6.4. Основные задачи двусторонних инвестиционных соглашений

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Если действенные многосторонние инвестиционные соглашения на глобальном уровне (начиная от Гаванской хартии 1948 г. и до современ­ных проектов, разрабатываемых под эгидой ВТО) принять пока не удается из-за принципиальных разногласий наиболее развитых и самых бедных государств, а сфера деятельности региональных соглашений покрывает лишь пространство наиболее развитых интеграционных группировок (прежде всего ЕС), то двусторонние инвестиционные соглашения охватили уже весь мир.

Первое двустороннее инвестиционное соглашение было подписано в 1959 г., а к настоящему времени в них участвует уже 176 государств, причем за 1990-—2002 г. число таких соглашений увеличилось почти в 6 раз и достигло 2181.

Инвестиционные соглашения между двумя высокоразвитыми в про­мышленном отношении странами не заключаются. Развитые страны за­ключали соглашения с новыми членами ОЭСР (Чехией, Польшей, Венгрией, Словакией, Республикой Корея, Мексикой) в основном до их вступления в эту организацию (одно из немногих исключений — чешско-итальянское соглашение 1996 г.). Это связано с тем, что в декабре 1961 г. почти сразу после возникновения Организации экономического сотрудничества и раз­вития все 20 стран-учредителей подписали Кодекс либерализации движе­ния капитала (фактически многостороннее инвестиционное соглашение) — к тому моменту между странами — членами ОЭСР было заключено только западногерманско-греческое соглашение. В июне 1976 г. (а к тому времени к ОЭСР присоединились также Япония, Финляндия, Австралия и Новая Зеландия) государства-члены подписали Декларацию об иностранных инвестициях и многонациональных компаниях. В настоящее время действует ее редакция от 2000 г., подписанная уже 30 странами — членами ОЭСР.

Множество двусторонних инвестиционных соглашений (к которым целесообразно отнести и соглашения отдельных стран с ЕС в целом) имеют существенно разное содержание. Тем не менее можно выделить несколько основных задач, которые будут решаться посредством всех этих соглашений.

Прежде всего соглашения должны защищать капиталовложения, осу­ществленные фирмами одной страны в другом государстве. В 60—70-е годы соглашения обычно заключались между высокоразвитой и экономи­чески отсталой страной и имели ярко выраженный односторонний харак­тер защиты капиталов промышленно развитой страны. Такие соглашения до сих пор регламентируют порядок получения ТНК адекватной компен­сации от правительства отсталого государства в случае оформленной в законном порядке национализации иностранной собственности. В целом инвестиционные соглашения гарантируют 7% накопленных ПИИ в мире, причем в развивающихся и бывших социалистических странах, где наи­более велики риски конфискации и других внеэкономических потерь капиталовложений ТНК, показатель достигает 22%.

Кроме того, значительная часть инвестиционных соглашений преду­сматривает облегчение процедур инвестирования и регламентирует веде­ние переговоров по реализации проектов, а также устанавливает порядок разрешения возникающих конфликтов сторон.

Тенденция к либерализации в мире, сопровождающаяся процессом масштабной приватизации во многих развивающихся и постсоциалисти­ческих странах, привела к тому, что угроза национализации в большин­стве стран отошла на второй план. Кроме того, все чаще инвестиционные соглашения заключаются между двумя равными партнерами. Например, с конца 80-х годов Польша, Чехия и Венгрия заключили такие соглаше­ния и друг с другом, и с большинством членов ОЭСР, и с другими бывшими социалистическими странами ЦВЕ, а также с рядом азиатских, африкан­ских и латиноамериканских государств. При этом уже 45% соглашений заключено между двумя развивающимися или двумя постсоциалистиче­скими странами без участия стран ОЭСР. В связи с этим новые соглашения в основном посвящены мерам взаимного стимулирования притока ино­странных капиталовложений. Соответствующие разделы добавлены и во многие соглашения, заключенные в 70—80-е годы.

В результате постепенно вырабатывается некоторый международный стандарт двусторонних инвестиционных соглашений. Прежде всего в них дается унифицированное определение иностранных инвестиций, устанав­ливаются единые критерии различия прямых и портфельных капитало­вложений, количественные параметры отнесения инвестиционных проектов к мелким или, наоборот, крупным. Это вызвано тем, что инвес­тиционные соглашения нацелены преимущественно на защиту и особую поддержку прямых капиталовложений среднего и крупного размера.

Далее в подавляющем большинстве соглашений устанавливаются правила инвестирования на начальной стадии реализации проектов и даль­нейший режим функционирования предприятий с участием иностранного капитала. Кроме того, обозначаются государственные гарантии, предо­ставляемые инвесторам, и определяются правила выплаты им компенса­ции в случае полной или частичной экспроприации собственности, и пра­вила перевода за рубеж полученной в стране прибыли, а также возможности вернуть на родину основной капитал. В соглашении могут быть отдельно определены условия реинвестирования прибыли и получения займов за рубежом. Часто в этих соглашениях устанавливается взаимный режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Завершающим элементом почти любого инвестиционного соглаше­ния является описание процедуры разрешения возникающих конфликт­ных ситуаций как на межправительственном уровне, так и в случае пере­говоров частной компании одной страны с властями другой страны.

Содержание инвестиционных соглашений, заключаемых в последние годы, выходит далеко за рамки этих общераспространенных элементов. Например, японско-сингапурское соглашение 2002 г. заключает в себе помимо прочего правила определения происхождения товара, устанавли­вает таможенные процедуры для внутрифирменных поставок, регламен­тирует торговлю услугами (прежде всего финансовыми и связи). Кроме того, в соглашении рассматриваются проблемы трансграничных поездок сотрудников компаний и взаимного признания их дипломов, регламенти­руются многонациональные научно-технические исследования и устанав­ливаются процедуры защиты интеллектуальной собственности. При этом соглашение предусматривает проведение мониторинга инвестиционной деятельности и в Японии, и в Сингапуре.

Наибольшее число двусторонних инвестиционных соглашений (более чем по 90) заключили Великобритания, Франция, Германия, Швейцария, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Китай и Румыния. Фирмы пер­вых восьми стран входят в число важнейших инвесторов за рубежом, а Китай является крупнейшим реципиентом иностранных капиталовложе­ний среди развивающихся государств. Пример Румынии, не входящей в число ни основных инвесторов, ни крупных реципиентов ПИИ, показыва­ет, что иногда власти пытаются при помощи заключения большого числа инвестиционных соглашений стимулировать внешнеэкономические связи национальных компаний. По числу заключенных соглашений (от 61 до 90) выделяются также Италия, Польша, Республика Корея, Малайзия, Тур­ция и Египет. Из ключевых экономических держав наименьшее число дву­сторонних соглашений заключила Япония (только с 10 странами, в том числе в 1998 г. с Россией). Среди стран ЕС меньше 30 двусторонних инвес­тиционных соглашений подписано только у Ирландии. США участвуют в 45 двусторонних соглашениях (14 — со странами ЦВЕ).

В 60—70-е годы далеко не все промышленно развитые страны заклю­чали значительное число двусторонних инвестиционных соглашений. Например, в тот период Испания, Канада и Австралия не заключили ни одного соглашения, а Дания и Япония —- по одному. Великобритания подписала первые соглашения лишь в 1975 г. Наибольшую активность проявила Швейцария, заключившая в 1961-—1979 гг. 32 соглашения (почти 3/4 — с африканскими странами). В 80-е годы заметно выросло число соглашений с участием Великобритании, половину из которых она заклю­чила со своими бывшими колониями.

В середине 80-х годов начался первый значительный рост числа дву­сторонних инвестиционных соглашений — западноевропейские страны стали их подписывать с начавшими реформы социалистическими странами Европы. До этого соглашения заключались лишь с Югославией, где были элементы рыночной экономики (с Францией — в 1974 г., Нидерландами — в 1976 г. и Швецией — в 1978 г.). В 1984 г. первые соглашения были заключены с Болгарией, в 1986 г. — с Венгрией, в 1987 г. — с Польшей. Их партнерами стали Финляндия, Мальта, ФРГ, Франция, Бельгия, Люк­сембург, Италия, Нидерланды, Швеция и Кипр. В 1988—1991 гг. начался бум соглашений со всеми странами ЦВЕ, с 1992 г. — и СНГ.

С конца 80-х годов росло число соглашений, заключенных США, а так­же европейскими государствами со странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В середине 90-х годов заметно уве­личилось число соглашений, заключенных между парами развивающихся стран.

В 1989 г. Советский Союз подписал первые двусторонние инвести­ционные соглашения — с Канадой и рядом европейских стран. Сейчас у России такие соглашения заключены более чем с 50 государствами (табл. 6.1).

Основные термины и определении кгльное регулирование международного бизнеса — система мер, сочетающих прямое законодательное регулирование деятельности международного бизнеса в пределах данного государства с ры­чагами таможенной, инвестиционной, налоговой, валютной и ан­тимонопольной политики, призванными защитить и улучшить структуру внутреннего рынка. Двойное налогообложение — взимание с одного и того же дохода иден­тичного налога в разных странах. Обычно применяется к прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее пере­воде за границу. Для защиты от двойного налогообложения за­ключаются межправительственные соглашения, принимаются нор­мативные акты и законы. Международная конвенция — международный договор на уровне прави­тельств стран, устанавливающий взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его. В области регулирования международного бизнеса к числу наиболее известных относятся Парижская конвенция об охране промышленной собственности и Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов. Региональные инструменты регулирования международного бизнеса —-кодексы, договоры, соглашения и декларации, принятые стра­нами — членами региональной интеграционной группировки (например, ЕС) для либерализации внешнеэкономической деятель­ности внутри данного объединения государств. Часто содержат протекционистские меры в отношении фирм третьих стран. Соглашение об иностранных инвестициях — международное соглашение (двустороннее или многостороннее) по гарантированию зарубеж­ных капиталовложений (обычно только прямых) и содействию их привлечения в национальную экономику.

Вопросы для самоконтроля

Каковы основные черты национального регулирования между­народного бизнеса в США и странах Европейского Союза?

С какими законодательными ограничениями сталкиваются управ­ляющие ТНК в большинстве развивающихся стран?

Чем вызвана необходимость реализации межгосударственного регулирования международного бизнеса?

Какова специфика воздействия региональных инструментов регу­лирования международного бизнеса?

В чем заключается суть проблемы двойного налогообложения?

Какие характерные черты межгосударственных инвестиционных соглашений необходимо учитывать при разработке глобальных стратегий менеджмента?

Назовите основные особенности географического распределения межгосударственных соглашений о ликвидации двойного налого­обложения и инвестиционных соглашений.

Литература

Государственная экономическая политика США: современные тсндснции/Ин-т США и Канады РАН; Отв. ред. В.Б. Супян. М: Наука, 2002.

Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве/Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова. М.: ИНФРА-М, 1998.

Дэниеле Дж.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые опсрации/Пср. с англ. М.: Дело, 1998.

Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. 2-е изд. М: УРСС, 2004 (гл. 2 — зарубежный опыт).

Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. Рос-тов-н/Д, 2000.

World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National and International Perspectives/UNCTAD. NY., Geneva, 2003 ().

World Investment Directory 2003: Country Pro files/UN СТА D. NY — Geneva, 2003 (only Part С = Legal Framework).

UNCTAD Scries on Issues on International Investment Agreement. NY — Geneva, 1999—2000 (Серия монографий по инвестиционным со­глашениям, двойному налогообложению, защите прав собствен­ности и др.).

International Cooperation in Tax Matters/UN Department of Economic and Social Affairs. NY., 1998.

10. Competitive and Cooperative Micromanagement: The Challenges of Structural Intcrdepcndcncc/Ed. by BoydG. Aldershot, Brookfield, 1995 (New Horizons in International Business).

