34.2. Международные филателистические программы и выставки

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Одним из традиционных направлений международного бизнеса современной филателии является разнообразная выставочная деятельность. Первые филателистические выставки прошли во второй половине XIX в., а с началом XX столетия они прочно вошли в культурный обиход, приоб­ретя в дополнение еще серьезную коммерческую составляющую. Так, в 20-е годы XX в. по случаю проведения ряда крупномасштабных филате­листических экспозиций в Люксембурге и Франции почтовые ведомства этих государств выпустили в продажу специальные памятные блоки — миниатюрные листки из нескольких марок, обрамленных широкими полями с памятными текстами. В самом скором времени отметился бур­ный рост цен на эти выпуски, что послужило сигналом для почтовых ве­домств других государств последовать примеру Люксембурга и Франции. Кроме того, учитывая мощный приток посетителей-филателистов на спе­циально организуемые для них экспозиции, почта и различные филатели­стические фирмы стали придумывать новые виды продаж. В обиход широко вошли разного рода филателистические выставочные сувениры: памят­ные гашения на специальных конвертах и почтовых карточках, специаль­ные издания, альбомы и т.п. В итоге крупные филателистические выставки стали одним из главных элементов стабильного филателистического биз­неса, а с введением международных и всемирных филателистических выставок — и объектом серьезного бизнеса.

Практика организации и проведения всемирных филателистических выставок берет начало из послевоенной Европы, когда после колоссаль­ного успеха нескольких международных филателистических выставок в 1962 г. было решено провести первую всемирную — «Прага-62» — в сто­лице Чехословакии. Это послужило прекрасным поводом для националь­ной почты страны осуществить многомарочную эмиссионную программу. В расчете на огромное внимание почта осуществила выпуск выставочных марок не только в их традиционном исполнении, но и в специальном — в виде малых листов, беззубцовых вариантов с гашением памятными штем­пелями и т.д., предназначенными в основном для удовлетворения спроса широкого круга коллекционеров. Успех этой первой всемирной выставки превзошел все ожидания, и начиная со следующего года, ряд европейских, азиатских и американских городов стали претендовать на право проведе­ния подобных экспозиций.

Почтовые ведомства, официально участвующие в подобных меро­приятиях, наладили массовый выпуск сопутствующей сувенирной продук­ции. Такая практика во многом определила повышенный спрос к разного рода нефилателистическим сувенирам с выставочной символикой, распро­даваемой столь же успешно, как и сувениры с олимпийской символикой в предолимпийский период и в дни проведения игр летних и зимних Олим­пиад. По имеющимся экспертным оценкам, выручки некоторых почтовых ведомств, успешно разворачивающих в предвыставочный период специ­альную маркетинговую кампанию, достигают десятков миллионов долла­ров, что соответствует 20—25% суммарной годовой выручки почты от реализации новых знаков почтовой оплаты, специально ориентированных на коллекционеров.

Как и в случае с Олимпийскими играми, всемирные филателистиче­ские выставки планируются и утверждаются заранее Всемирной федера­цией филателии (ФИП) со штаб-квартирой в Швейцарии. За четыре года заявки направляются в ФИП, где рассматриваются выставочной комиссией, дающей впоследствии почетный патронат этой организации.

Все всемирные выставки имеют две составляющие: собственно экс­позиционную и коммерческую. В коммерческой части выставки участвуют наряду с частными торговыми фирмами национальные почтовые администрации, закупающие торговые стенды. Их стоимость, в зависимо­сти от предполагаемого Оргкомитетом уровня посещаемости будущей экспозиции, колеблется от 1 до 5 тыс. дол., а традиционные сроки прове­дения подобных выставок составляют от пяти до 10 дней. Естественно, что за столь сжатые сроки следует максимально эффективно «отработать» изначально вложенные средства на организацию экспозиции и получить соответствующий доход, покрывающий все расходы по оплате и оформ­лению стенда. Все это предопределяет потребность в тщательной и забла­говременной разработке соответствующих выставочных коммерческих программ, когда почты — участницы проводимых экспозиций планируют и рассылают специальные рекламные выпуски филателистической про­дукции для ее реализации на будущей выставке.

