Глава 65. Общий обзор проблемы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
а) Инстанция занятия позиции в человеке
Таблица ценностей — это половина этической проблемы. Другую половину
составляет метафизика нравственных актов. Между ними, в центре, находитс
проблема свободы воли.
Нравственность не заключается в ценностях как таковых. Она есть реальна
человеческая жизнь, исполнение ценностей в человеке. Но так как это исполне$
ние, в свою очередь, может заключаться в одном лишь поведении человека, то на$
ряду с вопросом о ценностях на передний план выходит новый вопрос о том, ка$
кая инстанция в человеке определяет его поведение по отношению к ценностям.
Такая инстанция не есть ценностное видение или ценностное чувство. Это во$
обще не схватывающая, но решающая инстанция, определяющая позицию в от$
ношении к схваченному. Если бы решение принималось на уровне схватывания,
то можно было бы согласиться с тезисом Сократа, будто добродетель есть зна$
ние. Но знание еще далеко не добродетель, уж тем более не говоря о том, что и
знание достигается не без обращения, уже основывающегося на принципиаль$
ной внутренней позиции. Если углубиться в эту ситуацию, то в душевной жизни
обнаруживается смешение сил внешнего и внутреннего происхождения, кото$
рые являются определяющими для поведения некоей личности.Идаже внутрен$
нее поведение, одно только умонастроение, уже есть реальное поведение. Ко$
нечно, и прочувствованные ценности непосредственно инициируют занятие по$
зиции — в пользу схваченной ценности, против неценности,— но этот момент
занятия позиции — только один из многих, и отнюдь не самый элементарный.
Что же задает направление реальному поведению, поскольку все же «во власти»
человека решать «за» или «против» схваченной ценности?
Именно это нечто в человеке подразумевают, говоря о «свободной воле». И в
этом смысле нужно понимать тезис, что нравственные ценности сущностно со$
отнесены со свободой воли. В данном случае имеется в виду, что они выступают
только в актах, в которых как$либо участвует эта решающая инстанция (см. гл.
38 а). Как раз в том и состоит своеобразие нравственной ценности и неценности,
что они «вменяются» личности, что ей выпадает вина, ответственность, заслуга.
Личность не просто обременена ценностью (или неценностью), она считается и
автором исполнения или нарушения. Под этим авторством подразумевается не$
что совершенно простое: творящий неправое «мог» тем не менее поступить и
правильно; кто лжет или подрывает доверие, тот «мог» действовать и иначе; он
не был принужден, только от него зависит говорить истину или оправдать ока$
занное доверие. И только поскольку это зависело от него, дело здесь идет о лжи
или подрыве доверия. Точно так же поступающий справедливо, говорящий
правду и т. д., только потому нравственно прав и правдив, что в его возможности
было поступить по$другому.
Правда, при этом сразу видно, что выражение «свобода воли» слишком узкое.
Ведь нравственные ценности присущи отнюдь не одним только собственно воле$
вым феноменам. Вынесенного в заглавие понятия свободы воли, которым обо$
значен весь комплекс проблем, вполне достаточно только для этики долженство$
вания и целей. В ней поступок и воля суть основные феномены. Но уже в умона$
строении, еще совершенно до всякого собственно воления, имеют место реше$
ние и занятие позиции. Да и вообще всякое поведение личности, безразлично,
проявляющееся внешне или нет, всякая ее установка, направленность, отноше$
ние уже равным образом подпадают под одни и те же нравственные ценностные
критерии, следовательно, уже равным образом соотнесены со свободой.
Дело, таким образом, здесь идет не о буквально понимаемой свободе одной
только «воли»; это — свобода всякой внутренней позиции и определения на$
правления. Термин «свобода воли» — однажды укоренившийся и с трудом под$
дающийся замене — в дальнейшем всегда нужно будет понимать в этом расши$
ренном смысле. В силу этого, естественно, нисколько не повредит, что основны$
ми ориентирующими феноменами, тем не менее, окажутся воля и поступок.
b) Человек как посредник между ценностью и действительностью
Есть и вторая проблемная линия, выводящая к проблеме свободы. Она заклю$
чается в метафизике долженствования (см. гл. 19 b). В сущности ценностей зало$
жено, что они детерминируют реальность не непосредственно, как категории, но
только выражают долженствование бытия, которое становится актуально везде,
где ему не соответствует реальное. Ценности, в отличие от онтологических зако$
нов, не воплощаются неизбежно, подчиняя все реальное; их идеальное должен$
ствование бытия существует совершенно независимо от исполнения или неис$
полненности. Оно не обладает реальной силой осуществляться самому по себе.
