1.3. Основные направления отраслевых сдвигов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Важнейшая закономерность современного развития мирового хозяй­ства— трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную. Главное структурное преобразование — изменение соотношения между двумя основными подразделениями общественною производства в пользу услуг (табл. 1.5). В его основе лежит повышение эффективности в отрас­лях материального производства. Не менее важная причина развития этой сферы — глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники и технологий, рост жизненного уровня населения — повышение его образовательного и культурного уровня — расширяют спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством (о международном бизнесе в основных секторах материального производства -— более подробно в разд. III, главы 15—21).

Развитие сектора услуг преимущественно на рыночных началах, на­ряду с расширением частного предпринимательства в сферах здравоохра­нения и образования, дерегулированием и приватизацией структур общест­венного сектора существенно раздвигают границы рынка и конкуренции в услугах, стимулируют их трансграничную экспансию. Опережающее развитие сферы услуг — универсальный процесс, свойственный всем стра­нам. Чем выше уровень развития производства, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство не­материальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуг.

Другая особенность современного экономического развития — интег­рация услуг и материального производства. В новых технологиях универ­сального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы. Растущее переплетение производства товаров и услуг свидетельствует об их хозяйственной равноценности; отсюда некорректность любых противо­поставлений двух подразделений общественного производства.

В отраслевой структуре услуг прослеживается сдвиг в сторону произ­водства и потребления сложных видов деятельности. Лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленных службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами; 80% мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходится на развитые страны. Несом­ненным лидером в прогрессе сферы услуг являются США. Вслед за лидером идет Великобритания и с некоторым отставанием Франция, Канада и Италия. В Германии и особенно Японии в большой степени сохраняются черты индустриальной экономики. Однако и здесь развитие услуг в послед­ние голы явно ускоряется.

 

 

Важнейшим сектором материального производства остается промыш­ленность. Она обеспечивает материально-техническое развитие других секторов хозяйства; именно в промышленности в первую очередь осваи­ваются наиболее значимые научно-технические достижения. В структуре обрабатывающей промышленности повышается удельный вес машино­строительного комплекса. Он развивается по пути гибкой автоматизации, создания производств на базе «безлюдной» и «малолюдной» технологии.

Стабилизируется доля топливно-энергетического комплекса. Ускорен­ный рост электроэнергетики определяется потребностями общества в эко­логически чистом источнике энергии. Тенденция к стабилизации и даже некоторому сокращению удельного веса атомной энергии связана с необ­ходимостью обеспечения экологической безопасности.

Снижение доли матсриалопроизводящих отраслей связано как с глу­боким проникновением ресурсосберегающих технологий во все сферы хозяйства, так и с экономией материальных ресурсов на единицу ВВП. Происходит сокращение удельного потребления традиционных крупно­тоннажных черных и цветных металлов, химических материалов, пласт­масс, резины, дерева и т.д. В то же время расширяется использование ма­лотоннажных цветных металлов, новых видов пластмасс и композитных материалов.

Уменьшается удельный вес комплекса по производству одежды, обуви и продовольствия. Его развитие напрямую зависит от динамично меняюще­гося потребительского спроса, предпочтений и вкусов населения. В рас­ходах населения развитых стран возрастает доля затрат на услуги (образо­вание, здравоохранение, жилье, транспорт, досуг) и снижение удельного веса расходов на товары, особенно на удовлетворение элементарных пот­ребностей (одежда, обувь, продовольствие).

Продолжается снижение доли сельского хозяйства в ВВП, прежде всего в развитых странах. Оно обусловлено процессом интеграции аграр­ного производства во все более эффективный аграрно-промышленный комплекс. Указанные сдвиги существенным образом изменили сельское хозяйство. На протяжении XX в. органически сложилось мировое сель­ское хозяйство как единая мировая производственная система, в которой в возрастающей степени применяются общие «правила игры»; происхо­дит либерализация международной торговли сельскохозяйственными това­рами, чему, в частности, способствует деятельность ВТО.

Динамика строительного комплекса формируется под влиянием пере­хода к «информационной экономике», требующей изменения воспроиз­водственной, технологической и отраслевой структуры инвестиций, а также повышения доли объектов непроизводственного (особенно социального) назначения в общем объеме строительства. В развитых странах быстро возрастают масштабы жилищного строительства, в первую очередь на базе ипотечного кредитования.

 

Высокими темпами развиваются отрасли связи. Телекоммуникации становятся массовыми по спросу, глобальными по охвату пространства, мультимедийными по природе своих услуг. Усиливается интеграция раз­личных видов информации в единые сети. Быстро растет число пользова­телей Интернета, абонентов всех видов мобильной сети сотовой связи.

Интенсивно развивается транспорт. Огромные качественные пре­образования происходят во всех его видах — в морском, железнодорож­ном, автомобильном, речном, трубопроводном. Повышается эффектив­ность грузо- и пассажироперевозок, в значительной мерс под влиянием усиливающейся конкуренции на мировом рынке транспортных услуг.

