31.3. Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Можно выделить три наиболее распространенных типа страховых компаний, действующих на рынке:
крупные компании, предлагающие широкий спектр страховых продуктов и располагающие разветвленной сбытовой сетью;
специализированные страховщики, работающие в целевых нишах;
кэптивы — компании, учрежденные другой корпорацией и обслуживающие только (или преимущественно) ее страховые интересы. Кэптивы обычно противопоставляются компаниям, работающим на открытом рынке, с широкой клиентской базой.
Рыночная капитализация лидеров международного страхового бизнеса составляет десятки миллиардов долларов, а у американской AIG она приближается к 200 млрд дол.
Типы рынков страхования. Рынки бывают зрелыми и формирующимися, открытыми и закрытыми для инвесторов и операторов. В восточно-азиатском регионе полностью открытыми можно считать только рынки Гонконга и Сингапура, частично закрытыми — Малайзии и Таиланда. Либерализованными рынками располагают Новая Зеландия и Австралия. Общее правило таково, что страны со средним уровнем развития и крупным населением часто придерживаются протекционистской политики.
В странах СНГ наиболее открыты рынки Казахстана, Киргизии, Украины. Многочисленные административные барьеры установлены в Таджикистане, Беларуси, Азербайджане. Рынок оценивается с точки зрения того, насколько трудно или легко получить лицензию на ведение страховых операций; что требуется для открытия представительства, операционного офиса или регионального филиала; как распределяются заказы на страхование; существует ли квотирование перестраховочной деятельности. Государство может искажать механизм рыночной конкуренции, создавая искусственные привилегии для одних страховых компаний в ущерб другим.
Закрытые рынки отличает высокая степень непрозрачности, дефицит информации, ограниченность перечня оказываемых страховых услуг и низкий лимит страховой ответственности. Доступ нерезидентов на рынок может ограничиваться на определенный период, чтобы дать сформироваться спросу на страховые услуги, а национальной индустрии — повысить уровень конкурентоспособности прежде всего на внутреннем рынке. Если этот период затягивается или используется непродуктивно, то происходит стагнация страхового дела, остается неудовлетворенным спрос на страховые услуги, что оказывает сдерживающее воздействие и на общеэкономическое развитие. Потребители в результате обращаются в другие, нестраховые сегменты сферы финансовых услуг.
Консолидация и концентрация страхового бизнеса. Во многих странах укрупняется масштаб бизнеса, растут размеры страховых компаний. Этот процесс сокращает избыточное присутствие в страховом секторе, оставляя в нем сильнейших, повышая эффективность операций по страхованию, отдачу на вложенный в страховой бизнес капитал. Вместе с тем он может иметь и отрицательные последствия:
уменьшение числа поставщиков страховых услуг и сужение выбора для страхователей;
рост тарифов и увеличение стоимости страхования:
сокращение числа рабочих мест в страховой отрасли.
Еще одной формой консолидации является создание транснациональных альянсов, участники которых объединяются для реализации конкретных проектов. Они координируют действия, не теряя юридической и организационной самостоятельности. Есть и такая форма объединения ресурсов страховщиков, как создание пулов — для страхования особо сложных и объемных рисков (ядерных, террористических) и для перестраховочной деятельности.
Последнее десятилетие отмечено слияниями и поглощениями среди страховых брокеров, в том числе крупнейших. Здесь обозначилось доминирование двух игроков — Марша («March & MacLennan») и Аон, каждый из которых получает прибыль примерно по 4 млрд дол. в год, почти втрое оторвавшись от третьего участника рынка брокерских услуг— «Willis Coroon», контрольный пакет акций которого в 2001 г. приобрел за 1,35 млрд дол. известный инвестиционный фонд KKR («Kohlberg Kravis Roberts»).
Конвергенция в сфере финансовых услуг. К рассматриваемому явлению примыкает конвергенция или интеграция в сфере финансовых услуг, что предполагает взаимопроникновение банковского и финансового бизнеса. Это явление получило наименование «Bankassurance» (французский вариант) и «Allfmanz» (немецкий вариант).
В Японии ряд банков и страховых компаний объединились в финансовые холдинги, возглавляемые банками. Изменения в законодательной базе, вступившие в силу с марта 2004 г., позволяют японским банкам без каких-либо ограничений заниматься продажей страховых полисов (за соответствующие комиссионные) через сеть банковских отделений. В соответствии с этой общемировой тенденцией новый тайваньский закон о финансовых холдингах также разрешает диверсификацию деятельности финансовых институтов, одновременную их работу в смежных областях — банковской, страховой, взаимных инвестиций, брокерских услуг на рынке ценных бумаг.
