5.1. Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Последние годы во многих странах мира с рыночной, а по мере отказа от командно-административных методов управления и с переходной экономикой складывается новая институциональная структура хозяйства, осуществляются значительные изменения в системе экономических отно­шений государства и частного сектора в рамках либерально-консерватив­ных доктрин. Суть происходящих изменений сводится к двум основным направлениям: изменениям пропорций распределения национального дохода в пользу предпринимательской прибыли и снижению барьеров и препятствий на пути международного бизнеса, от которого в значитель­ной части зависят экономический рост и успех экономических преобразо­ваний.

Такие трансформации охватывают все сферы деятельности и уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивают всевозможные сто­роны их отношений с частным сектором (функциональные, организаци­онные, финансовые и др.), проявляются не только в национальном, но также и в международном и глобальном масштабах. Они совершаются на фоне других фундаментальных процессов формирования новой экономики современного общества, глобализации производства, интернационализации капитала. Главное в отношениях партнерства государства и международ­ного бизнеса — это существенное расширение пространства для свобод­ного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны.

В современном понимании хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и орга­низационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и дру­гими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как пра­вило, на определенный срок в целях выполнения конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Система партнерских отношений между государством и международ­ным бизнесом является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики, партнерства государства и частного сектора вообще (ПГЧС, Public-Privatc-Partnership — РРР), поскольку сложные формы орга­низации и хозяйствования в современных условиях невозможны без учас­тия государства в той или иной степени. Но в то же время институцио­нальная среда, в какой партнерства существуют сейчас, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявив­шуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совер­шенствовании рыночных структур и экономики в целом.

Хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительный иностран­ный капитал, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на зару­бежный предпринимательский сектор основную часть рисков и одно­временно сохранить объекты в государственной собственности. В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйству­ющих субъектов — государства в форме его собственности и международ­ного бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствова­ния, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной собственности озна­чает частичную приватизацию некоторых определенных законодатель­ством и договором (контрактом) функций государства.

Наиболее активно в настоящее время партнерство государства и международного бизнеса осуществляется в реальном секторе экономики — в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железно­дорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т.п.). Эти отрасли составляют основу систем жизнеобеспечения экономики и общества.

Национальные правительства уже не считают сферой своей полной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, традиционно находившиеся в ведении государства, например отрасли производствен­ной и социальной инфраструктуры. Они передают в частную собствен­ность или, что наблюдается чаще, во временное долго- и среднесрочное владение и пользование отечественному и иностранному капиталу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регу­лировать и контролировать их деятельность.

Однако этот процесс усиления партнерских отношений государства и международного бизнеса сложен и порождает множество проблем. Так, эйфория первых лет реформирования в России (конец 80-х — 90-е годы) и надежды на создание в обозримом будущем мобильного и менее обреме­ненного текущими хозяйственными проблемами государства, оперативно реагирующего на возникающие потребности общества, постепенно сме­нились трезвыми оценками трудностей. Смягчение одних проблем (напри­мер, бюджетных) поставило перед властью и обществом новые, не менее сложные задачи, которые не представлялись такими серьезными, какими они оказались в действительности.

Все более актуальной становится проблема коррупции, причем не только на национальном, но и межгосударственном уровне, о чем свиде­тельствуют многочисленные конвенции по борьбе с коррупцией, принима­емые ООН, ОЭСР, Советом Европы, Европейским Союзом, ОБСЕ, другими международными организациями. Важнейшей проблемой в международ­ных отношениях стала борьба с терроризмом.

Пока реформы в производственной инфраструктуре во всем мире нахо­дятся лишь на начальных стадиях. Они идут методом проб и ошибок. Наблюдаются не только позитивные результаты, но и просчеты, заблуж­дения, возврат к прежним позициям. Но важно, что по мере накопления опыта происходит постоянный процесс корректировки концепций и мето­дов партнерства государства и международного бизнеса, модификация подходов и инструментария.

Развитие процесса партнерских отношений государства и между­народного бизнеса определяется несколькими основными факторами.

Первый фактор -— приватизация государственных активов в той или иной форме является одним из важнейших элементов концепции либерали­зации экономики, курс на которую был взят в конце 80 — начале 90-х годов.

Второй фактор — национальные правительства не имеют финансо­вых ресурсов в объемах, достаточных для модернизации, обслуживания и расширения находящейся у государства собственности.

Третий фактор — частный национальный и международный бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Правительство же, в свою очередь, может облегчать условия реализации проекта посредством предоставления земли под возводимые объекты, лицензий и также за счет финансово-экономи­ческих рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки.

