34.2. Международные филателистические программы и выставки
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Одним из традиционных направлений международного бизнеса современной филателии является разнообразная выставочная деятельность. Первые филателистические выставки прошли во второй половине XIX в., а с началом XX столетия они прочно вошли в культурный обиход, приобретя в дополнение еще серьезную коммерческую составляющую. Так, в 20-е годы XX в. по случаю проведения ряда крупномасштабных филателистических экспозиций в Люксембурге и Франции почтовые ведомства этих государств выпустили в продажу специальные памятные блоки — миниатюрные листки из нескольких марок, обрамленных широкими полями с памятными текстами. В самом скором времени отметился бурный рост цен на эти выпуски, что послужило сигналом для почтовых ведомств других государств последовать примеру Люксембурга и Франции. Кроме того, учитывая мощный приток посетителей-филателистов на специально организуемые для них экспозиции, почта и различные филателистические фирмы стали придумывать новые виды продаж. В обиход широко вошли разного рода филателистические выставочные сувениры: памятные гашения на специальных конвертах и почтовых карточках, специальные издания, альбомы и т.п. В итоге крупные филателистические выставки стали одним из главных элементов стабильного филателистического бизнеса, а с введением международных и всемирных филателистических выставок — и объектом серьезного бизнеса.
Практика организации и проведения всемирных филателистических выставок берет начало из послевоенной Европы, когда после колоссального успеха нескольких международных филателистических выставок в 1962 г. было решено провести первую всемирную — «Прага-62» — в столице Чехословакии. Это послужило прекрасным поводом для национальной почты страны осуществить многомарочную эмиссионную программу. В расчете на огромное внимание почта осуществила выпуск выставочных марок не только в их традиционном исполнении, но и в специальном — в виде малых листов, беззубцовых вариантов с гашением памятными штемпелями и т.д., предназначенными в основном для удовлетворения спроса широкого круга коллекционеров. Успех этой первой всемирной выставки превзошел все ожидания, и начиная со следующего года, ряд европейских, азиатских и американских городов стали претендовать на право проведения подобных экспозиций.
Почтовые ведомства, официально участвующие в подобных мероприятиях, наладили массовый выпуск сопутствующей сувенирной продукции. Такая практика во многом определила повышенный спрос к разного рода нефилателистическим сувенирам с выставочной символикой, распродаваемой столь же успешно, как и сувениры с олимпийской символикой в предолимпийский период и в дни проведения игр летних и зимних Олимпиад. По имеющимся экспертным оценкам, выручки некоторых почтовых ведомств, успешно разворачивающих в предвыставочный период специальную маркетинговую кампанию, достигают десятков миллионов долларов, что соответствует 20—25% суммарной годовой выручки почты от реализации новых знаков почтовой оплаты, специально ориентированных на коллекционеров.
Как и в случае с Олимпийскими играми, всемирные филателистические выставки планируются и утверждаются заранее Всемирной федерацией филателии (ФИП) со штаб-квартирой в Швейцарии. За четыре года заявки направляются в ФИП, где рассматриваются выставочной комиссией, дающей впоследствии почетный патронат этой организации.
Все всемирные выставки имеют две составляющие: собственно экспозиционную и коммерческую. В коммерческой части выставки участвуют наряду с частными торговыми фирмами национальные почтовые администрации, закупающие торговые стенды. Их стоимость, в зависимости от предполагаемого Оргкомитетом уровня посещаемости будущей экспозиции, колеблется от 1 до 5 тыс. дол., а традиционные сроки проведения подобных выставок составляют от пяти до 10 дней. Естественно, что за столь сжатые сроки следует максимально эффективно «отработать» изначально вложенные средства на организацию экспозиции и получить соответствующий доход, покрывающий все расходы по оплате и оформлению стенда. Все это предопределяет потребность в тщательной и заблаговременной разработке соответствующих выставочных коммерческих программ, когда почты — участницы проводимых экспозиций планируют и рассылают специальные рекламные выпуски филателистической продукции для ее реализации на будущей выставке.
Сложилась традиция, что те или иные экспозиции раз в 10 лет повторяются в городе их первоначального проведения. Так, повторная всемирная выставка в Праге была в 1968 г., после чего регулярно в 1978, 1988 и 1998 гг.
Из других крупнейших, традиционно проводимых всемирных фил-выставок следует отметить выставки «Филэксфранс», регулярно организуемые в Париже в 1982, 1989 и 1999 гг., в Лондоне — 1970, 1980, 1990 и 2000 гг., а также выставки в Вене, Брюсселе, Вашингтоне, Токио и ряде других городов. В России первая и пока единственная всемирная филателистическая выставка прошла в 1997 г. в Москве по случаю 850-летия основания города.
