Глава 35. Всеобщий характер групп ценностей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Конкретность и содержательное изобилие
Царство ценностей содержательно представляет собой связное многообразие
материй, и, надо полагать, абсолютно во всех своих измерениях есть некий не$
прерывный континуум. Мы, тем не менее, как континуум его не видим. Мы ви$
дим только отдельные ценностные группы, между которыми целые партии ин$
теллигибельного пространства ценностей остаются незаполненными. Узость
ценностного взгляда не допускает ничего иного. Контексты, правда, дают о себе
знать в повторении элементарных ценностных моментов в сложных материях.
Но они не дают ключа для заполнения пробелов. В каждой отдельной ценност$
ной группе, которая становится видимой, установка ценностного взгляда нова
и иначе заданная, с иной направленностью и иной отправной точкой. Поэтому
прежде всего в глаза бросается гетерогенность.
Так обстоит дело с группой содержательно обусловливающих основных цен$
ностей. Она — фрагмент, наподобие фрагмента ценностных противоположно$
стей, и не завершена даже в себе. Промежуточные звенья отсутствуют. Пожа$
луй, можно было бы высказать в отношении них некоторые догадки; но ценно$
стное чувство не дает нам на их счет никакого подтверждения. Так уж суждено,
что сохраняется во всей своей методологической тяжести существующая дл
нас ситуация прерывности. Действительно ли промежуточные члены иррацио$
нальны, или же только до поры до времени не познаны (трансобъективны), ис$
ходя из этой ситуации как таковой решить нельзя. Необходимо признать, что
существует задача проникновения в эти интервалы, которое, вероятно, возмож$
но с двух сторон.
Новые группы ценностей отличаются от прежних большей материальной со$
держательностью; почти формальная пустота ценностных противоположностей,
которые воспринимаются ценностным чувством лишь с трудом, здесь совер$
шенно исчезает. Эти содержания с очевидностью признает каждый. Они распо$
лагаются в гораздо большей интуитивной близости. Это связано с формой быти
тех образований, в расчленении которых они оказываются конституирующими
моментами.
Ценностные противоположности появились в категориальном анализе цен$
ности и долженствования; отсюда их абстрактность. Содержательно обусловли$
вающие основные ценности появляются в анализе все того же образования, ко$
торое одно в состоянии подхватить в сфере действительного актуальное должен$
ствование бытия и превратить в действительность, и которое за счет этого произ$
водит опосредование между сферой идеальных ценностей и сферой реального
бытия (см. гл. 19). Что это образование со всем, что ему сущностно принадлежит,
само должно быть ценным, уже следует из его посредничества. Основные черты
этого образования должны, таким образом, необходимо составлять ценностные
материи. И поскольку речь идет о все том же личностном субъекте (человеке),
который один может быть носителем нравственных ценностей, то в то же врем
ясно, что эти заключающиеся уже в его сущности ценностные элементы должны
составлять содержательно обусловливающие основные ценности для всех нрав$
ственных ценностей. Последние присущи как раз тем актам, которые основыва$
ются на тех сущностных качествах, в которых, стало быть, обусловливающие ос$
новные ценности уже реализованы. В этом — и только в этом — смысле основ$
ные ценности в сущностных качествах личности являются «содержательно обу$
словливающими» или «конститутивные» для появления нравственных ценно$
стей. И одновременно они по той же причине изобилия конкретного содержа$
ния непосредственно доступны для наглядного созерцания и без какой бы то ни
было рефлексии. Ибо сущность личностного субъекта в его этически конститу$
тивных моментах сама наглядно конкретна.
b) Односторонние ряды ценностей и их отношение к антиномиям
Особенность рассматриваемых теперь ценностных групп заключается в том,
что позитивной противопоставленности уже не существует и имеет место более
сложное отношение соотнесенности материй. В данном случае ценности проти$
востоит уже не ценность, но исключительно не$ценность. Позитивные противо$
положности отсутствуют, и даже там, где они еще проявляются, они не являютс
собственно антиномиями. Место контрарного занимает просто контрадиктор$
ное отношение. Правда, нельзя сказать, что это отношение представляет собой
нечто новое, ибо и ценностные противоположности все еще имеют в отношении
себя не$ценностные противоположности, а их полярно структурированной сис$
теме соответствует точно такая же полярно структурированная система не$цен$
ностей. Но в данном случае неценности имеют иную аксиологическую значи$
мость, так как они не покрыты никакой позитивной контрструктурой. И эта ос$
новная черта остается преобладающей для всех более высоких ценностей (в сле$
дующих группах).