Только там, где обнаруживается существо, которое подхватывает требование
долженствования и прилагает усилия в его пользу, закон начинает проникать в
реальное.
Своеобразное положение человека в отношении ценностей заключается как
раз в том, что он и есть такое существо. Он является таковым как личностный
548 Часть 3. Раздел I
субъект, благодаря своеобразным качествам и способностям такового, его кон$
такту с ценностным царством, его активности, предвидению, способности при$
нимать решение и целенаправленной деятельности. Как нетрудно заметить, это
те характеристики субъекта, которые делают его «личностью» и составляют в нем
ценностный фундамент его актов (см. гл. 36 b–g).
Среди них момент свободы наиболее явно присутствует в способности прини$
мать решение. Это чрезвычайно существенно для метафизической ситуации.
Если бы личность была принуждена следовать требованию долженствовани
всех схваченных ценностей, то она хотя и была бы посредником между ценно$
стью в действительности, и даже точкой приложения долженствования в бытии,
но пассивной точкой приложения, вынужденным посредником. В ней не могли
бы обнаружиться специфические ценностные качества; она, пожалуй, могла бы
реализовать ценности ситуаций вне себя, но не могла бы реализовать нравствен$
ные ценности в себе самой. Человек по отношению к схваченным ценностям не
имел бы воли.
В действительности же человек есть посредник иного рода. Он отнюдь не яв$
ляется абсолютно надежным посредником, он действует с точки зрения ценно$
сти не так, как он действовал бы с точки зрения необходимости. Если бы ему
были даны совершенный ценностный взгляд и неограниченные возможности,
он не сделал бы мир совершенным. Он вынужден своей личностью прилагать
усилия отдельно ко всему, что ему представляется ценным, поскольку это долж$
но стать реальным через нее.Икак раз к этому такое его одно только представле$
ние никогда не принуждает. Он, стало быть, хотя и единственное существо, кото$
рое может опосредовать тенденцию долженствования в жизни, но является, тем
не менее, в высшей степени несовершенным посредником. Автомат,— если бы
ему можно было придать такую функцию,— был бы совершеннее. Но такое со$
вершенство — это не нравственность, но простая полезность, она могла бы
иметь лишь ценность средства. Именно несовершенство человека в отношении
тех великих задач, которые выпадают ему в мире, составляет его превосходство.
Ибо лишь так он оказывается нравственным существом: несовершенство есть
его свобода. Она состоит именно в том, что он не как автомат вынужден испол$
нять предписанное,— пусть даже предписанное высшими ценностями,— но все$
гда, по меньшей мере принципиально сохраняет возможность этого не делать.
с) Независимость принципиальной соотнесенности со свободой
от актуального решения в отдельном случае
Это метафизическое понятие свободы, очевидно, точно такое же, что получа$
ется в сущности занятия позиции. Благодаря этому оба круга проблем, затрону$
тых в первой и второй части, сходятся в одно целое. Оба приводят, хотя и по раз$
ным траекториям, к усмотрению того, что свобода есть основное условие воз$
можности всех нравственных феноменов. Со свободой связаны метафизическа
сущность личности и смысл нравственности. Однако тем самым существование
свободы еще не доказывается. Ибо с ним связан длинный ряд апорий. Наша за$
дача теперь — выяснить и преодолеть их.
Ведь если оказывается, что условие не выполнено, то исчезает и все, что за
ним следует; нравственные ценности тогда — не собственно нравственные, их
Глава 65. Общий обзор проблемы 549
специфическое отличие от ценностей ситуаций утрачивается. Человек в таком
случае тоже не есть нравственное существо, то, что в нем кажется морально$
стью — это просто определенные полезные или какие$то еще ценные качества,
характерные или не характерные для него в соответствии с констелляцией онто$
логических отношений,— подобно тому как вещам в соответствие с их свойства$
ми характерны или не характерны ценностные качества. Но вызвать неодобре$
ние, презрение, возмущение, или признание, почитание, восхищение такие ка$
чества могли бы столь же мало, что и качества вещей. Одним словом, уничто$
жается весь смысл нравственности, если свобода оказывается иллюзией.
Теми, кто склонялся к легкому решению вопроса о свободе — а здесь можно
было бы назвать и некоторые известные имена — это вновь и вновь оспарива$
лось, и оспаривается еще и сегодня. Пожалуй, ни в какой иной проблеме техника
блестящих формулировок, скрывающих неразгаданное, не является столь со$
блазнительной и обманчивой, чем в этой. И, быть может, ни в какой иной чело$
век не склонен так впадать в соблазн. К чувственной склонности прибавляетс
еще то обстоятельство, что гораздо легче и удовлетворительнее предоставить
пространство интуитивно схваченному «решению», чем досконально исследо$
вать цепь проблем, не оглядываясь на результат и не зная, куда могут завести
следствия. Ведь кое$кому может показаться самонадеянным ставить великие ос$
новные вопросы жизни на лезвие одного единственного «или — или». При этом
упускают из виду, что не человек создает проблемы, но как раз та жизнь, загадку
которой он не в состоянии упразднить.
Для понимания этических феноменов исключительно важно сделать выводы
в этом пункте с наибольшей строгостью, без преувеличений, но и не довольству$
ясь половинчатыми решениями.
Зависимость нравственных феноменов—именно нравственных—от свободы
воли нельзя понимать, как если бы без свободы не было никакой справедливо$
сти, любви к ближнему, правдивости и т. д.; скорее, эти феномены без исключе$
ний существуют и тогда, только тогда это — не собственно нравственные фено$
мены. Онтологическое качество поведения личности, очевидно, совершенно не
зависит от того, «могла бы личность поступить иначе» или нет. Только мораль$
ный характер поведения зависит от этого. Справедливость есть добродетель
лишь постольку, поскольку личность, по меньшей мере принципиально, имела
возможность не соблюсти правовую норму; любовь к ближнему только постоль$
ку, поскольку личность могла бы быть и черствой. Это ни в коем случае не зна$
чит, что моральная ценность любви тем выше, чем больше у человека было иску$
шение быть черствым; такое представление поставило бы смысл нравственной
ценности совершенно с ног на голову. Напротив, чем сильнее человек придер$
живается добродетели, тем выше нравственная ценность его поведения. Но это
значит, чем меньше он в отдельном случае нуждается в особом «свободном» во$
левом решении, чтобы сделать то, что нужно, тем выше он нравственно.
Свобода, о которой здесь идет дело, вовсе, таким образом, не касается соот$
ветствующих конфликтов мотивов. Она существует и когда вообще нет никакого
нравственного конфликта, то есть нет необходимости принимать какое$либо ре$
шение. Она существует исключительно в принципиальной возможности посту$
пать так или иначе, в непринужденности поступка. Но этот принципиальный ба$
зис должен сохраняться. Без него нравственное бытие — даже в своем высшем
550 Часть 3. Раздел I
совершенстве — превращается в бытие нравственно индифферентное; понятно,
что не в ценностно индифферентное вообще — ибо качества человеческого по$
ведения в своей «ценности ситуаций» (например, в свойственной ему ценности
определенного блага для других) остаются этим не затронуты,— но именно толь$
ко в «нравственно» индифферентное; лишенное возможности какого бы то ни
было вменения, несения ответственности, вины, обретения заслуг.
Отношение между свободой и нравственной ценностью можно сравнить с от$
ношением между фундирующей ценностью благ и нравственной ценностью.