Характерными особенностями партнерства государства и между­народного бизнеса является то, что они:

ограничены во времени. Как правило, партнерство создастся под кон­кретный объект, который необходимо построить в течение определенного периода времени, а затем осуществлять его эксплуатацию;

ограничены в пространстве,, поскольку они конституируются только для конкретных объектов. Это может быть порт, аэропорт, автомобильная дорога или ее участок;

создают конкурентную основу рыночной экономики — за каждый контракт или концессию происходит достаточно серьезная конкурентная борьба, причем как в развитых, так и в развивающихся странах.

Особенность современных партнерств государства и международного бизнеса заключается также в существенном расширении географических границ. Раньше они использовались только в развитых странах, причем в ограниченных размерах. За годы либеральных реформ партнерства государства и международного бизнеса стали важным элементом хозяй­ствования более чем в 100 странах мира.

Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и между­народного бизнеса проявились в административно-финансовых реформах в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. В соответствии с неолиберальными концепциями развития в этих странах существенно сократился государ­ственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу, в том числе и международному.

Партнерства могут иметь три разных уровня.

Первый уровень -— партнерство в сфере муниципальной собственности. Второй уровень — партнерство на государственном уровне, когда одним из субъектов выступает орган федеральной или региональной госу­дарственной власти.

Третий уровень — межгосударственное партнерство. Типичными примерами являются, например, строительство Евротуннеля или программа создания трансевропейских сетей, которая активно реализуется Европей­ским Союзом и странами Восточной Европы с 1999 г.

В мировой практике сложились две институциональные схемы фор­мирования партнерства.

Первая схема — формирование партнерства с нуля, наблюдается в странах Восточной Европы, развивающихся странах, в бывших совет­ских республиках.

Вторая схема представляет собой эволюционное врастание новых видов хозяйственного партнерства в сложившуюся структуру рыночной экономики. Эта схема характерна для развитых стран, в которых веками создавалась рыночная институциональная среда при государственной соб­ственности на производственную и социальную инфраструктуру.

На практике партнерство проявляется в нескольких формах: государ­ственные контракты, аренда государственного имущества, соглашения о разделе продукции, совместные государственно-частные предприятия, концессии.

Последние годы во многих странах мира с рыночной, а по мере отказа от командно-административных методов управления и с переходной экономикой складывается новая институциональная структура хозяйства, осуществляются значительные изменения в системе экономических отно­шений государства и частного сектора в рамках либерально-консерватив­ных доктрин. Суть происходящих изменений сводится к двум основным направлениям: изменениям пропорций распределения национального дохода в пользу предпринимательской прибыли и снижению барьеров и препятствий на пути международного бизнеса, от которого в значитель­ной части зависят экономический рост и успех экономических преобразо­ваний.

Такие трансформации охватывают все сферы деятельности и уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивают всевозможные сто­роны их отношений с частным сектором (функциональные, организаци­онные, финансовые и др.), проявляются не только в национальном, но также и в международном и глобальном масштабах. Они совершаются на фоне других фундаментальных процессов формирования новой экономики современного общества, глобализации производства, интернационализации капитала. Главное в отношениях партнерства государства и международ­ного бизнеса — это существенное расширение пространства для свобод­ного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны.

В современном понимании хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и орга­низационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и дру­гими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как пра­вило, на определенный срок в целях выполнения конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Система партнерских отношений между государством и международ­ным бизнесом является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики, партнерства государства и частного сектора вообще (ПГЧС, Public-Privatc-Partnership — РРР), поскольку сложные формы орга­низации и хозяйствования в современных условиях невозможны без учас­тия государства в той или иной степени. Но в то же время институцио­нальная среда, в какой партнерства существуют сейчас, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявив­шуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совер­шенствовании рыночных структур и экономики в целом.

Хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительный иностран­ный капитал, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на зару­бежный предпринимательский сектор основную часть рисков и одно­временно сохранить объекты в государственной собственности. В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйству­ющих субъектов — государства в форме его собственности и международ­ного бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствова­ния, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной собственности озна­чает частичную приватизацию некоторых определенных законодатель­ством и договором (контрактом) функций государства.

Наиболее активно в настоящее время партнерство государства и международного бизнеса осуществляется в реальном секторе экономики — в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железно­дорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т.п.). Эти отрасли составляют основу систем жизнеобеспечения экономики и общества.

