3.6. Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Жизненную необходимость экономической интеграции для стран— бывших республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ошущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств — СНГ.
Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.
Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран — Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных природоохранных мероприятий, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании Экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развития международного бизнеса.
Для реального функционирования Экономического союза нужны конструктивные решения, обоснованная концепция его строительства, которая была определена в Перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1994 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также формирование таможенного и платежного союза.
Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ — два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников на срок не более года, при этом предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.
Нсреализованность потенциальных возможностей взаимного сотрудничества в рамках СНГ является одной из основных причин низкого удельного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объединений мира (табл. 3.2).
К началу XXI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.
Геоэкономические особенности стран — бывших республик СССР, культурная общность их народов и другие социально-экономические и природные особенности дают Содружеству возможность интенсивного развития и углубления экономической интеграции на общем экономическом пространстве. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и безболезненному преодолению экономического кризиса, бедности и экономического отставания во всех странах-участницах, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике.
В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.
Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру сообщества. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, заседания которого проводятся на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Основными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ИК) определены: обеспечение взаимодействия органов сообщества, подготовка предложений и проектов решений по обсуждаемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат ИК, возглавляемый генеральным секретарем.
Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств — участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического шодействия, которые затем можно будет применять и на более широосновс. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое эщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива еграпионных процессов на экономическом пространстве двух конти-тов — Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения сдународного бизнеса.
Основные термины и определения
а свободной торговли — территория с особым экономическим, правовым и административным режимом, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля стран, входящих в эту зону.
шнеово-промышленные группы — разновидность транснациональных корпораций, создаваемых на пространстве СНГ, включающих финансовые и инвестиционные институты.
Вопросы для самоконтроля
Сформулируйте определение международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные этапы ее развития.
Как можно оценить последствия западноевропейской валютной интеграции и введение в обращение единой европейской валюты евро?
Каковы цели, масштабы и последствия расширения ЕС на восток?
На основе какой законодательной базы строятся отношения партнерства и сотрудничества России и ЕС?
Как влияет НАФТА на экономики США, Канады и Мексики к концу XX — началу XXI вв.?
Какие этапы развития прошла Южноамериканская зона свободной торговли (МЕРКОСУР) и какова ее роль в латиноамериканской интеграции?
Каковы цели и задачи американской зоны свободной торговли (АЗСТ)?
Назовите основные интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основные направления их деятельности и перспективы развития.
Чем обусловлено повышенное внимание России к АТЭС?
10. Назовите факторы, определяющие состояние интеграции в рамках СНГ.
Литература
1. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты/Пер. с англ.; Под ред. Ю.А. Борко и до. М.: Интердиалект, 1999.
Восточная Европа и СНГ. Экономические связи в 2000 г.: Справочник. М: Бизнес-Пресс, 2001.
Европейский Союз: Справочник-путсводитель/Подрсд. О.В. Буто-риной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова. М: Дело, 2003.
Журнал «Латинская Америка». М., 2000—2004.
Журнал «Мировая экономика и международные отношения». М, 2000—2004.
Журнал «США. Канада; Экономика. Политика. Культура». М., 2000—2004.
Журнал «Современная Европа». М, 2002—2004.
Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)/Под ред. В.А. Мартынова и Д.А. Дынкина. М.: Новый век, 2001.
Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
Петров А. Великий Шелковый путь. М.: Институт Востоковедения РАН, 1995.
Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия/ ИМЭМО РАН. М.: Наука, 2003.
Страны и регионы: Справочник/Под ред. А.С. Булатова. М,: Проспект, 2003.
Щенин РЖ., Ложечко М. С, Замани A.M. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие. М.: Изд-во ГУУ, 2002.
Щенин РЖ. Расширение Европейского Союза на восток: качественно новый этап европейской экономической интеграции. М.: Изд-во ГУУ, 2002.
Экономика США: Учебник для вузов/Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.
Baimhyidge M., Whyman P. Economic and Monetary Union in Europe. Bradford, UK, 2000.
North American Free Trade Agreement. Washington, 1993.