И это отношение не количественное. Высота нравственной ценности и ценно$
сти благ не зависят друг от друга (см. гл. 26 а), и все же последняя есть ценност$
ный фундамент первой, от нее зависит нравственная ценность. Подобным обра$
зом mutatis mutandis дело обстоит и здесь. Нравственная ценность только прин$
ципиально соотнесена со свободой, личность должна «вообще» иметь возмож$
ность вести себя так или иначе. Насколько велик для нее конфликт, насколько
сильными являются противоположные интенции, в данном случае значения не
имеет. Конечно, человек наиболее четко осознает свою свободу, если он постав$
лен перед неким актуальным выбором. Однако его принципиальное свободное
бытие существует даже не в осознании свободы, но, очевидно, независимо от
него. И нравственная ценность, скорее, тем выше, чем меньше требуется особое
решение, чем устойчивее принципиальная позиция. Но сама принципиальна
позиция, которая в этом случае является носительницей нравственных ценно$
стей, уже основывается на свободе; она, со своей стороны, могла бы сама по себе
быть и иной. И если проследить цепь актов, в которых она формируется, еще
дальше назад, то, безусловно, где$нибудь натолкнешься на первичное занятие
позиции. Что последнее психологически, как акт, обычно не фиксируется, озна$
чает в этой связи столь же мало, как, например, психологическая нефиксируе$
мость в проблеме познания условий познания.
Уже исходя из этого видно, насколько этическая проблема свободы не пси$
хологична, и как много упускается, если пытаться искать ее отправные точки в
области психических фактов.
d) Крайние случаи как проверка
Ознакомление с этой ситуацией завершится, если проблему искусственно
заострить или смягчить. Тезис о принципиальной соотнесенностью со свобо$
дой касается всех без исключения нравственных ценностей. Но он становитс
весьма сомнительным, если видеть в нем больше, чем в нем есть на самом
деле — например утверждение, будто существуют особые, фиксируемые акты
свободы. Есть нравственные ценности, относительно которых эта ошибка наи$
более очевидна.
Такова ценность чистоты и все, что ей родственно: невинность, наивность,
прямота, простота и пр. «Решение» человека относительно ценности чистоты
хоть и не является невозможным, и в некоторых явлениях: в изменении нравст$
венного облика и ценностного видения (и, пожалуй, в раскаянии) его даже мож$
но проявить, но невозможно принять решение вернуться к потерянной однажды
чистоте, действительно чистый не знает такого возвращения. Чистоту нельз
осуществить не только в стремлении, но и вообще.
Глава 65. Общий обзор проблемы 551
Если спросить, где же в ней момент свободы, или, например, составляет ли
она исключение и со свободой вовсе не соотнесена, то уже в вопросе смысл
нравственной свободы упускается. Ибо чистота неотъемлема и с того мгновения,
когда она начинает обсуждаться как нравственная ценность личности, она уже
оказывается в опасности. Элемент свободы скрыто присутствует именно в сохра$
нении нравственной чистоты от нравственной вины. Ибо чистота существа, ко$
торое вообще не имело бы возможности нравственно грешить, была бы—даже в
своем совершенстве — пусть и чистотой, но не нравственной ценностью. Така
чистота была бы на одной ступени с невинностью животного.
Иначе вводит в заблуждение ценность личностности. Своеобразия своего ин$
дивидуального этоса человек в любом случае не выбирает; он находит его зара$
нее — вместе со всем, что обычно принадлежит его человечности. Ведь он даже
не может сделать эту заранее найденную ценность личностности предметом сво$
его воления, он ее тем самым как раз неизбежно упустил бы. И все же он несет
ответственность за исполнение и нарушение этой ценности. Примером наруше$
ния является, когда человек совершенно теряется в однообразии общих нравст$
венных требований, или полностью находится под влиянием одной ценности;
или когда он пытается подражать чужому своеобразию и проходит мимо своего
собственного, или пытается придать себе искомую оригинальность, которой он
не имеет. Во всех этих случаях на него падает вина за неисполнение своей собст$
венной сущности. Он «мог» поступить и по$другому. И даже если он в отдельных
случаях фактически и не может желать иначе, все же вообще и принципиально
остается возможность иного поступка. Для этого совершенно не нужно, чтобы
его идеальный этос как$то конкретно стоял перед глазами или был бы целью его
стремления; достаточно, чтобы он как$нибудь внутренне контактировал с ним,
чтобы тот был определяющей силой в нем, равно как и другие прочувствованные
ценности. Все здесь зависит от того, будет ли он силой. Как много места человек
оставляет этой силе—ведь он может оставить его и слишком много, в ущерб все$
общим ценностям — это, надо думать, зависит все$таки от человека, хотя в дан$
ном случае путем размышлений и выбора ничего не делается.
