21.2. Морской транспорт
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Этот вид транспорта претерпел коренные изменения за истекшее столетие, но его роль в мировой экономике и внешней торговле все еще очень велика. Именно морской транспорт во многом обеспечивал и продолжает обеспечивать не только развитие мирохозяйственных связей, но и пространственную экспансию внешней экономической деятельности.
Перемены в географии морской торговли и ее товарной структуре сочетались с увеличением расстояний перевозок. Появились или резко возросли магистральные грузопотоки между континентами: нефти из Персидского залива в Северную Америку, Западную Европу и Японию, зерна из Мексиканского залива в Европу, угля из Южной Америки и Западной Африки в Европу, а также из Австралии и Южной Азии в Японию и т.д. При всем этом для промышленных товаров Северная Атлантика, маршруты между Европой и странами Индийского океана, между США и Японией были (и остаются) направлениями весьма интенсивных перевозок. В конечном итоге увеличение расстояний перевозки означает, что транспортировка грузов, особенно сырьевых товаров крупными партиями, стала сравнительно более выгодной. Именно поэтому крупнотоннажный флот серьезно потеснил суда среднего размера. Использование же мелкотоннажного флота стало ограничиваться в основном обслуживанием каботажных перевозок, прибрежной торговли.
Высокими темпами растет мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн per. т в начале XX столетия до 81,6 млн per. т в 1950 г., а затем до 514,5 млн per. т к 2000 г. Особенно быстро флот вырос в период «транспортной революции»: всего за 20 лет (1960—1980 гг.) тоннаж увеличился в 3,3 раза. Уже в первой половине XX в. появились первые специализированные суда — танкеры, а затем и рефрижераторы. В 60-х годах возник флот для перевозки массовых сухогрузов, и в 1980 г. он составил уже около '/4 всего мирового тоннажа. Удельный вес танкеров в середине столетия достиг l/s всего флота, а к 1980 г. увеличился до 42%.
Показательно увеличение судов по основным, профилирующим группам тоннажа. В последние десятилетия как балкеры (суда для перевозки массовых сухогрузов), так и танкеры грузоподъемностью в несколько сотен тысяч тонн стали обычными. Этот процесс быстрого увеличения размеров судов, возникновения крупнотоннажного флота, сухогрузного и наливного, связан с бурным развитием морской торговли массовыми сырьевыми товарами: нефтью, рудой, углем, фосфатами, зерном и т.д.
В целом массовогрузный тоннаж в совокупности составляет 75% мирового торгового флота. Остальные 25% представляет тоннаж, занятый перевозками генеральных (по существу промышленных) грузов. Динамика флота контейнеровозов также весьма показательна: к 1980 г. их суммарная грузоподъемность достигла 10 млн дедвейт т, к 2000 г. — 64 млн дедвейт т.
Результатом колоссального прогресса морского транспорта явился рост его возможностей по перевозке товаров в мировой торговле. В середине прошлого столетия объем мировых морских перевозок достиг 525 млн т, в i960 г. — 1 млрд т. Далее он уже исчислялся в миллиардах: в 1970 г. — 2,6: в 1980 г. — 3,7; 1990 г. — 4; в 2000 г. — более 5,8 млрд т. В два последующих года он менялся незначительно.
Этот вид транспорта претерпел коренные изменения за истекшее столетие, но его роль в мировой экономике и внешней торговле все еще очень велика. Именно морской транспорт во многом обеспечивал и продолжает обеспечивать не только развитие мирохозяйственных связей, но и пространственную экспансию внешней экономической деятельности.
Перемены в географии морской торговли и ее товарной структуре сочетались с увеличением расстояний перевозок. Появились или резко возросли магистральные грузопотоки между континентами: нефти из Персидского залива в Северную Америку, Западную Европу и Японию, зерна из Мексиканского залива в Европу, угля из Южной Америки и Западной Африки в Европу, а также из Австралии и Южной Азии в Японию и т.д. При всем этом для промышленных товаров Северная Атлантика, маршруты между Европой и странами Индийского океана, между США и Японией были (и остаются) направлениями весьма интенсивных перевозок. В конечном итоге увеличение расстояний перевозки означает, что транспортировка грузов, особенно сырьевых товаров крупными партиями, стала сравнительно более выгодной. Именно поэтому крупнотоннажный флот серьезно потеснил суда среднего размера. Использование же мелкотоннажного флота стало ограничиваться в основном обслуживанием каботажных перевозок, прибрежной торговли.
Высокими темпами растет мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн per. т в начале XX столетия до 81,6 млн per. т в 1950 г., а затем до 514,5 млн per. т к 2000 г. Особенно быстро флот вырос в период «транспортной революции»: всего за 20 лет (1960—1980 гг.) тоннаж увеличился в 3,3 раза. Уже в первой половине XX в. появились первые специализированные суда — танкеры, а затем и рефрижераторы. В 60-х годах возник флот для перевозки массовых сухогрузов, и в 1980 г. он составил уже около '/4 всего мирового тоннажа. Удельный вес танкеров в середине столетия достиг l/s всего флота, а к 1980 г. увеличился до 42%.
Показательно увеличение судов по основным, профилирующим группам тоннажа. В последние десятилетия как балкеры (суда для перевозки массовых сухогрузов), так и танкеры грузоподъемностью в несколько сотен тысяч тонн стали обычными. Этот процесс быстрого увеличения размеров судов, возникновения крупнотоннажного флота, сухогрузного и наливного, связан с бурным развитием морской торговли массовыми сырьевыми товарами: нефтью, рудой, углем, фосфатами, зерном и т.д.
В целом массовогрузный тоннаж в совокупности составляет 75% мирового торгового флота. Остальные 25% представляет тоннаж, занятый перевозками генеральных (по существу промышленных) грузов. Динамика флота контейнеровозов также весьма показательна: к 1980 г. их суммарная грузоподъемность достигла 10 млн дедвейт т, к 2000 г. — 64 млн дедвейт т.
Результатом колоссального прогресса морского транспорта явился рост его возможностей по перевозке товаров в мировой торговле. В середине прошлого столетия объем мировых морских перевозок достиг 525 млн т, в i960 г. — 1 млрд т. Далее он уже исчислялся в миллиардах: в 1970 г. — 2,6: в 1980 г. — 3,7; 1990 г. — 4; в 2000 г. — более 5,8 млрд т. В два последующих года он менялся незначительно.