Национальные правительства уже не считают сферой своей полной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, традиционно находившиеся в ведении государства, например отрасли производствен­ной и социальной инфраструктуры. Они передают в частную собствен­ность или, что наблюдается чаще, во временное долго- и среднесрочное владение и пользование отечественному и иностранному капиталу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регу­лировать и контролировать их деятельность.

Однако этот процесс усиления партнерских отношений государства и международного бизнеса сложен и порождает множество проблем. Так, эйфория первых лет реформирования в России (конец 80-х — 90-е годы) и надежды на создание в обозримом будущем мобильного и менее обреме­ненного текущими хозяйственными проблемами государства, оперативно реагирующего на возникающие потребности общества, постепенно сме­нились трезвыми оценками трудностей. Смягчение одних проблем (напри­мер, бюджетных) поставило перед властью и обществом новые, не менее сложные задачи, которые не представлялись такими серьезными, какими они оказались в действительности.

Все более актуальной становится проблема коррупции, причем не только на национальном, но и межгосударственном уровне, о чем свиде­тельствуют многочисленные конвенции по борьбе с коррупцией, принима­емые ООН, ОЭСР, Советом Европы, Европейским Союзом, ОБСЕ, другими международными организациями. Важнейшей проблемой в международ­ных отношениях стала борьба с терроризмом.

Пока реформы в производственной инфраструктуре во всем мире нахо­дятся лишь на начальных стадиях. Они идут методом проб и ошибок. Наблюдаются не только позитивные результаты, но и просчеты, заблуж­дения, возврат к прежним позициям. Но важно, что по мере накопления опыта происходит постоянный процесс корректировки концепций и мето­дов партнерства государства и международного бизнеса, модификация подходов и инструментария.

Развитие процесса партнерских отношений государства и между­народного бизнеса определяется несколькими основными факторами.

Первый фактор -— приватизация государственных активов в той или иной форме является одним из важнейших элементов концепции либерали­зации экономики, курс на которую был взят в конце 80 — начале 90-х годов.

Второй фактор — национальные правительства не имеют финансо­вых ресурсов в объемах, достаточных для модернизации, обслуживания и расширения находящейся у государства собственности.

Третий фактор — частный национальный и международный бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Правительство же, в свою очередь, может облегчать условия реализации проекта посредством предоставления земли под возводимые объекты, лицензий и также за счет финансово-экономи­ческих рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки.

Характерными особенностями партнерства государства и между­народного бизнеса является то, что они:

ограничены во времени. Как правило, партнерство создастся под кон­кретный объект, который необходимо построить в течение определенного периода времени, а затем осуществлять его эксплуатацию;

ограничены в пространстве,, поскольку они конституируются только для конкретных объектов. Это может быть порт, аэропорт, автомобильная дорога или ее участок;

создают конкурентную основу рыночной экономики — за каждый контракт или концессию происходит достаточно серьезная конкурентная борьба, причем как в развитых, так и в развивающихся странах.

Особенность современных партнерств государства и международного бизнеса заключается также в существенном расширении географических границ. Раньше они использовались только в развитых странах, причем в ограниченных размерах. За годы либеральных реформ партнерства государства и международного бизнеса стали важным элементом хозяй­ствования более чем в 100 странах мира.

Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и между­народного бизнеса проявились в административно-финансовых реформах в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. В соответствии с неолиберальными концепциями развития в этих странах существенно сократился государ­ственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу, в том числе и международному.

Партнерства могут иметь три разных уровня.

Первый уровень -— партнерство в сфере муниципальной собственности. Второй уровень — партнерство на государственном уровне, когда одним из субъектов выступает орган федеральной или региональной госу­дарственной власти.

Третий уровень — межгосударственное партнерство. Типичными примерами являются, например, строительство Евротуннеля или программа создания трансевропейских сетей, которая активно реализуется Европей­ским Союзом и странами Восточной Европы с 1999 г.

В мировой практике сложились две институциональные схемы фор­мирования партнерства.

Первая схема — формирование партнерства с нуля, наблюдается в странах Восточной Европы, развивающихся странах, в бывших совет­ских республиках.

Вторая схема представляет собой эволюционное врастание новых видов хозяйственного партнерства в сложившуюся структуру рыночной экономики. Эта схема характерна для развитых стран, в которых веками создавалась рыночная институциональная среда при государственной соб­ственности на производственную и социальную инфраструктуру.

На практике партнерство проявляется в нескольких формах: государ­ственные контракты, аренда государственного имущества, соглашения о разделе продукции, совместные государственно-частные предприятия, концессии.