Но в этом и заключается момент свободы, которая и в ценности личностности
неявно предполагается.
е) Методологическое положение проблемы свободы
Эти крайние случаи доказывают, что вопрос свободы распространяется на все
этические проблемы. Нравственные ценности как нравственные акты без свобо$
ды теряют свой смысл. Это — ценности и акты принципиально свободного су$
щества. Если человек таковым не является, то его акты не будут ни нравственно
ценными, ни контрценными, и сам он не будет ни добр ни зол.
Так вопрос о свободе опять сводится к первым основаниям. Он затрагивает
проблему первого основного условия нравственного бытия. Если бы в этике
было возможно следовать чисто ratio essendi, то его нужно было бы исследовать
в самом начале; ведь все дальнейшее, всякое исследование сущности ценности,
долженствования, личности, воли, поступка, умонастроения, даже анализ
нравственных ценностей, в действительности уже базируется на предпосылке
свободы.
552 Часть 3. Раздел I
То, что исследование должно идти по другому пути, что метафизический ана$
лиз основной проблемы проводится в самом конце, объясняется методологиче$
скими причинами. Проблема свободы является самой трудной проблемой эти$
ки, ее, собственно, exemplum crucis1. Чтобы уже правильно сформулировать по$
нятие свободы, нужно ориентироваться во всем фронте содержательных про$
блем. Фактически приблизиться к вопросу свободы можно только в том случае,
если иметь в виду всю ситуацию в деталях, но прежде всего только после того,
как достигается принципиальная ясность относительно сущности и содержани
нравственных принципов. Но эти принципы суть ценности. По этой причине
таблицу ценностей нужно было раскрыть ранее — с риском, что она останетс
иллюзорной, если после этого не будет получено ее основное метафизическое
условие.
Таким образом, есть внутренняя необходимость сейчас, одновременно с воз$
вратом к основному вопросу, все рассматривавшееся ранее вновь поставить под
вопрос, и разобраться, оправдано ли оно или нет. Весь комплекс апорий—и тем
более метафизических — может быть развит лишь на основе обозрения феноме$
нов. Но обозрение феноменов в этом смысле есть самое большее, на что был
способен автор в двух первых частях книги. Все теоретические конструкции но$
сили только предварительный, предвосхищающий характер. Они все, естествен$
но, таковы, что позитивное понятие свободы, если оно может быть оправдано,
еще только должно быть включенным в них, чтобы получить свою внутреннюю
поддержку. Остальное тогда выводится само собой.
Вопрос сейчас в том и состоит, станет ли эта поддержка их частью.
а) Инстанция занятия позиции в человеке
Таблица ценностей — это половина этической проблемы. Другую половину
составляет метафизика нравственных актов. Между ними, в центре, находитс
проблема свободы воли.
Нравственность не заключается в ценностях как таковых. Она есть реальна
человеческая жизнь, исполнение ценностей в человеке. Но так как это исполне$
ние, в свою очередь, может заключаться в одном лишь поведении человека, то на$
ряду с вопросом о ценностях на передний план выходит новый вопрос о том, ка$
кая инстанция в человеке определяет его поведение по отношению к ценностям.
Такая инстанция не есть ценностное видение или ценностное чувство. Это во$
обще не схватывающая, но решающая инстанция, определяющая позицию в от$
ношении к схваченному. Если бы решение принималось на уровне схватывания,
то можно было бы согласиться с тезисом Сократа, будто добродетель есть зна$
ние. Но знание еще далеко не добродетель, уж тем более не говоря о том, что и
знание достигается не без обращения, уже основывающегося на принципиаль$
ной внутренней позиции. Если углубиться в эту ситуацию, то в душевной жизни
обнаруживается смешение сил внешнего и внутреннего происхождения, кото$
рые являются определяющими для поведения некоей личности.Идаже внутрен$
нее поведение, одно только умонастроение, уже есть реальное поведение. Ко$
нечно, и прочувствованные ценности непосредственно инициируют занятие по$
зиции — в пользу схваченной ценности, против неценности,— но этот момент
занятия позиции — только один из многих, и отнюдь не самый элементарный.
Что же задает направление реальному поведению, поскольку все же «во власти»
человека решать «за» или «против» схваченной ценности?