Однако разработка и применение технологии продвижения страховых продуктов через «банковские окна» является крайне непростым делом. В Китае, например, конвергенция развивается вслед за демонополизацией страхового рынка, на котором ранее господствующие позиции занимала Народная страховая компания Китая — аналог Госстраха советского периода.
Конкуренция в страховой сфере. Конкуренция в страховой сфере имеет различные проявления. Это, к примеру:
ценовая конкуренция между страховыми компаниями. Если она перерастает в демпинг, то под вопросом может оказаться платежеспособность и надежность страховщика, который прибегает к этому средству;
конкуренция по качеству и уровню обслуживания клиента. Иллюстрацией служит обязательное страхование автогражданской ответственности: все компании работают по одинаковым тарифам, устанавливаемым законом, но предлагают различный уровень сервиса в том, что касается урегулирования убытков (рассмотрение заявлений на выплату страхового возмещения, расследование страхового случая и выплата компенсации в рамках установленных лимитов ответственности).
Существует конкуренция по конструкции и типу предлагаемого страхового продукта: комплексность, перечень включаемых рисков, понятная структура.
При конкуренции на рынке труда компании стремятся привлечь наиболее квалифицированные кадры. Обычным явлением можно назвать переход страховых агентов вместе с их клиентурой на обслуживание в другую компанию. Агентам могут предлагать более щедрое вознаграждение, которое достигает иногда (особенно при продаже полисов долгосрочного страхования жизни) 40% от полученной премии, что дает сиюминутный эффект, но иногда ведет к неоправданному росту сбытовых издержек.
Страховые компании могут конкурировать между собой и по привлечению административного ресурса, приобретая преимущества благодаря особым отношениям с властями. Такая конкуренция носит нездоровый, несправедливый и нерыночный характер, искажает функционирование рынка.
Конкуренция на рынке страхования является многоплановой, распространяясь на область тарифов, качество обслуживания, широту страхового покрытия. Механизм рыночной конкуренции несовместим с демпингом и созданием предпочтительных условий для одних страховщиков в ущерб другим. Конвергенция распространяется и на такую область, как продажа страховых полисов через банковскую филиальную сеть в дополнение к перекрестному владению акциями банков и страховых компаний. Развитые страховые рынки отличаются высокой концентрацией капитала, а рынки развивающиеся — раздробленностью и распыленностью наличных ресурсов среди избыточного числа страховых компаний.
Основные термины и определения
Андеррайтинг — собственно страхование; оценка риска с точки зрения его страхуемости; определение условий и тарифов для страхования; андеррайтер — специалист и уполномоченное лицо, которое принимает на страхование риски (или отвергает их), исходя из экономической целесообразности.
Перестрахование — разделение страхового риска между страховщиком и перестраховщиком, вторичное размещение риска и защита первичного страховщика от крупных выплат, превышающих его возможности.
Страховой убыток — подлежащий возмещению страховщиком ущерб, причиненный объекту страхования в результате страхового случая; или реализовавшийся страховой риск. Урегулирование убытка — процедура выплаты страхового возмещения.
Страховая премия — страховой взнос, платеж. Определяется путем умножения ставки премии, выраженной в процентах, на страховую сумму.
Страховая сумма — денежная сумма, адекватная страховому интересу и страховому риску, на которую застрахованы материальные ценности, гражданская ответственность (перед третьими лицами), жизнь или здоровье страхователя. Именуется также страховым покрытием.
Страховое возмещение — сумма выплаты из страхового фонда для покрытия ущерба в имущественном страховании, страховании ответственности (в последнем случае — за материальный ущерб перед третьими лицами).
Страховое событие — потенциально возможное нанесение ущерба объекту страхования.
Страховой случай — реальное причинение ущерба объекту страхования.
Вопросы для самоконтроля
Каковы основные функции страхования и их взаимосвязь?
Назовите основные гарантии выполнения страховщиками своих обязательств.
При помощи каких показателей можно сравнить развитие страхования в различных странах?
Какие типы компаний работают на страховом рынке и каковы их сравнимые преимущества?
Что лежит в основе процесса концентрации страхового капитала и укрупнения компаний и каковы его последствия?
Литература
Ефимов С.Л. Экономика и страхование: Энциклопедический словарь. М.: Церих-ПЭЛ. Новая экономика, 1996.
Страхование в России. Insurance in Russia Издание ВСС. На рус. и англ. языках, 2003.
Теория и практика страхования: Учебное пособие/Редакционный совет: С.Н. Асабина и др. М: Анкил, 2003.
Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2003.
