5.2. Формы партнерства государства и международного бизнеса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

В экономической литературе существует достаточно много класси­фикаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйствен­ной сфере (табл. 5.1). В качестве критериев отнесения к той или иной струк­турной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проек­тах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.

Контракты на оказание от имени правительства услуг в сфере соци­альной или производственной инфраструктуры предполагают получение зарубежной частной компанией как партнером государства компенсации в виде доли дохода, прибыли или платежей. При этом компания, заключа­ющая контракт, не несет рисков финансирования, поскольку стоимость контракта выплачивается государством. Но в то же время риск низких дохо­дов может возникать.

Характерной особенностью государственных контрактов является их административная форма, а также то, что права собственности на предмет контрактных отношений не передаются государством зарубежному предпринимателю. Вся деятельность в рамках контракта (строительство, закупка материалов и т.д.) осуществляется на средства государства и рег­ламентируется условиями контрактного договора, сметами расходов и дру­гими документами. Подрядчик государства не имеет права произвольного распоряжения полученными из бюджета средствами. Соответственно с этим все риски несет государство.

В настоящее время контрактная форма партнерских отношений государ­ства и бизнеса имеет очень широкое распространение в мире. Так, в США федеральное правительство размещает ежегодно от 13 до 15 млн контрак­тов на все виды товаров и услуг военного и гражданского назначения.

Аренда государственной собственности предполагает передачу на определенных условиях зарубежной компании государственного или муни­ципального имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во времен­ное пользование за определенную плату на основе арендного договора.

Лизинг — форма, близкая к аренде, российское законодательство трак­тует как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридиче­ским лицам за определенную плату, на определенный срок и на опреде­ленных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. В Федеральном законе от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» дается более корректное определение лизинга как системы отношений: «лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора ли­зинга, в том числе приобретением предмета лизинга». Лизингополучатель имеет право выкупа имущества, передаваемого ему в рамках договора лизинга.

Соглашения о разделе продукции (СРП) являются самостоятельной формой партнерских отношений государства и частного сектора, близкой, но не относящейся к традиционной концессии. Согласно российскому законодательству СРП является таким договором, в соответствии с кото­рым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту пред­принимательской деятельности — на возмездной основе и на определен­ный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Имеются типы СРП, согласно которым партнер государства несет все риски. Например, по сервисному контракту с риском государство поручает частной компании на се собственный риск исследовать и (или) разведать месторождение. В случае открытия месторождения компания компенси­рует понесенные издержки и получает прибыль. При отрицательном результате изыскательских работ государство не возмещает ей понесен­ные издержки.

Другой тип сервисного контракта (без риска) — это, по существу, подрядный договор, который государство заключает с частной компани­ей. В договоре определяются типы работ, которые ведет компания, сроки их выполнения, порядок возмещения затрат и поощрения и т.д. Этот тип контракта близок к обычному государственному контракту, за одним исключением. Если при обычном государственном контракте оплата произ­веденных частной компанией работ осуществляется из бюджета, то согласно сервисному контракту компенсация издержек производства и начисление прибыли происходят за счет продажи полученной продукции. Таким образом, ни обычные административные контракты, ни сервисные контракты, ни соглашения о СРП не могут быть отнесены к концессиям. Они представляют собой самостоятельные типы отношений партнерства.

Участие зарубежных компаний в капитале общественного (государ­ственного и муниципального) предприятия может выступать в виде акцио­нирования (корпоратизации) или создания совместных предприятий при долевом участии сторон. Предпринимательская деятельность в акционер­ных обществах осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать и субъекты государства. Степень свободы частного сек­тора в принятии административно-хозяйственных решений определяется долей в акционерном капитале. Чем ниже доля иностранных частных инвес­торов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Риски распределяются пропорционально доле в капитале.

Наиболее развитую и институционально сложную форму партнерства государства и международного бизнеса представляет собой концессия.

Концессия —это система отношений между, с одной стороны, государ­ством или муниципальным образованием (концедентом) и, с другой стороны, юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государствен­ной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключи­тельным правом государства или муниципального образования.

Концессии имеют ряд преимуществ в сравнении с другими формами хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса. В концессиях частный сектор обладает большей степенью самостоятель­ности и свободы в принятии инвестиционных, административно-хозяй­ственных и иных решений. Границы свободы концессионера закрепляются в концессионном договоре. Подписывая этот договор, концессионер согла­шается на условия, выдвигаемые государством. Степень самостоятельности концессионера, как правило, не изменяется в худшую для него сторону в течение всего срока концессии. Кроме того, за закрепленные в договоре рамки разделения сфер, прав и обязанностей не могут выйти без сущест­венных последствий для себя ни концедент, ни концессионер.

