1.2. Изменения в социально-экономической картине мира

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Распад Советского Союза и развал СЭВ имели своим результатом отказ от прежней классификации национально-государственных субъектов мирового хозяйства. Отпала необходимость выделения в отдельную группу социалистических государств. По той же причине, в сущности, потеряло право гражданства понятие «третий мир».

Возникла новая классификация.

Во-первых, по уровню развития все страны подразделяются на разви­тые и развивающиеся. Постсоциалистические государства (страны, обра­зовавшиеся на территории бывшего Советского Союза, Монголия, госу­дарства Центральной и Восточной Европы) и все еще официально провозглашающие целью своего развития строительство социализма (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба) оказались в числе развивающихся. В мае 2004 г. восемь стран Центральной и Восточной Европы стали членами ЕС и в 2007 г. к ним добавятся Болгария и Румыния. В результате в составе постсоциа­листических стран останутся только страны СНГ и Монголия.

Конечно, подобная типология подчас слишком упрощенно трактует позиции различных групп стран в мировой экономике. В этом случае «про­падают» среднеразвитые страны, занимающие промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. К ним относятся новые индустриальные страны (НИС), ряд постсоциалистических государств, которые хотя официально и относятся к группе развивающихся стран, в действительности по многим показателям экономического развития вплотную приблизились к развитым государствам.

Во-вторых, эта классификация по степени «рыночности» экономи­ческого развития государств делит их на страны с рыночной экономикой (развитые и развивающиеся) и страны с переходной экономикой.

При этом понятие «переходность» в его мирохозяйственном значе­нии получило иную, противоположную первоначальной, трактовку. Раньше под переходным характером мировой экономики в отечественной литера­туре понималось движение от рыночной экономики к плановым, не­рыночным формам хозяйства. На самом деле реальное движение пошло в обратном направлении: от командно-административной экономики, которая существовала в СССР и странах Центральной и Восточной Европы, к формам хозяйства, характерным для рыночной экономики.

Развитые страны образуют «центр (ядро)» мирового хозяйства, раз­вивающиеся объединяются условным понятием «периферия». В экономи­ческой литературе эти две группы стран нередко называют «Север» и «Юг».

Выделение стран в те или иные группы связано с особенностями их исторического, социально-культурно го и политического развития, поло­жения в международном разделении труда. Обычно они включают госу­дарства, имеющие близкие базовые социально-экономические характери­стики, сходную институциональную структуру хозяйственного управления, основные принципы организации производства и общие, стоящие перед ними проблемы. Среди критериев, которые определяют мирохозяйствен­ные позиции, решающее значение приобретает конкурентоспособность — гибкость и маневренность хозяйства, его способность быстро адапти­роваться к меняющейся обстановке, умение найти свою нишу в быстро обновляющемся международном разделении труда.

Развитые (передовые, индустриальные) страны отличают высокий уровень экономического развития, зрелая многоотраслевая экономика, в которой значительное место занимают наукоемкие производства и раз­витая сфера услуг. Эти страны выделяются высоким качеством техноло­гии, продукции, жизни населения. Будучи сосредоточением ТНК они фор­мируют международное разделение труда, определяют «правила игры» на мировом рынке.

Среди развитых стран выделяется подгруппа наиболее развитых госу­дарств — «большая семерка» — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. С 1997 г. МВФ относит к развитым странам Гонконг (в 1997 г. стал специальным административным районом КНР под названием Сянган), Республику Корею, Сингапур, Тайвань (офи­циально —провинция КНР), а также Израиль.

Для большинства развивающихся стран характерны низкий уровень производства, отсталая структура экономики, преобладание добывающей промышленности и старых, традиционных отраслей обрабатывающей про­мышленности, архаичное сельское хозяйство, тяжелейшие условия жизни населения. Эти страны чрезвычайно зависят от конъюнктуры цен на сырье­вых рынках. Перед ними остро стоит проблема урегулирования внешнего долга. Развивающиеся государства занимают зависимое положение в си­стеме международного разделения труда.

Наряду с развивающимися странами в традиционном смысле этого слова в данную группу входят Китай, называющий себя «социалистиче­ской развивающейся страной», Вьетнам, КНДР, Монголия, Лаос и Кампу­чия, а также Куба. Среди развивающихся стран статистика ООН выделяет группы по географическому признаку: страны Африки, Азии, Ближнего Востока и Европы, Центральной и Южной Америки; по структуре экспорта: топливо, изделия обрабатывающей промышленности, сельскохозяйствен­ная промышленность, услуги и диверсифицированный экспорт. В анали­тических целях развивающиеся страны подразделяются по размерам ВВП на душу населения.