Важнейшая закономерность современного развития мирового хозяй­ства— трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную. Главное структурное преобразование — изменение соотношения между двумя основными подразделениями общественною производства в пользу услуг (табл. 1.5). В его основе лежит повышение эффективности в отрас­лях материального производства. Не менее важная причина развития этой сферы — глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники и технологий, рост жизненного уровня населения — повышение его образовательного и культурного уровня — расширяют спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством (о международном бизнесе в основных секторах материального производства -— более подробно в разд. III, главы 15—21).

Развитие сектора услуг преимущественно на рыночных началах, на­ряду с расширением частного предпринимательства в сферах здравоохра­нения и образования, дерегулированием и приватизацией структур общест­венного сектора существенно раздвигают границы рынка и конкуренции в услугах, стимулируют их трансграничную экспансию. Опережающее развитие сферы услуг — универсальный процесс, свойственный всем стра­нам. Чем выше уровень развития производства, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство не­материальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуг.

Другая особенность современного экономического развития — интег­рация услуг и материального производства. В новых технологиях универ­сального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы. Растущее переплетение производства товаров и услуг свидетельствует об их хозяйственной равноценности; отсюда некорректность любых противо­поставлений двух подразделений общественного производства.

В отраслевой структуре услуг прослеживается сдвиг в сторону произ­водства и потребления сложных видов деятельности. Лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленных службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами; 80% мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходится на развитые страны. Несом­ненным лидером в прогрессе сферы услуг являются США. Вслед за лидером идет Великобритания и с некоторым отставанием Франция, Канада и Италия. В Германии и особенно Японии в большой степени сохраняются черты индустриальной экономики. Однако и здесь развитие услуг в послед­ние голы явно ускоряется.

 

 

Важнейшим сектором материального производства остается промыш­ленность. Она обеспечивает материально-техническое развитие других секторов хозяйства; именно в промышленности в первую очередь осваи­ваются наиболее значимые научно-технические достижения. В структуре обрабатывающей промышленности повышается удельный вес машино­строительного комплекса. Он развивается по пути гибкой автоматизации, создания производств на базе «безлюдной» и «малолюдной» технологии.

Стабилизируется доля топливно-энергетического комплекса. Ускорен­ный рост электроэнергетики определяется потребностями общества в эко­логически чистом источнике энергии. Тенденция к стабилизации и даже некоторому сокращению удельного веса атомной энергии связана с необ­ходимостью обеспечения экологической безопасности.

Снижение доли матсриалопроизводящих отраслей связано как с глу­боким проникновением ресурсосберегающих технологий во все сферы хозяйства, так и с экономией материальных ресурсов на единицу ВВП. Происходит сокращение удельного потребления традиционных крупно­тоннажных черных и цветных металлов, химических материалов, пласт­масс, резины, дерева и т.д. В то же время расширяется использование ма­лотоннажных цветных металлов, новых видов пластмасс и композитных материалов.

Уменьшается удельный вес комплекса по производству одежды, обуви и продовольствия. Его развитие напрямую зависит от динамично меняюще­гося потребительского спроса, предпочтений и вкусов населения. В рас­ходах населения развитых стран возрастает доля затрат на услуги (образо­вание, здравоохранение, жилье, транспорт, досуг) и снижение удельного веса расходов на товары, особенно на удовлетворение элементарных пот­ребностей (одежда, обувь, продовольствие).

Продолжается снижение доли сельского хозяйства в ВВП, прежде всего в развитых странах. Оно обусловлено процессом интеграции аграр­ного производства во все более эффективный аграрно-промышленный комплекс. Указанные сдвиги существенным образом изменили сельское хозяйство. На протяжении XX в. органически сложилось мировое сель­ское хозяйство как единая мировая производственная система, в которой в возрастающей степени применяются общие «правила игры»; происхо­дит либерализация международной торговли сельскохозяйственными това­рами, чему, в частности, способствует деятельность ВТО.

Динамика строительного комплекса формируется под влиянием пере­хода к «информационной экономике», требующей изменения воспроиз­водственной, технологической и отраслевой структуры инвестиций, а также повышения доли объектов непроизводственного (особенно социального) назначения в общем объеме строительства. В развитых странах быстро возрастают масштабы жилищного строительства, в первую очередь на базе ипотечного кредитования.

 

Высокими темпами развиваются отрасли связи. Телекоммуникации становятся массовыми по спросу, глобальными по охвату пространства, мультимедийными по природе своих услуг. Усиливается интеграция раз­личных видов информации в единые сети. Быстро растет число пользова­телей Интернета, абонентов всех видов мобильной сети сотовой связи.

Интенсивно развивается транспорт. Огромные качественные пре­образования происходят во всех его видах — в морском, железнодорож­ном, автомобильном, речном, трубопроводном. Повышается эффектив­ность грузо- и пассажироперевозок, в значительной мерс под влиянием усиливающейся конкуренции на мировом рынке транспортных услуг.