3.6. Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Жизненную необходимость экономической интеграции для стран— бывших республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ошущать недостаточ­ное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их эко­номик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного раз­деления труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств — СНГ.

Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транс­портной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь создан­ные по единым технико-экономическим условиям и государственным стан­дартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и науч­ных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тес­ного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Основополагающими правовыми документами СНГ являются Согла­шение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран — Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содер­жащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического про­странства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансо­вой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов, создание общего информационного простран­ства, осуществление совместных природоохранных мероприятий, осуще­ствление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании Экономического союза, подписан­ный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаим­ные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно откры­вало широкие просторы для развития международного бизнеса.

Для реального функционирования Экономического союза нужны кон­структивные решения, обоснованная концепция его строительства, кото­рая была определена в Перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1994 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также форми­рование таможенного и платежного союза.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ — два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участни­ков на срок не более года, при этом предшествующий и последующий пред­седатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.

Нсреализованность потенциальных возможностей взаимного сотруд­ничества в рамках СНГ является одной из основных причин низкого удель­ного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объеди­нений мира (табл. 3.2).

К началу XXI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономиче­ских отношений между суверенными государствами, формирование и со­хранение общего экономического пространства.

Геоэкономические особенности стран — бывших республик СССР, культурная общность их народов и другие социально-экономические и природные особенности дают Содружеству возможность интенсивного развития и углубления экономической интеграции на общем экономиче­ском пространстве. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и без­болезненному преодолению экономического кризиса, бедности и эконо­мического отставания во всех странах-участницах, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике.

В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Бело­руссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), кото­рый является не только формой правового и организационного оформле­ния объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосудар­ственного сотрудничества на новый уровень. Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффектив­ное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого эко­номического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.

Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру сообщества. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосудар­ственный совет, заседания которого проводятся на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Основными задачами постоянно действующего Интегра­ционного комитета (ИК) определены: обеспечение взаимодействия орга­нов сообщества, подготовка предложений и проектов решений по обсуж­даемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат ИК, возглавляемый генеральным секретарем.

Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств — участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противо­речит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического шодействия, которые затем можно будет применять и на более широосновс. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое эщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива еграпионных процессов на экономическом пространстве двух конти-тов — Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения сдународного бизнеса.

Основные термины и определения

а свободной торговли — территория с особым экономическим, право­вым и административным режимом, в пределах которой поддер­живается свободная от таможенных и количественных ограниче­ний международная торговля стран, входящих в эту зону.

шнеово-промышленные группы — разновидность транснациональных корпораций, создаваемых на пространстве СНГ, включающих финансовые и инвестиционные институты.

Вопросы для самоконтроля

Сформулируйте определение международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные этапы ее развития.

Как можно оценить последствия западноевропейской валютной интег­рации и введение в обращение единой европейской валюты евро?

Каковы цели, масштабы и последствия расширения ЕС на восток?

На основе какой законодательной базы строятся отношения парт­нерства и сотрудничества России и ЕС?

Как влияет НАФТА на экономики США, Канады и Мексики к концу XX — началу XXI вв.?

Какие этапы развития прошла Южноамериканская зона свобод­ной торговли (МЕРКОСУР) и какова ее роль в латиноамерикан­ской интеграции?

Каковы цели и задачи американской зоны свободной торговли (АЗСТ)?

Назовите основные интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основные направления их деятельности и перспективы развития.

Чем обусловлено повышенное внимание России к АТЭС?

10. Назовите факторы, определяющие состояние интеграции в рам­ках СНГ.

Литература

1. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и не­которые относящиеся к ним акты/Пер. с англ.; Под ред. Ю.А. Борко и до. М.: Интердиалект, 1999.

Восточная Европа и СНГ. Экономические связи в 2000 г.: Спра­вочник. М: Бизнес-Пресс, 2001.

Европейский Союз: Справочник-путсводитель/Подрсд. О.В. Буто-риной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова. М: Дело, 2003.

Журнал «Латинская Америка». М., 2000—2004.

Журнал «Мировая экономика и международные отношения». М, 2000—2004.

Журнал «США. Канада; Экономика. Политика. Культура». М., 2000—2004.

Журнал «Современная Европа». М, 2002—2004.

Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)/Под ред. В.А. Мартынова и Д.А. Дынкина. М.: Новый век, 2001.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.

Петров А. Великий Шелковый путь. М.: Институт Востоковеде­ния РАН, 1995.

Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия/ ИМЭМО РАН. М.: Наука, 2003.

Страны и регионы: Справочник/Под ред. А.С. Булатова. М,: Прос­пект, 2003.

Щенин РЖ., Ложечко М. С, Замани A.M. Международная эконо­мическая интеграция: Учебное пособие. М.: Изд-во ГУУ, 2002.

Щенин РЖ. Расширение Европейского Союза на восток: качест­венно новый этап европейской экономической интеграции. М.: Изд-во ГУУ, 2002.

Экономика США: Учебник для вузов/Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.

Baimhyidge M., Whyman P. Economic and Monetary Union in Europe. Bradford, UK, 2000.

North American Free Trade Agreement. Washington, 1993.