Страны с переходной экономикой, в которых также происходит пере­ход от командно-административной к рыночной экономике (постсоциали-стическис государства), учитываются международной статистикой либо в виде отдельной группы, либо в составе развивающихся государств. В неко­торых из них причудливо переплетаются черты развитой и развивающейся экономики. К таким странам относится прежде всего Россия (многими госу­дарствами она признается страной с рыночной экономикой). Переход стран с переходной экономикой, особенно наиболее отсталых из них, к полно­ценному рынку может занять длительное время.

При градации государств по «степени рыночности» экономики иногда, наряду со странами с рыночной и переходной экономикой, выделяют страны нерыночной («государственной», «административной», «государ­ственно-монополизированной») экономики, к которым можно отнести в основном государства с тоталитарным политическим режимом.

В последние десятилетия происходило постепенное перераспре­деление совокупного мирового ВВП и промышленного производства в пользу развивающихся стран (табл. 1.1 и 1.2). Однако это не означает ослабление позиций развитых государств в мировой экономике. За сни­жением их доли в мировом производстве скрывается огромный прогресс в развитии производительных сил, передовых, наукоемких производств. Разрыв между развитыми и развивающимися странами приобретает техно­логический характер. При оценке соотношения их сил надо также иметь в виду, что значительные сегменты их хозяйства находятся под контролем ТНК. Кроме того, повышение удельного веса развивающихся стран проис­ходит за счет небольшого числа наиболее преуспевающих стран. Это прежде всего восточноазиатские новые индустриальные страны (НИС), государства Латинской Америки, ближневосточные страны-нефтеэкспор-теры. Наконец, этот процесс отражает усиление экономических позиций КНР и Индии. Доля Китая в мировом ВВП поднялась с 3,7% в 1950 г. до 11,8% в 2003 г. (в ценах и по ППС (паритету покупательной способности) 2001 г.), по этому показателю КНР обошла Японию и занимает второе место в мире после США. За тот же период удельный вес Индии в ВВП повы­сился с 2,9 до 6,4%.

 

Темпы прироста населения в развивающихся странах были существенно выше, чем в развитых. Удельный вес развивающихся стран в численности населения мира постоянно увеличивается, соответственно доля индустри­альных государств падает (табл. 1.3). В результате несмотря на опережающие темпы рос га ВВП в развивающихся странах по сравнению с развитыми, разрыв в уровнях экономического развития — по ВВП на душу населения — между этими двумя группами государств за последние десятилетия сокра­тился очень незначительно (табл. 1.4).

Происходившее до 80-х годов XX в. укрепление экономических пози­ций государств, расположенных на постсоветском экономическом про­странстве, а также стран Центральной и Восточной Европы сменилось их ослаблением. Этот процесс ускорился в начале 90-х годов. Падение доли стран с переходной экономикой в мировом производстве было вызвано трудностями системной трансформации, ошибками и просчетами при про­ведении экономических реформ.

С конца 90-х годов ситуация изменилась. Россия после десятилетнего кризиса переходного периода оказалась наряду с Китаем и Индией одним из заметных очагов экономического роста. Этот процесс — следствие рыночных преобразований в российской экономике и результат высоких мировых цен на энергоносители. Ускорились темпы роста экономики и в других постсоциалистических государствах. Вступление ряда стран Цент­ральной и Восточной Европы в ЕС, хотя и создает немалые проблемы, может существенно сократить период их перехода к эффективному рынку. Процесс интеграции этих государств в ЕС способствует рыночным пре­образованиям и в других странах европейского континента, в том числе России. Таким образом, расширение Европейского Союза на Восток ста­новится важным этапом на пути превращения мировой экономики в целост­ное всемирное рыночное хозяйство.

Существенные изменения произошли в группе развитых стран. В начале 50-х годов превосходство США над конкурентами было подав­ляющим. В последующие десятилетия Западная Европа и Япония, опра­вившись от последствий Второй мировой войны, стали опережать США по темпам роста экономики. Произошла известная нивелировка (вырав­нивание) уровней и условий развития. К началу 70-х годов на смену амери-каноцентризму в развитой части мира пришла новая конфигурация сил — трехполюсная система: возникли три центра экономического притяжения — США, Западная Европа и Япония.