В сравнении с акционированием концессии являются более предпоч­тительной формой, направленной на увеличение основного капитала в Стране. С точки зрения инвестиционного процесса, концессии, выдаваемые частным компаниям, как правило, предполагают чистый прирост произво­дительного капитала за счет расширения фондов, нового строительства или модернизации производства. В случае притока инвестиций путем приоб­ретения акций происходит лишь перераспределение акционерного капитала, не вызывающее увеличения основных фондов и численности занятых.

У концессии есть еще одно преимущество перед акционерной фор­мой владения государственной собственностью. В концессиях государство не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и адми­нистративно-хозяйственную деятельность, а в партнерстве в форме участия в капитале государство присутствует постоянно. Кроме того, при нацио­нализации концессионного предприятия государство, согласно общепри­нятому в мировой практике законодательству, возмещает концессионеру стоимость вложенного (инвестированного) им в производство капитала за вычетом амортизации и полученной прибыли. Оно выплачивает ему также компенсацию за упущенную выгоду, возникшую в результате раз­рыва контракта. Все эти положения оговариваются в концессионном договоре.

В случае же национализации акционерного общества государство приобретает его акции по текущему курсу независимо от объема вложен­ного зарубежным предпринимателем капитала. И здесь интересы государ­ства и акционеров противоположны: государство стремится к снижению курса акций, а акционеры и менеджмент иностранной компании — к повы­шению. Для достижения своих целей каждая из сторон расходует непроиз­водительно большие средства: государство — на дискредитацию подле­жащего национализации акционерного общества, предприятие — на поддержание своей репутации. Чем крупнее предприятие, могуществен­нее зарубежная компания, тем активнее ведется эта борьба, поглощающая значительные финансовые, интеллектуальные и иные ресурсы.

В процессе развития партнерских отношений концессии, предостав­ленные зарубежным компаниям, позволяют государству:

— при неизменном сохранении объекта в общественной (государ­ственной и муниципальной) собственности передавать его во владение и пользование частному сектору па возвратной основе при строгом контроле за деятельностью концессионера;

—            переложить функции строительства, эксплуатации, содержания

объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере произ­

водственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;

—- обеспечить техническое и технологическое развитие государствен­ных и муниципальных производств, объектов и услуг;

—            создать условия и предпосылки для эффективного функциониро­

вания производственных объектов, находящихся в общественной собствен­

ности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации при­

родных ресурсов; защиты окружающей среды:

— прерывать действие концессионного договора в случае наруше­ния со стороны концессионера его условий и положений и возвращать объект в государственное управление или передавать его в концессию другому хозяйствующему субъекту;

более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;

обеспечивать реальное партнерство государства и международ­ного капитала на приоритетных направлениях реформирования;

формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;

—            получать концессионные платежи в бюджеты всех уровней.

Заинтересованность международного бизнеса в концессиях прояв­

ляется в следующем:

зарубежная компания получаст в долговременное управление госу­дарственные активы, ей не принадлежащие, часто на льготных условиях платы за концессию;

вкладывая инвестиции, иностранный концессионер имеет дос­таточные гарантии их возврата, поскольку государство как партнер несет определенные риски по обеспечению минимального уровня рентабельно­сти. В отдельных случаях (проекты в коммунальной сфере водо-, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии повышения им качества обслуживания;

концессионер, обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность своего бизнеса во время срока концессии.

Вместе с тем концессиям как форме хозяйствования присущи и недос­татки, которые не характерны для других форм партнерства. В основном они связаны с тем, что концессии имеют продолжительные сроки, а сле­довательно, закрепленные в договоре положения могут быть изменены только по соглашению сторон или решению суда. Фиксирование системы отношений государства и бизнеса на длительную перспективу, детерми­нированность-многих заложенных в концессионный договор положений приводят к отсутствию гибкости и динамичности, характерной для совре­менной экономики.

Другой недостаток концессий заключается в том, что объекты произ­водственной инфраструктуры имеют продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций. Сложность проведения финансово-экономических расчетов на длительные сроки по такого рода объектам вызывает неточ­ности и даже ошибки, что приводит к дополнительным рискам невыпол­нения условий концессий.

В целом можно сделать вывод, что каждая из форм партнерства имеет свои преимущества и недостатки, определяющие области их наиболее целе­сообразного использования в системе экономических отношений государ­ства и международного бизнеса.

В экономической литературе существует достаточно много класси­фикаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйствен­ной сфере (табл. 5.1). В качестве критериев отнесения к той или иной струк­турной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проек­тах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.

Контракты на оказание от имени правительства услуг в сфере соци­альной или производственной инфраструктуры предполагают получение зарубежной частной компанией как партнером государства компенсации в виде доли дохода, прибыли или платежей. При этом компания, заключа­ющая контракт, не несет рисков финансирования, поскольку стоимость контракта выплачивается государством. Но в то же время риск низких дохо­дов может возникать.

Характерной особенностью государственных контрактов является их административная форма, а также то, что права собственности на предмет контрактных отношений не передаются государством зарубежному предпринимателю. Вся деятельность в рамках контракта (строительство, закупка материалов и т.д.) осуществляется на средства государства и рег­ламентируется условиями контрактного договора, сметами расходов и дру­гими документами. Подрядчик государства не имеет права произвольного распоряжения полученными из бюджета средствами. Соответственно с этим все риски несет государство.

В настоящее время контрактная форма партнерских отношений государ­ства и бизнеса имеет очень широкое распространение в мире. Так, в США федеральное правительство размещает ежегодно от 13 до 15 млн контрак­тов на все виды товаров и услуг военного и гражданского назначения.

Аренда государственной собственности предполагает передачу на определенных условиях зарубежной компании государственного или муни­ципального имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во времен­ное пользование за определенную плату на основе арендного договора.

Лизинг — форма, близкая к аренде, российское законодательство трак­тует как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридиче­ским лицам за определенную плату, на определенный срок и на опреде­ленных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. В Федеральном законе от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» дается более корректное определение лизинга как системы отношений: «лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора ли­зинга, в том числе приобретением предмета лизинга». Лизингополучатель имеет право выкупа имущества, передаваемого ему в рамках договора лизинга.

Соглашения о разделе продукции (СРП) являются самостоятельной формой партнерских отношений государства и частного сектора, близкой, но не относящейся к традиционной концессии. Согласно российскому законодательству СРП является таким договором, в соответствии с кото­рым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту пред­принимательской деятельности — на возмездной основе и на определен­ный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Имеются типы СРП, согласно которым партнер государства несет все риски. Например, по сервисному контракту с риском государство поручает частной компании на се собственный риск исследовать и (или) разведать месторождение. В случае открытия месторождения компания компенси­рует понесенные издержки и получает прибыль. При отрицательном результате изыскательских работ государство не возмещает ей понесен­ные издержки.

Другой тип сервисного контракта (без риска) — это, по существу, подрядный договор, который государство заключает с частной компани­ей. В договоре определяются типы работ, которые ведет компания, сроки их выполнения, порядок возмещения затрат и поощрения и т.д. Этот тип контракта близок к обычному государственному контракту, за одним исключением. Если при обычном государственном контракте оплата произ­веденных частной компанией работ осуществляется из бюджета, то согласно сервисному контракту компенсация издержек производства и начисление прибыли происходят за счет продажи полученной продукции. Таким образом, ни обычные административные контракты, ни сервисные контракты, ни соглашения о СРП не могут быть отнесены к концессиям. Они представляют собой самостоятельные типы отношений партнерства.

Участие зарубежных компаний в капитале общественного (государ­ственного и муниципального) предприятия может выступать в виде акцио­нирования (корпоратизации) или создания совместных предприятий при долевом участии сторон. Предпринимательская деятельность в акционер­ных обществах осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать и субъекты государства. Степень свободы частного сек­тора в принятии административно-хозяйственных решений определяется долей в акционерном капитале. Чем ниже доля иностранных частных инвес­торов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Риски распределяются пропорционально доле в капитале.

Наиболее развитую и институционально сложную форму партнерства государства и международного бизнеса представляет собой концессия.

Концессия —это система отношений между, с одной стороны, государ­ством или муниципальным образованием (концедентом) и, с другой стороны, юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государствен­ной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключи­тельным правом государства или муниципального образования.

Концессии имеют ряд преимуществ в сравнении с другими формами хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса. В концессиях частный сектор обладает большей степенью самостоятель­ности и свободы в принятии инвестиционных, административно-хозяй­ственных и иных решений. Границы свободы концессионера закрепляются в концессионном договоре. Подписывая этот договор, концессионер согла­шается на условия, выдвигаемые государством. Степень самостоятельности концессионера, как правило, не изменяется в худшую для него сторону в течение всего срока концессии. Кроме того, за закрепленные в договоре рамки разделения сфер, прав и обязанностей не могут выйти без сущест­венных последствий для себя ни концедент, ни концессионер.

В сравнении с акционированием концессии являются более предпоч­тительной формой, направленной на увеличение основного капитала в Стране. С точки зрения инвестиционного процесса, концессии, выдаваемые частным компаниям, как правило, предполагают чистый прирост произво­дительного капитала за счет расширения фондов, нового строительства или модернизации производства. В случае притока инвестиций путем приоб­ретения акций происходит лишь перераспределение акционерного капитала, не вызывающее увеличения основных фондов и численности занятых.

У концессии есть еще одно преимущество перед акционерной фор­мой владения государственной собственностью. В концессиях государство не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и адми­нистративно-хозяйственную деятельность, а в партнерстве в форме участия в капитале государство присутствует постоянно. Кроме того, при нацио­нализации концессионного предприятия государство, согласно общепри­нятому в мировой практике законодательству, возмещает концессионеру стоимость вложенного (инвестированного) им в производство капитала за вычетом амортизации и полученной прибыли. Оно выплачивает ему также компенсацию за упущенную выгоду, возникшую в результате раз­рыва контракта. Все эти положения оговариваются в концессионном договоре.

В случае же национализации акционерного общества государство приобретает его акции по текущему курсу независимо от объема вложен­ного зарубежным предпринимателем капитала. И здесь интересы государ­ства и акционеров противоположны: государство стремится к снижению курса акций, а акционеры и менеджмент иностранной компании — к повы­шению. Для достижения своих целей каждая из сторон расходует непроиз­водительно большие средства: государство — на дискредитацию подле­жащего национализации акционерного общества, предприятие — на поддержание своей репутации. Чем крупнее предприятие, могуществен­нее зарубежная компания, тем активнее ведется эта борьба, поглощающая значительные финансовые, интеллектуальные и иные ресурсы.

В процессе развития партнерских отношений концессии, предостав­ленные зарубежным компаниям, позволяют государству:

— при неизменном сохранении объекта в общественной (государ­ственной и муниципальной) собственности передавать его во владение и пользование частному сектору па возвратной основе при строгом контроле за деятельностью концессионера;

—            переложить функции строительства, эксплуатации, содержания

объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере произ­

водственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;

—- обеспечить техническое и технологическое развитие государствен­ных и муниципальных производств, объектов и услуг;

—            создать условия и предпосылки для эффективного функциониро­

вания производственных объектов, находящихся в общественной собствен­

ности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации при­

родных ресурсов; защиты окружающей среды:

— прерывать действие концессионного договора в случае наруше­ния со стороны концессионера его условий и положений и возвращать объект в государственное управление или передавать его в концессию другому хозяйствующему субъекту;

более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;

обеспечивать реальное партнерство государства и международ­ного капитала на приоритетных направлениях реформирования;

формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;

—            получать концессионные платежи в бюджеты всех уровней.

Заинтересованность международного бизнеса в концессиях прояв­

ляется в следующем:

зарубежная компания получаст в долговременное управление госу­дарственные активы, ей не принадлежащие, часто на льготных условиях платы за концессию;

вкладывая инвестиции, иностранный концессионер имеет дос­таточные гарантии их возврата, поскольку государство как партнер несет определенные риски по обеспечению минимального уровня рентабельно­сти. В отдельных случаях (проекты в коммунальной сфере водо-, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии повышения им качества обслуживания;

концессионер, обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность своего бизнеса во время срока концессии.

Вместе с тем концессиям как форме хозяйствования присущи и недос­татки, которые не характерны для других форм партнерства. В основном они связаны с тем, что концессии имеют продолжительные сроки, а сле­довательно, закрепленные в договоре положения могут быть изменены только по соглашению сторон или решению суда. Фиксирование системы отношений государства и бизнеса на длительную перспективу, детерми­нированность-многих заложенных в концессионный договор положений приводят к отсутствию гибкости и динамичности, характерной для совре­менной экономики.

Другой недостаток концессий заключается в том, что объекты произ­водственной инфраструктуры имеют продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций. Сложность проведения финансово-экономических расчетов на длительные сроки по такого рода объектам вызывает неточ­ности и даже ошибки, что приводит к дополнительным рискам невыпол­нения условий концессий.

В целом можно сделать вывод, что каждая из форм партнерства имеет свои преимущества и недостатки, определяющие области их наиболее целе­сообразного использования в системе экономических отношений государ­ства и международного бизнеса.