Именно это нечто в человеке подразумевают, говоря о «свободной воле». И в
этом смысле нужно понимать тезис, что нравственные ценности сущностно со$
отнесены со свободой воли. В данном случае имеется в виду, что они выступают
только в актах, в которых как$либо участвует эта решающая инстанция (см. гл.
38 а). Как раз в том и состоит своеобразие нравственной ценности и неценности,
что они «вменяются» личности, что ей выпадает вина, ответственность, заслуга.
Личность не просто обременена ценностью (или неценностью), она считается и
автором исполнения или нарушения. Под этим авторством подразумевается не$
что совершенно простое: творящий неправое «мог» тем не менее поступить и
правильно; кто лжет или подрывает доверие, тот «мог» действовать и иначе; он
не был принужден, только от него зависит говорить истину или оправдать ока$
занное доверие. И только поскольку это зависело от него, дело здесь идет о лжи
или подрыве доверия. Точно так же поступающий справедливо, говорящий
правду и т. д., только потому нравственно прав и правдив, что в его возможности
было поступить по$другому.
Правда, при этом сразу видно, что выражение «свобода воли» слишком узкое.
Ведь нравственные ценности присущи отнюдь не одним только собственно воле$
вым феноменам. Вынесенного в заглавие понятия свободы воли, которым обо$
значен весь комплекс проблем, вполне достаточно только для этики долженство$
вания и целей. В ней поступок и воля суть основные феномены. Но уже в умона$
строении, еще совершенно до всякого собственно воления, имеют место реше$
ние и занятие позиции. Да и вообще всякое поведение личности, безразлично,
проявляющееся внешне или нет, всякая ее установка, направленность, отноше$
ние уже равным образом подпадают под одни и те же нравственные ценностные
критерии, следовательно, уже равным образом соотнесены со свободой.
Дело, таким образом, здесь идет не о буквально понимаемой свободе одной
только «воли»; это — свобода всякой внутренней позиции и определения на$
правления. Термин «свобода воли» — однажды укоренившийся и с трудом под$
дающийся замене — в дальнейшем всегда нужно будет понимать в этом расши$
ренном смысле. В силу этого, естественно, нисколько не повредит, что основны$
ми ориентирующими феноменами, тем не менее, окажутся воля и поступок.
b) Человек как посредник между ценностью и действительностью
Есть и вторая проблемная линия, выводящая к проблеме свободы. Она заклю$
чается в метафизике долженствования (см. гл. 19 b). В сущности ценностей зало$
жено, что они детерминируют реальность не непосредственно, как категории, но
только выражают долженствование бытия, которое становится актуально везде,
где ему не соответствует реальное. Ценности, в отличие от онтологических зако$
нов, не воплощаются неизбежно, подчиняя все реальное; их идеальное должен$
ствование бытия существует совершенно независимо от исполнения или неис$
полненности. Оно не обладает реальной силой осуществляться самому по себе.
Только там, где обнаруживается существо, которое подхватывает требование
долженствования и прилагает усилия в его пользу, закон начинает проникать в
реальное.
Своеобразное положение человека в отношении ценностей заключается как
раз в том, что он и есть такое существо. Он является таковым как личностный
548 Часть 3. Раздел I
субъект, благодаря своеобразным качествам и способностям такового, его кон$
такту с ценностным царством, его активности, предвидению, способности при$
нимать решение и целенаправленной деятельности. Как нетрудно заметить, это
те характеристики субъекта, которые делают его «личностью» и составляют в нем
ценностный фундамент его актов (см. гл. 36 b–g).
Среди них момент свободы наиболее явно присутствует в способности прини$
мать решение. Это чрезвычайно существенно для метафизической ситуации.
Если бы личность была принуждена следовать требованию долженствовани
всех схваченных ценностей, то она хотя и была бы посредником между ценно$
стью в действительности, и даже точкой приложения долженствования в бытии,
но пассивной точкой приложения, вынужденным посредником. В ней не могли
бы обнаружиться специфические ценностные качества; она, пожалуй, могла бы
реализовать ценности ситуаций вне себя, но не могла бы реализовать нравствен$
ные ценности в себе самой. Человек по отношению к схваченным ценностям не
имел бы воли.