В долгосрочном плане происходит ослабление позиций США. Однако этот процесс идет не прямолинейно. Так, в 90-е годы по темпам роста эконо­мики США существенно опережали своих основных соперников. Они быстрее конкурентов преодолели экономический спад 2001-—2002 гг. и в последующие годы развиваются быстрее стран Западной Европы и Япо­нии. США сохраняют лидирующее положение в мировой экономике.

Важным фактором ускорения динамизма американской экономики с1ало усиление ее социальной направленности — значительное увеличе­ние вложений в человека (на среднее и высшее образование, науку, здраво­охранение). Положение мощного мирового экономического центра помо­гает США использовать мировые ресурсы для решения внутренних национальных задач. В частности, снижать налоги, держать процент Феде­ральной резервной системы (ФРС) на низком уровне — несмотря на огром­ный дефицит бюджета и платежного баланса и превращение США в крупнейшего международного должника. В обозримом будущем вряд ли кому-либо удастся достичь и тем более превзойти экономический и научно-тех­нический уровень США.

В последней четверти XX в. усилились позиции европейского центра. Его ядро — Европейский Союз, внутри которого созданы наднациональ­ные интеграционные институты, складывается единое правовое простран­ство. Граждане национальных государств — членов ЕС являются одно­временно гражданами Евросоюза. Завершается строительство единого внутреннего рынка. Образован экономический и валютный союз с единой валютой — евро. Проводится общая политика в основных областях соци­ально-экономической жизни. Утверждается общая политика в области иммиграции, внутренних дел и юстиции. Вес более весомыми становятся общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Состоявшийся в марте 2000 г. в Лиссабоне саммит глав государств — членов Европейского Союза принял план превращения ЕС к 2010 г. в самое конкурентоспособное и динамичное экономическое сообщество в мире. Для достижения этой цели предусматривалось форсированное развитие информационных систем, поощрение инновационной деятельности, устра­нение препятствий на пути функционирования единого рынка, создание эффективной системы финансовых услуг, содействие предприниматель­ству путем сокращения сферы государственного регулирования и улуч­шения условий для малого бизнеса.

В послевоенный период на авансцену мировой экономики выдвину­лась Япония, которая вплоть до начала 90-х годов развивалась чрезвычайно быстрыми темпами. В экономический лексикон вошло выражение «япон­ское экономическое чудо». По мерс усиления трудностей в экономике, связанных с реализацией товаров на внешних рынках, задачей правитель­ства Японии стало расширение внутреннего спроса. Однако она оказалась трудно осуществимой. С середины 80-х годов гипертрофированное разви­тие в стране получили рынки спекулятивных активов (феномен, назван­ный экономикой «мыльного пузыря»). Крах на рынке недвижимости и кор­поративных акций в начале 1990 г. вызвал в минувшем десятилетии в японской экономике глубокую депрессию. Важным препятствием для оздоровления экономики была слабость финансовой системы, отягощен­ной массой безнадежных долгов. Меры правительства по улучшению бан­ковского сектора дали некоторый эффект. В 2003 г. в экономике Японии начался подъем. Его локомотивом выступили экспорт, прежде всего в Китай, а также инвестиции в производство продукции, предназначенной для реа­лизации за рубежом.

Общим для развивающихся стран остается их отставание от мировых лидеров по комплексу социально-экономических показателей. И хотя отно­сительный разрыв в уровнях развития мирового экономического авангарда и арьергарда постепенно сокращается, абсолютный разрыв в их подушевом производстве не уменьшается, а в ряде случаев — увеличивается. Разви-вающиеся страны следуют по траектории так называемого догоняющего развитшя. Оно никоим образом не гарантирует сближения с ушедшими вперед лидерами. Догоняющим такое развитие считается из-за своей общей направленности и возможности в той или иной мерс наверстать упущенное.

Направленность эволюции развивающихся стран формируется под воздействием внешних по отношению к ним факторов. Речь идет прежде всего о сдвигах в мировых производительных силах в результате научно-технического прогресса. Огромное влияние на положение развивающихся стран оказывают масштабы и формы их участия в международном разде­лении труда. Это связано с передислокацией сюда из развитых государств трудо-, материал о- и энергоемких, а также опасных для окружающей среды производств. Происходит «сброс» части производств, уже прошедших пик своего жизненного цикла, ведущих индустриальных государств в менее развитые страны.

