6.3. Особенности соглашении о ликвидации двойного налогообложения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149
Двойное налогообложение обычно применяется к прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее переводе за границу. В общем же случае двойное налогообложение применимо к любой налогооблагаемой базе (включая доходы физических лиц), и его суть заключается во взимании с одного и того же дохода идентичного налога в разных странах. Для защиты от двойного налогообложения подписываются межправительственные соглашения.
Содержание каждого такого соглашения определяется спецификой налоговых систем договаривающихся сторон и результатами достигнутого компромисса. Далеко не от всех налоговых платежей, поступающих от международного бизнеса, государство готово отказаться с целью стимулирования мирохозяйственных контактов. Поэтому управляющие компании при решении установить внешнеэкономические связи в определенной стране должны не только узнать о наличии (отсутствии) с этим государством соглашения об исключении двойного налогообложения, но и определить, какие именно налоги подпадают под его действие, а также в какой стране при какой ситуации и с соблюдением каких формальных процедур их необходимо платить. Например, в соответствии с российско-германским соглашением от 1996 г. (сменило более ранний документ) двойное налогообложение не применяется в отношении подоходного налога, налогов на прибыль и имущество в России, подоходного и промыслового налогов, налогов с корпораций, на имущество и в поддержку солидарности (с восточными землями) в Германии.
К числу старейших соглашений об исключении двойного налогообложения относятся итало-германское (1925 г.), британско-исландское (1928 г.), шведско-венгерское и шведско-французское (оба 1936 г.). Подавляющая же часть таких соглашений была заключена уже после 1960 г. (пик пришелся на середину 90-х годов). Процесс подписания соглашений продолжается до сих пор — например, в 2002 г. 64 страны заключили 68 новых соглашений об исключении двойного налогообложения. Всего в мире действовало 2256 таких соглашений (включая обновленные версии), и они затрагивали интересы 87% проектов с ПИИ.
Основными участниками соглашений об исключении двойного налогообложения являются развитые страны. К 1 января 2003 г. США заключили 169 соглашений (в том числе 53 со старыми членами ЕС, 40 с латиноамериканскими государствами); 15 старых членов ЕС заключили 1178 соглашений (вто.м числе 166 друг с другом, 216 со странами ЦВЕ и 188 со странами Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии). Причем у Германии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Швеции, Австрии и Дании было более чем по 90 соглашений. Столь высокий показатель был также у Швейцарии, Норвегии и Канады.
В развивающихся и постсоциалистических странах соглашений об исключении двойного налогообложения меньше, и они улучшают условия хозяйствования лишь для 57% проектов с ПИИ. В этом отношении позиции России выглядят не так уж плохо — по числу заключенных соглашений об исключении двойного налогообложения она занимает место в конце второй десятки (показатель по России сопоставим с числом соглашений с участием Польши, Чехии, Венгрии, Румынии, а также Финляндии, Индии, Китая и Японии).
Первые два соглашения об исключении двойного налогообложения подписал еще Советский Союз с США (в 1973 г., новые редакции от 1992 г. и 1994 г.) и Великобританией (в 1974 г., новые редакции от 1985 г. и 1994 г.). В 80-е годы к ним добавились соглашения с 16 странами, в основном европейскими, а также с Японией, Малайзией и Индией. Значительную их часть в 90-е годы сменили расширенные версии. В последние 12 лет Россия заключила еще несколько десятков двусторонних соглашений (договоров, конвенций) об исключении двойного налогообложения. На 1 января 2004 г. такой режим установлен для российских граждан и компаний в 66 странах: в 20 старых и новых членах ЕС (кроме Греции, Мальты и трех стран Балтии), всех странах СНГ, кроме Грузии, а также в Албании, Болгарии, Исландии, Македонии, Норвегии, Румынии, Сербии и Черногории, Турции, Хорватии, Швейцарии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Северной и Южной Корее, Китае, Монголии, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Шри-Ланке, Израиле, Иране, Катаре, Кувейте, Ливане, Сирии, Египте, Мали, Марокко, Намибии и ЮАР.
