34.3. Международная ценовая политика и особенности ценообразования в филателии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Вопросы ценообразования на марки интересуют не только коллекционеров-филателистов, но и профессионалов-экономистов. Здесь интересен феномен относительной стабильности, временами, однако, сменяющийся взлетами и падениями, как правило, не связанными напрямую с экономическими условиями производства этой продукции. Филателистический рынок — это совершенно особенный рынок, где соотношение спроса и предложения, с одной стороны, серьезно определяется текущей модой, как и на рынке классических произведений искусства, а с другой — массовым сознанием, находящимся под влиянием политической конъюнктуры или определяемым потребностью средне- и долгосрочного вложения избыточных средств в надежные источники.
По экспертным оценкам, сразу же после вложений в драгоценные камни и металлы следуют вложения в нумизматику. Филателия уверенно занимает четвертое место вслед за инвестициями в ценные бумаги. Собственно говоря, и сама почтовая марка представляется своеобразной разновидностью ценной бумаги, своеобразной квитанцией-облигацией.
Не вдаваясь в тонкости описания чисто филателистических аспектов роста и падения цен на отдельные раритеты и уникумы (стабильный рост филматериалов XIX — первой половины XX вв.), остановимся на более широком поле ценообразования и ценовой политики на массовые эмиссии марок.
Может показаться, что выпускаемые многомиллионными тиражами почтовые новинки не имеют сколько-нибудь серьезных шансов стать если не раритетами, то довольно-таки надежным источником роста своих номинальных стоимостей. Однако чаще всего это не так, поскольку еще до их выпуска почтовые ведомства заранее оценивают и планируют не только теоретически наиболее вероятное количество марок для чисто утилитарных нужд в деле оплаты пересылаемой корреспонденции, но и учитывают поведение коллекционеров на филателистическом рынке. Поэтому, с учетом ожидаемого спроса, зависимого и от политической конъюнктуры, и от экономической стабильности страны-эмитента, и от веяний моды, прогнозируется количество новинок, которое будет распродано в соответствующие сроки. В целом сегодня заметна тенденция роста спроса, а значит, и цен на европейские, американские и японские марки периода 50— 70-х годов XX в., а также на так называемые закрытые страны, т.е. марки тех государств, которые в силу тех или иных причин уже прекратили эмиссионную деятельность, как, например, СССР после его распада в 1991 г. или ГДР после ее объединения с ФРГ в 1989 г.
Традиционно сложилось, что цены на филматериал определяют несколько десятков международных каталогов, издаваемых крупными филателистическими фирмами, ведущими широкую международную торговлю новинками и запасами прошлых выпусков действующих почтовых администраций. С определенной долей условности эти цены можно причислить к справочным ценам, широко известным в практике международной торговли готовой продукцией.
Наиболее авторитетными и популярными среди коллекционеров всего мира являются американские каталоги «Скотт», английские «Стенли Гиббонса», французские «Ивер и Телье», немецкие «Михель», итальянские «Болаффи» и «Сассоне», а также швейцарские «Цумштейн» и испанские «Домфил». Оценка почтовых марок в них представлена в ведущих мировых валютах, однако в своеобразных условных денежных единицах — «долларах Скотта», «фунтах Гиббонса», «франках Цумштейна» и «условных евро», до введения в обиход которых были широко известны «Михель-марки» и «франки Ивера». Такое название они получили вследствие того, что реальная рыночная цена продаваемых материалов колеблется в достаточно широком диапазоне 10—60% каталожной цены, в зависимости от степени сохранности, популярности, истории происхождения и иных факторов.
Каталогизация текущих новинок разных почтовых ведомств осуществляется теми же фирмами, что издают перечисленные каталоги, в специальных периодических выпусках — бюллетенях или журналах, где стоимость новых эмиссий, как правило, удваивается по сравнению с их номинальной стоимостью, а это гарантирует возможность продавать их при отсутствии повышенного спроса по номиналу (сами же дилеры покупают в соответствии со специально заключаемыми с почтовыми ведомствами соглашениями новинки с 20%-ной скидкой) либо при активизации рынка автоматически доводить цену популярных позиций до 200%-ного уровня.
Регулярный пересмотр цен осуществляется ежегодно для каталогов «Скотт» и «Цумштейн» либо раз в пять — семь лет для остальных. Переиздание отдельных томов по регионам происходит ежегодно, хотя обновление всего комплекта из 8—11 выпусков — в среднем раз в восемь лет.
На разумную ценовую политику, обеспечивающую держателям почтовых марок стабильный 5—15%-ный рост в зависимости от объекта коллекционирования (что существенно выше многолетнего среднегодового инфляционного роста мировых цен), решающим образом влияет поведение крупных фирм-участников на международных филателистических рынках. При повышении спроса на отдельные марки часто в продажу дополнительно выпускается лишь очень ограниченное их количество. Более того, при желании тех или иных почтовых администраций, напротив, повысить цены и внимание к своим товарам нередко происходит даже публичное, с широким привлечением представителей прессы, уничтожение запасов старых выпусков.
Наиболее ярким событием в связи с этим стали недавние публичные сжигания запасов старых (периода 60—80-х годов XX в.) марок Сан-Марино, Ватикана, Монако и тихоокеанского острова Питкэрн, в то время находящегося под английским колониальным владычеством. Пример резкого роста цен на марки Китайской Народной Республики без проведения каких бы то ни было специальных акций — это бум спроса на коллекционирование марок с изображением Мао Цзе Дуна.
Что касается классических выпусков первых 70—80 лет мировой филателии, то, как правило, цены на них находятся в устойчивом движении в сторону роста, вне зависимости от моды и конъюнктурных пристрастий коллекционеров, что делает эти выпуски достаточно надежным средством вложения денег.
Вопросы ценообразования на марки интересуют не только коллекционеров-филателистов, но и профессионалов-экономистов. Здесь интересен феномен относительной стабильности, временами, однако, сменяющийся взлетами и падениями, как правило, не связанными напрямую с экономическими условиями производства этой продукции. Филателистический рынок — это совершенно особенный рынок, где соотношение спроса и предложения, с одной стороны, серьезно определяется текущей модой, как и на рынке классических произведений искусства, а с другой — массовым сознанием, находящимся под влиянием политической конъюнктуры или определяемым потребностью средне- и долгосрочного вложения избыточных средств в надежные источники.
По экспертным оценкам, сразу же после вложений в драгоценные камни и металлы следуют вложения в нумизматику. Филателия уверенно занимает четвертое место вслед за инвестициями в ценные бумаги. Собственно говоря, и сама почтовая марка представляется своеобразной разновидностью ценной бумаги, своеобразной квитанцией-облигацией.
Не вдаваясь в тонкости описания чисто филателистических аспектов роста и падения цен на отдельные раритеты и уникумы (стабильный рост филматериалов XIX — первой половины XX вв.), остановимся на более широком поле ценообразования и ценовой политики на массовые эмиссии марок.
Может показаться, что выпускаемые многомиллионными тиражами почтовые новинки не имеют сколько-нибудь серьезных шансов стать если не раритетами, то довольно-таки надежным источником роста своих номинальных стоимостей. Однако чаще всего это не так, поскольку еще до их выпуска почтовые ведомства заранее оценивают и планируют не только теоретически наиболее вероятное количество марок для чисто утилитарных нужд в деле оплаты пересылаемой корреспонденции, но и учитывают поведение коллекционеров на филателистическом рынке. Поэтому, с учетом ожидаемого спроса, зависимого и от политической конъюнктуры, и от экономической стабильности страны-эмитента, и от веяний моды, прогнозируется количество новинок, которое будет распродано в соответствующие сроки. В целом сегодня заметна тенденция роста спроса, а значит, и цен на европейские, американские и японские марки периода 50— 70-х годов XX в., а также на так называемые закрытые страны, т.е. марки тех государств, которые в силу тех или иных причин уже прекратили эмиссионную деятельность, как, например, СССР после его распада в 1991 г. или ГДР после ее объединения с ФРГ в 1989 г.
Традиционно сложилось, что цены на филматериал определяют несколько десятков международных каталогов, издаваемых крупными филателистическими фирмами, ведущими широкую международную торговлю новинками и запасами прошлых выпусков действующих почтовых администраций. С определенной долей условности эти цены можно причислить к справочным ценам, широко известным в практике международной торговли готовой продукцией.
Наиболее авторитетными и популярными среди коллекционеров всего мира являются американские каталоги «Скотт», английские «Стенли Гиббонса», французские «Ивер и Телье», немецкие «Михель», итальянские «Болаффи» и «Сассоне», а также швейцарские «Цумштейн» и испанские «Домфил». Оценка почтовых марок в них представлена в ведущих мировых валютах, однако в своеобразных условных денежных единицах — «долларах Скотта», «фунтах Гиббонса», «франках Цумштейна» и «условных евро», до введения в обиход которых были широко известны «Михель-марки» и «франки Ивера». Такое название они получили вследствие того, что реальная рыночная цена продаваемых материалов колеблется в достаточно широком диапазоне 10—60% каталожной цены, в зависимости от степени сохранности, популярности, истории происхождения и иных факторов.
Каталогизация текущих новинок разных почтовых ведомств осуществляется теми же фирмами, что издают перечисленные каталоги, в специальных периодических выпусках — бюллетенях или журналах, где стоимость новых эмиссий, как правило, удваивается по сравнению с их номинальной стоимостью, а это гарантирует возможность продавать их при отсутствии повышенного спроса по номиналу (сами же дилеры покупают в соответствии со специально заключаемыми с почтовыми ведомствами соглашениями новинки с 20%-ной скидкой) либо при активизации рынка автоматически доводить цену популярных позиций до 200%-ного уровня.
Регулярный пересмотр цен осуществляется ежегодно для каталогов «Скотт» и «Цумштейн» либо раз в пять — семь лет для остальных. Переиздание отдельных томов по регионам происходит ежегодно, хотя обновление всего комплекта из 8—11 выпусков — в среднем раз в восемь лет.
На разумную ценовую политику, обеспечивающую держателям почтовых марок стабильный 5—15%-ный рост в зависимости от объекта коллекционирования (что существенно выше многолетнего среднегодового инфляционного роста мировых цен), решающим образом влияет поведение крупных фирм-участников на международных филателистических рынках. При повышении спроса на отдельные марки часто в продажу дополнительно выпускается лишь очень ограниченное их количество. Более того, при желании тех или иных почтовых администраций, напротив, повысить цены и внимание к своим товарам нередко происходит даже публичное, с широким привлечением представителей прессы, уничтожение запасов старых выпусков.
Наиболее ярким событием в связи с этим стали недавние публичные сжигания запасов старых (периода 60—80-х годов XX в.) марок Сан-Марино, Ватикана, Монако и тихоокеанского острова Питкэрн, в то время находящегося под английским колониальным владычеством. Пример резкого роста цен на марки Китайской Народной Республики без проведения каких бы то ни было специальных акций — это бум спроса на коллекционирование марок с изображением Мао Цзе Дуна.
Что касается классических выпусков первых 70—80 лет мировой филателии, то, как правило, цены на них находятся в устойчивом движении в сторону роста, вне зависимости от моды и конъюнктурных пристрастий коллекционеров, что делает эти выпуски достаточно надежным средством вложения денег.