Insurance: Principles and Practice. L.: Chartered Insurance Institute, 1995.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
Можно выделить три наиболее распространенных типа страховых компаний, действующих на рынке:
крупные компании, предлагающие широкий спектр страховых продуктов и располагающие разветвленной сбытовой сетью;
специализированные страховщики, работающие в целевых нишах;
кэптивы — компании, учрежденные другой корпорацией и обслуживающие только (или преимущественно) ее страховые интересы. Кэптивы обычно противопоставляются компаниям, работающим на открытом рынке, с широкой клиентской базой.
Рыночная капитализация лидеров международного страхового бизнеса составляет десятки миллиардов долларов, а у американской AIG она приближается к 200 млрд дол.
Типы рынков страхования. Рынки бывают зрелыми и формирующимися, открытыми и закрытыми для инвесторов и операторов. В восточно-азиатском регионе полностью открытыми можно считать только рынки Гонконга и Сингапура, частично закрытыми — Малайзии и Таиланда. Либерализованными рынками располагают Новая Зеландия и Австралия. Общее правило таково, что страны со средним уровнем развития и крупным населением часто придерживаются протекционистской политики.
В странах СНГ наиболее открыты рынки Казахстана, Киргизии, Украины. Многочисленные административные барьеры установлены в Таджикистане, Беларуси, Азербайджане. Рынок оценивается с точки зрения того, насколько трудно или легко получить лицензию на ведение страховых операций; что требуется для открытия представительства, операционного офиса или регионального филиала; как распределяются заказы на страхование; существует ли квотирование перестраховочной деятельности. Государство может искажать механизм рыночной конкуренции, создавая искусственные привилегии для одних страховых компаний в ущерб другим.
Закрытые рынки отличает высокая степень непрозрачности, дефицит информации, ограниченность перечня оказываемых страховых услуг и низкий лимит страховой ответственности. Доступ нерезидентов на рынок может ограничиваться на определенный период, чтобы дать сформироваться спросу на страховые услуги, а национальной индустрии — повысить уровень конкурентоспособности прежде всего на внутреннем рынке. Если этот период затягивается или используется непродуктивно, то происходит стагнация страхового дела, остается неудовлетворенным спрос на страховые услуги, что оказывает сдерживающее воздействие и на общеэкономическое развитие. Потребители в результате обращаются в другие, нестраховые сегменты сферы финансовых услуг.
Консолидация и концентрация страхового бизнеса. Во многих странах укрупняется масштаб бизнеса, растут размеры страховых компаний. Этот процесс сокращает избыточное присутствие в страховом секторе, оставляя в нем сильнейших, повышая эффективность операций по страхованию, отдачу на вложенный в страховой бизнес капитал. Вместе с тем он может иметь и отрицательные последствия:
уменьшение числа поставщиков страховых услуг и сужение выбора для страхователей;
рост тарифов и увеличение стоимости страхования:
сокращение числа рабочих мест в страховой отрасли.
Еще одной формой консолидации является создание транснациональных альянсов, участники которых объединяются для реализации конкретных проектов. Они координируют действия, не теряя юридической и организационной самостоятельности. Есть и такая форма объединения ресурсов страховщиков, как создание пулов — для страхования особо сложных и объемных рисков (ядерных, террористических) и для перестраховочной деятельности.
Последнее десятилетие отмечено слияниями и поглощениями среди страховых брокеров, в том числе крупнейших. Здесь обозначилось доминирование двух игроков — Марша («March & MacLennan») и Аон, каждый из которых получает прибыль примерно по 4 млрд дол. в год, почти втрое оторвавшись от третьего участника рынка брокерских услуг— «Willis Coroon», контрольный пакет акций которого в 2001 г. приобрел за 1,35 млрд дол. известный инвестиционный фонд KKR («Kohlberg Kravis Roberts»).
Конвергенция в сфере финансовых услуг. К рассматриваемому явлению примыкает конвергенция или интеграция в сфере финансовых услуг, что предполагает взаимопроникновение банковского и финансового бизнеса. Это явление получило наименование «Bankassurance» (французский вариант) и «Allfmanz» (немецкий вариант).
В Японии ряд банков и страховых компаний объединились в финансовые холдинги, возглавляемые банками. Изменения в законодательной базе, вступившие в силу с марта 2004 г., позволяют японским банкам без каких-либо ограничений заниматься продажей страховых полисов (за соответствующие комиссионные) через сеть банковских отделений. В соответствии с этой общемировой тенденцией новый тайваньский закон о финансовых холдингах также разрешает диверсификацию деятельности финансовых институтов, одновременную их работу в смежных областях — банковской, страховой, взаимных инвестиций, брокерских услуг на рынке ценных бумаг.
