Глава 79. Дополнительные группы фактов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
Обсуждавшиеся три группы фактов являются центральными для проблемы
свободы и всегда таковыми считались. Но они не единственные, исходя из кото$
рых можно строить аргументацию. Этическая действительность полна другими
феноменами, которые столь же определенно соотнесены со свободой и потому
тоже имеют некоторый вес в качестве аргументов. Эти феномены лишь занима$
ют не столь центральное место и в качестве аргументов менее сильны. Но не сто$
ит думать, что их можно было бы свести к уже рассмотренным группам фактов.
Они совершенно самостоятельны. Поэтому, пройдя некоторый отбор, они за$
служивают здесь упоминания.
Так, существует, например, нравственное чувство достойности и недостой$
ности — к примеру, наслаждаться счастьем, переживать нечто значительное,
пользоваться любовью, доверием, дружбой, или даже только обладать каким$то
внешним благом. Такое чувство достойности в нравственно зрелом человеке
наиболее дифференцировано в отношении собственной личности, но столь же
принципиально, пусть и не столь же точно, распространяется и на чужие лич$
ности. При этом оно является абсолютно непосредственным, предшествую$
щим всякой рефлексии. Это свидетельствует об элементарном требовании
нравственного чувства к личности предоставлять тому ценному, что ей пред$
ставлется, некий противовес в собственном нравственном бытии, в известной
638 Часть 3. Раздел IV
степени устанавливать некое ценностное равновесие. Это требование было бы
бессмысленно, если бы личность не была способна к такому своеобразному, са$
мостоятельному ценностному содержанию, и даже если бы она не обладала им.
Но условие несения ценностей личности есть свобода, и это обладание ими тем
более есть свобода личности. Характерно, что этот феномен остается тем же и
при его переворачивании. Ведь существует и обратное требование личности к
жизни, и даже — слишком по$человечески — от судьбы, чтобы достойному
ценное доставалось в меру его достойности. Хотя человек не способен испол$
нить подобного требования, и равнодушие жизни к нему стало притчей во язы$
цех (вспомнить, к примеру, о солнце, которое сияет над правым и неправым);
но тем не менее оно коренится исключительно глубоко в нравственном чувстве
и, пожалуй, может считаться самой популярной из всех форм проявления нрав$
ственного сознания. Человек, не радующийся счастью невинного или того, кто
его заслужил, не возмущающийся триумфом порочного, по праву считается мо$
рально извращенным. Здесь заключен также субъективный и как таковой оп$
равданный корень всякого эвдемонизма. Потому что дело здесь не в исполне$
нии требования, но в самой его спонтанности. Подобно тому как постулат че$
ловеческой эвдемонии не просто является общечеловеческой утопией, но как
перспектива утверждает свое место и в критической этике.
Подобным образом свобода личности выражается и в воздаянии, мести, нака$
зании, награде и во всем, что им родственно. Не о праве наказывать идет здесь
речь, как и не о расхожей «порочности» мести, или даже о моральной неадекват$
ности награды. Речь идет просто о смысле самого этого феномена, независимо
от моральной ценности и неценности.Итут опять очевидно, что они связывают$
ся с реальной сущностью личности, которая считается зачинателем чего$либо и
вознаграждается как таковая. Если это не так, если личность не имеет никакой
реальной свободы, то вознаграждение, месть, наказание не только спорны, с по$
зиций нравственности, но просто$напросто бессмысленны, только кажимость.
Иначе говоря: месть тогда — не месть, но трагическое недоразумение, наказа$
ние — не наказание, а только новое зло в этом мире.
Точно так же свобода личности отражается в возмездии, мести, наказании,
вознаграждении и во всем, что этому сродни. Не о праве наказания идет здесь
дело, равно как и не о многократно обсуждавшейся «предосудительности» мес$
ти, и даже не о моральной двусмысленности воздействия при помощи вознагра$
ждения. Дело идет просто о смысле самих этих феноменов, независимо от мо$
ральной ценности или неценности. И тут опять очевидно, что они соотносятся с
реальным ядром личности, которое берется как автономный инициатор и кото$
рому воздается как таковому. Если такового не существует, если личность не об$
ладает реальной свободой, то возмездие, месть, наказание не только нравствен$
но уязвимы, но решительно бессмысленны, оказываются феноменами чистой
видимости. Последнее — в буквальном смысле: месть тогда вовсе не месть, но
трагическое недоразумение, наказание — вовсе не наказание, а не что иное как
излишнее зло в мире.
Подобным образом дело обстоит со всяким доминированием, господством
личности, да и с жаждой власти и с высокомерием. Здесь налицо исключитель$
но спонтанное отношение к другим личностям. Это не слепое насилие со сто$
роны какой$то грубой силы, но насилие зрячее — со стороны инициативы, ко$
Глава 79. Дополнительные группы фактов 639
торая проявляется в том, что она принципиально отрицает, подчиняет чужую
инициативу, присваивает себе ее право. Смысл жажды власти и высокомерия —
это, в сущности, не чрезмерное притязание личности на ценности, но ее непо$
мерное стремление к свободе. А потому нарушение чужой свободы. Высоко$
мерный как таковой не тщеславен, ведь тщеславный может быть и покорным.
Как в смирении нет угнетенности, но есть спонтанное подчинение, так в высо$
комерии и в жажде власти есть спонтанная экспансия и непомерная жажда сво$
боды. Здесь в феномене свобода непосредственно очевидна в своей извращен$
ной форме, в своей чрезмерности и надменности. То есть этот феномен этиче$
ски осмыслен — даже в своей контрценности — только как проявление реаль$
ной свободы.
Это примеры. Нравственная жизнь демонстрирует изобилие подобных фе$
номенов. Все виды межличностных отношений, все собственно умонастроени
обнаруживают одну и ту же метафизическую предпосылку, а именно — в их це$
левой точке. Они имеют своей целью чужую личность как самоопределяющее$
ся, вменяемое, ответственное существо. Правда, в ненависти и любви это видно
не так отчетливо1, но, пожалуй, четче — в уважении, презрении, почитании,
восхищении, недоброжелательстве, ревности; еще яснее — в вере, доверии, на$
дежности, обещании, симпатии, совете; но и в недоверии, сомнении (по отно$
шению к кому$то), обмане, умолчании и т. д.
Обсуждавшиеся три группы фактов являются центральными для проблемы
свободы и всегда таковыми считались. Но они не единственные, исходя из кото$
рых можно строить аргументацию. Этическая действительность полна другими
феноменами, которые столь же определенно соотнесены со свободой и потому
тоже имеют некоторый вес в качестве аргументов. Эти феномены лишь занима$
ют не столь центральное место и в качестве аргументов менее сильны. Но не сто$
ит думать, что их можно было бы свести к уже рассмотренным группам фактов.
Они совершенно самостоятельны. Поэтому, пройдя некоторый отбор, они за$
служивают здесь упоминания.
Так, существует, например, нравственное чувство достойности и недостой$
ности — к примеру, наслаждаться счастьем, переживать нечто значительное,
пользоваться любовью, доверием, дружбой, или даже только обладать каким$то
внешним благом. Такое чувство достойности в нравственно зрелом человеке
наиболее дифференцировано в отношении собственной личности, но столь же
принципиально, пусть и не столь же точно, распространяется и на чужие лич$
ности. При этом оно является абсолютно непосредственным, предшествую$
щим всякой рефлексии. Это свидетельствует об элементарном требовании
нравственного чувства к личности предоставлять тому ценному, что ей пред$
ставлется, некий противовес в собственном нравственном бытии, в известной
638 Часть 3. Раздел IV
степени устанавливать некое ценностное равновесие. Это требование было бы
бессмысленно, если бы личность не была способна к такому своеобразному, са$
мостоятельному ценностному содержанию, и даже если бы она не обладала им.
