонтали на внутри- и межфирменном уровне и путем вертикальной интеграции производства на международном уровне, создания предприятий с различным национальным капиталом. Особен­ность реструктуризации активов в этом секторе химической промышлен­ности в том, что в течение последних 20 лет объединение проходило в одной или смежных отраслях, практически без диверсификации производ­ства. Основные корпоративные задачи, которые химические компании решали таким образом: сокращение числа конкурентов, расширение доли контролируемого рынка, концентрация производства базовых химикатов в руках ограниченного числа крупных компаний.

Важные шаги в этом направлении были сделаны в США, Японии и Германии. Еще в 80-е годы там было проведено значительное сокращение мощностей по выпуску этилена (на 20—40%), полиэтилена (на 25—40%), аммиака (на 20—30%), поливинилхлорида (на 20—30%). К этому време­ни технологическая эффективность и единичные мощности производства практически всех базовых продуктов приблизились к оптимуму и истори­чески первоначальный источник повышения конкурентоспособности — снижение издержек за счет роста масштабов производства — получил новый импульс. В отрасли прошла волна слияний и поглощений, обмена предприятиями как на страновом. так и на транснациональном уровне, крупнейшими из которых явились слияние двух американских фирм «Доу кемикал» и «Юнион Карбайд» (сумма сделки 12 млрд дол.), приобретение американской компанией «Монсанто» фармацевтического концерна «Аме-рикан хоум продактс» (34 млрд дол.), поглощение французской компанией «Рон-Пуленк» немецкой фирмы «Хёхст» (21,9 млрд дол.). Государство контролирует проведение подобных сделок, выдвигая условие, чтобы доля на рынках конкретных химических продуктов, за исключением особо оговариваемых случаев, не превышала 30—35% .

Иной подход к повышению конкурентоспособности на рынках узко­специализированных продуктов, производство которых основано на результатах дорогостоящих НИОКР и защищено патентами. Здесь полу­чили распространение неимущественные, неакционерные формы меж­фирменного сотрудничества на научной и информационной стадии, когда компании, сохраняя юридическую самостоятельность, в сфере общих интересов подчиняются совместно выбранному руководству, коорди­нируют разработку взаимодополняющих технологий, обмениваются патентами и ноу-хау. Подобная тактика «уклонения» от конкуренции на наиболее рискованной стадии разработки нововведений позволяет компа­ниям сократить расходы и время, избежать дублирования НИОКР, сосре­доточить ресурсы на производстве и продвижении новой продукции на рынок, где каждая из них уже действует самостоятельно. В интересах стимулирования НТП подобное партнерство поддерживается государствен­ными мерами, в частности выводом научно-технической кооперации из-под действия антимонопольного законодательства.

Рассматривая зарубежный опыт поддержания конкурентоспособности химической продукции, следует отметить, что, несмотря на либерализа­цию общих условий экономической деятельности, в развитых странах разработана действенная система государственной защиты национальных интересов на внешнем и на внутреннем рынке, основанная на использова­нии как инструментов финансового характера — финансирование экспорта через целевые фонды, государственные гарантии и страхование предо­ставляемых иностранным покупателям фирменных или банковских кредитов, так и прямого административного вмешательства — квотирова­ние экспорта в случае дефицита товара внутри страны или высоких таможенных тарифов и импортных налогов во избежание его перепроиз­водства.