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
И ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В РЕГУЛИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Жизненную необходимость экономической интеграции для стран— бывших республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ошущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств — СНГ.
Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.
Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран — Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных природоохранных мероприятий, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании Экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развития международного бизнеса.
Для реального функционирования Экономического союза нужны конструктивные решения, обоснованная концепция его строительства, которая была определена в Перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1994 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также формирование таможенного и платежного союза.
Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ — два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников на срок не более года, при этом предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.
Нсреализованность потенциальных возможностей взаимного сотрудничества в рамках СНГ является одной из основных причин низкого удельного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объединений мира (табл. 3.2).
К началу XXI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.
Геоэкономические особенности стран — бывших республик СССР, культурная общность их народов и другие социально-экономические и природные особенности дают Содружеству возможность интенсивного развития и углубления экономической интеграции на общем экономическом пространстве. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и безболезненному преодолению экономического кризиса, бедности и экономического отставания во всех странах-участницах, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике.
В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.
Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру сообщества. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, заседания которого проводятся на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Основными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ИК) определены: обеспечение взаимодействия органов сообщества, подготовка предложений и проектов решений по обсуждаемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат ИК, возглавляемый генеральным секретарем.
Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств — участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического шодействия, которые затем можно будет применять и на более широосновс. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое эщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива еграпионных процессов на экономическом пространстве двух конти-тов — Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения сдународного бизнеса.
Основные термины и определения
а свободной торговли — территория с особым экономическим, правовым и административным режимом, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля стран, входящих в эту зону.
шнеово-промышленные группы — разновидность транснациональных корпораций, создаваемых на пространстве СНГ, включающих финансовые и инвестиционные институты.
Вопросы для самоконтроля
Сформулируйте определение международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные этапы ее развития.
Как можно оценить последствия западноевропейской валютной интеграции и введение в обращение единой европейской валюты евро?
Каковы цели, масштабы и последствия расширения ЕС на восток?
На основе какой законодательной базы строятся отношения партнерства и сотрудничества России и ЕС?
Как влияет НАФТА на экономики США, Канады и Мексики к концу XX — началу XXI вв.?
Какие этапы развития прошла Южноамериканская зона свободной торговли (МЕРКОСУР) и какова ее роль в латиноамериканской интеграции?
Каковы цели и задачи американской зоны свободной торговли (АЗСТ)?
Назовите основные интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основные направления их деятельности и перспективы развития.
Чем обусловлено повышенное внимание России к АТЭС?
10. Назовите факторы, определяющие состояние интеграции в рамках СНГ.
Литература
1. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты/Пер. с англ.; Под ред. Ю.А. Борко и до. М.: Интердиалект, 1999.
Восточная Европа и СНГ. Экономические связи в 2000 г.: Справочник. М: Бизнес-Пресс, 2001.
Европейский Союз: Справочник-путсводитель/Подрсд. О.В. Буто-риной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова. М: Дело, 2003.
Журнал «Латинская Америка». М., 2000—2004.
Журнал «Мировая экономика и международные отношения». М, 2000—2004.
Журнал «США. Канада; Экономика. Политика. Культура». М., 2000—2004.
Журнал «Современная Европа». М, 2002—2004.
Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)/Под ред. В.А. Мартынова и Д.А. Дынкина. М.: Новый век, 2001.
Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
Петров А. Великий Шелковый путь. М.: Институт Востоковедения РАН, 1995.
Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия/ ИМЭМО РАН. М.: Наука, 2003.
Страны и регионы: Справочник/Под ред. А.С. Булатова. М,: Проспект, 2003.
Щенин РЖ., Ложечко М. С, Замани A.M. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие. М.: Изд-во ГУУ, 2002.
Щенин РЖ. Расширение Европейского Союза на восток: качественно новый этап европейской экономической интеграции. М.: Изд-во ГУУ, 2002.
Экономика США: Учебник для вузов/Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.
Baimhyidge M., Whyman P. Economic and Monetary Union in Europe. Bradford, UK, 2000.
North American Free Trade Agreement. Washington, 1993.
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
И ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В РЕГУЛИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА