Глава 41. Полнота
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Отношение к благу и благородству. Отказ от телеологии
К ценностной группе блага кроме него самого и благородства можно причис$
лить еще и ценности полноты и чистоты, которые, правда, обе уже являются бо$
лее частными и обнаруживают большую материальную определенность, но тем
не менее находятся по эту сторону собственно ценностей добродетели и в них,
точно так же, как и первые две, уже предполагаются.
Глава 41. Полнота 389
Интересно, что в этих двух основных ценностях явно вновь проявляется по$
зитивная ценностная противоположность. В одном только этом уже легко уви$
деть, что обычно и подтверждается, что они вместе составляют особую ценно$
стную группу. Но подобная противопоставленность связывает полноту и с бла$
городством. Из этой двойной антитетики явствует, что полнота занимает про$
межуточное аксиологическое положение между благородством и чистотой. По
отношению же к благу все три ценности занимают принципиально одинаковое
положение.
Сила благородства — в его направленности на определенные ценности, кото$
рым отдано предпочтение. Его слабость в односторонности. Телеология исклю$
чительного не может исчерпывать телеологию ценностей. Но такого рода исчер$
пание—в границах человеческих возможностей—это тоже некая задача и нека
самоценность. И в сущности человеческого этоса существует тенденция, на$
правленная на исчерпание ценностей, на обладание ценностным многообрази$
ем во всей его полноте. По материи она сродни уже рассмотренным под рубри$
кой ценностных противоположностей ценностям широты типа, гармонии, кон$
фликту и усложнению, в то время как благородство, напротив,— подпадает под
ценность высоты типа, единства и простоты.
Ценность указанной тенденции как некоего основного нравственного облика
есть ценность полноты. Задача в данном случае — это объединение ценностных
тенденций ввиду многообразия и величины соответствующего видимого ценно$
стного дифференцирования. Не единство стремления, с этой точки зрения, яв$
ляется высшим, но многосторонность и множественность стремлений, и кроме
того — идеальная всесторонность ценностного участия, сквозь призму которого
понимается все и делаются все этические оценки в любых жизненных ситуациях;
и вместе с тем важность имеет и величина аксиологического содержания и его
используемость в личности, этическое величие в смысле вместительности дл
всего, что ценно само по себе, позитивный размах ценностного чувства. Проти$
воположностью является не$ценность нравственной ограниченности и черство$
сти, неспособность к причастности ценностям и к их использованию, упроще$
ние жизни вследствие ценностной слепоты, незрелые решения и непонимание
данного богатства ценностей, внутреннее обеднение и искажение этоса.
Поскольку дело во всяком моральном облике,— по меньшей мере, в тенден$
ции — идет о телеологии ценностей, в случае с полнотой, в отличие от блага и
благородства, затрагивается телеология не высшего или исключительного, но
«телеология всех ценностей», насколько они доступны взгляду. Но это невоз$
можно. Целестремительная тенденция должна быть единой, иначе она уничто$
жит самое себя. Получается так, что в этосе полноты момент телеологии сам от$
ходит на второй план. Его место занимает внутренняя позиция всесторонней от$
крытости, причастности к ценностям и их использования. Правда, о чисто внут$
ренней телеологии установки, интереса, даже причастности вполне можно гово$
рить и здесь. И от нравственной ценности полноты она, пожалуй, фактически
неотделима. Но актуальность этой тенденции отходит на второй план вместе с
увеличением содержания.
В равном смысле можно сказать, что на второй план отходит и значение ие$
рархии. И низшие ценности в этосе полноты получают свое право. Ценност$
ное изобилие действительного, как и самого царства идеальных ценностей, яв$
390 Часть 2. Раздел IV
ляется всесторонним. Здесь обнаруживается противовес доминированию ие$
рархии и высших ценностей.
b) Ценностный синтез в этосе полноты
Полнота есть ценность аксиологического синтеза вообще в человеческой
жизни. Степень переплетенности ценностных моментов составляет в ней смысл
нового. Конечно, величина многообразия не может разрушить единства. Но
единство само является синтетическим, некоей переработкой, органическим
объединением. С величиной содержания как раз этот тип единства должен рас$
ти. Само объективное ценностное изобилие,— а каждое переживание приносит
некое содержание,— ставит перед личностью требование все нового синтеза.
В этом объективном смысле принцип ценности полноты можно выразить как
высшее единство высшего многообразия. Этот ценностный принцип действует и
в других областях, например в эстетической. Но в данном случае это есть прин$
цип этического содержания личности и конкретной организации жизни. Ценно$
стные ростки есть всюду, каждый предъявляет личности некое требование, вы$
двигает как бы претензию на ее понимание, подхватывание, продолжение. Вся$
кое переживание есть полная ценность; но не каждый стоит на высоте того, что
ему доводится пережить. Этос личности должен еще врасти в то богатство, кото$
рое свалилось на него с неба. Обычным явлением оказывается несостоятель$
ность человека перед ценностным изобилием его жизни, аксиологическое упу$
щение в себе самом и в окружающем. Основным условием бытия нравственного
существа является как раз синтетическое единство самого этоса.
Человек никогда морально не готов. Своим нравственным ростом он сам
строит, делает себя объектом своей собственной реализации, даже и не жела
того. Свой собственный синтез он осуществляет в своей направленности на цен$
ностное многообразие жизни, в увеличении своего схватывания и своей прича$
стности. При развитом схватывании ценностей,— и чем оно объективнее, тем в
большей степени — человеку удается организовать свою собственную, единст$
венную и неповторимую жизнь в совершенное созвучие, в реальную симфонию
ценностей.
То, что действительно для личности, то mutatis mutandis действительно и дл
всего этического бытия. И человеческие отношения допускают тот же самый
ценностный синтез. Каждая ситуация обнаруживает некий ценностный росток,
каждая может быть использована в своем своеобразии, а может быть и упущена.
И в этом отношении человек тоже есть ответственный участник творения при$
сутствия, в чьи руки дано все богатство, ваятель этической действительности, в
которой он живет. Подобным образом дело обстоит и с синтезом этических идеа$
лов. И здесь, в перспективном видении богатство многообразия оказываетс
ценным. Идеалы морально ограниченного и убогого человека сами ограничены
и убоги. То же самое, в конце концов, происходит в структуре целокупности; и
здесь многообразие и требование ценностного синтеза повторяются. Отличие
заключается только в том, что здесь синтез происходит помимо этоса индивида.
Человек здесь оказывается строительным материалом целого.
Глава 41. Полнота 391
c) Душевная широта и ее отношение ко злу
Этос полноты предполагает широту души, вместимость для всего. Особое зна$
чение это приобретает в свете нравственного конфликта. Как конфликт откры$
вает глубины, так и ценностное изобилие. С этой точки зрения, конфликт в выс$
шем смысле позитивен и ценен. Страх перед конфликтом, отступление есть про$
явление моральной ограниченности. Даже трагическому конфликту, из которого
нельзя выйти невинным, должно быть место. Именно в нем расширяется этос.
Неспособный к конфликту не способен и к трагизму. Он морально недалек, в
серьезных жизненных конфликтах он несет проклятье смешливости. Такой че$
ловек отмечен печатью трагикомизма.
Отсюда ясно, что этос полноты в одном пункте прямо противопоставлен это$
су благородства: он не эксклюзивен, причем не исключает из себя не только низ$
шие ценности, но в определенных рамках даже и контрценное. В смысле широ$
ты на самом деле всякому содержанию моральной жизни присуща ценность — и
борьбе, страданию, несчастью, и тщетному стремлению, хлопотам или страстям,
поражению, равно как и преодолению, даже неудаче, упущению, провинности и
несению вины. Не о ценностях страдания или свободы (которые здесь тоже глу$
боко сопричастны друг другу) идет здесь речь; напротив, во всем этом есть еще и
другая, чисто содержательная ценность — скорее всего ее можно было бы на$
звать величиной переживания, или величиной моральной жизни. Для морально
ограниченного в конечном счете все оказывается лишенным ценности, даже в
себе ценное; для великодушного, наоборот, «все» ценно, в том числе и в себе
контрценное. Нет никакого другого пути к этической зрелости и развитию, как
путь через конфликт самой жизни, через «нравственный опыт» — в том числе и
негативный нравственный опыт, и через него, может, большей частью. Именно
здесь проходит абсолютная граница «обучаемости добродетели». Никто не мо$
жет завещать другому свой нравственный опыт с его собственной, пережитой и
вынесенной тяжестью. Всякое извлечение из чужого опыта неполновесно без
подкрепления собственным и отдает «морализаторством». Конкретные жизнен$
ные ситуации с их этически$конфликтным содержанием — единственное, что
действительно морально воспитывает, формирует ценностный взгляд, образо$
вывает, расширяет и тем самым дает простор для полноты. В этом смысле боль$
шой жизненный опыт, и даже поражения с ошибками ценны.
Конечно, это парадоксально и имеет свои спорные пункты. Но все же право$
мерно. В данной ситуации как раз обнаруживается глубокий ценностный кон$
фликт с благом, подлинная неоспоримая ценностная антиномия. В ценностном
содержании менее ценного телеология высших ценностей имеет свои границы.
Не то чтобы телеология направлялась здесь на неценное как таковое; телеологи
в этосе полноты вообще отодвинута на второй план. А именно другое, не стремя$
щееся, но причастно$исчерпывающее отношение к ценному вообще в известной
степени открывает в том, что с позиций телеологии контрценно, определенное
ценностное содержание. И это отношение нужно понимать не так, как если бы
зло для широты должно было быть оправдано; скорее, зло оправдано ценностью
полноты,— по меньшей мере, содержательно оно ей принадлежит и не только
негативно. Не то чтобы зло было хорошим. Здесь имеет место ценностный ха$
рактер совершенно другого ценностного измерения, лежащий над добром и
392 Часть 2. Раздел IV
злом, именно это здесь является новым и может поучить тому, что именно с по$
зиции высших, нравственных ценностей в конечном счете все этически действи$
тельное может иметь еще одну ценностную сторону. Этика не нуждается ни в ка$
кой метафизической теодицее. Она несет в себе антроподицею — в ценности
полноты — аксиологическое оправдание человека в его несовершенстве.
Чувственный пафос этой ценности — всесторонний аксиологический опти$
мизм. Нужно только остерегаться понимать этот оптимизм эвдемонологически.
Он в принципе находится по ту сторону счастья и несчастья.
Этическая действительность богаче всякой человеческой фантазии, всякой
мечты и поэзии. Человек только грешит в ней всякий миг, если тупо проживает
в ней «мимо». Неразвитость ценностного чувства обедняет его. Предрассудок,
слепота человека проявляется в том, что он не замечает того изобилия, в кото$
ром находится. Этос полноты — тенденция внутреннего оправдания жизни,
достижения того величия, которое у нее есть. Его пафос — это пафос почтени
перед всесторонней ценностной наполненностью, пафос исполненного благо$
дарности знания и, там, где знаний не хватает, пафос предчувствия неисчерпае$
мого. Для того, кто живет в такой установке, всякая ограниченность есть упло$
щение, обеднение, обеспложивание, растрачивание жизни, а у кого это перехо$
дит в намеренную жизненную позицию — недостойное отречение, мелочный
пессимизм и моральная неблагодарность.
a) Отношение к благу и благородству. Отказ от телеологии
К ценностной группе блага кроме него самого и благородства можно причис$
лить еще и ценности полноты и чистоты, которые, правда, обе уже являются бо$
лее частными и обнаруживают большую материальную определенность, но тем
не менее находятся по эту сторону собственно ценностей добродетели и в них,
точно так же, как и первые две, уже предполагаются.
Глава 41. Полнота 389
Интересно, что в этих двух основных ценностях явно вновь проявляется по$
зитивная ценностная противоположность. В одном только этом уже легко уви$
деть, что обычно и подтверждается, что они вместе составляют особую ценно$
стную группу. Но подобная противопоставленность связывает полноту и с бла$
городством. Из этой двойной антитетики явствует, что полнота занимает про$
межуточное аксиологическое положение между благородством и чистотой. По
отношению же к благу все три ценности занимают принципиально одинаковое
положение.
Сила благородства — в его направленности на определенные ценности, кото$
рым отдано предпочтение. Его слабость в односторонности. Телеология исклю$
чительного не может исчерпывать телеологию ценностей. Но такого рода исчер$
пание—в границах человеческих возможностей—это тоже некая задача и нека
самоценность. И в сущности человеческого этоса существует тенденция, на$
правленная на исчерпание ценностей, на обладание ценностным многообрази$
ем во всей его полноте. По материи она сродни уже рассмотренным под рубри$
кой ценностных противоположностей ценностям широты типа, гармонии, кон$
фликту и усложнению, в то время как благородство, напротив,— подпадает под
ценность высоты типа, единства и простоты.
Ценность указанной тенденции как некоего основного нравственного облика
есть ценность полноты. Задача в данном случае — это объединение ценностных
тенденций ввиду многообразия и величины соответствующего видимого ценно$
стного дифференцирования. Не единство стремления, с этой точки зрения, яв$
ляется высшим, но многосторонность и множественность стремлений, и кроме
того — идеальная всесторонность ценностного участия, сквозь призму которого
понимается все и делаются все этические оценки в любых жизненных ситуациях;
и вместе с тем важность имеет и величина аксиологического содержания и его
используемость в личности, этическое величие в смысле вместительности дл
всего, что ценно само по себе, позитивный размах ценностного чувства. Проти$
воположностью является не$ценность нравственной ограниченности и черство$
сти, неспособность к причастности ценностям и к их использованию, упроще$
ние жизни вследствие ценностной слепоты, незрелые решения и непонимание
данного богатства ценностей, внутреннее обеднение и искажение этоса.
Поскольку дело во всяком моральном облике,— по меньшей мере, в тенден$
ции — идет о телеологии ценностей, в случае с полнотой, в отличие от блага и
благородства, затрагивается телеология не высшего или исключительного, но
«телеология всех ценностей», насколько они доступны взгляду. Но это невоз$
можно. Целестремительная тенденция должна быть единой, иначе она уничто$
жит самое себя. Получается так, что в этосе полноты момент телеологии сам от$
ходит на второй план. Его место занимает внутренняя позиция всесторонней от$
крытости, причастности к ценностям и их использования. Правда, о чисто внут$
ренней телеологии установки, интереса, даже причастности вполне можно гово$
рить и здесь. И от нравственной ценности полноты она, пожалуй, фактически
неотделима. Но актуальность этой тенденции отходит на второй план вместе с
увеличением содержания.
В равном смысле можно сказать, что на второй план отходит и значение ие$
рархии. И низшие ценности в этосе полноты получают свое право. Ценност$
ное изобилие действительного, как и самого царства идеальных ценностей, яв$
390 Часть 2. Раздел IV
ляется всесторонним. Здесь обнаруживается противовес доминированию ие$
рархии и высших ценностей.
b) Ценностный синтез в этосе полноты
Полнота есть ценность аксиологического синтеза вообще в человеческой
жизни. Степень переплетенности ценностных моментов составляет в ней смысл
нового. Конечно, величина многообразия не может разрушить единства. Но
единство само является синтетическим, некоей переработкой, органическим
объединением. С величиной содержания как раз этот тип единства должен рас$
ти. Само объективное ценностное изобилие,— а каждое переживание приносит
некое содержание,— ставит перед личностью требование все нового синтеза.
В этом объективном смысле принцип ценности полноты можно выразить как
высшее единство высшего многообразия. Этот ценностный принцип действует и
в других областях, например в эстетической. Но в данном случае это есть прин$
цип этического содержания личности и конкретной организации жизни. Ценно$
стные ростки есть всюду, каждый предъявляет личности некое требование, вы$
двигает как бы претензию на ее понимание, подхватывание, продолжение. Вся$
кое переживание есть полная ценность; но не каждый стоит на высоте того, что
ему доводится пережить. Этос личности должен еще врасти в то богатство, кото$
рое свалилось на него с неба. Обычным явлением оказывается несостоятель$
ность человека перед ценностным изобилием его жизни, аксиологическое упу$
щение в себе самом и в окружающем. Основным условием бытия нравственного
существа является как раз синтетическое единство самого этоса.
Человек никогда морально не готов. Своим нравственным ростом он сам
строит, делает себя объектом своей собственной реализации, даже и не жела
того. Свой собственный синтез он осуществляет в своей направленности на цен$
ностное многообразие жизни, в увеличении своего схватывания и своей прича$
стности. При развитом схватывании ценностей,— и чем оно объективнее, тем в
большей степени — человеку удается организовать свою собственную, единст$
венную и неповторимую жизнь в совершенное созвучие, в реальную симфонию
ценностей.
То, что действительно для личности, то mutatis mutandis действительно и дл
всего этического бытия. И человеческие отношения допускают тот же самый
ценностный синтез. Каждая ситуация обнаруживает некий ценностный росток,
каждая может быть использована в своем своеобразии, а может быть и упущена.
И в этом отношении человек тоже есть ответственный участник творения при$
сутствия, в чьи руки дано все богатство, ваятель этической действительности, в
которой он живет. Подобным образом дело обстоит и с синтезом этических идеа$
лов. И здесь, в перспективном видении богатство многообразия оказываетс
ценным. Идеалы морально ограниченного и убогого человека сами ограничены
и убоги. То же самое, в конце концов, происходит в структуре целокупности; и
здесь многообразие и требование ценностного синтеза повторяются. Отличие
заключается только в том, что здесь синтез происходит помимо этоса индивида.
Человек здесь оказывается строительным материалом целого.
Глава 41. Полнота 391
c) Душевная широта и ее отношение ко злу
Этос полноты предполагает широту души, вместимость для всего. Особое зна$
чение это приобретает в свете нравственного конфликта. Как конфликт откры$
вает глубины, так и ценностное изобилие. С этой точки зрения, конфликт в выс$
шем смысле позитивен и ценен. Страх перед конфликтом, отступление есть про$
явление моральной ограниченности. Даже трагическому конфликту, из которого
нельзя выйти невинным, должно быть место. Именно в нем расширяется этос.
