17.7. Организационная структура
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Характер ресурсопотребления, технологические особенности, прежде всего высокая капиталоемкость и многостадийность производства, определили олигополистическую организационную структуру химической промышленности. Главенствующую роль играют крупные компании, на долю которых приходится 3—5% общего количества химических фирм и 60—70% производимой в мире продукции. Средние компании, удельный вес которых колеблется в пределах 20—-25%, производят 15—20% продукции отрасли. Мелкие фирмы с числом занятых менее 50 человек, составляющие 75—80% от общего числа, вырабатывают около 10% объема химической продукции.
Основной организационной формой крупных химических компаний является диверсифицированный межотраслевой концерн, который наряду с комплексом химических производств, образующих его ядро, включает ряд смежных или даже относящихся к другим отраслям предприятий. Обычно доля химической продукции в общем выпуске продукции колеблется от 20 до 90%. У нефтяных концернов, вырабатывающих первичные нефтехимикаты как сопутствующую продукцию, доля последних ниже 8—20%. Выпуская широкую номенклатуру химических продуктов, концерны, как правило, специализируются на нескольких профилирующих группах химикатов, удельный вес каждой из которых колеблется в пределах 15—30% общего оборота.
Средние и мелкие химические компании, оставаясь юридически самостоятельными в отношении сбыта продукции, закупок сырья, приобретения патентов и ноу-хау, следуют в русле политики крупных концернов, ведущих операции в международных масштабах и руководствующихся в своей деятельности задачами глобальной стратегии. Количество средних и мелких фирм, находящихся в сфере деятельности крупных концернов, порой исчисляются тысячами. Например, с концерном «Дюпон» (США) поддерживают деловую связь 60 тыс. средних и мелких фирм, с концерном «Байер» (Германия) — 40 тыс. Многие из них находятся вне стран базирования фирм-патронов.
Особенно активно международное сотрудничество концернов с мелкими инновационными компаниями, занимающимися фундаментальными исследованиями с высоким производственным потенциалом и заинтересованными в последующей передаче их результатов в прикладной сектор. Такой подход позволяет концернам одновременно проводить несколько инновационных программ, сочетая преимущества крупных финансовых возможностей, мощной производственной базы, налаженной системы информационного, сбытового и послепродажного сервиса с достоинствами мелкого бизнеса: высокой динамичностью, ориентацией на радикальные новации, личной материальной заинтересованностью в конечном результате.
Характер ресурсопотребления, технологические особенности, прежде всего высокая капиталоемкость и многостадийность производства, определили олигополистическую организационную структуру химической промышленности. Главенствующую роль играют крупные компании, на долю которых приходится 3—5% общего количества химических фирм и 60—70% производимой в мире продукции. Средние компании, удельный вес которых колеблется в пределах 20—-25%, производят 15—20% продукции отрасли. Мелкие фирмы с числом занятых менее 50 человек, составляющие 75—80% от общего числа, вырабатывают около 10% объема химической продукции.
Основной организационной формой крупных химических компаний является диверсифицированный межотраслевой концерн, который наряду с комплексом химических производств, образующих его ядро, включает ряд смежных или даже относящихся к другим отраслям предприятий. Обычно доля химической продукции в общем выпуске продукции колеблется от 20 до 90%. У нефтяных концернов, вырабатывающих первичные нефтехимикаты как сопутствующую продукцию, доля последних ниже 8—20%. Выпуская широкую номенклатуру химических продуктов, концерны, как правило, специализируются на нескольких профилирующих группах химикатов, удельный вес каждой из которых колеблется в пределах 15—30% общего оборота.
Средние и мелкие химические компании, оставаясь юридически самостоятельными в отношении сбыта продукции, закупок сырья, приобретения патентов и ноу-хау, следуют в русле политики крупных концернов, ведущих операции в международных масштабах и руководствующихся в своей деятельности задачами глобальной стратегии. Количество средних и мелких фирм, находящихся в сфере деятельности крупных концернов, порой исчисляются тысячами. Например, с концерном «Дюпон» (США) поддерживают деловую связь 60 тыс. средних и мелких фирм, с концерном «Байер» (Германия) — 40 тыс. Многие из них находятся вне стран базирования фирм-патронов.
Особенно активно международное сотрудничество концернов с мелкими инновационными компаниями, занимающимися фундаментальными исследованиями с высоким производственным потенциалом и заинтересованными в последующей передаче их результатов в прикладной сектор. Такой подход позволяет концернам одновременно проводить несколько инновационных программ, сочетая преимущества крупных финансовых возможностей, мощной производственной базы, налаженной системы информационного, сбытового и послепродажного сервиса с достоинствами мелкого бизнеса: высокой динамичностью, ориентацией на радикальные новации, личной материальной заинтересованностью в конечном результате.