Генеральными спонсорами Всемирной филателистической выставки «Москва-97» стали Почта России и АО «Международное сотрудничество», обеспечив основной инвестиционный пакет выставочного бюджета и в соответствии с подписанными соглашениями получив эксклюзивные права на доходы. Интересно заметить, что проведение выставки планировалось и состоялось в московском Манеже. Недавний пожар в его помещении заставил вспомнить о том, что если бы эта катастрофа произошла не в 2004, а в 1997 г. во время проведения филателистической экспозиции, то сумма страховки, которую обеспечивала известная английская компания «Ллойд», составила бы около 3 млн дол., что повлекло бы за собой резкое повышение страховых ставок во всем мире, в результате чего могла бы резко подскочить конъюнктура цеп на мировые филателистические раритеты. Тем более что в Манеже тогда демонстрировались уникальные экспонаты из всемирно известных коллекций королевы Великобритании Елизаветы И и князя Монако Ренье III.
Успех всемирных филателистических выставок (в том числе чисто коммерческий) открыл новое направление — проведение региональных (континентальных) европейских и азиатских международных филателистических выставок. В Европе эта практика, введенная в конце 80-х годов XX в., рассматривается как дополнительная возможность успешно реализовать ряд филателистических и коммерческих программ, а в Азии, где демографический взрыв привел к «взрыву коллекционному», стимулировать рост регионального филателистического международного рынка, признанным центром которого с начала 90-х годов XX в. стал Гонконг. К настоящему времени проведено уже 17 международных азиатских филателистических выставок, центрами которых помимо Гонконга был Пекин и ряд столиц стран — членов АСЕАН: Бангкок, Джакарта, Сингапур, По экспертным данным, проведение подобных всемирных и региональных выставок обходится организаторам около 2—3 млн дол. каждая, а ожидаемая выручка составляет не менее 5 млн дол.
Кроме международных коммерческих выставочных программ в последней четверти XX в. широкое распространение получили тематические международные филателистические программы, у истоков которых стоит уже упоминавшаяся Межправительственная филателистическая корпорация, инициировавшая параллельные тематические выпуски ряда развивающихся стран, посвященных какому-нибудь примечательному событию мировой культурной или спортивной жизни, а также известным и популярным персоналиям.
Наиболее ярким примером может служить долгосрочная программа выпусков марок, посвященных персонажам мультипликаций У. Диснея. Этот филателистический Диснейленд ежегодно приносит инициаторам до 20 млн дол. чистой прибыли. Другой пример — программа международных выпусков марок, посвященных Элвису Пресли, Мадонне или доисторическим представителям фауны, что было связано с успешной демонстрацией американского фильма «Парк юрского периода». Как правило, такого рода выпуски рассчитаны на начинающих филателистов, и прежде всего молодежь, рассматривающих их скорее не как марки, а в качестве модных картинок-наклеек. К сожалению, это направление филателистического бизнеса наносит значительный урон развитию мировой филателии, в определенной мере подтачивает основы подлинного филателистического бизнеса.
Одним из традиционных направлений международного бизнеса современной филателии является разнообразная выставочная деятельность. Первые филателистические выставки прошли во второй половине XIX в., а с началом XX столетия они прочно вошли в культурный обиход, приобретя в дополнение еще серьезную коммерческую составляющую. Так, в 20-е годы XX в. по случаю проведения ряда крупномасштабных филателистических экспозиций в Люксембурге и Франции почтовые ведомства этих государств выпустили в продажу специальные памятные блоки — миниатюрные листки из нескольких марок, обрамленных широкими полями с памятными текстами. В самом скором времени отметился бурный рост цен на эти выпуски, что послужило сигналом для почтовых ведомств других государств последовать примеру Люксембурга и Франции. Кроме того, учитывая мощный приток посетителей-филателистов на специально организуемые для них экспозиции, почта и различные филателистические фирмы стали придумывать новые виды продаж. В обиход широко вошли разного рода филателистические выставочные сувениры: памятные гашения на специальных конвертах и почтовых карточках, специальные издания, альбомы и т.п. В итоге крупные филателистические выставки стали одним из главных элементов стабильного филателистического бизнеса, а с введением международных и всемирных филателистических выставок — и объектом серьезного бизнеса.
Практика организации и проведения всемирных филателистических выставок берет начало из послевоенной Европы, когда после колоссального успеха нескольких международных филателистических выставок в 1962 г. было решено провести первую всемирную — «Прага-62» — в столице Чехословакии. Это послужило прекрасным поводом для национальной почты страны осуществить многомарочную эмиссионную программу. В расчете на огромное внимание почта осуществила выпуск выставочных марок не только в их традиционном исполнении, но и в специальном — в виде малых листов, беззубцовых вариантов с гашением памятными штемпелями и т.д., предназначенными в основном для удовлетворения спроса широкого круга коллекционеров. Успех этой первой всемирной выставки превзошел все ожидания, и начиная со следующего года, ряд европейских, азиатских и американских городов стали претендовать на право проведения подобных экспозиций.
Почтовые ведомства, официально участвующие в подобных мероприятиях, наладили массовый выпуск сопутствующей сувенирной продукции. Такая практика во многом определила повышенный спрос к разного рода нефилателистическим сувенирам с выставочной символикой, распродаваемой столь же успешно, как и сувениры с олимпийской символикой в предолимпийский период и в дни проведения игр летних и зимних Олимпиад. По имеющимся экспертным оценкам, выручки некоторых почтовых ведомств, успешно разворачивающих в предвыставочный период специальную маркетинговую кампанию, достигают десятков миллионов долларов, что соответствует 20—25% суммарной годовой выручки почты от реализации новых знаков почтовой оплаты, специально ориентированных на коллекционеров.