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА —

ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ

ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Если действенные многосторонние инвестиционные соглашения на глобальном уровне (начиная от Гаванской хартии 1948 г. и до современ­ных проектов, разрабатываемых под эгидой ВТО) принять пока не удается из-за принципиальных разногласий наиболее развитых и самых бедных государств, а сфера деятельности региональных соглашений покрывает лишь пространство наиболее развитых интеграционных группировок (прежде всего ЕС), то двусторонние инвестиционные соглашения охватили уже весь мир.

Первое двустороннее инвестиционное соглашение было подписано в 1959 г., а к настоящему времени в них участвует уже 176 государств, причем за 1990-—2002 г. число таких соглашений увеличилось почти в 6 раз и достигло 2181.

Инвестиционные соглашения между двумя высокоразвитыми в про­мышленном отношении странами не заключаются. Развитые страны за­ключали соглашения с новыми членами ОЭСР (Чехией, Польшей, Венгрией, Словакией, Республикой Корея, Мексикой) в основном до их вступления в эту организацию (одно из немногих исключений — чешско-итальянское соглашение 1996 г.). Это связано с тем, что в декабре 1961 г. почти сразу после возникновения Организации экономического сотрудничества и раз­вития все 20 стран-учредителей подписали Кодекс либерализации движе­ния капитала (фактически многостороннее инвестиционное соглашение) — к тому моменту между странами — членами ОЭСР было заключено только западногерманско-греческое соглашение. В июне 1976 г. (а к тому времени к ОЭСР присоединились также Япония, Финляндия, Австралия и Новая Зеландия) государства-члены подписали Декларацию об иностранных инвестициях и многонациональных компаниях. В настоящее время действует ее редакция от 2000 г., подписанная уже 30 странами — членами ОЭСР.

Множество двусторонних инвестиционных соглашений (к которым целесообразно отнести и соглашения отдельных стран с ЕС в целом) имеют существенно разное содержание. Тем не менее можно выделить несколько основных задач, которые будут решаться посредством всех этих соглашений.

Прежде всего соглашения должны защищать капиталовложения, осу­ществленные фирмами одной страны в другом государстве. В 60—70-е годы соглашения обычно заключались между высокоразвитой и экономи­чески отсталой страной и имели ярко выраженный односторонний харак­тер защиты капиталов промышленно развитой страны. Такие соглашения до сих пор регламентируют порядок получения ТНК адекватной компен­сации от правительства отсталого государства в случае оформленной в законном порядке национализации иностранной собственности. В целом инвестиционные соглашения гарантируют 7% накопленных ПИИ в мире, причем в развивающихся и бывших социалистических странах, где наи­более велики риски конфискации и других внеэкономических потерь капиталовложений ТНК, показатель достигает 22%.

Кроме того, значительная часть инвестиционных соглашений преду­сматривает облегчение процедур инвестирования и регламентирует веде­ние переговоров по реализации проектов, а также устанавливает порядок разрешения возникающих конфликтов сторон.

Тенденция к либерализации в мире, сопровождающаяся процессом масштабной приватизации во многих развивающихся и постсоциалисти­ческих странах, привела к тому, что угроза национализации в большин­стве стран отошла на второй план. Кроме того, все чаще инвестиционные соглашения заключаются между двумя равными партнерами. Например, с конца 80-х годов Польша, Чехия и Венгрия заключили такие соглаше­ния и друг с другом, и с большинством членов ОЭСР, и с другими бывшими социалистическими странами ЦВЕ, а также с рядом азиатских, африкан­ских и латиноамериканских государств. При этом уже 45% соглашений заключено между двумя развивающимися или двумя постсоциалистиче­скими странами без участия стран ОЭСР. В связи с этим новые соглашения в основном посвящены мерам взаимного стимулирования притока ино­странных капиталовложений. Соответствующие разделы добавлены и во многие соглашения, заключенные в 70—80-е годы.