Сложилась традиция, что те или иные экспозиции раз в 10 лет повто­ряются в городе их первоначального проведения. Так, повторная всемир­ная выставка в Праге была в 1968 г., после чего регулярно в 1978, 1988 и 1998 гг.

Из других крупнейших, традиционно проводимых всемирных фил-выставок следует отметить выставки «Филэксфранс», регулярно органи­зуемые в Париже в 1982, 1989 и 1999 гг., в Лондоне — 1970, 1980, 1990 и 2000 гг., а также выставки в Вене, Брюсселе, Вашингтоне, Токио и ряде других городов. В России первая и пока единственная всемирная филателистическая выставка прошла в 1997 г. в Москве по случаю 850-ле­тия основания города.

Генеральными спонсорами Всемирной филателистической выставки «Москва-97» стали Почта России и АО «Международное сотрудничество», обеспечив основной инвестиционный пакет выставочного бюджета и в соответствии с подписанными соглашениями получив эксклюзивные права на доходы. Интересно заметить, что проведение выставки планировалось и состоялось в московском Манеже. Недавний пожар в его помещении заставил вспомнить о том, что если бы эта катастрофа произошла не в 2004, а в 1997 г. во время проведения филателистической экспозиции, то сумма страховки, которую обеспечивала известная английская компания «Ллойд», составила бы около 3 млн дол., что повлекло бы за собой резкое повышение страховых ставок во всем мире, в результате чего могла бы резко подскочить конъюнктура цеп на мировые филателистические рари­теты. Тем более что в Манеже тогда демонстрировались уникальные экс­понаты из всемирно известных коллекций королевы Великобритании Ели­заветы И и князя Монако Ренье III.

Успех всемирных филателистических выставок (в том числе чисто коммерческий) открыл новое направление — проведение региональных (континентальных) европейских и азиатских международных филателис­тических выставок. В Европе эта практика, введенная в конце 80-х годов XX в., рассматривается как дополнительная возможность успешно реали­зовать ряд филателистических и коммерческих программ, а в Азии, где демографический взрыв привел к «взрыву коллекционному», стимулиро­вать рост регионального филателистического международного рынка, признанным центром которого с начала 90-х годов XX в. стал Гонконг. К настоящему времени проведено уже 17 международных азиатских филателистических выставок, центрами которых помимо Гонконга был Пекин и ряд столиц стран — членов АСЕАН: Бангкок, Джакарта, Сингапур, По экспертным данным, проведение подобных всемирных и региональ­ных выставок обходится организаторам около 2—3 млн дол. каждая, а ожи­даемая выручка составляет не менее 5 млн дол.

Кроме международных коммерческих выставочных программ в по­следней четверти XX в. широкое распространение получили тематические международные филателистические программы, у истоков которых стоит уже упоминавшаяся Межправительственная филателистическая корпора­ция, инициировавшая параллельные тематические выпуски ряда развива­ющихся стран, посвященных какому-нибудь примечательному событию мировой культурной или спортивной жизни, а также известным и попу­лярным персоналиям.

Наиболее ярким примером может служить долгосрочная программа выпусков марок, посвященных персонажам мультипликаций У. Диснея. Этот филателистический Диснейленд ежегодно приносит инициаторам до 20 млн дол. чистой прибыли. Другой пример — программа международ­ных выпусков марок, посвященных Элвису Пресли, Мадонне или доисто­рическим представителям фауны, что было связано с успешной демонст­рацией американского фильма «Парк юрского периода». Как правило, такого рода выпуски рассчитаны на начинающих филателистов, и прежде всего молодежь, рассматривающих их скорее не как марки, а в качестве модных картинок-наклеек. К сожалению, это направление филателисти­ческого бизнеса наносит значительный урон развитию мировой филате­лии, в определенной мере подтачивает основы подлинного филателисти­ческого бизнеса.

