10.2. Конкурентоспособность предприятия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Конкурентоспособность предприятия в международном бизнесе составляют его потенциальные и реализуемые способности вовлечения в хозяйственный оборот собственных или привлеченных ценностей (акти­вов), могущих стать конкурентными преимуществами. Под конкуренто­способностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, орга­низационно-управленческих, иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих зарубежным аналогам на внутрен­нем и внешнем рынках; а также конкурентоспособность системы соци­ального и государственного политико-правового устройства страны и регу­лирования в интересах материального благосостояния членов общества.

Конкурентные преимущества предприятиям обеспечивают уникаль­ные ценности (товаров и организаций), которые формируют превосход­ство над конкурентами, реализуемое на мировых рынках. Особую конку­рентную ценность товаров составляют их своевременность (создания и реализации на рынках), качество (производства и обслуживания у потре­бителя) и себестоимость (по их жизненному циклу), а хозяйствующих орга­низаций — их интеллектуальный капитал, обеспечивающий опережающее и экономичное развитие в мировом хозяйстве.

В международном бизнесе зачастую упускается необходимость уско­ренного достижения и поддержания мирового уровня конкурентоспособ­ности, управляемости ее планомерного наращивания, получения реальных выгод для непосредственных участников ее усиления, расширения рыноч­ной и социальной реализации. Поэтому определим международную кон-курентоспосоСтость как сравнительно (с изменениями ведущих конку­рентов и рынков) и системно выявляемую, формируемую и развиваемую изнутри устойчивую способность товаропроизводителя к методичному комплексному наращиванию собственных конкурентных преимуществ для ускоренного и экономичного обеспечения международного превосходства и планомерного опережения лидеров мирового рынка в интересах более полного удовлетворения (в рамках правовых, этических и экологических норм) материальных и социальных потребностей (работников, потреби­телей, инвесторов, собственников).

Мировой уровень конкурентоспособности здесь означает лучшее системное обеспечение международных конкурентных преимуществ и устойчивых способностей к успешному конкурированию в любой стране мира с опорой на международные стандарты как исходные рубежи непре­рывного повышения качества и конкурентности продукции, менеджмента и организации труда. Вклад производственных ресурсов в усиление кон­курентных преимуществ товаропроизводителей и страны определяется не столько их запасами, объемами, стоимостью, доступностью, сколько их структурой, качеством и эффективностью использования, скоростью их создания, совершенствования и приспособления к нуждам национальной и мировой экономики.

Роль ресурсосберегающих технологий в обеспечении международной конкурентоспособности повышается с уменьшением энерго-, капитало-, материалоемкости продукции в мировой экономике; сокращением запа­сов невосполнимых природных ресурсов; снижением эффективности сырьевой ориентации национальной экономики и ресурсодобывающих отраслей развивающихся и развитых стран; значительными потерями при добыче и переработке (до 30% и более) отечественного сырья; масштабным моральным и физическим старением основных фондов (более 50—70% износа).

Большинство промышленно развитых стран находится на стадии интенсивного ресурсосбережения (США и Канада с начала 80-х годов, Япония и западноевропейские страны с 70-х годов), которое контрастирует с экономическими потерями России: по показателю энергоемкости ВВП отставание от Канады и США в 2,4—2,9 раз, от западноевропейских стран — в 4,5—4,8 раз, от Японии — в 5,9—7,0 раз; по минеральному сырью (вклю­чая железную руду) — в 6 раз от США и т.д., что снижает рентабельность отечественного производства, вызывает обременительный для экономики перерасход ресурсов, дополнительное загрязнение природной среды, сокра­щение конкурентоспособности па мировых рынках.

С ростом дефицитности ресурсов (особенно финансовых и фондовых в регионах и отраслях) обостряется проблема экономии их не только у производителей, но и у потребителей товаров (преимущественно на основе специальных методов снижения затрат, упрощения производственных процессов и конструкции товаров, повышения качества продукции, услуг и труда). Эта ресурсосберегающая задача является приоритетной в мировой экономике, поскольку к началу XXI в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники (за срок ее эксплуатации) превышали ее цену в 5 раз в промышленно развитых странах и до 20 раз — в развивающихся странах.

Своевременные прогрессивные изменения становятся «могуществен­ным» рычагом поддержания мировой конкурентоспособности. В ускорен­ном наращивании конкурентоспособности в международном бизнесе уси­ливается роль непрерывного выявления и творческою освоения лучшей мировой теории и практики, расширяющей возможности минимизации затрат времени и ресурсов. Традиционные, исторические сравнения эко­номических характеристик (с внутренними стандартами или с предшеству­ющими параметрами) предприятий уже недостаточны, поскольку не выяв­ляют подлинных причин отставаний в конкурентоспособности, тем более на международном уровне.

В интересах результативности сравнений целесообразно ориентиро­ваться на лидеров международного бизнеса, со значительной и растущей долей их продукции на мировых рынках. В их выявлении и анализе дол­жен использоваться достаточный диапазон (до сотни) зарубежных и оте­чественных компаний (с учетом авторитетных международных и нацио­нальных рейтингов), постепенно сужаемый до десятков лучших (в целом и по функциям) организаций, анализируемых детально с учетом основ­ных критериев, ключевых факторов успеха, с использованием открытых источников, перекрестных уточняющих опросов экспертов и персонала конкурентов.

Обостряется актуальность как минимум ежегодных сравнительных исследований конкурентоспособности объектов и субъектов, включая меж-страновые рейтинги, публикуемые международными организациями, в том числе Мировым экономическим форумом (WEF) и Институтом развития управления (IMD). Например, WEF оценивает конкурентоспособность экономики по 10 факторам, учитывающим 245 критериев, 187 из которых основываются на статистике (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР), а 58 — опре­деляются экспертным путем. Решающий фактор конкурентоспособности — уровень управления — сегодня определяется настроенностью руководства на поддержку предпринимательства, нововведений; справедливостью воз­награждения инициативы ириска; готовностью делегирования полномочий непосредственным создателям продукции и услуг; умением привлекать талантливых людей и способствовать их развитию.

Лидеры международного бизнеса выгодно и непрерывно капитализи­руют доступные методы и средства подъема международной конкуренто­способности, тщательно изучая причины успехов других, находя во внеш­нем мире даже идеи совершенствования системы сравнений уровней конкурентоспособности. Значительные экономические прорывы обеспе­чивались при этом оценками уровней развития не только прямых конку­рентов, но и удачных решений сходных проблем в других отраслях и странах.

Массовое, комплексное и творческое освоение, посредством системы срав­нений, лучшей мировой практики бизнеса способно изменять конкуренте способность не только коммерческих предприятий, но и государственных организаций. Обостряется необходимость постоянного мониторинга и тщательного изучения лучших конкурентов — «организаций которых могут выбрать вместо нас». Поэтому целесообразна многоуровневая (меж страновая, межотраслевая, межфирменная, межфункциональная) система глобального сканирования, обобщающего анализа, творческой переработки оперативного и масштабного внедрения комплекса лучших мировых научно-практических достижений.

Только эффективности использования ресурсов уже недостаточно для конкурентоспособности в международном бизнесе: например преимуще ства привлечения инициативных творческих работников сокращаются при бюрократичности структур разработки продукта. Опережающее по ключевым факторам достижение и экономичное поддСржанис имешю        Q вого уровня конкурентоспособности характеризует не только социально-экономическую зрелость компании, но и максимизацию се прибыльности и влиятельности в международном бизнесе.

Конкурентоспособность предприятия в международном бизнесе составляют его потенциальные и реализуемые способности вовлечения в хозяйственный оборот собственных или привлеченных ценностей (акти­вов), могущих стать конкурентными преимуществами. Под конкуренто­способностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, орга­низационно-управленческих, иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих зарубежным аналогам на внутрен­нем и внешнем рынках; а также конкурентоспособность системы соци­ального и государственного политико-правового устройства страны и регу­лирования в интересах материального благосостояния членов общества.

Конкурентные преимущества предприятиям обеспечивают уникаль­ные ценности (товаров и организаций), которые формируют превосход­ство над конкурентами, реализуемое на мировых рынках. Особую конку­рентную ценность товаров составляют их своевременность (создания и реализации на рынках), качество (производства и обслуживания у потре­бителя) и себестоимость (по их жизненному циклу), а хозяйствующих орга­низаций — их интеллектуальный капитал, обеспечивающий опережающее и экономичное развитие в мировом хозяйстве.

В международном бизнесе зачастую упускается необходимость уско­ренного достижения и поддержания мирового уровня конкурентоспособ­ности, управляемости ее планомерного наращивания, получения реальных выгод для непосредственных участников ее усиления, расширения рыноч­ной и социальной реализации. Поэтому определим международную кон-курентоспосоСтость как сравнительно (с изменениями ведущих конку­рентов и рынков) и системно выявляемую, формируемую и развиваемую изнутри устойчивую способность товаропроизводителя к методичному комплексному наращиванию собственных конкурентных преимуществ для ускоренного и экономичного обеспечения международного превосходства и планомерного опережения лидеров мирового рынка в интересах более полного удовлетворения (в рамках правовых, этических и экологических норм) материальных и социальных потребностей (работников, потреби­телей, инвесторов, собственников).

Мировой уровень конкурентоспособности здесь означает лучшее системное обеспечение международных конкурентных преимуществ и устойчивых способностей к успешному конкурированию в любой стране мира с опорой на международные стандарты как исходные рубежи непре­рывного повышения качества и конкурентности продукции, менеджмента и организации труда. Вклад производственных ресурсов в усиление кон­курентных преимуществ товаропроизводителей и страны определяется не столько их запасами, объемами, стоимостью, доступностью, сколько их структурой, качеством и эффективностью использования, скоростью их создания, совершенствования и приспособления к нуждам национальной и мировой экономики.