А в целом социально-экономическая ситуация в развивающихся странах к коПИУ XX в. несколько улучшилась. Доля населения, живущего в край­ней нищете — менее 1 дол. вдень, сократилась с 1981-го по 2001 г. с 40 до 21%. За последние 20 лет ВВП на душу населения в развивающихся стра­нах вырос на 30%. Однако в основе улучшения лежит повышение экономи­ческой динамики небольшой группы этих стран. До начала 80-х годов в их число входили: Бразилия, Таиланд, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, а затем вместо выбывшей Бразилии появились Китай, Индия, Индонезия1 Пакистан, Бангладеш, Вьетнам, Египет. В конце столетия эту группу пополнили страны — экспортеры нефти. В то же время в странах Африки к югу от Сахары ВВП на душу населения сократился за два десяти­летия на целых 15%.

Сейчас среди развивающихся стран выделяются несколько групп. На первый план вышли новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, для которых характерно создание ряда отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемких; в результате  существенно расширили поставки промышленной продукции на внсШний рынок.

В настоящее время насчитывается около двух с половиной десятков НИС - Это государства и территории Юго-Восточной Азии и Латинской Амсрики (Сингапур, Тайвань, Гонконг, Республика Корея; страны АСЕАН — Малайзия, Таиланд, Филиппины и др.; Аргентина, Бразилия, Мексика). Некоторые исследователи относят к НИС и динамично развивающиеся Г0Сударства периферии — Китай и Индию. По прогнозам к середине ньшеЦ1нето столетия по показателю ВВП Китай может превзойти США, а Инлия — Японию.

В особо трудном положении оказались 33 наименее развитых бед­нейших стран (большинство их расположено в Африке), в которых проживает свыше 450 млн человек. Их отличают чрезвычайно низкая продолжи­тельность жизни, высокая детская смертность, голод, болезни. В обозри­мой перспективе этим странам вряд ли удастся преодолен, эти проблемы.

Распад Советского Союза и развал СЭВ имели своим результатом отказ от прежней классификации национально-государственных субъектов мирового хозяйства. Отпала необходимость выделения в отдельную группу социалистических государств. По той же причине, в сущности, потеряло право гражданства понятие «третий мир».

Возникла новая классификация.

Во-первых, по уровню развития все страны подразделяются на разви­тые и развивающиеся. Постсоциалистические государства (страны, обра­зовавшиеся на территории бывшего Советского Союза, Монголия, госу­дарства Центральной и Восточной Европы) и все еще официально провозглашающие целью своего развития строительство социализма (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба) оказались в числе развивающихся. В мае 2004 г. восемь стран Центральной и Восточной Европы стали членами ЕС и в 2007 г. к ним добавятся Болгария и Румыния. В результате в составе постсоциа­листических стран останутся только страны СНГ и Монголия.

Конечно, подобная типология подчас слишком упрощенно трактует позиции различных групп стран в мировой экономике. В этом случае «про­падают» среднеразвитые страны, занимающие промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. К ним относятся новые индустриальные страны (НИС), ряд постсоциалистических государств, которые хотя официально и относятся к группе развивающихся стран, в действительности по многим показателям экономического развития вплотную приблизились к развитым государствам.

Во-вторых, эта классификация по степени «рыночности» экономи­ческого развития государств делит их на страны с рыночной экономикой (развитые и развивающиеся) и страны с переходной экономикой.

При этом понятие «переходность» в его мирохозяйственном значе­нии получило иную, противоположную первоначальной, трактовку. Раньше под переходным характером мировой экономики в отечественной литера­туре понималось движение от рыночной экономики к плановым, не­рыночным формам хозяйства. На самом деле реальное движение пошло в обратном направлении: от командно-административной экономики, которая существовала в СССР и странах Центральной и Восточной Европы, к формам хозяйства, характерным для рыночной экономики.

Развитые страны образуют «центр (ядро)» мирового хозяйства, раз­вивающиеся объединяются условным понятием «периферия». В экономи­ческой литературе эти две группы стран нередко называют «Север» и «Юг».