Одним из традиционных направлений международного бизнеса современной филателии является разнообразная выставочная деятельность. Первые филателистические выставки прошли во второй половине XIX в., а с началом XX столетия они прочно вошли в культурный обиход, приоб­ретя в дополнение еще серьезную коммерческую составляющую. Так, в 20-е годы XX в. по случаю проведения ряда крупномасштабных филате­листических экспозиций в Люксембурге и Франции почтовые ведомства этих государств выпустили в продажу специальные памятные блоки — миниатюрные листки из нескольких марок, обрамленных широкими полями с памятными текстами. В самом скором времени отметился бур­ный рост цен на эти выпуски, что послужило сигналом для почтовых ве­домств других государств последовать примеру Люксембурга и Франции. Кроме того, учитывая мощный приток посетителей-филателистов на спе­циально организуемые для них экспозиции, почта и различные филатели­стические фирмы стали придумывать новые виды продаж. В обиход широко вошли разного рода филателистические выставочные сувениры: памят­ные гашения на специальных конвертах и почтовых карточках, специаль­ные издания, альбомы и т.п. В итоге крупные филателистические выставки стали одним из главных элементов стабильного филателистического биз­неса, а с введением международных и всемирных филателистических выставок — и объектом серьезного бизнеса.

Практика организации и проведения всемирных филателистических выставок берет начало из послевоенной Европы, когда после колоссаль­ного успеха нескольких международных филателистических выставок в 1962 г. было решено провести первую всемирную — «Прага-62» — в сто­лице Чехословакии. Это послужило прекрасным поводом для националь­ной почты страны осуществить многомарочную эмиссионную программу. В расчете на огромное внимание почта осуществила выпуск выставочных марок не только в их традиционном исполнении, но и в специальном — в виде малых листов, беззубцовых вариантов с гашением памятными штем­пелями и т.д., предназначенными в основном для удовлетворения спроса широкого круга коллекционеров. Успех этой первой всемирной выставки превзошел все ожидания, и начиная со следующего года, ряд европейских, азиатских и американских городов стали претендовать на право проведе­ния подобных экспозиций.

Почтовые ведомства, официально участвующие в подобных меро­приятиях, наладили массовый выпуск сопутствующей сувенирной продук­ции. Такая практика во многом определила повышенный спрос к разного рода нефилателистическим сувенирам с выставочной символикой, распро­даваемой столь же успешно, как и сувениры с олимпийской символикой в предолимпийский период и в дни проведения игр летних и зимних Олим­пиад. По имеющимся экспертным оценкам, выручки некоторых почтовых ведомств, успешно разворачивающих в предвыставочный период специ­альную маркетинговую кампанию, достигают десятков миллионов долла­ров, что соответствует 20—25% суммарной годовой выручки почты от реализации новых знаков почтовой оплаты, специально ориентированных на коллекционеров.

Как и в случае с Олимпийскими играми, всемирные филателистиче­ские выставки планируются и утверждаются заранее Всемирной федера­цией филателии (ФИП) со штаб-квартирой в Швейцарии. За четыре года заявки направляются в ФИП, где рассматриваются выставочной комиссией, дающей впоследствии почетный патронат этой организации.

Все всемирные выставки имеют две составляющие: собственно экс­позиционную и коммерческую. В коммерческой части выставки участвуют наряду с частными торговыми фирмами национальные почтовые администрации, закупающие торговые стенды. Их стоимость, в зависимо­сти от предполагаемого Оргкомитетом уровня посещаемости будущей экспозиции, колеблется от 1 до 5 тыс. дол., а традиционные сроки прове­дения подобных выставок составляют от пяти до 10 дней. Естественно, что за столь сжатые сроки следует максимально эффективно «отработать» изначально вложенные средства на организацию экспозиции и получить соответствующий доход, покрывающий все расходы по оплате и оформ­лению стенда. Все это предопределяет потребность в тщательной и забла­говременной разработке соответствующих выставочных коммерческих программ, когда почты — участницы проводимых экспозиций планируют и рассылают специальные рекламные выпуски филателистической про­дукции для ее реализации на будущей выставке.