В результате постепенно вырабатывается некоторый международный стандарт двусторонних инвестиционных соглашений. Прежде всего в них дается унифицированное определение иностранных инвестиций, устанав­ливаются единые критерии различия прямых и портфельных капитало­вложений, количественные параметры отнесения инвестиционных проектов к мелким или, наоборот, крупным. Это вызвано тем, что инвес­тиционные соглашения нацелены преимущественно на защиту и особую поддержку прямых капиталовложений среднего и крупного размера.

Далее в подавляющем большинстве соглашений устанавливаются правила инвестирования на начальной стадии реализации проектов и даль­нейший режим функционирования предприятий с участием иностранного капитала. Кроме того, обозначаются государственные гарантии, предо­ставляемые инвесторам, и определяются правила выплаты им компенса­ции в случае полной или частичной экспроприации собственности, и пра­вила перевода за рубеж полученной в стране прибыли, а также возможности вернуть на родину основной капитал. В соглашении могут быть отдельно определены условия реинвестирования прибыли и получения займов за рубежом. Часто в этих соглашениях устанавливается взаимный режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Завершающим элементом почти любого инвестиционного соглаше­ния является описание процедуры разрешения возникающих конфликт­ных ситуаций как на межправительственном уровне, так и в случае пере­говоров частной компании одной страны с властями другой страны.

Содержание инвестиционных соглашений, заключаемых в последние годы, выходит далеко за рамки этих общераспространенных элементов. Например, японско-сингапурское соглашение 2002 г. заключает в себе помимо прочего правила определения происхождения товара, устанавли­вает таможенные процедуры для внутрифирменных поставок, регламен­тирует торговлю услугами (прежде всего финансовыми и связи). Кроме того, в соглашении рассматриваются проблемы трансграничных поездок сотрудников компаний и взаимного признания их дипломов, регламенти­руются многонациональные научно-технические исследования и устанав­ливаются процедуры защиты интеллектуальной собственности. При этом соглашение предусматривает проведение мониторинга инвестиционной деятельности и в Японии, и в Сингапуре.

Наибольшее число двусторонних инвестиционных соглашений (более чем по 90) заключили Великобритания, Франция, Германия, Швейцария, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Китай и Румыния. Фирмы пер­вых восьми стран входят в число важнейших инвесторов за рубежом, а Китай является крупнейшим реципиентом иностранных капиталовложе­ний среди развивающихся государств. Пример Румынии, не входящей в число ни основных инвесторов, ни крупных реципиентов ПИИ, показыва­ет, что иногда власти пытаются при помощи заключения большого числа инвестиционных соглашений стимулировать внешнеэкономические связи национальных компаний. По числу заключенных соглашений (от 61 до 90) выделяются также Италия, Польша, Республика Корея, Малайзия, Тур­ция и Египет. Из ключевых экономических держав наименьшее число дву­сторонних соглашений заключила Япония (только с 10 странами, в том числе в 1998 г. с Россией). Среди стран ЕС меньше 30 двусторонних инвес­тиционных соглашений подписано только у Ирландии. США участвуют в 45 двусторонних соглашениях (14 — со странами ЦВЕ).

В 60—70-е годы далеко не все промышленно развитые страны заклю­чали значительное число двусторонних инвестиционных соглашений. Например, в тот период Испания, Канада и Австралия не заключили ни одного соглашения, а Дания и Япония —- по одному. Великобритания подписала первые соглашения лишь в 1975 г. Наибольшую активность проявила Швейцария, заключившая в 1961-—1979 гг. 32 соглашения (почти 3/4 — с африканскими странами). В 80-е годы заметно выросло число соглашений с участием Великобритании, половину из которых она заклю­чила со своими бывшими колониями.

В середине 80-х годов начался первый значительный рост числа дву­сторонних инвестиционных соглашений — западноевропейские страны стали их подписывать с начавшими реформы социалистическими странами Европы. До этого соглашения заключались лишь с Югославией, где были элементы рыночной экономики (с Францией — в 1974 г., Нидерландами — в 1976 г. и Швецией — в 1978 г.). В 1984 г. первые соглашения были заключены с Болгарией, в 1986 г. — с Венгрией, в 1987 г. — с Польшей. Их партнерами стали Финляндия, Мальта, ФРГ, Франция, Бельгия, Люк­сембург, Италия, Нидерланды, Швеция и Кипр. В 1988—1991 гг. начался бум соглашений со всеми странами ЦВЕ, с 1992 г. — и СНГ.

