Глава 64. Ценность и ценностная индифферентность

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 

a) Многообразие высот ценностных шкал и единство ценностной индифферентности

В редукции таблицы противоположностей (гл. 61 b) было произведено исклю$

чение ценностно индифферентного и его двойного отношения к ценности и не$

ценности. Но поскольку каждая отдельная шкала ценности—неценности вклю$

чает в себя индифферентную точку перехода, то эта точка все$таки оказываетс

вовлечена в основное аксиологическое отношение. И поскольку, с другой сторо$

ны, ценностно индифферентное обозначает положение онтологического как та$

кового по отношению ко всей области ценностной иерархизации, то в этом за$

ключена проблема границы ценностной таблицы. Эта проблема, таким образом,

не может быть совершенно исключена из области ценностных проблем. Она тре$

бует своего особого обсуждения. И оно, как обнаружилось уже при упомянутом

исключении, тем важнее, что иерархия ценностей находится в совершенно опре$

деленном отношении к ценностной индифферентности.

Иерархию ценностей трудно воспринять объективно еще и по той причине,

наряду со всеми границами ценностного видения, что внутри нее нет никакой

точки отсчета уровней. То же самое, само собой разумеется, относится к иерар$

хии неценностей, которая образует продолжение иерархии ценностей «вниз».

Но иерархия по своему положению в «ценностном пространстве» располага$

ется в измерении между полюсами ценности и неценности. В ней есть точка от$

счета, с которой соотносится и ценное, и неценное, и высокое, и низкое, точка

индифферентности. Это нулевая точка в аксиологической системе координат.

Через эту точку проходит плоскость, отделяющая ценности и от неценностей вне

зависимости от их качеств и материй.

Эта плоскость индифферентности едина для всех материально отличных

ценностных шкал, то есть для шкал, на которых располагается каждая отдель$

ная ценность и соответствующая ей неценность. Эти шкалы все пересекают

плоскость индифферентности. Так как ценности, будучи весьма различными

по высоте, связаны с неценностями, а также друг с другом, то и их положение в

отношении ценностной индифферентности необходимо является различным,

что означает, поскольку положение ценностной индифферентности для всех

прочно и абсолютно, что они различаются по своей «абсолютной» высоте поло$

жения в иерархии.

Существует такая ценностная шкала, позитивный полюс которой лишь не$

много возвышается над ценностной индифферентностью, негативный же полюс

лежит глубоко под ней; и существует такая шкала ценностей, позитивный полюс

Глава 64. Ценность и ценностная индифферентность 541

которой значительно возвышается над этим уровнем, тогда как негативный ле$

жит непосредственно под ним. Первого рода явно шкала низших ценностей,

второго — высших.

Здесь подтверждается аксиологический закон, что низшие ценности—самые

сильные, самые же слабые — высшие. «Сила» ценности характеризуется удален$

ностью соответствующей неценности в иерархии от ценностной индифферент$

ности (степенью ее приближенности к ценностям), то есть тяжестью преступле$

ния при нарушении ценности. Это обратно пропорциональное отношение вы$

соты и силы ценности находит свое схематическое выражение в соотнесенности

всех ценностных шкал с единой плоскостью ценностной индифферентности.

b) Относительность ценностных высот и неценностных глубин

ценностной индифферентности

Если не учитывать такого положения дел, то невольно ожидаешь, будто на ка$

ждой ценностной шкале индифферентность должна быть средней точкой, что

ценность и неценность всегда должны быть равноудалены от нее, что безнравст$

венность невыдержанного и добродетель выдержанного, или меньшая ценность

нелюбящего и благо любящего означали бы одну и ту же аксиологическую «ве$

личину», только с обратным знаком.

Это явно неверно. Причем не только потому, что «величина» вообще есть

только метафора и соизмерить различные величины точно невозможно, но и по

всему этому воззрению. Так как либо длина всех ценностных шкал одинакова,

либо нет. В первом случае при этой предпосылке все ценности располагались бы

одинаково высоко над точкой индифферентности, все неценности — одинаково

глубоко под ней. В последнем же случае определенной ценности должна соот$

ветствовать настолько же отстоящая от индифферентности неценность; это,

иначе говоря, должно означать, что более высокие ценности одновременно яв$

ляются более сильными, более низкие же одновременно — более слабыми. И то

и другое неправильно. Первое противоречит очевидному различию высот цен$

ностей, проявляющемуся в ценностном чувстве (например, в различных ценно$

стных и неценностных ответах). Второе же противоречит закону силы, который

гласит прямо противоположное.

Положение дел меняется, если отказаться от предрассудка «средней точки».

Точка индифферентности не является необходимо серединой отдельных ценно$

стных шкал. Она находится, скорее, согласно положению ценности в иерархии,

то ближе к ценности, то ближе к неценности. Она, конечно, может располагать$

ся и посередине; и существует ряд ценностей средней высоты в иерархии, на

шкалах которых это приблизительно подтверждается (например, в случае с храб$

ростью и трусостью, или смирения и гордыни); здесь тогда ценность и нецен$

ность проявляют примерно равной силы аксиологический характер.

Но изменение расположения точки индифферентности на отдельных ценно$

стных шкалах отнюдь не говорит о колебании самой ценностной индифферент$

ности. Напротив, она абсолютна, через нее проходит единая плоскость, в то вре$

мя как шкалы занимают крайне различные положения в отношении этой плос$

кости, что точно соответствует различию ценностных высот. Таким образом,

именно единая взаимосвязь ценностных шкал с ценностной индифферентно$

542 Часть 2. Раздел VIII

стью подтверждает закон силы. Согласно этому закону, более высоко отстоящей

от индифферентности ценности должна соответствовать располагающаяся не на

таком же, но на гораздо меньшем расстоянии от индифферентности (меньшая)

неценность.

Именно это в относительности всех шкал ценностной индифферентности по$

нять весьма просто. Понятно также, что, кроме того все шкалы равной длины

должны быть с математической точностью прямо пропорциональны по высоте и

силе их полюсов. Наличие ценностных отношений, в которых строгого соответ$

ствия не наблюдается, объясняется различием длин шкал, по этим же причинам

ясно, что и в кажущихся исключениях отношение силы не ликвидируется, но

строго соблюдается. Оно усложняется только другой закономерностью, более

точной структуры которой мы не знаем, такой, которая касается различия в рас$

стоянии ценности и неценности от индифферентности на множестве шкал.

Если сравнить с этим упоминавшийся в прошлой главе (63 f) восходящий ряд

ценностей, то он в соответствующих ценностных и неценностных ответах дает

иллюстрацию смещения высот на ценностных шкалах. Нечестность (воровство,

например) преступна; честность, напротив, почти не выдается над плоскостью

ценностной индифферентности, располагается почти на ней. Ложь оскорби$

тельна для чувств, но это не преступление; правдивость же уже заслуживает со$

вершенно позитивного признания. Черствость ни в коем случае не оскорбитель$

на, но все же нравственно малоценна, в то время как любовь к ближнему требует

уважения. Неспособность к слепой вере—только определенная слабость, слепа

же вера есть нечто достойное почитания. Незаинтересованность судьбой и буду$

щим человечества едва ли можно назвать не$добродетелью, отсутствие любви к

дальнему свидетельствует об отсутствии нравственного величия; любовь же к

дальнему в силу своего величия в самопреодолении является прямо$таки чем$то

героическим и заслуживает восхищения. Наконец, отсутствие дарящей доброде$

тели, очевидно, вообще не является нравственным недостатком, ее наличное

бытие расценивается как вид нравственного совершенства.

Если сравнить две последние ценностные шкалы с первой, то ясно обнару$

жится, что расстояние ценностей и неценностей в них от индифферентности

прямо противоположное. При честности почти вся ось скрывается под плоско$

стью ценностной индифферентности, ценность едва выдается над ней; при люб$

ви к дальнему и дарящей добродетели почти вся ось располагается над плоско$

стью, неценность находится сразу под ней. Ценности, лежащие в промежутке,

обнаруживают явный подъем, прогрессирующее возвышение как самих ценно$

стей, так и неценностей. Неценности при этом приближаются к ценностной ин$

дифферентности, ценности удаляются от нее.

Следовательно, согласно этому, закон силы можно сформулировать так: с

высотой ценности изменяется абсолютная высота всей ценностной шкалы в от$

ношении ценностной индифферентности, то есть и соответствующей неценно$

сти. При высших ценностях вся ценностная шкала располагается больше над

точкой ценностной индифферентности, при низших—больше под ней. Поэто$

му при низших ценностях неценность наиболее отстоит от нее, при высших —

приближается к ней. Так как чем больше неценность отстоит от индифферент$

ности, тем серьезнее прегрешение против ценности, а в тяжести прегрешени

обнаруживается сила ценности, то данное построение наглядно показывает,

Глава 64. Ценность и ценностная индифферентность 543

что до сих пор всегда выводилось для отдельных ценностей: что низшие ценно$

сти — более сильные.

c) Абсолютно ценностно индифферентное и абсолютно ценное

В заключение здесь—необязательным образом, можно еще указать на то, что

кроме общей нулевой точки ценностных шкал есть еще один вид ценностно ин$

дифферентного; как бы пограничный феномен таблицы ценностей.

Обзор ценностей лишает всяких сомнений в том, что с возрастанием высоты

ценности усиливается ее ценностный характер, и наоборот. Это совершенно не

что$то само собой разумеющееся. Вполне могло бы быть и наоборот. Ведь низ$

шая ценность — более сильная и как таковая непосредственно ощущается в тя$

жести прегрешения перед ней. Но для ценностного чувства характерно, что цен$

ностный характер самых сильных ценностей неясен, в то время как характер

высших проявлен весьма выразительно.

Самые элементарные ценности, когда ими обладаешь, воспринимаются как

нечто само собой разумеющееся—таковы жизнь, здоровье, благополучие, в осо$

бенности ценности, необходимые для повседневных нужд, но кроме того и не

необходимое, коль скоро оно вошло в привычку и воспринимается как необхо$

димое. Ценность такого блага ощущается, когда оно отсутствует. В этом случае

воспринимается не высота ценности, а ее сила, то есть тяжесть соответствующей

неценности, ее недостаток, нужда в ней, требование ее. Косвенно тогда ценность

такого блага может ощущаться болезненно высокой. Ее до этого нечетко выра$

женный ценностный характер из$за нужды в ней расцвечивается всеми краска$

ми. Но эти «краски» не ее. И если вспомнить только, оправдывается ли жизнь

ради таких благ, то становится ясно, что они «светят отраженным светом». На

уровне нравственных ценностей это касается тех из них, которые являются наи$

более сильными в границах класса (как справедливость или самообладание).

Но здесь везде, как в случае благ, так и в случае добродетелей, ценностный ха$

рактер, несмотря на свою блеклость, все еще непосредственно ощутим. Это из$

меняется только в том случае, если отступить на одну ступень назад, к элемен$

тарнейшим ценностным моментам, которые мы можем воспринять, к «наиболее

общим ценностным противоположностям» (см. гл. 31–34). Здесь непосредст$

венное чувствование ценностей имеет границу своей ощущаемости; для воспри$

ятия каждой такой ценности уже требуется сложный анализ общего аксиологи$

ческого положения, чтобы сделать ее наглядной. Наиболее отчетливо это видно

в модальных ценностных противоположностях (гл. 32).

И все же и эти ценности не являются еще последними, предельными, дейст$

вительно абсолютными. Они суть только последние доступные познанию в

этом направлении. Едва ли можно подвергнуть сомнению, что за границей на$

шего чувства могут находиться и другие элементы; только их ценностный ха$

рактер неощутим, приближается к ценностной индифферентности. Если

учесть, что человек именно в направлении элементарности, за этими элемента$

ми, которые даны в нередуцируемой множественности, упорно ищет изначаль$

ное первоединство, и что таковое необходимо должно находиться вне досягае$

мости ценностного чувства, то неизбежен вывод, что эта иррациональная по$

граничная зона ценностного царства одновременно должна устанавливать пре$

544 Часть 2. Раздел VIII

дел самого ценностного характера, то есть принадлежащее этой зоне будет не

ценностью, но абсолютно ценностно индифферентным категориальным един$

ством всех ценностей (см. гл. 30 с). Так как и без того существует полнота кате$

гориальных определенностей (закономерностей, структур и т. д.), распростра$

няющихся далеко в глубь ценностного царства, то в подобном метафизическом

выводе нет ничего особо рискованного.

Ничего определенного об этом, конечно, сказать нельзя. Нет ничего более

неясного в ценностном царстве (как мы его сегодня видим), чем проблема эле$

ментарного, располагающегося до всякой множественности единства. Но

именно ценностное многообразие, насколько мы его можем охватить взгля$

дом, наталкивает на мысль о нем. Поскольку убывание чувствуемого ценност$

ного характера «по направлению вниз» не подлежит никакому сомнению. Аб$

солютно предельная ценность в этом направлении,— если она вообще имеет$

ся,— необходимо должна знаменовать также и границу самого ценного. Но та$

кая пограничная веха является абсолютно ценностно индифферентной. Иде$

альное «начало» ценностного царства находится на уровне нулевой аксиологи$

ческой точки.

Это открывает новую точку зрения на общую диспозицию ценностной таб$

лицы. Предположим, что ее идеальное «начало» не является ценностью, каково

же будет развитие? Развитие должно дойти до предела, противоположного цен$

ностно индифферентному первоначалу, до абсолютной, самой сложной «все$

объемлющей» ценности. Что конкретно видеть таковую мы точно так же не мо$

жем, как и нечто абсолютно ценностно индифферентное, стало достаточно

ясно из анализа высших ценностей. Одновременно из него же понятно, что все

ценностное многообразие требует синтеза, самым выразительным свидетельст$

вом чему является неустанный поиск синтеза ценностным чувством. В этом от$

ношении мысль о высшем синтезе всех ценностей совершенно не являетс

праздной игрой фантазии. Понимаемая в этом смысле «высшая ценность» была

бы на самом деле строгой противоположностью абсолютному ценностно ин$

дифферентному началу. Как в последнем исчезает ценностный характер, так в

абсолютно ценном — то есть в крайнем повышении ценностного характера

должно исчезнуть всякое материальное отличие. Поскольку все возможные

ценностные материи были бы здесь объединены. Здесь был бы максимум со$

держания и ценности, там — минимум.

d) Начало и конец ценностного царства

Если связать с этой перспективой закон высоты ценностных шкал, согласно

которому более высокой ценности соответствует и выше лежащая (т. е. меньшая)

неценность, то в «начале» ценностного многообразия, где позитивный полюс

ценностной шкалы совпадает с ценностной индифферентностью, негативный

должен располагаться предельно низко под индифферентностью; то есть он дол$

жен быть наибольшей, абсолютной неценностью, в которой нет никаких ценно$

стных элементов. Напротив, в «конце» ценностного царства, которое есть его за$

вершение, там, где позитивный полюс — предельный верх, абсолютная, всеобъ$

емлющая ценность, негативный должен совпадать с ценностной индифферент$

ностью, в точке которой в «начале» располагался позитивный полюс.

Глава 64. Ценность и ценностная индифферентность 545

Так образовалась бы, правда, строгая симметрия всей диспозиции. Шкала

ценности$неценности высшей ценности располагалась бы полностью над плос$

костью ценностной индифферентности, низшей — полностью под ней. Нецен$

ность первой совпадала бы по аксиологической высоте с ценностью второй.

Этой идентичности высоты вовсе не может противоречить ни крайнее матери$

альное различие, ни принципиальная противоположность ценности и неценно$

сти. Последняя повторяется в самой нулевой точке, проецируясь в нее. Она со$

храняется при исчезновении дистанции.

Между началом и концом располагалось бы все многообразие ценностей. Мы

не знаем ни нижнюю, ни верхнюю границу ценностного царства, и все мысли о

ней (в том числе и приведенные здесь) остаются предположениями.Ио многооб$

разии материй и их порядке высот нам также известен лишь некий средний фраг$

мент. Но в этом фрагменте, по меньшей мере, четко прослеживается смещение

шкал, чьи крайние точки должны образовывать верхнюю и нижнюю границу.

546 Часть 2. Раздел VIII

a) Многообразие высот ценностных шкал и единство ценностной индифферентности

В редукции таблицы противоположностей (гл. 61 b) было произведено исклю$

чение ценностно индифферентного и его двойного отношения к ценности и не$

ценности. Но поскольку каждая отдельная шкала ценности—неценности вклю$

чает в себя индифферентную точку перехода, то эта точка все$таки оказываетс

вовлечена в основное аксиологическое отношение. И поскольку, с другой сторо$

ны, ценностно индифферентное обозначает положение онтологического как та$

кового по отношению ко всей области ценностной иерархизации, то в этом за$

ключена проблема границы ценностной таблицы. Эта проблема, таким образом,

не может быть совершенно исключена из области ценностных проблем. Она тре$

бует своего особого обсуждения. И оно, как обнаружилось уже при упомянутом

исключении, тем важнее, что иерархия ценностей находится в совершенно опре$

деленном отношении к ценностной индифферентности.

Иерархию ценностей трудно воспринять объективно еще и по той причине,

наряду со всеми границами ценностного видения, что внутри нее нет никакой

точки отсчета уровней. То же самое, само собой разумеется, относится к иерар$

хии неценностей, которая образует продолжение иерархии ценностей «вниз».

Но иерархия по своему положению в «ценностном пространстве» располага$

ется в измерении между полюсами ценности и неценности. В ней есть точка от$

счета, с которой соотносится и ценное, и неценное, и высокое, и низкое, точка

индифферентности. Это нулевая точка в аксиологической системе координат.

Через эту точку проходит плоскость, отделяющая ценности и от неценностей вне

зависимости от их качеств и материй.

Эта плоскость индифферентности едина для всех материально отличных

ценностных шкал, то есть для шкал, на которых располагается каждая отдель$

ная ценность и соответствующая ей неценность. Эти шкалы все пересекают

плоскость индифферентности. Так как ценности, будучи весьма различными

по высоте, связаны с неценностями, а также друг с другом, то и их положение в

отношении ценностной индифферентности необходимо является различным,

что означает, поскольку положение ценностной индифферентности для всех

прочно и абсолютно, что они различаются по своей «абсолютной» высоте поло$

жения в иерархии.

Существует такая ценностная шкала, позитивный полюс которой лишь не$

много возвышается над ценностной индифферентностью, негативный же полюс

лежит глубоко под ней; и существует такая шкала ценностей, позитивный полюс

Глава 64. Ценность и ценностная индифферентность 541

которой значительно возвышается над этим уровнем, тогда как негативный ле$

жит непосредственно под ним. Первого рода явно шкала низших ценностей,

второго — высших.

Здесь подтверждается аксиологический закон, что низшие ценности—самые

сильные, самые же слабые — высшие. «Сила» ценности характеризуется удален$

ностью соответствующей неценности в иерархии от ценностной индифферент$

ности (степенью ее приближенности к ценностям), то есть тяжестью преступле$

ния при нарушении ценности. Это обратно пропорциональное отношение вы$

соты и силы ценности находит свое схематическое выражение в соотнесенности

всех ценностных шкал с единой плоскостью ценностной индифферентности.

b) Относительность ценностных высот и неценностных глубин

ценностной индифферентности

Если не учитывать такого положения дел, то невольно ожидаешь, будто на ка$

ждой ценностной шкале индифферентность должна быть средней точкой, что

ценность и неценность всегда должны быть равноудалены от нее, что безнравст$

венность невыдержанного и добродетель выдержанного, или меньшая ценность

нелюбящего и благо любящего означали бы одну и ту же аксиологическую «ве$

личину», только с обратным знаком.

Это явно неверно. Причем не только потому, что «величина» вообще есть

только метафора и соизмерить различные величины точно невозможно, но и по

всему этому воззрению. Так как либо длина всех ценностных шкал одинакова,

либо нет. В первом случае при этой предпосылке все ценности располагались бы

одинаково высоко над точкой индифферентности, все неценности — одинаково

глубоко под ней. В последнем же случае определенной ценности должна соот$

ветствовать настолько же отстоящая от индифферентности неценность; это,

иначе говоря, должно означать, что более высокие ценности одновременно яв$

ляются более сильными, более низкие же одновременно — более слабыми. И то

и другое неправильно. Первое противоречит очевидному различию высот цен$

ностей, проявляющемуся в ценностном чувстве (например, в различных ценно$

стных и неценностных ответах). Второе же противоречит закону силы, который

гласит прямо противоположное.

Положение дел меняется, если отказаться от предрассудка «средней точки».

Точка индифферентности не является необходимо серединой отдельных ценно$

стных шкал. Она находится, скорее, согласно положению ценности в иерархии,

то ближе к ценности, то ближе к неценности. Она, конечно, может располагать$

ся и посередине; и существует ряд ценностей средней высоты в иерархии, на

шкалах которых это приблизительно подтверждается (например, в случае с храб$

ростью и трусостью, или смирения и гордыни); здесь тогда ценность и нецен$

ность проявляют примерно равной силы аксиологический характер.

Но изменение расположения точки индифферентности на отдельных ценно$

стных шкалах отнюдь не говорит о колебании самой ценностной индифферент$

ности. Напротив, она абсолютна, через нее проходит единая плоскость, в то вре$

мя как шкалы занимают крайне различные положения в отношении этой плос$

кости, что точно соответствует различию ценностных высот. Таким образом,

именно единая взаимосвязь ценностных шкал с ценностной индифферентно$

542 Часть 2. Раздел VIII

стью подтверждает закон силы. Согласно этому закону, более высоко отстоящей

от индифферентности ценности должна соответствовать располагающаяся не на

таком же, но на гораздо меньшем расстоянии от индифферентности (меньшая)

неценность.

Именно это в относительности всех шкал ценностной индифферентности по$

нять весьма просто. Понятно также, что, кроме того все шкалы равной длины

должны быть с математической точностью прямо пропорциональны по высоте и

силе их полюсов. Наличие ценностных отношений, в которых строгого соответ$

ствия не наблюдается, объясняется различием длин шкал, по этим же причинам

ясно, что и в кажущихся исключениях отношение силы не ликвидируется, но

строго соблюдается. Оно усложняется только другой закономерностью, более

точной структуры которой мы не знаем, такой, которая касается различия в рас$

стоянии ценности и неценности от индифферентности на множестве шкал.

Если сравнить с этим упоминавшийся в прошлой главе (63 f) восходящий ряд

ценностей, то он в соответствующих ценностных и неценностных ответах дает

иллюстрацию смещения высот на ценностных шкалах. Нечестность (воровство,

например) преступна; честность, напротив, почти не выдается над плоскостью

ценностной индифферентности, располагается почти на ней. Ложь оскорби$

тельна для чувств, но это не преступление; правдивость же уже заслуживает со$

вершенно позитивного признания. Черствость ни в коем случае не оскорбитель$

на, но все же нравственно малоценна, в то время как любовь к ближнему требует

уважения. Неспособность к слепой вере—только определенная слабость, слепа

же вера есть нечто достойное почитания. Незаинтересованность судьбой и буду$

щим человечества едва ли можно назвать не$добродетелью, отсутствие любви к

дальнему свидетельствует об отсутствии нравственного величия; любовь же к

дальнему в силу своего величия в самопреодолении является прямо$таки чем$то

героическим и заслуживает восхищения. Наконец, отсутствие дарящей доброде$

тели, очевидно, вообще не является нравственным недостатком, ее наличное

бытие расценивается как вид нравственного совершенства.

Если сравнить две последние ценностные шкалы с первой, то ясно обнару$

жится, что расстояние ценностей и неценностей в них от индифферентности

прямо противоположное. При честности почти вся ось скрывается под плоско$

стью ценностной индифферентности, ценность едва выдается над ней; при люб$

ви к дальнему и дарящей добродетели почти вся ось располагается над плоско$

стью, неценность находится сразу под ней. Ценности, лежащие в промежутке,

обнаруживают явный подъем, прогрессирующее возвышение как самих ценно$

стей, так и неценностей. Неценности при этом приближаются к ценностной ин$

дифферентности, ценности удаляются от нее.

Следовательно, согласно этому, закон силы можно сформулировать так: с

высотой ценности изменяется абсолютная высота всей ценностной шкалы в от$

ношении ценностной индифферентности, то есть и соответствующей неценно$

сти. При высших ценностях вся ценностная шкала располагается больше над

точкой ценностной индифферентности, при низших—больше под ней. Поэто$

му при низших ценностях неценность наиболее отстоит от нее, при высших —

приближается к ней. Так как чем больше неценность отстоит от индифферент$

ности, тем серьезнее прегрешение против ценности, а в тяжести прегрешени

обнаруживается сила ценности, то данное построение наглядно показывает,

Глава 64. Ценность и ценностная индифферентность 543

что до сих пор всегда выводилось для отдельных ценностей: что низшие ценно$

сти — более сильные.

c) Абсолютно ценностно индифферентное и абсолютно ценное

В заключение здесь—необязательным образом, можно еще указать на то, что

кроме общей нулевой точки ценностных шкал есть еще один вид ценностно ин$

дифферентного; как бы пограничный феномен таблицы ценностей.

Обзор ценностей лишает всяких сомнений в том, что с возрастанием высоты

ценности усиливается ее ценностный характер, и наоборот. Это совершенно не

что$то само собой разумеющееся. Вполне могло бы быть и наоборот. Ведь низ$

шая ценность — более сильная и как таковая непосредственно ощущается в тя$

жести прегрешения перед ней. Но для ценностного чувства характерно, что цен$

ностный характер самых сильных ценностей неясен, в то время как характер

высших проявлен весьма выразительно.

Самые элементарные ценности, когда ими обладаешь, воспринимаются как

нечто само собой разумеющееся—таковы жизнь, здоровье, благополучие, в осо$

бенности ценности, необходимые для повседневных нужд, но кроме того и не

необходимое, коль скоро оно вошло в привычку и воспринимается как необхо$

димое. Ценность такого блага ощущается, когда оно отсутствует. В этом случае

воспринимается не высота ценности, а ее сила, то есть тяжесть соответствующей

неценности, ее недостаток, нужда в ней, требование ее. Косвенно тогда ценность

такого блага может ощущаться болезненно высокой. Ее до этого нечетко выра$

женный ценностный характер из$за нужды в ней расцвечивается всеми краска$

ми. Но эти «краски» не ее. И если вспомнить только, оправдывается ли жизнь

ради таких благ, то становится ясно, что они «светят отраженным светом». На

уровне нравственных ценностей это касается тех из них, которые являются наи$

более сильными в границах класса (как справедливость или самообладание).

Но здесь везде, как в случае благ, так и в случае добродетелей, ценностный ха$

рактер, несмотря на свою блеклость, все еще непосредственно ощутим. Это из$

меняется только в том случае, если отступить на одну ступень назад, к элемен$

тарнейшим ценностным моментам, которые мы можем воспринять, к «наиболее

общим ценностным противоположностям» (см. гл. 31–34). Здесь непосредст$

венное чувствование ценностей имеет границу своей ощущаемости; для воспри$

ятия каждой такой ценности уже требуется сложный анализ общего аксиологи$

ческого положения, чтобы сделать ее наглядной. Наиболее отчетливо это видно

в модальных ценностных противоположностях (гл. 32).

И все же и эти ценности не являются еще последними, предельными, дейст$

вительно абсолютными. Они суть только последние доступные познанию в

этом направлении. Едва ли можно подвергнуть сомнению, что за границей на$

шего чувства могут находиться и другие элементы; только их ценностный ха$

рактер неощутим, приближается к ценностной индифферентности. Если

учесть, что человек именно в направлении элементарности, за этими элемента$

ми, которые даны в нередуцируемой множественности, упорно ищет изначаль$

ное первоединство, и что таковое необходимо должно находиться вне досягае$

мости ценностного чувства, то неизбежен вывод, что эта иррациональная по$

граничная зона ценностного царства одновременно должна устанавливать пре$

544 Часть 2. Раздел VIII

дел самого ценностного характера, то есть принадлежащее этой зоне будет не

ценностью, но абсолютно ценностно индифферентным категориальным един$

ством всех ценностей (см. гл. 30 с). Так как и без того существует полнота кате$

гориальных определенностей (закономерностей, структур и т. д.), распростра$

няющихся далеко в глубь ценностного царства, то в подобном метафизическом

выводе нет ничего особо рискованного.

Ничего определенного об этом, конечно, сказать нельзя. Нет ничего более

неясного в ценностном царстве (как мы его сегодня видим), чем проблема эле$

ментарного, располагающегося до всякой множественности единства. Но

именно ценностное многообразие, насколько мы его можем охватить взгля$

дом, наталкивает на мысль о нем. Поскольку убывание чувствуемого ценност$

ного характера «по направлению вниз» не подлежит никакому сомнению. Аб$

солютно предельная ценность в этом направлении,— если она вообще имеет$

ся,— необходимо должна знаменовать также и границу самого ценного. Но та$

кая пограничная веха является абсолютно ценностно индифферентной. Иде$

альное «начало» ценностного царства находится на уровне нулевой аксиологи$

ческой точки.

Это открывает новую точку зрения на общую диспозицию ценностной таб$

лицы. Предположим, что ее идеальное «начало» не является ценностью, каково

же будет развитие? Развитие должно дойти до предела, противоположного цен$

ностно индифферентному первоначалу, до абсолютной, самой сложной «все$

объемлющей» ценности. Что конкретно видеть таковую мы точно так же не мо$

жем, как и нечто абсолютно ценностно индифферентное, стало достаточно

ясно из анализа высших ценностей. Одновременно из него же понятно, что все

ценностное многообразие требует синтеза, самым выразительным свидетельст$

вом чему является неустанный поиск синтеза ценностным чувством. В этом от$

ношении мысль о высшем синтезе всех ценностей совершенно не являетс

праздной игрой фантазии. Понимаемая в этом смысле «высшая ценность» была

бы на самом деле строгой противоположностью абсолютному ценностно ин$

дифферентному началу. Как в последнем исчезает ценностный характер, так в

абсолютно ценном — то есть в крайнем повышении ценностного характера

должно исчезнуть всякое материальное отличие. Поскольку все возможные

ценностные материи были бы здесь объединены. Здесь был бы максимум со$

держания и ценности, там — минимум.

d) Начало и конец ценностного царства

Если связать с этой перспективой закон высоты ценностных шкал, согласно

которому более высокой ценности соответствует и выше лежащая (т. е. меньшая)

неценность, то в «начале» ценностного многообразия, где позитивный полюс

ценностной шкалы совпадает с ценностной индифферентностью, негативный

должен располагаться предельно низко под индифферентностью; то есть он дол$

жен быть наибольшей, абсолютной неценностью, в которой нет никаких ценно$

стных элементов. Напротив, в «конце» ценностного царства, которое есть его за$

вершение, там, где позитивный полюс — предельный верх, абсолютная, всеобъ$

емлющая ценность, негативный должен совпадать с ценностной индифферент$

ностью, в точке которой в «начале» располагался позитивный полюс.

Глава 64. Ценность и ценностная индифферентность 545

Так образовалась бы, правда, строгая симметрия всей диспозиции. Шкала

ценности$неценности высшей ценности располагалась бы полностью над плос$

костью ценностной индифферентности, низшей — полностью под ней. Нецен$

ность первой совпадала бы по аксиологической высоте с ценностью второй.

Этой идентичности высоты вовсе не может противоречить ни крайнее матери$

альное различие, ни принципиальная противоположность ценности и неценно$

сти. Последняя повторяется в самой нулевой точке, проецируясь в нее. Она со$

храняется при исчезновении дистанции.

Между началом и концом располагалось бы все многообразие ценностей. Мы

не знаем ни нижнюю, ни верхнюю границу ценностного царства, и все мысли о

ней (в том числе и приведенные здесь) остаются предположениями.Ио многооб$

разии материй и их порядке высот нам также известен лишь некий средний фраг$

мент. Но в этом фрагменте, по меньшей мере, четко прослеживается смещение

шкал, чьи крайние точки должны образовывать верхнюю и нижнюю границу.

546 Часть 2. Раздел VIII