Выделение стран в те или иные группы связано с особенностями их исторического, социально-культурно го и политического развития, поло­жения в международном разделении труда. Обычно они включают госу­дарства, имеющие близкие базовые социально-экономические характери­стики, сходную институциональную структуру хозяйственного управления, основные принципы организации производства и общие, стоящие перед ними проблемы. Среди критериев, которые определяют мирохозяйствен­ные позиции, решающее значение приобретает конкурентоспособность — гибкость и маневренность хозяйства, его способность быстро адапти­роваться к меняющейся обстановке, умение найти свою нишу в быстро обновляющемся международном разделении труда.

Развитые (передовые, индустриальные) страны отличают высокий уровень экономического развития, зрелая многоотраслевая экономика, в которой значительное место занимают наукоемкие производства и раз­витая сфера услуг. Эти страны выделяются высоким качеством техноло­гии, продукции, жизни населения. Будучи сосредоточением ТНК они фор­мируют международное разделение труда, определяют «правила игры» на мировом рынке.

Среди развитых стран выделяется подгруппа наиболее развитых госу­дарств — «большая семерка» — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. С 1997 г. МВФ относит к развитым странам Гонконг (в 1997 г. стал специальным административным районом КНР под названием Сянган), Республику Корею, Сингапур, Тайвань (офи­циально —провинция КНР), а также Израиль.

Для большинства развивающихся стран характерны низкий уровень производства, отсталая структура экономики, преобладание добывающей промышленности и старых, традиционных отраслей обрабатывающей про­мышленности, архаичное сельское хозяйство, тяжелейшие условия жизни населения. Эти страны чрезвычайно зависят от конъюнктуры цен на сырье­вых рынках. Перед ними остро стоит проблема урегулирования внешнего долга. Развивающиеся государства занимают зависимое положение в си­стеме международного разделения труда.

Наряду с развивающимися странами в традиционном смысле этого слова в данную группу входят Китай, называющий себя «социалистиче­ской развивающейся страной», Вьетнам, КНДР, Монголия, Лаос и Кампу­чия, а также Куба. Среди развивающихся стран статистика ООН выделяет группы по географическому признаку: страны Африки, Азии, Ближнего Востока и Европы, Центральной и Южной Америки; по структуре экспорта: топливо, изделия обрабатывающей промышленности, сельскохозяйствен­ная промышленность, услуги и диверсифицированный экспорт. В анали­тических целях развивающиеся страны подразделяются по размерам ВВП на душу населения.

Страны с переходной экономикой, в которых также происходит пере­ход от командно-административной к рыночной экономике (постсоциали-стическис государства), учитываются международной статистикой либо в виде отдельной группы, либо в составе развивающихся государств. В неко­торых из них причудливо переплетаются черты развитой и развивающейся экономики. К таким странам относится прежде всего Россия (многими госу­дарствами она признается страной с рыночной экономикой). Переход стран с переходной экономикой, особенно наиболее отсталых из них, к полно­ценному рынку может занять длительное время.

При градации государств по «степени рыночности» экономики иногда, наряду со странами с рыночной и переходной экономикой, выделяют страны нерыночной («государственной», «административной», «государ­ственно-монополизированной») экономики, к которым можно отнести в основном государства с тоталитарным политическим режимом.

В последние десятилетия происходило постепенное перераспре­деление совокупного мирового ВВП и промышленного производства в пользу развивающихся стран (табл. 1.1 и 1.2). Однако это не означает ослабление позиций развитых государств в мировой экономике. За сни­жением их доли в мировом производстве скрывается огромный прогресс в развитии производительных сил, передовых, наукоемких производств. Разрыв между развитыми и развивающимися странами приобретает техно­логический характер. При оценке соотношения их сил надо также иметь в виду, что значительные сегменты их хозяйства находятся под контролем ТНК. Кроме того, повышение удельного веса развивающихся стран проис­ходит за счет небольшого числа наиболее преуспевающих стран. Это прежде всего восточноазиатские новые индустриальные страны (НИС), государства Латинской Америки, ближневосточные страны-нефтеэкспор-теры. Наконец, этот процесс отражает усиление экономических позиций КНР и Индии. Доля Китая в мировом ВВП поднялась с 3,7% в 1950 г. до 11,8% в 2003 г. (в ценах и по ППС (паритету покупательной способности) 2001 г.), по этому показателю КНР обошла Японию и занимает второе место в мире после США. За тот же период удельный вес Индии в ВВП повы­сился с 2,9 до 6,4%.

