Глава 50. Правдивость и искренность
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Истина и правдивость
Истина и правдивость — не одно и то же. Ценны обе, но нравственную цен$
ность имеет только последняя. Истина есть объективное соответствие мысли
(или убеждения) и существующей ситуации. Это соответствие ни от чего другого
не зависит менее, чем от свободной воли человека. Поэтому нет нравственной
ценности истины1.
Правдивость же есть соответствие речи и мысли (убеждения). Осуществить
это совпадение в силах человека, за него он несет ответственность. Правдивость
имеет нравственную ценность. Речь, смысл которой в том, чтобы быть свиде$
тельством мнения, убеждения, умонастроения человека, должно осуществлять
эту цель чисто. Ибо если нет особого основания для недоверия, человек непро$
извольно предполагает в ней честность. Он полагает сказанное действительным.
Тем самым он не предполагает ничего, кроме осуществления свойственного
речи смысла. В этом состоит естественное доверие, вера на слово. Злоупотребле$
ние таким доверием есть ложь. Ложь есть не просто нарушение смысла речи, но
одновременно обман чужой личности на основе ее веры.
432 Часть 2. Раздел VI
1 Это звучит парадоксально — но только потому, что обыкновенно истинность и правдивость
нельзя строго разделить. Даже в теории познания такое смешение понятий приводило к путанице. На
самом деле они совершенно индифферентны друг к другу. Правдивый вполне может сказать неправ$
ду, а именно—bona fide, будучи сам в заблуждении. А лжец против воли вполне может сказать правду,
принимая истину за неистинное. Ибо смысл лжи заключается в том, чтобы выдавать за истину не
ложное, но то, что таковым считается. Таким образом, выходит, что ложное высказывание все$таки
может быть правдивым, а истинное — выражать неправду. Это такое же отношение, какое во всяком
поступке имеет место между намерением и результатом (и речь также есть поступок). Самое лучшее
намерение может пойти во зло, самое злое — привести к добру.
Поскольку слово — не единственный способ выражения, особенно для акту$
ального умонастроения, то наряду с правдивостью речи существует правдивость
действий, самоподачи, даже вообще поведении. Обманчивыми могут быть по$
ступок, манера поведения, жест. Прямота, или искренность существа соотносит$
ся с притворством, как правдивость — с ложью. Уже одно только умолчание мо$
жет быть ложью. Притворяющийся или скрывающий нечто—тоже лжец в более
широком смысле.
Ложь обделяет обманутого в жизни, вводит его в заблуждение. Для другого
правдивое высказывание, если он действительно полагается на него — благо, и
при некоторых обстоятельствах неоценимо высокое. Поэтому можно предполо$
жить, что ценность умонастроения в правдивости составляет только частный
случай любви к ближнему. Ведь ложь на самом деле лишена любви. Это отноше$
ние может быть налицо; и нечто от него могло бы, пожалуй, соответствовать дей$
ствительности. Но это не характерно для ценности правдивости как таковой. В
данном случае прибавляется нечто иное. Не испытывающий любви, морально
только малоценен, но он не недостойный, не презренный. Таков, однако, не$
правдивый. Его репутация страдает куда больше. Он «заклеймен» как лжец, кото$
рому нельзя верить, как недостойный доверия. Достойность веры—совершенно
своеобразная нравственная ценность; она как существенная часть принадлежит
тому, что только и может делать человека «полностью» моральным. Лжец не мо$
жет быть «полностью» моральным, его ценность как свидетеля нарушена
В правдивости и искренности присутствует момент чистоты. Ложь — своего
рода загрязнение,— чего нельзя сказать о недостатке любви,— принижение соб$
ственной личности, нечто, достойное стыда. Она всегда приводит к разрушению
доверия. И легко увидеть, что ложь не в последнюю очередь идет от трусости.
Ибо к правдивости относится и «мужество говорить правду». Это все отличает
правдивость от любви к ближнему. Правдивый в ином отношении вполне может
быть не моральным; и точно так же любящий может быть и неправдивым. Ибо
имеются виды лжи, которые совершенно не обедняют обманутого, даже такие,
которые проистекают из подлинной любви. И, наоборот, существует правди$
вость, которая ни в коей мере не соотносится с любовью.
Но при всем этом сущностная связь между истиной и правдивостью отнюдь
не разрывается. Объективная истина все$таки есть подразумеваемая и пресле$
дуемая правдивым ценность. Она есть фундирующая ценность благ. Положение
вещей, которое видит целью честный, заключается в том, чтобы другой узнал ис$
тину. В этой соотнесенности с объективной истиной (в которой повторяется все$
общее основное отношение ценности, полагаемой в качестве цели, и ценности
интенции) заключается высокая практическая ценность правдивости как в част$
ной, так и в общественной жизни. Существует и общественная честность,— так
же как и обман, и искажение общественного мнения. Основное нравственное
требование здоровой общественной жизни — свобода слова, убеждений, мне$
ний, вероисповедания. Борьба за эту свободу—особая глава во всемирном этосе
правдивости; точно так же, как публичная ложь, сознательное введение в заблу$
ждение масс ради частных целей, вплоть до практики общественной дискредита$
ции и травли, также составляет особую статью. Правдивость как ценность цело$
купности — вечный идеал нравственной жизни, который в истории всегда нахо$
дил все новые препятствия.
Глава 50. Правдивость и искренность 433
b) Ценностный конфликт правдивости и так называемой «лжи по необходимости»
Ценность правдивости с ее специфическим нравственным требованием не де$
лает совершенно никаких «исключений». Что называют «ложью по необходимо$
сти», было и остается контрценным — по меньшей мере в свете ценности прав$
дивости. Никакая цель не может освятить ложь как средство — освятить в том
смысле, что ложь перестала бы быть моральным проступком.
Тем не менее, здесь заключена весьма серьезная нравственная проблема, ко$
торая ни в коем случае не может быть решена простым отрицанием всей и вся$
кой лжи. Есть ситуации, которые ставят человека перед неразрешимым выбо$
ром, погрешить либо перед правдивостью, либо перед другою, равно высокой
(или более высокой) ценностью. Врач, который безнадежному пациенту говорит
правду о его положении, нарушает свой служебный долг; пленный солдат, кото$
рый выдает врагам тактические позиции своих войск, делается предателем; друг,
который доверенную ему тайну не пытается скрыть, когда его некто об этом
спрашивает, разрушает доверие. Во всех этих случаях нет ничего общего с добро$
детелью одного лишь молчания. Такое молчание там, где бытует подозритель$
ность, может быть исключительно красноречивым. Если врач, пленный, друг хо$
тят исполнить свой нравственный долг, предотвратить угрозу несчастья, то им
приходится прибегать ко лжи. Если же человек лжет, то он, с другой стороны, де$
лается виновным перед ценностью правдивости.
Роковой ошибкой будет полагать, что такие вопросы можно решить принци$
пиально, в теории. Любое стремление такого рода ведет или к одностороннему,
застывшему ригоризму одной ценности за счет других, или к бесплодной, пы$
тающейся объять необъятное казуистике, чтобы не сказать—к оппортунизму. И
то и другое противоречит смыслу подлинно нравственного чувства. Примеры с
врачом, пленным солдатом, другом, которому доверена тайна, выбраны так, что
ценность правдивости всякий раз оказывается перевешена другой, противостоя$
щей ценностью. Нравственно зрелый и серьезно настроенный будет здесь скло$
нен решать как раз в пользу другой ценности и принимать на себя ложь. Обоб$
щить эту ситуацию невозможно. Есть пограничные случаи, в которых конфликт
совести достаточно тяжел, и в зависимости от индивидуальных особенностей ис$
ход может быть разным. Ибо в сущности таких нравственных конфликтов за$
ключено, что в них ценность противопоставлена ценности, и что невозможно
выйти из конфликта, не став виновным. Не ценности как таковые в своей чистой
идеальности оказываются здесь в конфликте; между требованием честности как
таковой и требованием исполнения солдатского или дружеского долга не суще$
ствует никакой ценностной антиномии. Конфликт дан только через структуру
ситуации. Она делает невозможным осуществление обоих требований одновре$
менно. Если же угодно выводить из этого общее оправдание лжи по необходимо$
сти, то это будет такой же ошибкой, как если бы пытаться вывести из этого об$
щее оправдание предательства родины или друга.
Тем не менее, человек, находясь в такой ситуации, не может не принять како$
го$то решения. Каждая попытка выйти «нейтральным» из неприятной истории,
только усугубляет дело тем, что в действительности нарушает обе ценности; ко$
лебания, нерешительность, в сущности,— моральная трусость, недостаток чув$
ства ответственности и воли к ответственности, а достаточно часто и нравствен$
434 Часть 2. Раздел VI
ная незрелость, если не страх перед людьми. Человек, оказавшийся перед реше$
нием серьезного конфликта должен решать «по совести», то есть исходя из сво$
его понимания высоты ценностей, которые представлены в конфликте, и—при$
нимать на себя последствия, как внешние, так и внутренние, включая вину, ко$
торая кроется в нарушении одной ценности. Вину он нести должен и должен
расти вместе с этой своей способностью, так что он может не стыдиться ее.
В действительной нравственной жизни всегда присутствует вина. И полна
человечность и свобода личности проявляются и приобретаются, только когда
личность постоянно пытается разрешить так или иначе сами по себе неразре$
шимые конфликты, рассчитывая на свободное ценностное чувство и творче$
ские силы. Только никакой удобной теории, вроде вульгарной теории «дозво$
ленной лжи по необходимости», из этого создать нельзя, полагая, будто с про$
ступком против ясно видимой ценности не принимаешь на себя никакой вины.
Именно неизбежность вины есть то, что одно только может предохранить чело$
века от трусливой морали.
a) Истина и правдивость
Истина и правдивость — не одно и то же. Ценны обе, но нравственную цен$
ность имеет только последняя. Истина есть объективное соответствие мысли
(или убеждения) и существующей ситуации. Это соответствие ни от чего другого
не зависит менее, чем от свободной воли человека. Поэтому нет нравственной
ценности истины1.
Правдивость же есть соответствие речи и мысли (убеждения). Осуществить
это совпадение в силах человека, за него он несет ответственность. Правдивость
имеет нравственную ценность. Речь, смысл которой в том, чтобы быть свиде$
тельством мнения, убеждения, умонастроения человека, должно осуществлять
эту цель чисто. Ибо если нет особого основания для недоверия, человек непро$
извольно предполагает в ней честность. Он полагает сказанное действительным.
Тем самым он не предполагает ничего, кроме осуществления свойственного
речи смысла. В этом состоит естественное доверие, вера на слово. Злоупотребле$
ние таким доверием есть ложь. Ложь есть не просто нарушение смысла речи, но
одновременно обман чужой личности на основе ее веры.
432 Часть 2. Раздел VI
1 Это звучит парадоксально — но только потому, что обыкновенно истинность и правдивость
нельзя строго разделить. Даже в теории познания такое смешение понятий приводило к путанице. На
самом деле они совершенно индифферентны друг к другу. Правдивый вполне может сказать неправ$
ду, а именно—bona fide, будучи сам в заблуждении. А лжец против воли вполне может сказать правду,
принимая истину за неистинное. Ибо смысл лжи заключается в том, чтобы выдавать за истину не
ложное, но то, что таковым считается. Таким образом, выходит, что ложное высказывание все$таки
может быть правдивым, а истинное — выражать неправду. Это такое же отношение, какое во всяком
поступке имеет место между намерением и результатом (и речь также есть поступок). Самое лучшее
намерение может пойти во зло, самое злое — привести к добру.
Поскольку слово — не единственный способ выражения, особенно для акту$
ального умонастроения, то наряду с правдивостью речи существует правдивость
действий, самоподачи, даже вообще поведении. Обманчивыми могут быть по$
ступок, манера поведения, жест. Прямота, или искренность существа соотносит$
ся с притворством, как правдивость — с ложью. Уже одно только умолчание мо$
жет быть ложью. Притворяющийся или скрывающий нечто—тоже лжец в более
широком смысле.
Ложь обделяет обманутого в жизни, вводит его в заблуждение. Для другого
правдивое высказывание, если он действительно полагается на него — благо, и
при некоторых обстоятельствах неоценимо высокое. Поэтому можно предполо$
жить, что ценность умонастроения в правдивости составляет только частный
случай любви к ближнему. Ведь ложь на самом деле лишена любви. Это отноше$
ние может быть налицо; и нечто от него могло бы, пожалуй, соответствовать дей$
ствительности. Но это не характерно для ценности правдивости как таковой. В
данном случае прибавляется нечто иное. Не испытывающий любви, морально
только малоценен, но он не недостойный, не презренный. Таков, однако, не$
правдивый. Его репутация страдает куда больше. Он «заклеймен» как лжец, кото$
рому нельзя верить, как недостойный доверия. Достойность веры—совершенно
своеобразная нравственная ценность; она как существенная часть принадлежит
тому, что только и может делать человека «полностью» моральным. Лжец не мо$
жет быть «полностью» моральным, его ценность как свидетеля нарушена
В правдивости и искренности присутствует момент чистоты. Ложь — своего
рода загрязнение,— чего нельзя сказать о недостатке любви,— принижение соб$
ственной личности, нечто, достойное стыда. Она всегда приводит к разрушению
доверия. И легко увидеть, что ложь не в последнюю очередь идет от трусости.
Ибо к правдивости относится и «мужество говорить правду». Это все отличает
правдивость от любви к ближнему. Правдивый в ином отношении вполне может
быть не моральным; и точно так же любящий может быть и неправдивым. Ибо
имеются виды лжи, которые совершенно не обедняют обманутого, даже такие,
которые проистекают из подлинной любви. И, наоборот, существует правди$
вость, которая ни в коей мере не соотносится с любовью.
Но при всем этом сущностная связь между истиной и правдивостью отнюдь
не разрывается. Объективная истина все$таки есть подразумеваемая и пресле$
дуемая правдивым ценность. Она есть фундирующая ценность благ. Положение
вещей, которое видит целью честный, заключается в том, чтобы другой узнал ис$
тину. В этой соотнесенности с объективной истиной (в которой повторяется все$
общее основное отношение ценности, полагаемой в качестве цели, и ценности
интенции) заключается высокая практическая ценность правдивости как в част$
ной, так и в общественной жизни. Существует и общественная честность,— так
же как и обман, и искажение общественного мнения. Основное нравственное
требование здоровой общественной жизни — свобода слова, убеждений, мне$
ний, вероисповедания. Борьба за эту свободу—особая глава во всемирном этосе
правдивости; точно так же, как публичная ложь, сознательное введение в заблу$
ждение масс ради частных целей, вплоть до практики общественной дискредита$
ции и травли, также составляет особую статью. Правдивость как ценность цело$
купности — вечный идеал нравственной жизни, который в истории всегда нахо$
дил все новые препятствия.
Глава 50. Правдивость и искренность 433
b) Ценностный конфликт правдивости и так называемой «лжи по необходимости»
Ценность правдивости с ее специфическим нравственным требованием не де$
лает совершенно никаких «исключений». Что называют «ложью по необходимо$
сти», было и остается контрценным — по меньшей мере в свете ценности прав$
дивости. Никакая цель не может освятить ложь как средство — освятить в том
смысле, что ложь перестала бы быть моральным проступком.
Тем не менее, здесь заключена весьма серьезная нравственная проблема, ко$
торая ни в коем случае не может быть решена простым отрицанием всей и вся$
кой лжи. Есть ситуации, которые ставят человека перед неразрешимым выбо$
ром, погрешить либо перед правдивостью, либо перед другою, равно высокой
(или более высокой) ценностью. Врач, который безнадежному пациенту говорит
правду о его положении, нарушает свой служебный долг; пленный солдат, кото$
рый выдает врагам тактические позиции своих войск, делается предателем; друг,
который доверенную ему тайну не пытается скрыть, когда его некто об этом
спрашивает, разрушает доверие. Во всех этих случаях нет ничего общего с добро$
детелью одного лишь молчания. Такое молчание там, где бытует подозритель$
ность, может быть исключительно красноречивым. Если врач, пленный, друг хо$
тят исполнить свой нравственный долг, предотвратить угрозу несчастья, то им
приходится прибегать ко лжи. Если же человек лжет, то он, с другой стороны, де$
лается виновным перед ценностью правдивости.
Роковой ошибкой будет полагать, что такие вопросы можно решить принци$
пиально, в теории. Любое стремление такого рода ведет или к одностороннему,
застывшему ригоризму одной ценности за счет других, или к бесплодной, пы$
тающейся объять необъятное казуистике, чтобы не сказать—к оппортунизму. И
то и другое противоречит смыслу подлинно нравственного чувства. Примеры с
врачом, пленным солдатом, другом, которому доверена тайна, выбраны так, что
ценность правдивости всякий раз оказывается перевешена другой, противостоя$
щей ценностью. Нравственно зрелый и серьезно настроенный будет здесь скло$
нен решать как раз в пользу другой ценности и принимать на себя ложь. Обоб$
щить эту ситуацию невозможно. Есть пограничные случаи, в которых конфликт
совести достаточно тяжел, и в зависимости от индивидуальных особенностей ис$
ход может быть разным. Ибо в сущности таких нравственных конфликтов за$
ключено, что в них ценность противопоставлена ценности, и что невозможно
выйти из конфликта, не став виновным. Не ценности как таковые в своей чистой
идеальности оказываются здесь в конфликте; между требованием честности как
таковой и требованием исполнения солдатского или дружеского долга не суще$
ствует никакой ценностной антиномии. Конфликт дан только через структуру
ситуации. Она делает невозможным осуществление обоих требований одновре$
менно. Если же угодно выводить из этого общее оправдание лжи по необходимо$
сти, то это будет такой же ошибкой, как если бы пытаться вывести из этого об$
щее оправдание предательства родины или друга.
Тем не менее, человек, находясь в такой ситуации, не может не принять како$
го$то решения. Каждая попытка выйти «нейтральным» из неприятной истории,
только усугубляет дело тем, что в действительности нарушает обе ценности; ко$
лебания, нерешительность, в сущности,— моральная трусость, недостаток чув$
ства ответственности и воли к ответственности, а достаточно часто и нравствен$
434 Часть 2. Раздел VI
ная незрелость, если не страх перед людьми. Человек, оказавшийся перед реше$
нием серьезного конфликта должен решать «по совести», то есть исходя из сво$
его понимания высоты ценностей, которые представлены в конфликте, и—при$
нимать на себя последствия, как внешние, так и внутренние, включая вину, ко$
торая кроется в нарушении одной ценности. Вину он нести должен и должен
расти вместе с этой своей способностью, так что он может не стыдиться ее.
В действительной нравственной жизни всегда присутствует вина. И полна
человечность и свобода личности проявляются и приобретаются, только когда
личность постоянно пытается разрешить так или иначе сами по себе неразре$
шимые конфликты, рассчитывая на свободное ценностное чувство и творче$
ские силы. Только никакой удобной теории, вроде вульгарной теории «дозво$
ленной лжи по необходимости», из этого создать нельзя, полагая, будто с про$
ступком против ясно видимой ценности не принимаешь на себя никакой вины.
Именно неизбежность вины есть то, что одно только может предохранить чело$
века от трусливой морали.