2. Демиург в человеке

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 

Этика учит не прямо, чту должно происходить здесь и сейчас, при данном по$

ложении дел, но, в целом, каковы свойства того, что вообще должно происхо$

Введение 89

дить. Быть может, происходить вообще должно многое и по$разному. Но не во

всякой ситуации имеет возможность происходить все, что вообще должно про$

исходить. Здесь текущий момент со своими требованиями сохраняет некий зазор

внутри того, чему учит этическое сознание. Этика создает некое всеобщее осно$

вание, исходя из которого актуальное рассматривается объективно, как с высоты

птичьего полета. Задачи индивидуума и задачи эпохи имеют перед ней в равной

степени частный характер. В отношении и того и другого она сохраняет равную

дистанцию, и для того и для другого она означает возвышение над данным слу$

чаем, освобождение от внешних влияний, внушений, искажений, фанатизма.

Этика действует здесь точно так же, как и всякая философия: она учит не гото$

вым суждениям, но «вынесению суждений» как таковому.

Именно в этом смысле она понимает вопрос «что мы должны делать?». Она

определяет, описывает, подвергает дефиниции не собственно «что» упомянутого

долженствования; но, пожалуй, дает критерии, по которым оно может быть по$

знано. В этом внутренняя причина того, почему она стоит выше всякого спора

отдельных направлений, интересов и сторон. Ее перспективы относятся к пер$

спективам частной и публичной повседневности, как перспективы астроно$

мии — к земному видению вещей. Однако точки зрения именно тех отдельных

направлений находят свое оправдание исключительно в ней. Указанная дистан$

ция — это не отделение и не отрыв, не упущение случая, но именно только пер$

спектива, обзор, общий план и — в идее — тенденция к единству, целостности,

завершенности.

Характер «практической философии» утрачивает здесь все навязчивое. Она не

вмешивается в жизненные конфликты, не дает никаких инструкций, к ним от$

носящихся, это не кодекс заповедей и запретов наподобие права. Она прямо об$

ращается к творческому началу в человеке, в каждом новом случае дает возмож$

ность заново увидеть, как бы угадать, что должно происходить здесь и сейчас.

Философская этика — не казуистика и никогда не сможет ею стать: тем самым

она убила бы в человеке именно то, что она призвана пробуждать и воспитывать:

творческое, спонтанное, живой внутренний контакт человека с тем, что должно

быть, с ценным в себе. Это не отказ от высокой задачи «практического». Быть

практической она может, лишь выращивая, пестуя и лелея практическое начало

в человеке—то есть активное и плодородное в нем. Не опека над человеком и не

подгонка его под схему есть ее цель, но возвышение его до полной зрелости и

способности за себя отвечать. Лишь становясь совершеннолетним, человек по$

истине становится человеком. Но объявить его совершеннолетним может только

этическое сознание.

В этом смысле этика есть практическая философия. Она представляет собой

не формирование человеческой жизни помимо его разумения, но как раз при$

влечение его к собственному свободному формированию жизни. Она есть его

знание о добре и зле, равняющее его с божеством, его сила и право сказать свое

слово в мировых событиях, потрудиться в цеху действительности. Она воспиты$

вает в нем осознание его миссии в мире, требует от него быть со$ваятелем наряду

с демиургом, со$творцом мира.

Ибо творение мира не окончено, покуда человек не осуществит в нем своей

миссии творца. Но, осуществляя, он ее искажает. Ибо он не готов, стоит не на

высоте своей человечности. Миссия должна сначала осуществиться в нем самом.

90 Введение

Творение, которое ему надлежит исполнить в мире, заключено в его самотворе$

нии, в осуществлении своего этоса.

В этосе же человека присутствуют оба начала: как хаотическое так и демиур$

гическое. В хаотическом заключены возможности человека, но также и опасно$

сти, которые ему угрожают; в демиургическом лежит его миссия. Осуществлять

ее и означает быть человеком.

Этика обращается к демиургическому в человеке. Здесь человеческая мысль

ищет и находит смысл жизни. Именно так она оказывается практической. Так

она формирует жизнь в своей области. Этика не является первой и основопола$

гающей философией, ее знание—ни первое, ни самое достоверное. Но все$таки

она есть нечто первое в философии в другом смысле: она — ее первая и интим$

нейшая задача, ее ответственнейшее полномочие, ее мЭгйуфпн мЬизмб1. Пафос

этики непредумышлен, внутренне обусловлен. Ее сфера — сфера извечно эзоте$

рическая по сравнению со сферой рассудка и чеканных понятий, естественна

бездна мудрости, пред которой и мудрейший благоговейно смиряет шаг.Итем не

менее она есть самое близкое и осязаемое, всем данное и для всех общее. Она

есть первый и актуальнейший философский интерес в человеке; исторически

лишь в этом интересе впервые расходятся мифологема и философема. Она есть

источник и внутренняя движущая сила философского мышления, да, пожалуй,

и всякого человеческого смыслополагания вообще. И она, с другой стороны,

есть конечная цель и широчайшая перспектива именно этого мышления и смыс$

лополагания. И что она живет в будущем, всегда устремляя взор на далекое, не$

действительное, и даже настоящее видит в аспекте того, что будет,— это как раз

потому, что она живет в надвременном.

Этика учит не прямо, чту должно происходить здесь и сейчас, при данном по$

ложении дел, но, в целом, каковы свойства того, что вообще должно происхо$

Введение 89

дить. Быть может, происходить вообще должно многое и по$разному. Но не во

всякой ситуации имеет возможность происходить все, что вообще должно про$

исходить. Здесь текущий момент со своими требованиями сохраняет некий зазор

внутри того, чему учит этическое сознание. Этика создает некое всеобщее осно$

вание, исходя из которого актуальное рассматривается объективно, как с высоты

птичьего полета. Задачи индивидуума и задачи эпохи имеют перед ней в равной

степени частный характер. В отношении и того и другого она сохраняет равную

дистанцию, и для того и для другого она означает возвышение над данным слу$

чаем, освобождение от внешних влияний, внушений, искажений, фанатизма.

Этика действует здесь точно так же, как и всякая философия: она учит не гото$

вым суждениям, но «вынесению суждений» как таковому.

Именно в этом смысле она понимает вопрос «что мы должны делать?». Она

определяет, описывает, подвергает дефиниции не собственно «что» упомянутого

долженствования; но, пожалуй, дает критерии, по которым оно может быть по$

знано. В этом внутренняя причина того, почему она стоит выше всякого спора

отдельных направлений, интересов и сторон. Ее перспективы относятся к пер$

спективам частной и публичной повседневности, как перспективы астроно$

мии — к земному видению вещей. Однако точки зрения именно тех отдельных

направлений находят свое оправдание исключительно в ней. Указанная дистан$

ция — это не отделение и не отрыв, не упущение случая, но именно только пер$

спектива, обзор, общий план и — в идее — тенденция к единству, целостности,

завершенности.

Характер «практической философии» утрачивает здесь все навязчивое. Она не

вмешивается в жизненные конфликты, не дает никаких инструкций, к ним от$

носящихся, это не кодекс заповедей и запретов наподобие права. Она прямо об$

ращается к творческому началу в человеке, в каждом новом случае дает возмож$

ность заново увидеть, как бы угадать, что должно происходить здесь и сейчас.

Философская этика — не казуистика и никогда не сможет ею стать: тем самым

она убила бы в человеке именно то, что она призвана пробуждать и воспитывать:

творческое, спонтанное, живой внутренний контакт человека с тем, что должно

быть, с ценным в себе. Это не отказ от высокой задачи «практического». Быть

практической она может, лишь выращивая, пестуя и лелея практическое начало

в человеке—то есть активное и плодородное в нем. Не опека над человеком и не

подгонка его под схему есть ее цель, но возвышение его до полной зрелости и

способности за себя отвечать. Лишь становясь совершеннолетним, человек по$

истине становится человеком. Но объявить его совершеннолетним может только

этическое сознание.

В этом смысле этика есть практическая философия. Она представляет собой

не формирование человеческой жизни помимо его разумения, но как раз при$

влечение его к собственному свободному формированию жизни. Она есть его

знание о добре и зле, равняющее его с божеством, его сила и право сказать свое

слово в мировых событиях, потрудиться в цеху действительности. Она воспиты$

вает в нем осознание его миссии в мире, требует от него быть со$ваятелем наряду

с демиургом, со$творцом мира.

Ибо творение мира не окончено, покуда человек не осуществит в нем своей

миссии творца. Но, осуществляя, он ее искажает. Ибо он не готов, стоит не на

высоте своей человечности. Миссия должна сначала осуществиться в нем самом.

90 Введение

Творение, которое ему надлежит исполнить в мире, заключено в его самотворе$

нии, в осуществлении своего этоса.

В этосе же человека присутствуют оба начала: как хаотическое так и демиур$

гическое. В хаотическом заключены возможности человека, но также и опасно$

сти, которые ему угрожают; в демиургическом лежит его миссия. Осуществлять

ее и означает быть человеком.

Этика обращается к демиургическому в человеке. Здесь человеческая мысль

ищет и находит смысл жизни. Именно так она оказывается практической. Так

она формирует жизнь в своей области. Этика не является первой и основопола$

гающей философией, ее знание—ни первое, ни самое достоверное. Но все$таки

она есть нечто первое в философии в другом смысле: она — ее первая и интим$

нейшая задача, ее ответственнейшее полномочие, ее мЭгйуфпн мЬизмб1. Пафос

этики непредумышлен, внутренне обусловлен. Ее сфера — сфера извечно эзоте$

рическая по сравнению со сферой рассудка и чеканных понятий, естественна

бездна мудрости, пред которой и мудрейший благоговейно смиряет шаг.Итем не

менее она есть самое близкое и осязаемое, всем данное и для всех общее. Она

есть первый и актуальнейший философский интерес в человеке; исторически

лишь в этом интересе впервые расходятся мифологема и философема. Она есть

источник и внутренняя движущая сила философского мышления, да, пожалуй,

и всякого человеческого смыслополагания вообще. И она, с другой стороны,

есть конечная цель и широчайшая перспектива именно этого мышления и смыс$

лополагания. И что она живет в будущем, всегда устремляя взор на далекое, не$

действительное, и даже настоящее видит в аспекте того, что будет,— это как раз

потому, что она живет в надвременном.