 

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

И ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В РЕГУЛИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Жизненную необходимость экономической интеграции для стран— бывших республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ошущать недостаточ­ное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их эко­номик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного раз­деления труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств — СНГ.

Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транс­портной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь создан­ные по единым технико-экономическим условиям и государственным стан­дартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и науч­ных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тес­ного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Основополагающими правовыми документами СНГ являются Согла­шение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран — Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содер­жащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического про­странства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансо­вой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов, создание общего информационного простран­ства, осуществление совместных природоохранных мероприятий, осуще­ствление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании Экономического союза, подписан­ный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаим­ные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно откры­вало широкие просторы для развития международного бизнеса.

Для реального функционирования Экономического союза нужны кон­структивные решения, обоснованная концепция его строительства, кото­рая была определена в Перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1994 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также форми­рование таможенного и платежного союза.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ — два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участни­ков на срок не более года, при этом предшествующий и последующий пред­седатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.

Нсреализованность потенциальных возможностей взаимного сотруд­ничества в рамках СНГ является одной из основных причин низкого удель­ного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объеди­нений мира (табл. 3.2).

К началу XXI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономиче­ских отношений между суверенными государствами, формирование и со­хранение общего экономического пространства.

Геоэкономические особенности стран — бывших республик СССР, культурная общность их народов и другие социально-экономические и природные особенности дают Содружеству возможность интенсивного развития и углубления экономической интеграции на общем экономиче­ском пространстве. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и без­болезненному преодолению экономического кризиса, бедности и эконо­мического отставания во всех странах-участницах, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике.

В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Бело­руссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), кото­рый является не только формой правового и организационного оформле­ния объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосудар­ственного сотрудничества на новый уровень. Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффектив­ное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого эко­номического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.

Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру сообщества. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосудар­ственный совет, заседания которого проводятся на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Основными задачами постоянно действующего Интегра­ционного комитета (ИК) определены: обеспечение взаимодействия орга­нов сообщества, подготовка предложений и проектов решений по обсуж­даемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат ИК, возглавляемый генеральным секретарем.

Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств — участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противо­речит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического шодействия, которые затем можно будет применять и на более широосновс. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое эщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива еграпионных процессов на экономическом пространстве двух конти-тов — Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения сдународного бизнеса.

Основные термины и определения

а свободной торговли — территория с особым экономическим, право­вым и административным режимом, в пределах которой поддер­живается свободная от таможенных и количественных ограниче­ний международная торговля стран, входящих в эту зону.

шнеово-промышленные группы — разновидность транснациональных корпораций, создаваемых на пространстве СНГ, включающих финансовые и инвестиционные институты.

Вопросы для самоконтроля

Сформулируйте определение международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные этапы ее развития.

Как можно оценить последствия западноевропейской валютной интег­рации и введение в обращение единой европейской валюты евро?

Каковы цели, масштабы и последствия расширения ЕС на восток?

На основе какой законодательной базы строятся отношения парт­нерства и сотрудничества России и ЕС?

Как влияет НАФТА на экономики США, Канады и Мексики к концу XX — началу XXI вв.?

Какие этапы развития прошла Южноамериканская зона свобод­ной торговли (МЕРКОСУР) и какова ее роль в латиноамерикан­ской интеграции?

Каковы цели и задачи американской зоны свободной торговли (АЗСТ)?

Назовите основные интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основные направления их деятельности и перспективы развития.

Чем обусловлено повышенное внимание России к АТЭС?

10. Назовите факторы, определяющие состояние интеграции в рам­ках СНГ.

Литература

1. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и не­которые относящиеся к ним акты/Пер. с англ.; Под ред. Ю.А. Борко и до. М.: Интердиалект, 1999.

Восточная Европа и СНГ. Экономические связи в 2000 г.: Спра­вочник. М: Бизнес-Пресс, 2001.

Европейский Союз: Справочник-путсводитель/Подрсд. О.В. Буто-риной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова. М: Дело, 2003.

Журнал «Латинская Америка». М., 2000—2004.

Журнал «Мировая экономика и международные отношения». М, 2000—2004.

Журнал «США. Канада; Экономика. Политика. Культура». М., 2000—2004.

Журнал «Современная Европа». М, 2002—2004.

Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)/Под ред. В.А. Мартынова и Д.А. Дынкина. М.: Новый век, 2001.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.

Петров А. Великий Шелковый путь. М.: Институт Востоковеде­ния РАН, 1995.

Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия/ ИМЭМО РАН. М.: Наука, 2003.

Страны и регионы: Справочник/Под ред. А.С. Булатова. М,: Прос­пект, 2003.

Щенин РЖ., Ложечко М. С, Замани A.M. Международная эконо­мическая интеграция: Учебное пособие. М.: Изд-во ГУУ, 2002.

Щенин РЖ. Расширение Европейского Союза на восток: качест­венно новый этап европейской экономической интеграции. М.: Изд-во ГУУ, 2002.

Экономика США: Учебник для вузов/Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.

Baimhyidge M., Whyman P. Economic and Monetary Union in Europe. Bradford, UK, 2000.

North American Free Trade Agreement. Washington, 1993.

 

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

И ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В РЕГУЛИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА