14.1. Национальная и международная логистика

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Логистика в международном бизнесе (международная логистика) — это планирование, организация, контроль и управление движением пото­ков (материального, финансового, информационного и др.), пересека­ющих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях орга­низации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с нацио­нальным законодательством.

Основными участниками процесса международной логистики явля­ются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредни­ческая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.

Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, прово­димой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер това­ров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщи­ков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импор­теру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие ком­пании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой в соответствии с условиями договора перевозки.

Страхование перевозимой продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования и перевозке поставляемого товара могут лежать как па импортере, так и на экспортере в зависимости от договоренности. Конечный потребитель товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим или физическим лицом, не имеющим выхода на мировой рынок данного вида товаров и (или) услуг. В последнем случае между импортером и конечным потреби­телем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.

Из многообразия задач, стоящих перед логистикой в международном бизнесе, выделим основные:

оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производи­мых и поставляемых товаров и услуг;

обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;

определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;

выбор между доставкой с организацией промежуточного склади­рования или без промежуточного складирования;

определение оптимального уровня логистического сервиса;

выбор наиболее совершенных технологий для производства про­дукции и услуг;

организация работы зарубежных филиалов компании;

анализ международной конкурентной среды и получение конку-

( рентных преимуществ.

Определение уровня потребности в данном товаре или услуге на кон­кретном внутреннем и (или) внешнем рынке необходимо для выработки стратегии поведения компании и получения конкурентных преимуществ. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования основан на анализе логистических издер­жек. Для определения оптимального уровня логистического сервиса не­обходимо проанализировать: сервисное обслуживание продукции; сервис удовлетворения потребительского спроса; сервис оказания производствен­ных услуг; сервис послепродажного обслуживания; сервис финансового и информационного обслуживания.

Выбор наиболее совершенных технологий для производства продук­ции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капита­лов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, органи­зация производства на зарубежных рынках даст возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров

или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение кон­курентных преимуществ является неотъемлемой частью деятельности ком­пании на мировом рынке.

Компании, применяющие принципы международной логистики, про­ходят несколько стадий.

Для стадии 1 характерно отсутствие связи компании с мировым рын­ком. Национальная компания контактирует с посредником, проводящим все необходимые внешнеторговые операции. При этом сокращается при­быль отечественной компании и отсутствует возможность осуществления логистической деятельности на международном уровне.

На стадии 2 компания осуществляет международные операции, но пользуется услугами посредников на экспортных рынках. Компания уве­личивает прибыль за счет осуществления логистики в международном бизнесе, но недостаточно восприимчива к особенностям того рынка, куда осуществляется экспорт продукции.

Стадия 3 характеризуется самостоятельной работой компании-экс­портера на рынке страны, куда поставляется продукция. Однако здесь используются формы и методы работы, характерные для материнской ком­пании без учета национальных особенностей.

На стадии 4 компания на зарубежном рынке привлекает местных менеджеров и даже использует местные методы организации работы, но оценка деятельности производится в соответствии с критериями материн­ской компании.

Для последней стадии — стадии 5 — характерно создание региональ­ных штаб-квартир в определенной географической зоне для организации деятельности на основе международной логистики с использованием взаимного обмена знаниями и проведением самостоятельной хозяйствен­ной политики.

Одной из получивших широкое распространение форм применения международной логистики в деятельности транснациональных компаний (ТНК) стала замена экспорта товаров из страны базирования материнской компании на производство на дочерних предприятиях в зарубежных стра­нах с последующей реализацией там же или в третьих странах. Данные процессы были вызваны возможностями использования рабочей силы с более низкой зарплатой, меньшими налогами, желанием обойти таможен­ные или другие законодательные барьеры, возможностью приближения к конечному потребителю и т.д. Еще одной из важных сторон осуществле­ния ТНК международных логистических операций стало использование специалистов из стран базирования заграничных дочерних компаний, что связано с повышением самостоятельности последних, использованием специалистов, лучше знающих национальные особенности страны, децентрализацией управления в ТНК с переходом к организации управле­ния по географическим регионам и отдельным странам.

 

ТНК, создавая заграничные дочерние предприятия, тем самым изме­няют и сам характер используемых методов осуществления логистики в международном бизнесе. Их ведущая роль в формировании форм и мето­дов применения международной логистики определяется главенствующей ролью в мировой торговле и производстве и тем, что в них сосредоточена значительная часть научно-технических достижений и опыта промышленно развитых стран.

Логистика в международном бизнесе (международная логистика) — это планирование, организация, контроль и управление движением пото­ков (материального, финансового, информационного и др.), пересека­ющих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях орга­низации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с нацио­нальным законодательством.

Основными участниками процесса международной логистики явля­ются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредни­ческая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.

Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, прово­димой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер това­ров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщи­ков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импор­теру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие ком­пании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой в соответствии с условиями договора перевозки.

Страхование перевозимой продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования и перевозке поставляемого товара могут лежать как па импортере, так и на экспортере в зависимости от договоренности. Конечный потребитель товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим или физическим лицом, не имеющим выхода на мировой рынок данного вида товаров и (или) услуг. В последнем случае между импортером и конечным потреби­телем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.

Из многообразия задач, стоящих перед логистикой в международном бизнесе, выделим основные:

оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производи­мых и поставляемых товаров и услуг;

обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;

определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;

выбор между доставкой с организацией промежуточного склади­рования или без промежуточного складирования;

определение оптимального уровня логистического сервиса;

выбор наиболее совершенных технологий для производства про­дукции и услуг;

организация работы зарубежных филиалов компании;

анализ международной конкурентной среды и получение конку-

( рентных преимуществ.

Определение уровня потребности в данном товаре или услуге на кон­кретном внутреннем и (или) внешнем рынке необходимо для выработки стратегии поведения компании и получения конкурентных преимуществ. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования основан на анализе логистических издер­жек. Для определения оптимального уровня логистического сервиса не­обходимо проанализировать: сервисное обслуживание продукции; сервис удовлетворения потребительского спроса; сервис оказания производствен­ных услуг; сервис послепродажного обслуживания; сервис финансового и информационного обслуживания.

Выбор наиболее совершенных технологий для производства продук­ции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капита­лов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, органи­зация производства на зарубежных рынках даст возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров

или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение кон­курентных преимуществ является неотъемлемой частью деятельности ком­пании на мировом рынке.

Компании, применяющие принципы международной логистики, про­ходят несколько стадий.

Для стадии 1 характерно отсутствие связи компании с мировым рын­ком. Национальная компания контактирует с посредником, проводящим все необходимые внешнеторговые операции. При этом сокращается при­быль отечественной компании и отсутствует возможность осуществления логистической деятельности на международном уровне.

На стадии 2 компания осуществляет международные операции, но пользуется услугами посредников на экспортных рынках. Компания уве­личивает прибыль за счет осуществления логистики в международном бизнесе, но недостаточно восприимчива к особенностям того рынка, куда осуществляется экспорт продукции.

Стадия 3 характеризуется самостоятельной работой компании-экс­портера на рынке страны, куда поставляется продукция. Однако здесь используются формы и методы работы, характерные для материнской ком­пании без учета национальных особенностей.

На стадии 4 компания на зарубежном рынке привлекает местных менеджеров и даже использует местные методы организации работы, но оценка деятельности производится в соответствии с критериями материн­ской компании.

Для последней стадии — стадии 5 — характерно создание региональ­ных штаб-квартир в определенной географической зоне для организации деятельности на основе международной логистики с использованием взаимного обмена знаниями и проведением самостоятельной хозяйствен­ной политики.

Одной из получивших широкое распространение форм применения международной логистики в деятельности транснациональных компаний (ТНК) стала замена экспорта товаров из страны базирования материнской компании на производство на дочерних предприятиях в зарубежных стра­нах с последующей реализацией там же или в третьих странах. Данные процессы были вызваны возможностями использования рабочей силы с более низкой зарплатой, меньшими налогами, желанием обойти таможен­ные или другие законодательные барьеры, возможностью приближения к конечному потребителю и т.д. Еще одной из важных сторон осуществле­ния ТНК международных логистических операций стало использование специалистов из стран базирования заграничных дочерних компаний, что связано с повышением самостоятельности последних, использованием специалистов, лучше знающих национальные особенности страны, децентрализацией управления в ТНК с переходом к организации управле­ния по географическим регионам и отдельным странам.

 

ТНК, создавая заграничные дочерние предприятия, тем самым изме­няют и сам характер используемых методов осуществления логистики в международном бизнесе. Их ведущая роль в формировании форм и мето­дов применения международной логистики определяется главенствующей ролью в мировой торговле и производстве и тем, что в них сосредоточена значительная часть научно-технических достижений и опыта промышленно развитых стран.