С конца 80-х годов росло число соглашений, заключенных США, а так­же европейскими государствами со странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В середине 90-х годов заметно уве­личилось число соглашений, заключенных между парами развивающихся стран.

В 1989 г. Советский Союз подписал первые двусторонние инвести­ционные соглашения — с Канадой и рядом европейских стран. Сейчас у России такие соглашения заключены более чем с 50 государствами (табл. 6.1).

Основные термины и определении кгльное регулирование международного бизнеса — система мер, сочетающих прямое законодательное регулирование деятельности международного бизнеса в пределах данного государства с ры­чагами таможенной, инвестиционной, налоговой, валютной и ан­тимонопольной политики, призванными защитить и улучшить структуру внутреннего рынка. Двойное налогообложение — взимание с одного и того же дохода иден­тичного налога в разных странах. Обычно применяется к прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее пере­воде за границу. Для защиты от двойного налогообложения за­ключаются межправительственные соглашения, принимаются нор­мативные акты и законы. Международная конвенция — международный договор на уровне прави­тельств стран, устанавливающий взаимные права и обязанности государств, ратифицировавших его. В области регулирования международного бизнеса к числу наиболее известных относятся Парижская конвенция об охране промышленной собственности и Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов. Региональные инструменты регулирования международного бизнеса —-кодексы, договоры, соглашения и декларации, принятые стра­нами — членами региональной интеграционной группировки (например, ЕС) для либерализации внешнеэкономической деятель­ности внутри данного объединения государств. Часто содержат протекционистские меры в отношении фирм третьих стран. Соглашение об иностранных инвестициях — международное соглашение (двустороннее или многостороннее) по гарантированию зарубеж­ных капиталовложений (обычно только прямых) и содействию их привлечения в национальную экономику.

Вопросы для самоконтроля

Каковы основные черты национального регулирования между­народного бизнеса в США и странах Европейского Союза?

С какими законодательными ограничениями сталкиваются управ­ляющие ТНК в большинстве развивающихся стран?

Чем вызвана необходимость реализации межгосударственного регулирования международного бизнеса?

Какова специфика воздействия региональных инструментов регу­лирования международного бизнеса?

В чем заключается суть проблемы двойного налогообложения?

Какие характерные черты межгосударственных инвестиционных соглашений необходимо учитывать при разработке глобальных стратегий менеджмента?

Назовите основные особенности географического распределения межгосударственных соглашений о ликвидации двойного налого­обложения и инвестиционных соглашений.

Литература

Государственная экономическая политика США: современные тсндснции/Ин-т США и Канады РАН; Отв. ред. В.Б. Супян. М: Наука, 2002.

Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве/Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова. М.: ИНФРА-М, 1998.

Дэниеле Дж.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые опсрации/Пср. с англ. М.: Дело, 1998.

Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. 2-е изд. М: УРСС, 2004 (гл. 2 — зарубежный опыт).

Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. Рос-тов-н/Д, 2000.

World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National and International Perspectives/UNCTAD. NY., Geneva, 2003 ().

World Investment Directory 2003: Country Pro files/UN СТА D. NY — Geneva, 2003 (only Part С = Legal Framework).

UNCTAD Scries on Issues on International Investment Agreement. NY — Geneva, 1999—2000 (Серия монографий по инвестиционным со­глашениям, двойному налогообложению, защите прав собствен­ности и др.).

International Cooperation in Tax Matters/UN Department of Economic and Social Affairs. NY., 1998.

10. Competitive and Cooperative Micromanagement: The Challenges of Structural Intcrdepcndcncc/Ed. by BoydG. Aldershot, Brookfield, 1995 (New Horizons in International Business).

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА —

ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ

ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