 

Темпы прироста населения в развивающихся странах были существенно выше, чем в развитых. Удельный вес развивающихся стран в численности населения мира постоянно увеличивается, соответственно доля индустри­альных государств падает (табл. 1.3). В результате несмотря на опережающие темпы рос га ВВП в развивающихся странах по сравнению с развитыми, разрыв в уровнях экономического развития — по ВВП на душу населения — между этими двумя группами государств за последние десятилетия сокра­тился очень незначительно (табл. 1.4).

Происходившее до 80-х годов XX в. укрепление экономических пози­ций государств, расположенных на постсоветском экономическом про­странстве, а также стран Центральной и Восточной Европы сменилось их ослаблением. Этот процесс ускорился в начале 90-х годов. Падение доли стран с переходной экономикой в мировом производстве было вызвано трудностями системной трансформации, ошибками и просчетами при про­ведении экономических реформ.

С конца 90-х годов ситуация изменилась. Россия после десятилетнего кризиса переходного периода оказалась наряду с Китаем и Индией одним из заметных очагов экономического роста. Этот процесс — следствие рыночных преобразований в российской экономике и результат высоких мировых цен на энергоносители. Ускорились темпы роста экономики и в других постсоциалистических государствах. Вступление ряда стран Цент­ральной и Восточной Европы в ЕС, хотя и создает немалые проблемы, может существенно сократить период их перехода к эффективному рынку. Процесс интеграции этих государств в ЕС способствует рыночным пре­образованиям и в других странах европейского континента, в том числе России. Таким образом, расширение Европейского Союза на Восток ста­новится важным этапом на пути превращения мировой экономики в целост­ное всемирное рыночное хозяйство.

Существенные изменения произошли в группе развитых стран. В начале 50-х годов превосходство США над конкурентами было подав­ляющим. В последующие десятилетия Западная Европа и Япония, опра­вившись от последствий Второй мировой войны, стали опережать США по темпам роста экономики. Произошла известная нивелировка (вырав­нивание) уровней и условий развития. К началу 70-х годов на смену амери-каноцентризму в развитой части мира пришла новая конфигурация сил — трехполюсная система: возникли три центра экономического притяжения — США, Западная Европа и Япония.

В долгосрочном плане происходит ослабление позиций США. Однако этот процесс идет не прямолинейно. Так, в 90-е годы по темпам роста эконо­мики США существенно опережали своих основных соперников. Они быстрее конкурентов преодолели экономический спад 2001-—2002 гг. и в последующие годы развиваются быстрее стран Западной Европы и Япо­нии. США сохраняют лидирующее положение в мировой экономике.

Важным фактором ускорения динамизма американской экономики с1ало усиление ее социальной направленности — значительное увеличе­ние вложений в человека (на среднее и высшее образование, науку, здраво­охранение). Положение мощного мирового экономического центра помо­гает США использовать мировые ресурсы для решения внутренних национальных задач. В частности, снижать налоги, держать процент Феде­ральной резервной системы (ФРС) на низком уровне — несмотря на огром­ный дефицит бюджета и платежного баланса и превращение США в крупнейшего международного должника. В обозримом будущем вряд ли кому-либо удастся достичь и тем более превзойти экономический и научно-тех­нический уровень США.

В последней четверти XX в. усилились позиции европейского центра. Его ядро — Европейский Союз, внутри которого созданы наднациональ­ные интеграционные институты, складывается единое правовое простран­ство. Граждане национальных государств — членов ЕС являются одно­временно гражданами Евросоюза. Завершается строительство единого внутреннего рынка. Образован экономический и валютный союз с единой валютой — евро. Проводится общая политика в основных областях соци­ально-экономической жизни. Утверждается общая политика в области иммиграции, внутренних дел и юстиции. Вес более весомыми становятся общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Состоявшийся в марте 2000 г. в Лиссабоне саммит глав государств — членов Европейского Союза принял план превращения ЕС к 2010 г. в самое конкурентоспособное и динамичное экономическое сообщество в мире. Для достижения этой цели предусматривалось форсированное развитие информационных систем, поощрение инновационной деятельности, устра­нение препятствий на пути функционирования единого рынка, создание эффективной системы финансовых услуг, содействие предприниматель­ству путем сокращения сферы государственного регулирования и улуч­шения условий для малого бизнеса.