Роль ресурсосберегающих технологий в обеспечении международной конкурентоспособности повышается с уменьшением энерго-, капитало-, материалоемкости продукции в мировой экономике; сокращением запа­сов невосполнимых природных ресурсов; снижением эффективности сырьевой ориентации национальной экономики и ресурсодобывающих отраслей развивающихся и развитых стран; значительными потерями при добыче и переработке (до 30% и более) отечественного сырья; масштабным моральным и физическим старением основных фондов (более 50—70% износа).

Большинство промышленно развитых стран находится на стадии интенсивного ресурсосбережения (США и Канада с начала 80-х годов, Япония и западноевропейские страны с 70-х годов), которое контрастирует с экономическими потерями России: по показателю энергоемкости ВВП отставание от Канады и США в 2,4—2,9 раз, от западноевропейских стран — в 4,5—4,8 раз, от Японии — в 5,9—7,0 раз; по минеральному сырью (вклю­чая железную руду) — в 6 раз от США и т.д., что снижает рентабельность отечественного производства, вызывает обременительный для экономики перерасход ресурсов, дополнительное загрязнение природной среды, сокра­щение конкурентоспособности па мировых рынках.

С ростом дефицитности ресурсов (особенно финансовых и фондовых в регионах и отраслях) обостряется проблема экономии их не только у производителей, но и у потребителей товаров (преимущественно на основе специальных методов снижения затрат, упрощения производственных процессов и конструкции товаров, повышения качества продукции, услуг и труда). Эта ресурсосберегающая задача является приоритетной в мировой экономике, поскольку к началу XXI в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники (за срок ее эксплуатации) превышали ее цену в 5 раз в промышленно развитых странах и до 20 раз — в развивающихся странах.

Своевременные прогрессивные изменения становятся «могуществен­ным» рычагом поддержания мировой конкурентоспособности. В ускорен­ном наращивании конкурентоспособности в международном бизнесе уси­ливается роль непрерывного выявления и творческою освоения лучшей мировой теории и практики, расширяющей возможности минимизации затрат времени и ресурсов. Традиционные, исторические сравнения эко­номических характеристик (с внутренними стандартами или с предшеству­ющими параметрами) предприятий уже недостаточны, поскольку не выяв­ляют подлинных причин отставаний в конкурентоспособности, тем более на международном уровне.

В интересах результативности сравнений целесообразно ориентиро­ваться на лидеров международного бизнеса, со значительной и растущей долей их продукции на мировых рынках. В их выявлении и анализе дол­жен использоваться достаточный диапазон (до сотни) зарубежных и оте­чественных компаний (с учетом авторитетных международных и нацио­нальных рейтингов), постепенно сужаемый до десятков лучших (в целом и по функциям) организаций, анализируемых детально с учетом основ­ных критериев, ключевых факторов успеха, с использованием открытых источников, перекрестных уточняющих опросов экспертов и персонала конкурентов.

Обостряется актуальность как минимум ежегодных сравнительных исследований конкурентоспособности объектов и субъектов, включая меж-страновые рейтинги, публикуемые международными организациями, в том числе Мировым экономическим форумом (WEF) и Институтом развития управления (IMD). Например, WEF оценивает конкурентоспособность экономики по 10 факторам, учитывающим 245 критериев, 187 из которых основываются на статистике (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР), а 58 — опре­деляются экспертным путем. Решающий фактор конкурентоспособности — уровень управления — сегодня определяется настроенностью руководства на поддержку предпринимательства, нововведений; справедливостью воз­награждения инициативы ириска; готовностью делегирования полномочий непосредственным создателям продукции и услуг; умением привлекать талантливых людей и способствовать их развитию.

Лидеры международного бизнеса выгодно и непрерывно капитализи­руют доступные методы и средства подъема международной конкуренто­способности, тщательно изучая причины успехов других, находя во внеш­нем мире даже идеи совершенствования системы сравнений уровней конкурентоспособности. Значительные экономические прорывы обеспе­чивались при этом оценками уровней развития не только прямых конку­рентов, но и удачных решений сходных проблем в других отраслях и странах.

Массовое, комплексное и творческое освоение, посредством системы срав­нений, лучшей мировой практики бизнеса способно изменять конкуренте способность не только коммерческих предприятий, но и государственных организаций. Обостряется необходимость постоянного мониторинга и тщательного изучения лучших конкурентов — «организаций которых могут выбрать вместо нас». Поэтому целесообразна многоуровневая (меж страновая, межотраслевая, межфирменная, межфункциональная) система глобального сканирования, обобщающего анализа, творческой переработки оперативного и масштабного внедрения комплекса лучших мировых научно-практических достижений.

Только эффективности использования ресурсов уже недостаточно для конкурентоспособности в международном бизнесе: например преимуще ства привлечения инициативных творческих работников сокращаются при бюрократичности структур разработки продукта. Опережающее по ключевым факторам достижение и экономичное поддСржанис имешю        Q вого уровня конкурентоспособности характеризует не только социально-экономическую зрелость компании, но и максимизацию се прибыльности и влиятельности в международном бизнесе.