6.1. Специфика национального регулирования

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

В последние десятилетия в подавляющем большинстве промышленно развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в стра­нах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая новых членов из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвестиционных субсидий и льгот), и косвенной под­держки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных кор­пораций (ТНК). Это связано с тем, что многие меры государственного стимулирования привязаны к депрессивным и отсталым районам. Особенно это характерно для ФРГ, Великобритании, Италии, Испании, других стран Европейского Союза (ЕС). Местные инвесторы не хотят вкладывать сред­ства в таких районах часто лишь из-за сложившихся стереотипов, тогда как представителей международного бизнеса привлекают в этих регионах низкие трудовые издержки и незначительная конкуренция.

В то же время органы власти стран даже с самым либеральным регу­лированием международного бизнеса обычно оставляют за собой право выдавать предварительные разрешения, требовать предъявления деклара­ций и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные сек­торы экономики по-прежнему закрыты для зарубежных капиталовложе­ний либо процедуры контроля особенно жесткие. Например, во Франции даже для фирм из других стран ЕС существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство и торговлю оружием, воен­ным снаряжением и взрывчатыми веществами, в банковское дело и страхо­вание, издательский бизнес и предприятия связи, электронные средства массовой информации, транспорт, энергетику и добычу полезных ископа­емых, сферу здравоохранения и социального обеспечения. Похожие барь­еры имеются и в других странах — членах ЕС, США и остальных промыш­ленно развитых государствах. Менее либеральный режим сохраняется в Японии. Однако в каждой стране имеется своя специфика, которую должны учитывать управляющие 'ГНК. Так, в Словакии иностранным филиалам разрешено приобретать недвижимость в собственность лишь в исключи­тельных случаях, в Швеции ограничения для международного бизнеса существуют в производстве алкогольной и табачной продукции, в Новой Зеландии разрешено получение рыболовных квот лишь при 75% участия местного партнера в капитале фирмы и т.д. Часто для иностранных фирм существуют более жесткие требования на ведение определенных опера­ций. Ряд стран запрещает продажу ТНК земельных участков в определен­ных районах или крупного размера. В некоторых государствах (прежде всего в США) местные фирмы ставятся в более вьп олные условия по отно­шению к иностранным конкурентам благодаря надо! овым льготам и мерам торгового протекционизма.

Тем не менее существующие в промышленно развитых странах огра­ничения для международного бизнеса принято считать незначительными. Прямых запретов действительно очень немного, а ухудшающие конкуренто­способность ТНК барьеры, как правило, компенсируются более профес­сиональным менеджментом компаний, ведущих операции по всему миру. В какой-то степени некоторые ограничения для международного бизнеса даже оправданны. Они нацелены на отбор среди ТНК стратегических инвесторов, что снижает угрозу дестабилизации национальной экономики вследствие внезапного ухода глобальных игроков под воздействием неблагоприятной конъюнктуры.

Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся стран. Наибольшим ограничительным эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и Азии запреты или частичные огра­ничения возврата на родину прибыли ТНК, полученной в данном государ­стве. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некото­рых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запре­щены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса — огра­ничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зару­бежной компанией крупного завода и т.д. Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информацион­ной поддержкой).

Все эти различия характера регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами — членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить сла­бые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно пере­довые) отрасли.

Особую роль играют специалмнле экономические зоны (СЭЗ), кото­рых в мире насчитывается более тысячи. Они бывают четырех типов: зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны, свободные склады);

промышленно-производствснныс зоны (по замещению импорта или стиму­лированию экспорта); технико-внедренческие зоны (научные парки, техно­полисы) и сервисные зоны (включая офшорные).

Первые СЭЗ были созданы в США и Европе, причем до сих пор основная часть технико-внедренческих зон находится в промышленно раз­витых странах. Однако такие зоны нацелены в основном на поддержку национального бизнеса, в то время как СЭЗ в развивающихся странах обычно создаются для привлечения значительных капиталов ТНК. Прежде всего следует отметить малые государства и зависимые территории, став­шие офшорными центрами. Наибольшее их число в Карибском регионе и Океании, но есть они и в Европе (например, Андорра, Гибралтар), Азии и Африке. Один из самых известных офшоров — Бермудские острова, где объем накопленных ПИИ больше, чем в Японии.

Кроме того, в крупных развивающихся странах часто создаются сво­бодные (специальные) экономические зоны (районы), в которых местное законодательство принципиально отличается от правовых условий, создан­ных на остальной территории данного государства. В таких зонах иност­ранные компании находятся в привилегированном положении. Государ­ственного регулирования международного бизнеса там иногда почти нет, что создает даже более свободные условия для ТНК по сравнению с западно­европейскими странами. В создании СЭЗ преуспел Китай, так как почти каждая из зон сразу нацеливалась на привлечение капитала из определен­ных стран и территорий — Тайваня, Гонконга, Японии и др. Следует, однако, помнить, что СЭЗ обычно экономически оторваны от остальной части страны.

Национальное регулирование международного бизнеса не ограничи­вается достижением определенного уровня «открытости» страны для ТНК путем снижения таможенных и нетарифных ограничений в торговле, упрощения процедур прямого инвестирования «на зеленом лугу» (т.е. стро­ительства нового предприятия) и ликвидации ограничений на слияния и поглощения фирм. В современных условиях глобализации по-настоящему ориентированное на рынок государственное управление предполагает не только создание равных условий для местных и иностранных фирм, но и постоянную поддержку конкурентной среды для предпринимательства, содействие приумножению человеческого капитала, стимулирование раз­вития инновационных технологий, облегчение налогового бремени и многое другое. С учетом разного экономического потенциала и неодинаковых возможностей государственной хозяйственной политики в разных стра­нах формируются собственные, весьма своеобразные системы регулиро­вания международного бизнеса.

