1.3. Основные направления отраслевых сдвигов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Важнейшая закономерность современного развития мирового хозяйства— трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную. Главное структурное преобразование — изменение соотношения между двумя основными подразделениями общественною производства в пользу услуг (табл. 1.5). В его основе лежит повышение эффективности в отраслях материального производства. Не менее важная причина развития этой сферы — глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники и технологий, рост жизненного уровня населения — повышение его образовательного и культурного уровня — расширяют спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством (о международном бизнесе в основных секторах материального производства -— более подробно в разд. III, главы 15—21).
Развитие сектора услуг преимущественно на рыночных началах, наряду с расширением частного предпринимательства в сферах здравоохранения и образования, дерегулированием и приватизацией структур общественного сектора существенно раздвигают границы рынка и конкуренции в услугах, стимулируют их трансграничную экспансию. Опережающее развитие сферы услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Чем выше уровень развития производства, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуг.
Другая особенность современного экономического развития — интеграция услуг и материального производства. В новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы. Растущее переплетение производства товаров и услуг свидетельствует об их хозяйственной равноценности; отсюда некорректность любых противопоставлений двух подразделений общественного производства.
В отраслевой структуре услуг прослеживается сдвиг в сторону производства и потребления сложных видов деятельности. Лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленных службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами; 80% мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходится на развитые страны. Несомненным лидером в прогрессе сферы услуг являются США. Вслед за лидером идет Великобритания и с некоторым отставанием Франция, Канада и Италия. В Германии и особенно Японии в большой степени сохраняются черты индустриальной экономики. Однако и здесь развитие услуг в последние голы явно ускоряется.
Важнейшим сектором материального производства остается промышленность. Она обеспечивает материально-техническое развитие других секторов хозяйства; именно в промышленности в первую очередь осваиваются наиболее значимые научно-технические достижения. В структуре обрабатывающей промышленности повышается удельный вес машиностроительного комплекса. Он развивается по пути гибкой автоматизации, создания производств на базе «безлюдной» и «малолюдной» технологии.
Стабилизируется доля топливно-энергетического комплекса. Ускоренный рост электроэнергетики определяется потребностями общества в экологически чистом источнике энергии. Тенденция к стабилизации и даже некоторому сокращению удельного веса атомной энергии связана с необходимостью обеспечения экологической безопасности.
Снижение доли матсриалопроизводящих отраслей связано как с глубоким проникновением ресурсосберегающих технологий во все сферы хозяйства, так и с экономией материальных ресурсов на единицу ВВП. Происходит сокращение удельного потребления традиционных крупнотоннажных черных и цветных металлов, химических материалов, пластмасс, резины, дерева и т.д. В то же время расширяется использование малотоннажных цветных металлов, новых видов пластмасс и композитных материалов.
Уменьшается удельный вес комплекса по производству одежды, обуви и продовольствия. Его развитие напрямую зависит от динамично меняющегося потребительского спроса, предпочтений и вкусов населения. В расходах населения развитых стран возрастает доля затрат на услуги (образование, здравоохранение, жилье, транспорт, досуг) и снижение удельного веса расходов на товары, особенно на удовлетворение элементарных потребностей (одежда, обувь, продовольствие).
Продолжается снижение доли сельского хозяйства в ВВП, прежде всего в развитых странах. Оно обусловлено процессом интеграции аграрного производства во все более эффективный аграрно-промышленный комплекс. Указанные сдвиги существенным образом изменили сельское хозяйство. На протяжении XX в. органически сложилось мировое сельское хозяйство как единая мировая производственная система, в которой в возрастающей степени применяются общие «правила игры»; происходит либерализация международной торговли сельскохозяйственными товарами, чему, в частности, способствует деятельность ВТО.
Динамика строительного комплекса формируется под влиянием перехода к «информационной экономике», требующей изменения воспроизводственной, технологической и отраслевой структуры инвестиций, а также повышения доли объектов непроизводственного (особенно социального) назначения в общем объеме строительства. В развитых странах быстро возрастают масштабы жилищного строительства, в первую очередь на базе ипотечного кредитования.
Высокими темпами развиваются отрасли связи. Телекоммуникации становятся массовыми по спросу, глобальными по охвату пространства, мультимедийными по природе своих услуг. Усиливается интеграция различных видов информации в единые сети. Быстро растет число пользователей Интернета, абонентов всех видов мобильной сети сотовой связи.
Интенсивно развивается транспорт. Огромные качественные преобразования происходят во всех его видах — в морском, железнодорожном, автомобильном, речном, трубопроводном. Повышается эффективность грузо- и пассажироперевозок, в значительной мерс под влиянием усиливающейся конкуренции на мировом рынке транспортных услуг.
