3.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Начиная с 80-х годов XX в. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание международного бизнеса как зона динамичного экономического роста. Существенным фактором развития экономической интеграции в регионе становятся усиливающиеся настрое­ния в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В АТР сложился «азиатский четырехугольник»: Япония — Китай —- новые индустриальные страны (НИС) — Ассоциация государств Юго-Восточ­ной Азии (АСЕАН).

АСЕАН — международное интеграционное объединение, образован­ное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Син­гапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьет­нам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. АСЕАН — одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная числен­ность населения которого насчитывает около 500 млн человек, а совокуп­ный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн дол.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабиль­ности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политиче­ских и экономических центров миогополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономи­ческой инфраструктуры, формирование специальной структуры управле­ния внешнеэкономической деятельностью.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и прави­тельств, руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного совещания. В Джакарте (Индонезия) функционирует постоянный Секретариат во главе с генеральным секретарем. В АСЕАН имеется 11 специализированных коми­тетов. Всего в рамках Ассоциации ежегодно проводится свыше 300 различных совещаний и мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. К настоящему времени разработан механизм возможного присоединения к Договору об АСЕАН других внерегиональ.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на эконо­мическую интеграцию и либерализацию в регионе на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества. В соответствии с долгосрочной программой развития АСЕАН, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих поли­тиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается дости­жение уровня интеграции в АСЕАН более высокой, чем в Европейском Союзе, т.е. полное объединение государственной банковской сферы, воору­женных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и других органов управления.

За время своего существования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация, однако в экономическом плане, несмотря на заявленные приоритеты, результаты интеграционного процесса весьма скромные. Распространение торговых преференций на торговлю внутри АСЕАН, о чем договаривались ранее, в общем явилось лишь декларацией о намерениях и почти не отразилось на торговых потоках между странами. Доля АСЕАН во всем объеме внешней торговли стран-членов не претерпе­вает существенного изменения. Значительная часть внешней торговли приходится на страны, расположенные вне АСЕАН,— США, Японию и др. Парадокс заключается в том, что, несмотря на существование Ассоциа­ции, ряда деклараций за развитие сотрудничества, страны — члены АСЕАН развивались в основном самостоятельно и взаимодополняемости их эко­номик не наблюдалось.

Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необхо­димыми сырьевыми и трудовыми ресурсами при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Вос­точной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов эко­номического развития, например, за счет региональной интеграции в рам­ках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое единое экономическое пространство для плодотворного между­народного бизнеса.

Начиная с 80-х годов XX в. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание международного бизнеса как зона динамичного экономического роста. Существенным фактором развития экономической интеграции в регионе становятся усиливающиеся настрое­ния в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В АТР сложился «азиатский четырехугольник»: Япония — Китай —- новые индустриальные страны (НИС) — Ассоциация государств Юго-Восточ­ной Азии (АСЕАН).

АСЕАН — международное интеграционное объединение, образован­ное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Син­гапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьет­нам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. АСЕАН — одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная числен­ность населения которого насчитывает около 500 млн человек, а совокуп­ный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн дол.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабиль­ности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политиче­ских и экономических центров миогополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономи­ческой инфраструктуры, формирование специальной структуры управле­ния внешнеэкономической деятельностью.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и прави­тельств, руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного совещания. В Джакарте (Индонезия) функционирует постоянный Секретариат во главе с генеральным секретарем. В АСЕАН имеется 11 специализированных коми­тетов. Всего в рамках Ассоциации ежегодно проводится свыше 300 различных совещаний и мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. К настоящему времени разработан механизм возможного присоединения к Договору об АСЕАН других внерегиональ.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на эконо­мическую интеграцию и либерализацию в регионе на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества. В соответствии с долгосрочной программой развития АСЕАН, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих поли­тиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается дости­жение уровня интеграции в АСЕАН более высокой, чем в Европейском Союзе, т.е. полное объединение государственной банковской сферы, воору­женных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и других органов управления.

За время своего существования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация, однако в экономическом плане, несмотря на заявленные приоритеты, результаты интеграционного процесса весьма скромные. Распространение торговых преференций на торговлю внутри АСЕАН, о чем договаривались ранее, в общем явилось лишь декларацией о намерениях и почти не отразилось на торговых потоках между странами. Доля АСЕАН во всем объеме внешней торговли стран-членов не претерпе­вает существенного изменения. Значительная часть внешней торговли приходится на страны, расположенные вне АСЕАН,— США, Японию и др. Парадокс заключается в том, что, несмотря на существование Ассоциа­ции, ряда деклараций за развитие сотрудничества, страны — члены АСЕАН развивались в основном самостоятельно и взаимодополняемости их эко­номик не наблюдалось.

Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необхо­димыми сырьевыми и трудовыми ресурсами при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Вос­точной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов эко­номического развития, например, за счет региональной интеграции в рам­ках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое единое экономическое пространство для плодотворного между­народного бизнеса.