Однако разработка и применение технологии продвижения страховых продуктов через «банковские окна» является крайне непростым делом. В Китае, например, конвергенция развивается вслед за демонополизацией страхового рынка, на котором ранее господствующие позиции занимала Народная страховая компания Китая — аналог Госстраха советского периода.
Конкуренция в страховой сфере. Конкуренция в страховой сфере имеет различные проявления. Это, к примеру:
ценовая конкуренция между страховыми компаниями. Если она перерастает в демпинг, то под вопросом может оказаться платежеспособность и надежность страховщика, который прибегает к этому средству;
конкуренция по качеству и уровню обслуживания клиента. Иллюстрацией служит обязательное страхование автогражданской ответственности: все компании работают по одинаковым тарифам, устанавливаемым законом, но предлагают различный уровень сервиса в том, что касается урегулирования убытков (рассмотрение заявлений на выплату страхового возмещения, расследование страхового случая и выплата компенсации в рамках установленных лимитов ответственности).
Существует конкуренция по конструкции и типу предлагаемого страхового продукта: комплексность, перечень включаемых рисков, понятная структура.
При конкуренции на рынке труда компании стремятся привлечь наиболее квалифицированные кадры. Обычным явлением можно назвать переход страховых агентов вместе с их клиентурой на обслуживание в другую компанию. Агентам могут предлагать более щедрое вознаграждение, которое достигает иногда (особенно при продаже полисов долгосрочного страхования жизни) 40% от полученной премии, что дает сиюминутный эффект, но иногда ведет к неоправданному росту сбытовых издержек.
Страховые компании могут конкурировать между собой и по привлечению административного ресурса, приобретая преимущества благодаря особым отношениям с властями. Такая конкуренция носит нездоровый, несправедливый и нерыночный характер, искажает функционирование рынка.
Конкуренция на рынке страхования является многоплановой, распространяясь на область тарифов, качество обслуживания, широту страхового покрытия. Механизм рыночной конкуренции несовместим с демпингом и созданием предпочтительных условий для одних страховщиков в ущерб другим. Конвергенция распространяется и на такую область, как продажа страховых полисов через банковскую филиальную сеть в дополнение к перекрестному владению акциями банков и страховых компаний. Развитые страховые рынки отличаются высокой концентрацией капитала, а рынки развивающиеся — раздробленностью и распыленностью наличных ресурсов среди избыточного числа страховых компаний.
Основные термины и определения
Андеррайтинг — собственно страхование; оценка риска с точки зрения его страхуемости; определение условий и тарифов для страхования; андеррайтер — специалист и уполномоченное лицо, которое принимает на страхование риски (или отвергает их), исходя из экономической целесообразности.
Перестрахование — разделение страхового риска между страховщиком и перестраховщиком, вторичное размещение риска и защита первичного страховщика от крупных выплат, превышающих его возможности.
Страховой убыток — подлежащий возмещению страховщиком ущерб, причиненный объекту страхования в результате страхового случая; или реализовавшийся страховой риск. Урегулирование убытка — процедура выплаты страхового возмещения.
Страховая премия — страховой взнос, платеж. Определяется путем умножения ставки премии, выраженной в процентах, на страховую сумму.
Страховая сумма — денежная сумма, адекватная страховому интересу и страховому риску, на которую застрахованы материальные ценности, гражданская ответственность (перед третьими лицами), жизнь или здоровье страхователя. Именуется также страховым покрытием.
Страховое возмещение — сумма выплаты из страхового фонда для покрытия ущерба в имущественном страховании, страховании ответственности (в последнем случае — за материальный ущерб перед третьими лицами).
Страховое событие — потенциально возможное нанесение ущерба объекту страхования.
Страховой случай — реальное причинение ущерба объекту страхования.
Вопросы для самоконтроля
Каковы основные функции страхования и их взаимосвязь?
Назовите основные гарантии выполнения страховщиками своих обязательств.
При помощи каких показателей можно сравнить развитие страхования в различных странах?
Какие типы компаний работают на страховом рынке и каковы их сравнимые преимущества?
Что лежит в основе процесса концентрации страхового капитала и укрупнения компаний и каковы его последствия?
Литература
Ефимов С.Л. Экономика и страхование: Энциклопедический словарь. М.: Церих-ПЭЛ. Новая экономика, 1996.
Страхование в России. Insurance in Russia Издание ВСС. На рус. и англ. языках, 2003.
Теория и практика страхования: Учебное пособие/Редакционный совет: С.Н. Асабина и др. М: Анкил, 2003.
Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2003.
Insurance: Principles and Practice. L.: Chartered Insurance Institute, 1995.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