Но условие несения ценностей личности есть свобода, и это обладание ими тем
более есть свобода личности. Характерно, что этот феномен остается тем же и
при его переворачивании. Ведь существует и обратное требование личности к
жизни, и даже — слишком по$человечески — от судьбы, чтобы достойному
ценное доставалось в меру его достойности. Хотя человек не способен испол$
нить подобного требования, и равнодушие жизни к нему стало притчей во язы$
цех (вспомнить, к примеру, о солнце, которое сияет над правым и неправым);
но тем не менее оно коренится исключительно глубоко в нравственном чувстве
и, пожалуй, может считаться самой популярной из всех форм проявления нрав$
ственного сознания. Человек, не радующийся счастью невинного или того, кто
его заслужил, не возмущающийся триумфом порочного, по праву считается мо$
рально извращенным. Здесь заключен также субъективный и как таковой оп$
равданный корень всякого эвдемонизма. Потому что дело здесь не в исполне$
нии требования, но в самой его спонтанности. Подобно тому как постулат че$
ловеческой эвдемонии не просто является общечеловеческой утопией, но как
перспектива утверждает свое место и в критической этике.
Подобным образом свобода личности выражается и в воздаянии, мести, нака$
зании, награде и во всем, что им родственно. Не о праве наказывать идет здесь
речь, как и не о расхожей «порочности» мести, или даже о моральной неадекват$
ности награды. Речь идет просто о смысле самого этого феномена, независимо
от моральной ценности и неценности.Итут опять очевидно, что они связывают$
ся с реальной сущностью личности, которая считается зачинателем чего$либо и
вознаграждается как таковая. Если это не так, если личность не имеет никакой
реальной свободы, то вознаграждение, месть, наказание не только спорны, с по$
зиций нравственности, но просто$напросто бессмысленны, только кажимость.
Иначе говоря: месть тогда — не месть, но трагическое недоразумение, наказа$
ние — не наказание, а только новое зло в этом мире.
Точно так же свобода личности отражается в возмездии, мести, наказании,
вознаграждении и во всем, что этому сродни. Не о праве наказания идет здесь
дело, равно как и не о многократно обсуждавшейся «предосудительности» мес$
ти, и даже не о моральной двусмысленности воздействия при помощи вознагра$
ждения. Дело идет просто о смысле самих этих феноменов, независимо от мо$
ральной ценности или неценности. И тут опять очевидно, что они соотносятся с
реальным ядром личности, которое берется как автономный инициатор и кото$
рому воздается как таковому. Если такового не существует, если личность не об$
ладает реальной свободой, то возмездие, месть, наказание не только нравствен$
но уязвимы, но решительно бессмысленны, оказываются феноменами чистой
видимости. Последнее — в буквальном смысле: месть тогда вовсе не месть, но
трагическое недоразумение, наказание — вовсе не наказание, а не что иное как
излишнее зло в мире.
Подобным образом дело обстоит со всяким доминированием, господством
личности, да и с жаждой власти и с высокомерием. Здесь налицо исключитель$
но спонтанное отношение к другим личностям. Это не слепое насилие со сто$
роны какой$то грубой силы, но насилие зрячее — со стороны инициативы, ко$
Глава 79. Дополнительные группы фактов 639
торая проявляется в том, что она принципиально отрицает, подчиняет чужую
инициативу, присваивает себе ее право. Смысл жажды власти и высокомерия —
это, в сущности, не чрезмерное притязание личности на ценности, но ее непо$
мерное стремление к свободе. А потому нарушение чужой свободы. Высоко$
мерный как таковой не тщеславен, ведь тщеславный может быть и покорным.
Как в смирении нет угнетенности, но есть спонтанное подчинение, так в высо$
комерии и в жажде власти есть спонтанная экспансия и непомерная жажда сво$
боды. Здесь в феномене свобода непосредственно очевидна в своей извращен$
ной форме, в своей чрезмерности и надменности. То есть этот феномен этиче$
ски осмыслен — даже в своей контрценности — только как проявление реаль$
ной свободы.
Это примеры. Нравственная жизнь демонстрирует изобилие подобных фе$
номенов. Все виды межличностных отношений, все собственно умонастроени
обнаруживают одну и ту же метафизическую предпосылку, а именно — в их це$
левой точке. Они имеют своей целью чужую личность как самоопределяющее$
ся, вменяемое, ответственное существо. Правда, в ненависти и любви это видно
не так отчетливо1, но, пожалуй, четче — в уважении, презрении, почитании,
восхищении, недоброжелательстве, ревности; еще яснее — в вере, доверии, на$
дежности, обещании, симпатии, совете; но и в недоверии, сомнении (по отно$
шению к кому$то), обмане, умолчании и т. д.