Сложилась традиция, что те или иные экспозиции раз в 10 лет повто­ряются в городе их первоначального проведения. Так, повторная всемир­ная выставка в Праге была в 1968 г., после чего регулярно в 1978, 1988 и 1998 гг.

Из других крупнейших, традиционно проводимых всемирных фил-выставок следует отметить выставки «Филэксфранс», регулярно органи­зуемые в Париже в 1982, 1989 и 1999 гг., в Лондоне — 1970, 1980, 1990 и 2000 гг., а также выставки в Вене, Брюсселе, Вашингтоне, Токио и ряде других городов. В России первая и пока единственная всемирная филателистическая выставка прошла в 1997 г. в Москве по случаю 850-ле­тия основания города.

Генеральными спонсорами Всемирной филателистической выставки «Москва-97» стали Почта России и АО «Международное сотрудничество», обеспечив основной инвестиционный пакет выставочного бюджета и в соответствии с подписанными соглашениями получив эксклюзивные права на доходы. Интересно заметить, что проведение выставки планировалось и состоялось в московском Манеже. Недавний пожар в его помещении заставил вспомнить о том, что если бы эта катастрофа произошла не в 2004, а в 1997 г. во время проведения филателистической экспозиции, то сумма страховки, которую обеспечивала известная английская компания «Ллойд», составила бы около 3 млн дол., что повлекло бы за собой резкое повышение страховых ставок во всем мире, в результате чего могла бы резко подскочить конъюнктура цеп на мировые филателистические рари­теты. Тем более что в Манеже тогда демонстрировались уникальные экс­понаты из всемирно известных коллекций королевы Великобритании Ели­заветы И и князя Монако Ренье III.

Успех всемирных филателистических выставок (в том числе чисто коммерческий) открыл новое направление — проведение региональных (континентальных) европейских и азиатских международных филателис­тических выставок. В Европе эта практика, введенная в конце 80-х годов XX в., рассматривается как дополнительная возможность успешно реали­зовать ряд филателистических и коммерческих программ, а в Азии, где демографический взрыв привел к «взрыву коллекционному», стимулиро­вать рост регионального филателистического международного рынка, признанным центром которого с начала 90-х годов XX в. стал Гонконг. К настоящему времени проведено уже 17 международных азиатских филателистических выставок, центрами которых помимо Гонконга был Пекин и ряд столиц стран — членов АСЕАН: Бангкок, Джакарта, Сингапур, По экспертным данным, проведение подобных всемирных и региональ­ных выставок обходится организаторам около 2—3 млн дол. каждая, а ожи­даемая выручка составляет не менее 5 млн дол.

Кроме международных коммерческих выставочных программ в по­следней четверти XX в. широкое распространение получили тематические международные филателистические программы, у истоков которых стоит уже упоминавшаяся Межправительственная филателистическая корпора­ция, инициировавшая параллельные тематические выпуски ряда развива­ющихся стран, посвященных какому-нибудь примечательному событию мировой культурной или спортивной жизни, а также известным и попу­лярным персоналиям.

Наиболее ярким примером может служить долгосрочная программа выпусков марок, посвященных персонажам мультипликаций У. Диснея. Этот филателистический Диснейленд ежегодно приносит инициаторам до 20 млн дол. чистой прибыли. Другой пример — программа международ­ных выпусков марок, посвященных Элвису Пресли, Мадонне или доисто­рическим представителям фауны, что было связано с успешной демонст­рацией американского фильма «Парк юрского периода». Как правило, такого рода выпуски рассчитаны на начинающих филателистов, и прежде всего молодежь, рассматривающих их скорее не как марки, а в качестве модных картинок-наклеек. К сожалению, это направление филателисти­ческого бизнеса наносит значительный урон развитию мировой филате­лии, в определенной мере подтачивает основы подлинного филателисти­ческого бизнеса.