Важнейшая закономерность современного развития мирового хозяйства— трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную. Главное структурное преобразование — изменение соотношения между двумя основными подразделениями общественною производства в пользу услуг (табл. 1.5). В его основе лежит повышение эффективности в отраслях материального производства. Не менее важная причина развития этой сферы — глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники и технологий, рост жизненного уровня населения — повышение его образовательного и культурного уровня — расширяют спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством (о международном бизнесе в основных секторах материального производства -— более подробно в разд. III, главы 15—21).
Развитие сектора услуг преимущественно на рыночных началах, наряду с расширением частного предпринимательства в сферах здравоохранения и образования, дерегулированием и приватизацией структур общественного сектора существенно раздвигают границы рынка и конкуренции в услугах, стимулируют их трансграничную экспансию. Опережающее развитие сферы услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Чем выше уровень развития производства, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуг.
Другая особенность современного экономического развития — интеграция услуг и материального производства. В новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы. Растущее переплетение производства товаров и услуг свидетельствует об их хозяйственной равноценности; отсюда некорректность любых противопоставлений двух подразделений общественного производства.
В отраслевой структуре услуг прослеживается сдвиг в сторону производства и потребления сложных видов деятельности. Лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленных службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами; 80% мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходится на развитые страны. Несомненным лидером в прогрессе сферы услуг являются США. Вслед за лидером идет Великобритания и с некоторым отставанием Франция, Канада и Италия. В Германии и особенно Японии в большой степени сохраняются черты индустриальной экономики. Однако и здесь развитие услуг в последние голы явно ускоряется.
Важнейшим сектором материального производства остается промышленность. Она обеспечивает материально-техническое развитие других секторов хозяйства; именно в промышленности в первую очередь осваиваются наиболее значимые научно-технические достижения. В структуре обрабатывающей промышленности повышается удельный вес машиностроительного комплекса. Он развивается по пути гибкой автоматизации, создания производств на базе «безлюдной» и «малолюдной» технологии.
Стабилизируется доля топливно-энергетического комплекса. Ускоренный рост электроэнергетики определяется потребностями общества в экологически чистом источнике энергии. Тенденция к стабилизации и даже некоторому сокращению удельного веса атомной энергии связана с необходимостью обеспечения экологической безопасности.
Снижение доли матсриалопроизводящих отраслей связано как с глубоким проникновением ресурсосберегающих технологий во все сферы хозяйства, так и с экономией материальных ресурсов на единицу ВВП. Происходит сокращение удельного потребления традиционных крупнотоннажных черных и цветных металлов, химических материалов, пластмасс, резины, дерева и т.д. В то же время расширяется использование малотоннажных цветных металлов, новых видов пластмасс и композитных материалов.
Уменьшается удельный вес комплекса по производству одежды, обуви и продовольствия. Его развитие напрямую зависит от динамично меняющегося потребительского спроса, предпочтений и вкусов населения. В расходах населения развитых стран возрастает доля затрат на услуги (образование, здравоохранение, жилье, транспорт, досуг) и снижение удельного веса расходов на товары, особенно на удовлетворение элементарных потребностей (одежда, обувь, продовольствие).
Продолжается снижение доли сельского хозяйства в ВВП, прежде всего в развитых странах. Оно обусловлено процессом интеграции аграрного производства во все более эффективный аграрно-промышленный комплекс. Указанные сдвиги существенным образом изменили сельское хозяйство. На протяжении XX в. органически сложилось мировое сельское хозяйство как единая мировая производственная система, в которой в возрастающей степени применяются общие «правила игры»; происходит либерализация международной торговли сельскохозяйственными товарами, чему, в частности, способствует деятельность ВТО.
Динамика строительного комплекса формируется под влиянием перехода к «информационной экономике», требующей изменения воспроизводственной, технологической и отраслевой структуры инвестиций, а также повышения доли объектов непроизводственного (особенно социального) назначения в общем объеме строительства. В развитых странах быстро возрастают масштабы жилищного строительства, в первую очередь на базе ипотечного кредитования.
Высокими темпами развиваются отрасли связи. Телекоммуникации становятся массовыми по спросу, глобальными по охвату пространства, мультимедийными по природе своих услуг. Усиливается интеграция различных видов информации в единые сети. Быстро растет число пользователей Интернета, абонентов всех видов мобильной сети сотовой связи.
Интенсивно развивается транспорт. Огромные качественные преобразования происходят во всех его видах — в морском, железнодорожном, автомобильном, речном, трубопроводном. Повышается эффективность грузо- и пассажироперевозок, в значительной мерс под влиянием усиливающейся конкуренции на мировом рынке транспортных услуг.