Как и в случае с Олимпийскими играми, всемирные филателистические выставки планируются и утверждаются заранее Всемирной федерацией филателии (ФИП) со штаб-квартирой в Швейцарии. За четыре года заявки направляются в ФИП, где рассматриваются выставочной комиссией, дающей впоследствии почетный патронат этой организации.
Все всемирные выставки имеют две составляющие: собственно экспозиционную и коммерческую. В коммерческой части выставки участвуют наряду с частными торговыми фирмами национальные почтовые администрации, закупающие торговые стенды. Их стоимость, в зависимости от предполагаемого Оргкомитетом уровня посещаемости будущей экспозиции, колеблется от 1 до 5 тыс. дол., а традиционные сроки проведения подобных выставок составляют от пяти до 10 дней. Естественно, что за столь сжатые сроки следует максимально эффективно «отработать» изначально вложенные средства на организацию экспозиции и получить соответствующий доход, покрывающий все расходы по оплате и оформлению стенда. Все это предопределяет потребность в тщательной и заблаговременной разработке соответствующих выставочных коммерческих программ, когда почты — участницы проводимых экспозиций планируют и рассылают специальные рекламные выпуски филателистической продукции для ее реализации на будущей выставке.
Сложилась традиция, что те или иные экспозиции раз в 10 лет повторяются в городе их первоначального проведения. Так, повторная всемирная выставка в Праге была в 1968 г., после чего регулярно в 1978, 1988 и 1998 гг.
Из других крупнейших, традиционно проводимых всемирных фил-выставок следует отметить выставки «Филэксфранс», регулярно организуемые в Париже в 1982, 1989 и 1999 гг., в Лондоне — 1970, 1980, 1990 и 2000 гг., а также выставки в Вене, Брюсселе, Вашингтоне, Токио и ряде других городов. В России первая и пока единственная всемирная филателистическая выставка прошла в 1997 г. в Москве по случаю 850-летия основания города.
Генеральными спонсорами Всемирной филателистической выставки «Москва-97» стали Почта России и АО «Международное сотрудничество», обеспечив основной инвестиционный пакет выставочного бюджета и в соответствии с подписанными соглашениями получив эксклюзивные права на доходы. Интересно заметить, что проведение выставки планировалось и состоялось в московском Манеже. Недавний пожар в его помещении заставил вспомнить о том, что если бы эта катастрофа произошла не в 2004, а в 1997 г. во время проведения филателистической экспозиции, то сумма страховки, которую обеспечивала известная английская компания «Ллойд», составила бы около 3 млн дол., что повлекло бы за собой резкое повышение страховых ставок во всем мире, в результате чего могла бы резко подскочить конъюнктура цеп на мировые филателистические раритеты. Тем более что в Манеже тогда демонстрировались уникальные экспонаты из всемирно известных коллекций королевы Великобритании Елизаветы И и князя Монако Ренье III.
Успех всемирных филателистических выставок (в том числе чисто коммерческий) открыл новое направление — проведение региональных (континентальных) европейских и азиатских международных филателистических выставок. В Европе эта практика, введенная в конце 80-х годов XX в., рассматривается как дополнительная возможность успешно реализовать ряд филателистических и коммерческих программ, а в Азии, где демографический взрыв привел к «взрыву коллекционному», стимулировать рост регионального филателистического международного рынка, признанным центром которого с начала 90-х годов XX в. стал Гонконг. К настоящему времени проведено уже 17 международных азиатских филателистических выставок, центрами которых помимо Гонконга был Пекин и ряд столиц стран — членов АСЕАН: Бангкок, Джакарта, Сингапур, По экспертным данным, проведение подобных всемирных и региональных выставок обходится организаторам около 2—3 млн дол. каждая, а ожидаемая выручка составляет не менее 5 млн дол.
Кроме международных коммерческих выставочных программ в последней четверти XX в. широкое распространение получили тематические международные филателистические программы, у истоков которых стоит уже упоминавшаяся Межправительственная филателистическая корпорация, инициировавшая параллельные тематические выпуски ряда развивающихся стран, посвященных какому-нибудь примечательному событию мировой культурной или спортивной жизни, а также известным и популярным персоналиям.
Наиболее ярким примером может служить долгосрочная программа выпусков марок, посвященных персонажам мультипликаций У. Диснея. Этот филателистический Диснейленд ежегодно приносит инициаторам до 20 млн дол. чистой прибыли. Другой пример — программа международных выпусков марок, посвященных Элвису Пресли, Мадонне или доисторическим представителям фауны, что было связано с успешной демонстрацией американского фильма «Парк юрского периода». Как правило, такого рода выпуски рассчитаны на начинающих филателистов, и прежде всего молодежь, рассматривающих их скорее не как марки, а в качестве модных картинок-наклеек. К сожалению, это направление филателистического бизнеса наносит значительный урон развитию мировой филателии, в определенной мере подтачивает основы подлинного филателистического бизнеса.