9.1. Национальные инновационные системы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

За последние 50 лет экономическая теория прошла сложный путь от описания предпринимателя, фирмы и государства как отдельных элемен­тов инновационного процесса к их пониманию как взаимосвязанных звеньев сложной системы. В то же время развивалось понимание того, что наука как один из источников нововведений не является замкнутой, изо­лированной университетами и научными центрами системой, а органи­чески встроена в экономические процессы, происходящие в рамках нацио­нальных государств, в отраслях хозяйства, в крупных корпорациях и в мелких компаниях. Эти подходы привели к формированию концепции национальных инновационных систем (НИС).

НИС — это совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих научные исследования, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции (крупные и мелкие наукоемкие компании, государственные научные центры и регио­нальные технопарки, бесприбыльные научные организации и фонды), а также управление и финансирование инновационной деятельности. Не менее важная часть НИС — институциональная среда, т.е. совокуп­ность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, методы и интенсивность взаимодействия всех субъектов рынка, занятых инновационной деятельностью, с другими сегмен­тами национальной экономики.

В рамках НИС указанные элементы могут комбинироваться в любом порядке в зависимости от конкретных целей и задач новаторов. Главное в том, что они обеспечивают постоянное и непрерывное зарождение и реа­лизацию радикальных нововведений, которые, «созидательно разрушая»

старые производственные структуры, создают основу устойчивого инно­вационного роста.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора состоит в создании техно­логий на основе собственных исследований и разработок и в рыночном освоении инноваций, роль государства — в содействии производству фун­даментального знания (в университетах) и комплекса технологий страте­гического (военного) характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятель­ности частных компаний.

В рамках этой общей модели формируются национальные особенно­сти НИС. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении указанных функций, в относительной роли крупного и мелкого бизнеса, в соотношении фундаментальных, приклад­ных исследований и разработок (ИР), в динамике развития и отраслевой структуре инновационной деятельности. Успешное функционирование НИС требует не только сильной науки и образования, но и эффективного взаимодействия государства и частного сектора как основных «игроков» на инновационном поле. Выделение государством в качестве приоритета развития образования, науки и технологий, создание благоприятных инсти­туциональных условий для роста расходов на науку и повышения науко­емкое™ ВВП, генерации и распространения в экономике новых знаний — важнейший фактор сбалансированного развития всех элементов НИС. Реализация новых форм научной и инновационной политики в последние десятилетия XX в. подняла траекторию экономического роста лидеров мировой экономики, позволила многим странам, вчерашним аутсайдерам научно-технического развития, интегрироваться в мировую экономику, повысить конкурентоспособность хозяйства и жизненный уровень насе­ления. Из данных табл. 9.1 следует, что наиболее развитые страны (США, Япония, Германия) характеризуются высокими показателями науко-емкоепт и одновременно высокой долей компаний частного сектора в национальных затратах на ИР. Эти показатели свидетельствуют о зрелости и сбалансированности национальных инновационных систем.

 

За последние 50 лет экономическая теория прошла сложный путь от описания предпринимателя, фирмы и государства как отдельных элемен­тов инновационного процесса к их пониманию как взаимосвязанных звеньев сложной системы. В то же время развивалось понимание того, что наука как один из источников нововведений не является замкнутой, изо­лированной университетами и научными центрами системой, а органи­чески встроена в экономические процессы, происходящие в рамках нацио­нальных государств, в отраслях хозяйства, в крупных корпорациях и в мелких компаниях. Эти подходы привели к формированию концепции национальных инновационных систем (НИС).

НИС — это совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих научные исследования, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции (крупные и мелкие наукоемкие компании, государственные научные центры и регио­нальные технопарки, бесприбыльные научные организации и фонды), а также управление и финансирование инновационной деятельности. Не менее важная часть НИС — институциональная среда, т.е. совокуп­ность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, методы и интенсивность взаимодействия всех субъектов рынка, занятых инновационной деятельностью, с другими сегмен­тами национальной экономики.

В рамках НИС указанные элементы могут комбинироваться в любом порядке в зависимости от конкретных целей и задач новаторов. Главное в том, что они обеспечивают постоянное и непрерывное зарождение и реа­лизацию радикальных нововведений, которые, «созидательно разрушая»

старые производственные структуры, создают основу устойчивого инно­вационного роста.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора состоит в создании техно­логий на основе собственных исследований и разработок и в рыночном освоении инноваций, роль государства — в содействии производству фун­даментального знания (в университетах) и комплекса технологий страте­гического (военного) характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятель­ности частных компаний.

В рамках этой общей модели формируются национальные особенно­сти НИС. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении указанных функций, в относительной роли крупного и мелкого бизнеса, в соотношении фундаментальных, приклад­ных исследований и разработок (ИР), в динамике развития и отраслевой структуре инновационной деятельности. Успешное функционирование НИС требует не только сильной науки и образования, но и эффективного взаимодействия государства и частного сектора как основных «игроков» на инновационном поле. Выделение государством в качестве приоритета развития образования, науки и технологий, создание благоприятных инсти­туциональных условий для роста расходов на науку и повышения науко­емкое™ ВВП, генерации и распространения в экономике новых знаний — важнейший фактор сбалансированного развития всех элементов НИС. Реализация новых форм научной и инновационной политики в последние десятилетия XX в. подняла траекторию экономического роста лидеров мировой экономики, позволила многим странам, вчерашним аутсайдерам научно-технического развития, интегрироваться в мировую экономику, повысить конкурентоспособность хозяйства и жизненный уровень насе­ления. Из данных табл. 9.1 следует, что наиболее развитые страны (США, Япония, Германия) характеризуются высокими показателями науко-емкоепт и одновременно высокой долей компаний частного сектора в национальных затратах на ИР. Эти показатели свидетельствуют о зрелости и сбалансированности национальных инновационных систем.