Таким образом, аксиологические линии координат, описывающие данный
порядок, — это односторонние ценностные ряды. Между своими крайностями
они заключают континуум, который только наполовину позитивен, наполовину
же негативен. Каждая линия, соединяющая не$ценность с ценностью — одно$
значно восходящая линия, от негативного через нулевую точку (ценностно ин$
дифферентное) к позитивному.
Эта в себе бесконфликтная однозначность отношений «ценность—не$цен$
ность» характерная для всех дальнейших и более конкретных ценностей благ, си$
туации и личности. Четкое различие последних ценностных групп на уровне
фундирующих ценностей еще не проведено. Здесь внутренние всеобщие ценно$
сти ситуации стоят совсем рядом с ценностями актов, имеющих уже однозначно
нравственный оттенок. Конечно, внутри отдельных материй признаки того и
другого ценностного класса ясно различимы и все же нераздельны и сущностно
342 Часть 2. Раздел III
взаимосвязаны. Но в целом можно сказать, что в совокупном ряду этих ценно$
стей характер ценностей благ и ценностей ситуации у категориально низших ма$
терий из них имеет еще определенный перевес, по направлению же к высшим он
все более ослабевает, тогда как, наоборот, характер нравственной ценностности
в том же отношении прибывает и в конце концов получает исключительный пе$
ревес. Очевидно, что данная группа занимает переходное положение. В отноше$
нии высот ценностей этот ряд ценностей является однозначно восходящим,
даже если у отдельных из них (средних членов) отношение высот менее прозрач$
но. При всех обстоятельствах, тем не менее, важно строжайшим образом отли$
чать возрастание высоты данной ценности внутри всей ценностной группы от
возрастания причастности к ценности ценностно$несущего образования (лич$
ностного субъекта) на каждой ценностно—не$ценностной линии координат.
С другой стороны, группа как целое вполне имеет конфликт противополож$
ностей в себе. Противоположные элементы именно в ней повторяются, в качест$
ве структурных элементов распространяются внутрь нее — так же, как и в более
высокие слои ценностей. И где в них противоречие становится видным, оно ос$
тается столь же неразрешимым, что и там.
Но о какой$то содержательной определенности благодаря ценностным про$
тивоположностям можно в случае этих ценностей говорить только условно.
Правда, они всегда как$либо подпадают под общую схему той или другой цен$
ностной противоположности, занимают определенные «места» в «ценностном
пространстве», даже в определенных рамках позволяют себя под них подвести.
Т. е. здесь вполне можно распознать отношение наслоения. Но оно не состав$
ляет сущности этой ценностной группы. Противоположности, хоть и многооб$
разно комбинируются, но из таких комбинаций никогда нельзя получить но$
вую материю, не говоря уже об ее собственном ценностном характере. Поэто$
му ни о каком выведении речи не могло бы идти и в том случае, если бы мы
были в состоянии увидеть весь ряд промежуточных звеньев между той и другой
ценностной группой. В каждой новой ценности присутствует нечто материаль$
но новое, которое впервые определяет ее своеобразие. У каждой ценности сво
аксиологическая сущность.
c) Вторая, дополнительная подгруппа
Наряду с этой присущей личностному субъекту как таковому группой основ$
ных ценностей, существует второй ряд ценностей, которые также являются со$
держательно обусловливающими для нравственных ценностей, но обусловли$
вающими в ином смысле—материально фундирующими. Они не присущи лич$
ностному субъекту и не могут быть получены из анализа.
Этическая действительность строится не только из сущностных черт челове$
ка. Скорее, последние сами онтологически входят далее в состав всеобщих
структур бытия. А последние обнаруживают ценностные характеры, которые в
качестве содержаний вовлечены в материю нравственных ценностей. Они явля$
ются обусловливающими в более поверхностном смысле. Основная аксиологи$
ческая черта в них — это черта ценности объекта.
Этот второй ряд ценностей отличается, таким образом, от первого и более
фундаментального в смысле «антиномии носителя ценностей» (см. гл. 33 а). Ведь
Глава 35. Всеобщий характер групп ценностей 343
и в целом он совершенно иной. Он начинается с очень общих бытийных струк$
тур, коль скоро и они являются фундирующими для ценностей личности и ее ак$
тов, и заканчивается, восходя до более определенных материй, в безграничном
многообразии ценностей благ. Он, таким образом, возрастает в обратном на$
правлении, нежели первый ряд, — к другим низшим классам ценностей, кото$
рые, правда, в себе еще достаточно дифференцированы. Внутри всего этическо$
го пространства ценностей он образует тот регион, в котором располагается цар$
ство ценностей благ. Но здесь речь идет не о всем этом регионе с его разнообраз$
нейшими особыми ценностями, а только о самых фундаментальных, в высоком
смысле фундирующих ценностях, которые являются материально определяю$
щими для всеобщей аксиологической проблемной ситуации с сущностью чело$
века в мире и его нравственно релевантной позиции.
Общее же, что связывает этот второй ряд с первым, заключено в том, что их
двустороннее положение в царстве ценностей является как бы параллельным.
Одни ценности не только обусловливают сходно с другими, но обнаруживают и
одинаковое положение к ценностным противоположностям. И в них ценност$
ные противоположности повторяются, причем как бы только в качестве подчи$
ненных элементов, которые нисколько не лишают содержательное изобилие его
самостоятельности. И здесь исчезает собственно позитивная противополож$
ность и имеет место простое отношение «ценность—неценность»; здесь как и
там господствуют однозначно восходящие континуальности, наполовину с от$
рицательным знаком. И точно так же и здесь порой возникают ценностные кон$
фликты, распространяющиеся далее на противоположности ценностей актов, в
той мере, в какой акты направлены на ценности объектов.
Наконец, еще более глубинная связь заключена в исходных точках того и дру$
гого ряда.. В самых низших типах ценностей ряды тесно сплочены без какой бы
то ни было четкой границы; лишь с увеличивающейся сложностью и ценност$
ной высотой двусторонних материй ряды расходятся, и в ценностях одного ряда
в наибольшей степени проявляются признаки ценностей личности и ее актов, а
ценностях другого — признаки ценностей полагаемых в акте в качестве цели си$
туаций. Для величины влияния ценностных различий в этической жизни вооб$
ще эта дивергенция имеет огромную важность.
a) Конкретность и содержательное изобилие
Царство ценностей содержательно представляет собой связное многообразие
материй, и, надо полагать, абсолютно во всех своих измерениях есть некий не$
прерывный континуум. Мы, тем не менее, как континуум его не видим. Мы ви$
дим только отдельные ценностные группы, между которыми целые партии ин$
теллигибельного пространства ценностей остаются незаполненными. Узость
ценностного взгляда не допускает ничего иного. Контексты, правда, дают о себе
знать в повторении элементарных ценностных моментов в сложных материях.
Но они не дают ключа для заполнения пробелов. В каждой отдельной ценност$
ной группе, которая становится видимой, установка ценностного взгляда нова
и иначе заданная, с иной направленностью и иной отправной точкой. Поэтому
прежде всего в глаза бросается гетерогенность.
Так обстоит дело с группой содержательно обусловливающих основных цен$
ностей. Она — фрагмент, наподобие фрагмента ценностных противоположно$
стей, и не завершена даже в себе. Промежуточные звенья отсутствуют. Пожа$
луй, можно было бы высказать в отношении них некоторые догадки; но ценно$
стное чувство не дает нам на их счет никакого подтверждения. Так уж суждено,
что сохраняется во всей своей методологической тяжести существующая дл
нас ситуация прерывности. Действительно ли промежуточные члены иррацио$
нальны, или же только до поры до времени не познаны (трансобъективны), ис$
ходя из этой ситуации как таковой решить нельзя. Необходимо признать, что
существует задача проникновения в эти интервалы, которое, вероятно, возмож$
но с двух сторон.
Новые группы ценностей отличаются от прежних большей материальной со$
держательностью; почти формальная пустота ценностных противоположностей,
которые воспринимаются ценностным чувством лишь с трудом, здесь совер$
шенно исчезает. Эти содержания с очевидностью признает каждый. Они распо$
лагаются в гораздо большей интуитивной близости. Это связано с формой быти
тех образований, в расчленении которых они оказываются конституирующими
моментами.
Ценностные противоположности появились в категориальном анализе цен$
ности и долженствования; отсюда их абстрактность. Содержательно обусловли$
вающие основные ценности появляются в анализе все того же образования, ко$
торое одно в состоянии подхватить в сфере действительного актуальное должен$
ствование бытия и превратить в действительность, и которое за счет этого произ$
водит опосредование между сферой идеальных ценностей и сферой реального
бытия (см. гл. 19). Что это образование со всем, что ему сущностно принадлежит,
само должно быть ценным, уже следует из его посредничества. Основные черты
этого образования должны, таким образом, необходимо составлять ценностные
материи. И поскольку речь идет о все том же личностном субъекте (человеке),
который один может быть носителем нравственных ценностей, то в то же врем
ясно, что эти заключающиеся уже в его сущности ценностные элементы должны
составлять содержательно обусловливающие основные ценности для всех нрав$
ственных ценностей. Последние присущи как раз тем актам, которые основыва$
ются на тех сущностных качествах, в которых, стало быть, обусловливающие ос$
новные ценности уже реализованы. В этом — и только в этом — смысле основ$
ные ценности в сущностных качествах личности являются «содержательно обу$
словливающими» или «конститутивные» для появления нравственных ценно$
стей. И одновременно они по той же причине изобилия конкретного содержа$
ния непосредственно доступны для наглядного созерцания и без какой бы то ни
было рефлексии. Ибо сущность личностного субъекта в его этически конститу$
тивных моментах сама наглядно конкретна.
b) Односторонние ряды ценностей и их отношение к антиномиям
Особенность рассматриваемых теперь ценностных групп заключается в том,
что позитивной противопоставленности уже не существует и имеет место более
сложное отношение соотнесенности материй. В данном случае ценности проти$
востоит уже не ценность, но исключительно не$ценность. Позитивные противо$
положности отсутствуют, и даже там, где они еще проявляются, они не являютс
собственно антиномиями. Место контрарного занимает просто контрадиктор$
ное отношение. Правда, нельзя сказать, что это отношение представляет собой
нечто новое, ибо и ценностные противоположности все еще имеют в отношении
себя не$ценностные противоположности, а их полярно структурированной сис$
теме соответствует точно такая же полярно структурированная система не$цен$
ностей. Но в данном случае неценности имеют иную аксиологическую значи$
мость, так как они не покрыты никакой позитивной контрструктурой. И эта ос$
новная черта остается преобладающей для всех более высоких ценностей (в сле$
дующих группах).
Таким образом, аксиологические линии координат, описывающие данный
порядок, — это односторонние ценностные ряды. Между своими крайностями
они заключают континуум, который только наполовину позитивен, наполовину
же негативен. Каждая линия, соединяющая не$ценность с ценностью — одно$
значно восходящая линия, от негативного через нулевую точку (ценностно ин$
дифферентное) к позитивному.
Эта в себе бесконфликтная однозначность отношений «ценность—не$цен$
ность» характерная для всех дальнейших и более конкретных ценностей благ, си$
туации и личности. Четкое различие последних ценностных групп на уровне
фундирующих ценностей еще не проведено. Здесь внутренние всеобщие ценно$
сти ситуации стоят совсем рядом с ценностями актов, имеющих уже однозначно
нравственный оттенок. Конечно, внутри отдельных материй признаки того и
другого ценностного класса ясно различимы и все же нераздельны и сущностно
342 Часть 2. Раздел III
взаимосвязаны. Но в целом можно сказать, что в совокупном ряду этих ценно$
стей характер ценностей благ и ценностей ситуации у категориально низших ма$
терий из них имеет еще определенный перевес, по направлению же к высшим он
все более ослабевает, тогда как, наоборот, характер нравственной ценностности
в том же отношении прибывает и в конце концов получает исключительный пе$
ревес. Очевидно, что данная группа занимает переходное положение. В отноше$
нии высот ценностей этот ряд ценностей является однозначно восходящим,
даже если у отдельных из них (средних членов) отношение высот менее прозрач$
но. При всех обстоятельствах, тем не менее, важно строжайшим образом отли$
чать возрастание высоты данной ценности внутри всей ценностной группы от
возрастания причастности к ценности ценностно$несущего образования (лич$
ностного субъекта) на каждой ценностно—не$ценностной линии координат.
С другой стороны, группа как целое вполне имеет конфликт противополож$
ностей в себе. Противоположные элементы именно в ней повторяются, в качест$
ве структурных элементов распространяются внутрь нее — так же, как и в более
высокие слои ценностей. И где в них противоречие становится видным, оно ос$
тается столь же неразрешимым, что и там.
Но о какой$то содержательной определенности благодаря ценностным про$
тивоположностям можно в случае этих ценностей говорить только условно.
Правда, они всегда как$либо подпадают под общую схему той или другой цен$
ностной противоположности, занимают определенные «места» в «ценностном
пространстве», даже в определенных рамках позволяют себя под них подвести.
Т. е. здесь вполне можно распознать отношение наслоения. Но оно не состав$
ляет сущности этой ценностной группы. Противоположности, хоть и многооб$
разно комбинируются, но из таких комбинаций никогда нельзя получить но$
вую материю, не говоря уже об ее собственном ценностном характере. Поэто$
му ни о каком выведении речи не могло бы идти и в том случае, если бы мы
были в состоянии увидеть весь ряд промежуточных звеньев между той и другой
ценностной группой. В каждой новой ценности присутствует нечто материаль$
но новое, которое впервые определяет ее своеобразие. У каждой ценности сво
аксиологическая сущность.
c) Вторая, дополнительная подгруппа
Наряду с этой присущей личностному субъекту как таковому группой основ$
ных ценностей, существует второй ряд ценностей, которые также являются со$
держательно обусловливающими для нравственных ценностей, но обусловли$
вающими в ином смысле—материально фундирующими. Они не присущи лич$
ностному субъекту и не могут быть получены из анализа.
Этическая действительность строится не только из сущностных черт челове$
ка. Скорее, последние сами онтологически входят далее в состав всеобщих
структур бытия. А последние обнаруживают ценностные характеры, которые в
качестве содержаний вовлечены в материю нравственных ценностей. Они явля$
ются обусловливающими в более поверхностном смысле. Основная аксиологи$
ческая черта в них — это черта ценности объекта.
Этот второй ряд ценностей отличается, таким образом, от первого и более
фундаментального в смысле «антиномии носителя ценностей» (см. гл. 33 а). Ведь
Глава 35. Всеобщий характер групп ценностей 343
и в целом он совершенно иной. Он начинается с очень общих бытийных струк$
тур, коль скоро и они являются фундирующими для ценностей личности и ее ак$
тов, и заканчивается, восходя до более определенных материй, в безграничном
многообразии ценностей благ. Он, таким образом, возрастает в обратном на$
правлении, нежели первый ряд, — к другим низшим классам ценностей, кото$
рые, правда, в себе еще достаточно дифференцированы. Внутри всего этическо$
го пространства ценностей он образует тот регион, в котором располагается цар$
ство ценностей благ. Но здесь речь идет не о всем этом регионе с его разнообраз$
нейшими особыми ценностями, а только о самых фундаментальных, в высоком
смысле фундирующих ценностях, которые являются материально определяю$
щими для всеобщей аксиологической проблемной ситуации с сущностью чело$
века в мире и его нравственно релевантной позиции.
Общее же, что связывает этот второй ряд с первым, заключено в том, что их
двустороннее положение в царстве ценностей является как бы параллельным.
Одни ценности не только обусловливают сходно с другими, но обнаруживают и
одинаковое положение к ценностным противоположностям. И в них ценност$
ные противоположности повторяются, причем как бы только в качестве подчи$
ненных элементов, которые нисколько не лишают содержательное изобилие его
самостоятельности. И здесь исчезает собственно позитивная противополож$
ность и имеет место простое отношение «ценность—неценность»; здесь как и
там господствуют однозначно восходящие континуальности, наполовину с от$
рицательным знаком. И точно так же и здесь порой возникают ценностные кон$
фликты, распространяющиеся далее на противоположности ценностей актов, в
той мере, в какой акты направлены на ценности объектов.
Наконец, еще более глубинная связь заключена в исходных точках того и дру$
гого ряда.. В самых низших типах ценностей ряды тесно сплочены без какой бы
то ни было четкой границы; лишь с увеличивающейся сложностью и ценност$
ной высотой двусторонних материй ряды расходятся, и в ценностях одного ряда
в наибольшей степени проявляются признаки ценностей личности и ее актов, а
ценностях другого — признаки ценностей полагаемых в акте в качестве цели си$
туаций. Для величины влияния ценностных различий в этической жизни вооб$
ще эта дивергенция имеет огромную важность.