В послевоенный период на авансцену мировой экономики выдвину­лась Япония, которая вплоть до начала 90-х годов развивалась чрезвычайно быстрыми темпами. В экономический лексикон вошло выражение «япон­ское экономическое чудо». По мерс усиления трудностей в экономике, связанных с реализацией товаров на внешних рынках, задачей правитель­ства Японии стало расширение внутреннего спроса. Однако она оказалась трудно осуществимой. С середины 80-х годов гипертрофированное разви­тие в стране получили рынки спекулятивных активов (феномен, назван­ный экономикой «мыльного пузыря»). Крах на рынке недвижимости и кор­поративных акций в начале 1990 г. вызвал в минувшем десятилетии в японской экономике глубокую депрессию. Важным препятствием для оздоровления экономики была слабость финансовой системы, отягощен­ной массой безнадежных долгов. Меры правительства по улучшению бан­ковского сектора дали некоторый эффект. В 2003 г. в экономике Японии начался подъем. Его локомотивом выступили экспорт, прежде всего в Китай, а также инвестиции в производство продукции, предназначенной для реа­лизации за рубежом.

Общим для развивающихся стран остается их отставание от мировых лидеров по комплексу социально-экономических показателей. И хотя отно­сительный разрыв в уровнях развития мирового экономического авангарда и арьергарда постепенно сокращается, абсолютный разрыв в их подушевом производстве не уменьшается, а в ряде случаев — увеличивается. Разви-вающиеся страны следуют по траектории так называемого догоняющего развитшя. Оно никоим образом не гарантирует сближения с ушедшими вперед лидерами. Догоняющим такое развитие считается из-за своей общей направленности и возможности в той или иной мерс наверстать упущенное.

Направленность эволюции развивающихся стран формируется под воздействием внешних по отношению к ним факторов. Речь идет прежде всего о сдвигах в мировых производительных силах в результате научно-технического прогресса. Огромное влияние на положение развивающихся стран оказывают масштабы и формы их участия в международном разде­лении труда. Это связано с передислокацией сюда из развитых государств трудо-, материал о- и энергоемких, а также опасных для окружающей среды производств. Происходит «сброс» части производств, уже прошедших пик своего жизненного цикла, ведущих индустриальных государств в менее развитые страны.

А в целом социально-экономическая ситуация в развивающихся странах к коПИУ XX в. несколько улучшилась. Доля населения, живущего в край­ней нищете — менее 1 дол. вдень, сократилась с 1981-го по 2001 г. с 40 до 21%. За последние 20 лет ВВП на душу населения в развивающихся стра­нах вырос на 30%. Однако в основе улучшения лежит повышение экономи­ческой динамики небольшой группы этих стран. До начала 80-х годов в их число входили: Бразилия, Таиланд, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, а затем вместо выбывшей Бразилии появились Китай, Индия, Индонезия1 Пакистан, Бангладеш, Вьетнам, Египет. В конце столетия эту группу пополнили страны — экспортеры нефти. В то же время в странах Африки к югу от Сахары ВВП на душу населения сократился за два десяти­летия на целых 15%.

Сейчас среди развивающихся стран выделяются несколько групп. На первый план вышли новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, для которых характерно создание ряда отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемких; в результате  существенно расширили поставки промышленной продукции на внсШний рынок.

В настоящее время насчитывается около двух с половиной десятков НИС - Это государства и территории Юго-Восточной Азии и Латинской Амсрики (Сингапур, Тайвань, Гонконг, Республика Корея; страны АСЕАН — Малайзия, Таиланд, Филиппины и др.; Аргентина, Бразилия, Мексика). Некоторые исследователи относят к НИС и динамично развивающиеся Г0Сударства периферии — Китай и Индию. По прогнозам к середине ньшеЦ1нето столетия по показателю ВВП Китай может превзойти США, а Инлия — Японию.

В особо трудном положении оказались 33 наименее развитых бед­нейших стран (большинство их расположено в Африке), в которых проживает свыше 450 млн человек. Их отличают чрезвычайно низкая продолжи­тельность жизни, высокая детская смертность, голод, болезни. В обозри­мой перспективе этим странам вряд ли удастся преодолен, эти проблемы.