Двойное налогообложение обычно применяется к прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее переводе за границу. В общем же случае двойное налогообложение применимо к любой налогооблагаемой базе (включая доходы физических лиц), и его суть заключается во взимании с одного и того же дохода идентичного налога в разных странах. Для защиты от двойного налогообложения подписываются межправительственные соглашения.
Содержание каждого такого соглашения определяется спецификой налоговых систем договаривающихся сторон и результатами достигнутого компромисса. Далеко не от всех налоговых платежей, поступающих от международного бизнеса, государство готово отказаться с целью стимулирования мирохозяйственных контактов. Поэтому управляющие компании при решении установить внешнеэкономические связи в определенной стране должны не только узнать о наличии (отсутствии) с этим государством соглашения об исключении двойного налогообложения, но и определить, какие именно налоги подпадают под его действие, а также в какой стране при какой ситуации и с соблюдением каких формальных процедур их необходимо платить. Например, в соответствии с российско-германским соглашением от 1996 г. (сменило более ранний документ) двойное налогообложение не применяется в отношении подоходного налога, налогов на прибыль и имущество в России, подоходного и промыслового налогов, налогов с корпораций, на имущество и в поддержку солидарности (с восточными землями) в Германии.
К числу старейших соглашений об исключении двойного налогообложения относятся итало-германское (1925 г.), британско-исландское (1928 г.), шведско-венгерское и шведско-французское (оба 1936 г.). Подавляющая же часть таких соглашений была заключена уже после 1960 г. (пик пришелся на середину 90-х годов). Процесс подписания соглашений продолжается до сих пор — например, в 2002 г. 64 страны заключили 68 новых соглашений об исключении двойного налогообложения. Всего в мире действовало 2256 таких соглашений (включая обновленные версии), и они затрагивали интересы 87% проектов с ПИИ.
Основными участниками соглашений об исключении двойного налогообложения являются развитые страны. К 1 января 2003 г. США заключили 169 соглашений (в том числе 53 со старыми членами ЕС, 40 с латиноамериканскими государствами); 15 старых членов ЕС заключили 1178 соглашений (вто.м числе 166 друг с другом, 216 со странами ЦВЕ и 188 со странами Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии). Причем у Германии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Швеции, Австрии и Дании было более чем по 90 соглашений. Столь высокий показатель был также у Швейцарии, Норвегии и Канады.
В развивающихся и постсоциалистических странах соглашений об исключении двойного налогообложения меньше, и они улучшают условия хозяйствования лишь для 57% проектов с ПИИ. В этом отношении позиции России выглядят не так уж плохо — по числу заключенных соглашений об исключении двойного налогообложения она занимает место в конце второй десятки (показатель по России сопоставим с числом соглашений с участием Польши, Чехии, Венгрии, Румынии, а также Финляндии, Индии, Китая и Японии).
Первые два соглашения об исключении двойного налогообложения подписал еще Советский Союз с США (в 1973 г., новые редакции от 1992 г. и 1994 г.) и Великобританией (в 1974 г., новые редакции от 1985 г. и 1994 г.). В 80-е годы к ним добавились соглашения с 16 странами, в основном европейскими, а также с Японией, Малайзией и Индией. Значительную их часть в 90-е годы сменили расширенные версии. В последние 12 лет Россия заключила еще несколько десятков двусторонних соглашений (договоров, конвенций) об исключении двойного налогообложения. На 1 января 2004 г. такой режим установлен для российских граждан и компаний в 66 странах: в 20 старых и новых членах ЕС (кроме Греции, Мальты и трех стран Балтии), всех странах СНГ, кроме Грузии, а также в Албании, Болгарии, Исландии, Македонии, Норвегии, Румынии, Сербии и Черногории, Турции, Хорватии, Швейцарии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Северной и Южной Корее, Китае, Монголии, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Шри-Ланке, Израиле, Иране, Катаре, Кувейте, Ливане, Сирии, Египте, Мали, Марокко, Намибии и ЮАР.