Глава 46. Храбрость
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Участие личности и моральная отвага
Мудрость есть ценность направляющей инстанции в человеке, храбрость —
исполняющей. Мудрость лежит во всеобщем ценностном направлении широ$
ты, храбрость — в направлении силы, свободы, активности, способности стра$
дать. Самый мудрый ценностный взгляд бессилен, если его не поддерживает
некая действующая сила, которая не уступает сопротивлению,— в том числе и
там, где на карту поставлена собственная личность с ее жизнью, благополучи$
ем, счастьем.
Наиболее яркие проявления этой ценности — это внешняя «храбрость», спо$
собность пролить кровь и отдать жизнь, спокойствие перед лицом опасности,
или — как называли это древние — «мужественность» (’ бндсеЯб, virtus). В древно$
сти у воинственных народов храбрость приравнивалась к добродетели вообще.
412 Часть 2. Раздел V
Но в себе эта ценность является более общей. В данном случае имеет место и
решительность, и настойчивость, и выдержка; то есть храбрость повсюду там, где
на самом деле есть риск, где требуется задействование личности или настоятель$
но необходима жертва. Нечто от этого есть, возможно, во всяком подлинном
стремлении, по меньшей мере, пока оно рискованно. В этом общем значении
’ бндсеЯб имеет смысл «мужества» вообще.
Для самостоятельности этой ценности характерно, что она существует незави$
симо от ценности цели, для достижения которой происходит задействование.
Храбрость может, как храбрость Катилины, быть «достойной лучшего дела».
Можно, таким образом, нравственно осудить дело, и все же восхищаться мужест$
вом, которое было в нем проявлено. С превратным представлением о храбрости
как безрассудной отваге, игре с опасностью (которая может дойти до погони за
сенсациями) эта отделяемость от цели не имеет совершенно ничего общего. Одно
было и остается именно подлинной храбростью; если даже дело плохо, то все$таки
субъективно остается вера в нее, которая и является предпосылкой задействова$
ния. Другое только внешне напоминает смелость и преследует цели, которые
лишь кажутся серьезными. Только полное сознательное задействование личности
в дело с риском потерпеть неудачу,— что возможно, когда для кого$то ценность
дела представляется более высокой, чем ценность собственной личности — есть
подлинное мужество, имеющее самостоятельную нравственную ценность.
Эта нравственная ценность уже на самой своей примитивной ступени имеет
характер преодоления себя самого. Самопреодоление это может дойти до само$
отречения и самопожертвования. Парадокс заключается в том, что возрастание
мужества и силы, присущих поступку, прямо зависит от степени сопротивления.
Характеристика ценности настоящей храбрости заключается именно в том, что с
увеличением препятствия, риска, опасности ценность не уменьшается, а растет,
как бы усиливаясь в сопротивлении. Как если бы с усложнением препятствий в
человеке высвобождались все новые и новые моральные силы.
Этот психологически загадочный феномен этически вполне понятен. Муже$
ство, в сущности,—акт свободы. Свобода же никогда не наличествует как суще$
ствующий факт, но всегда возникает впервые в данном конфликте, причем зави$
сит от степени напряженности конфликта. Никто не знает самого себя в этом
пункте до тех пор, пока жизнь не испытает его. Один беспечно берет на себ
слишком много и пасует при первых признаках бедствия. Другой робок, пока
ничего серьезного с ним не происходит, но в критические минуты он оказывает$
ся сильным и неколебимым. Здесь проявляется своего рода скрытая прочность
самой личности. В ней и состоит добродетель храбрости.
b) Нравственное мужество и радость ответственности
Риск всегда бывает там, где берут на себя не только реальные последствия, но
и моральную ответственность. Такая ответственность может затрагивать многое,
в зависимости от того, что личность ставит на кон. Это не обязательно будет тело
или жизнь, это может касаться и чужого благополучия, счастья, судьбы. В этом
случае происходит свободное определение самого себя через определение дру$
гих. Мужество приобретает здесь морально более глубокое значение воли к от$
ветственности, взятия на себя вины. Всюду, где отношения ставят какого$либо
Глава 46. Храбрость 413
человека на руководящее место, мужество совершить поступок есть в первую
очередь функция способности к ответственности и радости ответственности.
Вмешательство в чужую жизнь — а даже повседневность среднего человека тре$
бует этого изо дня в день — это для каждого, у кого есть совесть, несравнимо
бульший риск, более тяжелое испытание на мужественность. Ибо здесь он берет
на себя опасность, вину. Несмотря на это, радость ответственности, которая пе$
ред виной не останавливается, является морально бульшей величиной, страх же
перед ответственностью, трусость, менее ценны. Дело заключается в нравствен$
ном мужестве, в нем имеет место кризис.
В действительности всякое мужество совершить поступок (активность) одно$
временно есть мужество страдать и переживать последствия, неудачу, нести вину.
Наиболее ярко это видно в великих примерах, в геройстве и нравственном вели$
чии; менее заметно — в малом, в конфликтах обычной жизни. И однако в прин$
ципе и здесь и там имеет место одно и то же. Каждый конкретный конфликт тре$
бует мужества решения. Морально трусливый всегда будет склонен держатьс
пассивно, позволять всему идти своим чередом, не думая о том, что он тем са$
мым делается виновным — причем виновным в особенности. Это только кажет$
ся, что трус остается непричастным; в действительности же то, что было в его си$
лах изменить, ложится на него бременем. Самообман только маскирует мораль$
ную лень, неспособность к инициативе, к ответственности.
Нравственная жизнь есть риск и требует мужества во всех своих проявлениях.
Наряду с мужеством совершить поступок имеется мужество выражать свои убе$
ждения, мнения, мужество говорить правду, признаваться в чем$либо, даже что$
бы мыслить нужно мужество; не меньшее мужество — быть самим собой, адек$
ватно оценивать собственные ощущения, быть личностью, мужество испыты$
вать большие чувства, любить, проявлять страсть (здесь особенно имеют место
ложный стыд, страх перед людьми, трусливое притворство); существует даже му$
жество жить, переживать, переносить испытания и искушения, равно как и му$
жество быть счастливым. Выходит так, что и мудрость, претендующая только на
«причастность», тесно связана с более сложной добродетелью храбрости.
a) Участие личности и моральная отвага
Мудрость есть ценность направляющей инстанции в человеке, храбрость —
исполняющей. Мудрость лежит во всеобщем ценностном направлении широ$
ты, храбрость — в направлении силы, свободы, активности, способности стра$
дать. Самый мудрый ценностный взгляд бессилен, если его не поддерживает
некая действующая сила, которая не уступает сопротивлению,— в том числе и
там, где на карту поставлена собственная личность с ее жизнью, благополучи$
ем, счастьем.
Наиболее яркие проявления этой ценности — это внешняя «храбрость», спо$
собность пролить кровь и отдать жизнь, спокойствие перед лицом опасности,
или — как называли это древние — «мужественность» (’ бндсеЯб, virtus). В древно$
сти у воинственных народов храбрость приравнивалась к добродетели вообще.
412 Часть 2. Раздел V
Но в себе эта ценность является более общей. В данном случае имеет место и
решительность, и настойчивость, и выдержка; то есть храбрость повсюду там, где
на самом деле есть риск, где требуется задействование личности или настоятель$
но необходима жертва. Нечто от этого есть, возможно, во всяком подлинном
стремлении, по меньшей мере, пока оно рискованно. В этом общем значении
’ бндсеЯб имеет смысл «мужества» вообще.
Для самостоятельности этой ценности характерно, что она существует незави$
симо от ценности цели, для достижения которой происходит задействование.
Храбрость может, как храбрость Катилины, быть «достойной лучшего дела».
Можно, таким образом, нравственно осудить дело, и все же восхищаться мужест$
вом, которое было в нем проявлено. С превратным представлением о храбрости
как безрассудной отваге, игре с опасностью (которая может дойти до погони за
сенсациями) эта отделяемость от цели не имеет совершенно ничего общего. Одно
было и остается именно подлинной храбростью; если даже дело плохо, то все$таки
субъективно остается вера в нее, которая и является предпосылкой задействова$
ния. Другое только внешне напоминает смелость и преследует цели, которые
лишь кажутся серьезными. Только полное сознательное задействование личности
в дело с риском потерпеть неудачу,— что возможно, когда для кого$то ценность
дела представляется более высокой, чем ценность собственной личности — есть
подлинное мужество, имеющее самостоятельную нравственную ценность.
Эта нравственная ценность уже на самой своей примитивной ступени имеет
характер преодоления себя самого. Самопреодоление это может дойти до само$
отречения и самопожертвования. Парадокс заключается в том, что возрастание
мужества и силы, присущих поступку, прямо зависит от степени сопротивления.
Характеристика ценности настоящей храбрости заключается именно в том, что с
увеличением препятствия, риска, опасности ценность не уменьшается, а растет,
как бы усиливаясь в сопротивлении. Как если бы с усложнением препятствий в
человеке высвобождались все новые и новые моральные силы.
Этот психологически загадочный феномен этически вполне понятен. Муже$
ство, в сущности,—акт свободы. Свобода же никогда не наличествует как суще$
ствующий факт, но всегда возникает впервые в данном конфликте, причем зави$
сит от степени напряженности конфликта. Никто не знает самого себя в этом
пункте до тех пор, пока жизнь не испытает его. Один беспечно берет на себ
слишком много и пасует при первых признаках бедствия. Другой робок, пока
ничего серьезного с ним не происходит, но в критические минуты он оказывает$
ся сильным и неколебимым. Здесь проявляется своего рода скрытая прочность
самой личности. В ней и состоит добродетель храбрости.
b) Нравственное мужество и радость ответственности
Риск всегда бывает там, где берут на себя не только реальные последствия, но
и моральную ответственность. Такая ответственность может затрагивать многое,
в зависимости от того, что личность ставит на кон. Это не обязательно будет тело
или жизнь, это может касаться и чужого благополучия, счастья, судьбы. В этом
случае происходит свободное определение самого себя через определение дру$
гих. Мужество приобретает здесь морально более глубокое значение воли к от$
ветственности, взятия на себя вины. Всюду, где отношения ставят какого$либо
Глава 46. Храбрость 413
человека на руководящее место, мужество совершить поступок есть в первую
очередь функция способности к ответственности и радости ответственности.
Вмешательство в чужую жизнь — а даже повседневность среднего человека тре$
бует этого изо дня в день — это для каждого, у кого есть совесть, несравнимо
бульший риск, более тяжелое испытание на мужественность. Ибо здесь он берет
на себя опасность, вину. Несмотря на это, радость ответственности, которая пе$
ред виной не останавливается, является морально бульшей величиной, страх же
перед ответственностью, трусость, менее ценны. Дело заключается в нравствен$
ном мужестве, в нем имеет место кризис.
В действительности всякое мужество совершить поступок (активность) одно$
временно есть мужество страдать и переживать последствия, неудачу, нести вину.
Наиболее ярко это видно в великих примерах, в геройстве и нравственном вели$
чии; менее заметно — в малом, в конфликтах обычной жизни. И однако в прин$
ципе и здесь и там имеет место одно и то же. Каждый конкретный конфликт тре$
бует мужества решения. Морально трусливый всегда будет склонен держатьс
пассивно, позволять всему идти своим чередом, не думая о том, что он тем са$
мым делается виновным — причем виновным в особенности. Это только кажет$
ся, что трус остается непричастным; в действительности же то, что было в его си$
лах изменить, ложится на него бременем. Самообман только маскирует мораль$
ную лень, неспособность к инициативе, к ответственности.
Нравственная жизнь есть риск и требует мужества во всех своих проявлениях.
Наряду с мужеством совершить поступок имеется мужество выражать свои убе$
ждения, мнения, мужество говорить правду, признаваться в чем$либо, даже что$
бы мыслить нужно мужество; не меньшее мужество — быть самим собой, адек$
ватно оценивать собственные ощущения, быть личностью, мужество испыты$
вать большие чувства, любить, проявлять страсть (здесь особенно имеют место
ложный стыд, страх перед людьми, трусливое притворство); существует даже му$
жество жить, переживать, переносить испытания и искушения, равно как и му$
жество быть счастливым. Выходит так, что и мудрость, претендующая только на
«причастность», тесно связана с более сложной добродетелью храбрости.