Неспособный к конфликту не способен и к трагизму. Он морально недалек, в
серьезных жизненных конфликтах он несет проклятье смешливости. Такой че$
ловек отмечен печатью трагикомизма.
Отсюда ясно, что этос полноты в одном пункте прямо противопоставлен это$
су благородства: он не эксклюзивен, причем не исключает из себя не только низ$
шие ценности, но в определенных рамках даже и контрценное. В смысле широ$
ты на самом деле всякому содержанию моральной жизни присуща ценность — и
борьбе, страданию, несчастью, и тщетному стремлению, хлопотам или страстям,
поражению, равно как и преодолению, даже неудаче, упущению, провинности и
несению вины. Не о ценностях страдания или свободы (которые здесь тоже глу$
боко сопричастны друг другу) идет здесь речь; напротив, во всем этом есть еще и
другая, чисто содержательная ценность — скорее всего ее можно было бы на$
звать величиной переживания, или величиной моральной жизни. Для морально
ограниченного в конечном счете все оказывается лишенным ценности, даже в
себе ценное; для великодушного, наоборот, «все» ценно, в том числе и в себе
контрценное. Нет никакого другого пути к этической зрелости и развитию, как
путь через конфликт самой жизни, через «нравственный опыт» — в том числе и
негативный нравственный опыт, и через него, может, большей частью. Именно
здесь проходит абсолютная граница «обучаемости добродетели». Никто не мо$
жет завещать другому свой нравственный опыт с его собственной, пережитой и
вынесенной тяжестью. Всякое извлечение из чужого опыта неполновесно без
подкрепления собственным и отдает «морализаторством». Конкретные жизнен$
ные ситуации с их этически$конфликтным содержанием — единственное, что
действительно морально воспитывает, формирует ценностный взгляд, образо$
вывает, расширяет и тем самым дает простор для полноты. В этом смысле боль$
шой жизненный опыт, и даже поражения с ошибками ценны.
Конечно, это парадоксально и имеет свои спорные пункты. Но все же право$
мерно. В данной ситуации как раз обнаруживается глубокий ценностный кон$
фликт с благом, подлинная неоспоримая ценностная антиномия. В ценностном
содержании менее ценного телеология высших ценностей имеет свои границы.
Не то чтобы телеология направлялась здесь на неценное как таковое; телеологи
в этосе полноты вообще отодвинута на второй план. А именно другое, не стремя$
щееся, но причастно$исчерпывающее отношение к ценному вообще в известной
степени открывает в том, что с позиций телеологии контрценно, определенное
ценностное содержание. И это отношение нужно понимать не так, как если бы
зло для широты должно было быть оправдано; скорее, зло оправдано ценностью
полноты,— по меньшей мере, содержательно оно ей принадлежит и не только
негативно. Не то чтобы зло было хорошим. Здесь имеет место ценностный ха$
рактер совершенно другого ценностного измерения, лежащий над добром и
392 Часть 2. Раздел IV
злом, именно это здесь является новым и может поучить тому, что именно с по$
зиции высших, нравственных ценностей в конечном счете все этически действи$
тельное может иметь еще одну ценностную сторону. Этика не нуждается ни в ка$
кой метафизической теодицее. Она несет в себе антроподицею — в ценности
полноты — аксиологическое оправдание человека в его несовершенстве.
Чувственный пафос этой ценности — всесторонний аксиологический опти$
мизм. Нужно только остерегаться понимать этот оптимизм эвдемонологически.
Он в принципе находится по ту сторону счастья и несчастья.
Этическая действительность богаче всякой человеческой фантазии, всякой
мечты и поэзии. Человек только грешит в ней всякий миг, если тупо проживает
в ней «мимо». Неразвитость ценностного чувства обедняет его. Предрассудок,
слепота человека проявляется в том, что он не замечает того изобилия, в кото$
ром находится. Этос полноты — тенденция внутреннего оправдания жизни,
достижения того величия, которое у нее есть. Его пафос — это пафос почтени
перед всесторонней ценностной наполненностью, пафос исполненного благо$
дарности знания и, там, где знаний не хватает, пафос предчувствия неисчерпае$
мого. Для того, кто живет в такой установке, всякая ограниченность есть упло$
щение, обеднение, обеспложивание, растрачивание жизни, а у кого это перехо$
дит в намеренную жизненную позицию — недостойное отречение, мелочный
пессимизм и моральная неблагодарность.