В последние десятилетия в подавляющем большинстве промышленно развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в стра­нах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая новых членов из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвестиционных субсидий и льгот), и косвенной под­держки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных кор­пораций (ТНК). Это связано с тем, что многие меры государственного стимулирования привязаны к депрессивным и отсталым районам. Особенно это характерно для ФРГ, Великобритании, Италии, Испании, других стран Европейского Союза (ЕС). Местные инвесторы не хотят вкладывать сред­ства в таких районах часто лишь из-за сложившихся стереотипов, тогда как представителей международного бизнеса привлекают в этих регионах низкие трудовые издержки и незначительная конкуренция.

В то же время органы власти стран даже с самым либеральным регу­лированием международного бизнеса обычно оставляют за собой право выдавать предварительные разрешения, требовать предъявления деклара­ций и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные сек­торы экономики по-прежнему закрыты для зарубежных капиталовложе­ний либо процедуры контроля особенно жесткие. Например, во Франции даже для фирм из других стран ЕС существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство и торговлю оружием, воен­ным снаряжением и взрывчатыми веществами, в банковское дело и страхо­вание, издательский бизнес и предприятия связи, электронные средства массовой информации, транспорт, энергетику и добычу полезных ископа­емых, сферу здравоохранения и социального обеспечения. Похожие барь­еры имеются и в других странах — членах ЕС, США и остальных промыш­ленно развитых государствах. Менее либеральный режим сохраняется в Японии. Однако в каждой стране имеется своя специфика, которую должны учитывать управляющие 'ГНК. Так, в Словакии иностранным филиалам разрешено приобретать недвижимость в собственность лишь в исключи­тельных случаях, в Швеции ограничения для международного бизнеса существуют в производстве алкогольной и табачной продукции, в Новой Зеландии разрешено получение рыболовных квот лишь при 75% участия местного партнера в капитале фирмы и т.д. Часто для иностранных фирм существуют более жесткие требования на ведение определенных опера­ций. Ряд стран запрещает продажу ТНК земельных участков в определен­ных районах или крупного размера. В некоторых государствах (прежде всего в США) местные фирмы ставятся в более вьп олные условия по отно­шению к иностранным конкурентам благодаря надо! овым льготам и мерам торгового протекционизма.

Тем не менее существующие в промышленно развитых странах огра­ничения для международного бизнеса принято считать незначительными. Прямых запретов действительно очень немного, а ухудшающие конкуренто­способность ТНК барьеры, как правило, компенсируются более профес­сиональным менеджментом компаний, ведущих операции по всему миру. В какой-то степени некоторые ограничения для международного бизнеса даже оправданны. Они нацелены на отбор среди ТНК стратегических инвесторов, что снижает угрозу дестабилизации национальной экономики вследствие внезапного ухода глобальных игроков под воздействием неблагоприятной конъюнктуры.

Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся стран. Наибольшим ограничительным эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и Азии запреты или частичные огра­ничения возврата на родину прибыли ТНК, полученной в данном государ­стве. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некото­рых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запре­щены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса — огра­ничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зару­бежной компанией крупного завода и т.д. Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информацион­ной поддержкой).

Все эти различия характера регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами — членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить сла­бые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно пере­довые) отрасли.

Особую роль играют специалмнле экономические зоны (СЭЗ), кото­рых в мире насчитывается более тысячи. Они бывают четырех типов: зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны, свободные склады);

промышленно-производствснныс зоны (по замещению импорта или стиму­лированию экспорта); технико-внедренческие зоны (научные парки, техно­полисы) и сервисные зоны (включая офшорные).

Первые СЭЗ были созданы в США и Европе, причем до сих пор основная часть технико-внедренческих зон находится в промышленно раз­витых странах. Однако такие зоны нацелены в основном на поддержку национального бизнеса, в то время как СЭЗ в развивающихся странах обычно создаются для привлечения значительных капиталов ТНК. Прежде всего следует отметить малые государства и зависимые территории, став­шие офшорными центрами. Наибольшее их число в Карибском регионе и Океании, но есть они и в Европе (например, Андорра, Гибралтар), Азии и Африке. Один из самых известных офшоров — Бермудские острова, где объем накопленных ПИИ больше, чем в Японии.

Кроме того, в крупных развивающихся странах часто создаются сво­бодные (специальные) экономические зоны (районы), в которых местное законодательство принципиально отличается от правовых условий, создан­ных на остальной территории данного государства. В таких зонах иност­ранные компании находятся в привилегированном положении. Государ­ственного регулирования международного бизнеса там иногда почти нет, что создает даже более свободные условия для ТНК по сравнению с западно­европейскими странами. В создании СЭЗ преуспел Китай, так как почти каждая из зон сразу нацеливалась на привлечение капитала из определен­ных стран и территорий — Тайваня, Гонконга, Японии и др. Следует, однако, помнить, что СЭЗ обычно экономически оторваны от остальной части страны.

Национальное регулирование международного бизнеса не ограничи­вается достижением определенного уровня «открытости» страны для ТНК путем снижения таможенных и нетарифных ограничений в торговле, упрощения процедур прямого инвестирования «на зеленом лугу» (т.е. стро­ительства нового предприятия) и ликвидации ограничений на слияния и поглощения фирм. В современных условиях глобализации по-настоящему ориентированное на рынок государственное управление предполагает не только создание равных условий для местных и иностранных фирм, но и постоянную поддержку конкурентной среды для предпринимательства, содействие приумножению человеческого капитала, стимулирование раз­вития инновационных технологий, облегчение налогового бремени и многое другое. С учетом разного экономического потенциала и неодинаковых возможностей государственной хозяйственной политики в разных стра­нах формируются собственные, весьма своеобразные системы регулиро­вания международного бизнеса.