В действительности же человек есть посредник иного рода. Он отнюдь не яв$
ляется абсолютно надежным посредником, он действует с точки зрения ценно$
сти не так, как он действовал бы с точки зрения необходимости. Если бы ему
были даны совершенный ценностный взгляд и неограниченные возможности,
он не сделал бы мир совершенным. Он вынужден своей личностью прилагать
усилия отдельно ко всему, что ему представляется ценным, поскольку это долж$
но стать реальным через нее.Икак раз к этому такое его одно только представле$
ние никогда не принуждает. Он, стало быть, хотя и единственное существо, кото$
рое может опосредовать тенденцию долженствования в жизни, но является, тем
не менее, в высшей степени несовершенным посредником. Автомат,— если бы
ему можно было придать такую функцию,— был бы совершеннее. Но такое со$
вершенство — это не нравственность, но простая полезность, она могла бы
иметь лишь ценность средства. Именно несовершенство человека в отношении
тех великих задач, которые выпадают ему в мире, составляет его превосходство.
Ибо лишь так он оказывается нравственным существом: несовершенство есть
его свобода. Она состоит именно в том, что он не как автомат вынужден испол$
нять предписанное,— пусть даже предписанное высшими ценностями,— но все$
гда, по меньшей мере принципиально сохраняет возможность этого не делать.
с) Независимость принципиальной соотнесенности со свободой
от актуального решения в отдельном случае
Это метафизическое понятие свободы, очевидно, точно такое же, что получа$
ется в сущности занятия позиции. Благодаря этому оба круга проблем, затрону$
тых в первой и второй части, сходятся в одно целое. Оба приводят, хотя и по раз$
ным траекториям, к усмотрению того, что свобода есть основное условие воз$
можности всех нравственных феноменов. Со свободой связаны метафизическа
сущность личности и смысл нравственности. Однако тем самым существование
свободы еще не доказывается. Ибо с ним связан длинный ряд апорий. Наша за$
дача теперь — выяснить и преодолеть их.
Ведь если оказывается, что условие не выполнено, то исчезает и все, что за
ним следует; нравственные ценности тогда — не собственно нравственные, их
Глава 65. Общий обзор проблемы 549
специфическое отличие от ценностей ситуаций утрачивается. Человек в таком
случае тоже не есть нравственное существо, то, что в нем кажется морально$
стью — это просто определенные полезные или какие$то еще ценные качества,
характерные или не характерные для него в соответствии с констелляцией онто$
логических отношений,— подобно тому как вещам в соответствие с их свойства$
ми характерны или не характерны ценностные качества. Но вызвать неодобре$
ние, презрение, возмущение, или признание, почитание, восхищение такие ка$
чества могли бы столь же мало, что и качества вещей. Одним словом, уничто$
жается весь смысл нравственности, если свобода оказывается иллюзией.
Теми, кто склонялся к легкому решению вопроса о свободе — а здесь можно
было бы назвать и некоторые известные имена — это вновь и вновь оспарива$
лось, и оспаривается еще и сегодня. Пожалуй, ни в какой иной проблеме техника
блестящих формулировок, скрывающих неразгаданное, не является столь со$
блазнительной и обманчивой, чем в этой. И, быть может, ни в какой иной чело$
век не склонен так впадать в соблазн. К чувственной склонности прибавляетс
еще то обстоятельство, что гораздо легче и удовлетворительнее предоставить
пространство интуитивно схваченному «решению», чем досконально исследо$
вать цепь проблем, не оглядываясь на результат и не зная, куда могут завести
следствия. Ведь кое$кому может показаться самонадеянным ставить великие ос$
новные вопросы жизни на лезвие одного единственного «или — или». При этом
упускают из виду, что не человек создает проблемы, но как раз та жизнь, загадку
которой он не в состоянии упразднить.
Для понимания этических феноменов исключительно важно сделать выводы
в этом пункте с наибольшей строгостью, без преувеличений, но и не довольству$
ясь половинчатыми решениями.
Зависимость нравственных феноменов—именно нравственных—от свободы
воли нельзя понимать, как если бы без свободы не было никакой справедливо$
сти, любви к ближнему, правдивости и т. д.; скорее, эти феномены без исключе$
ний существуют и тогда, только тогда это — не собственно нравственные фено$
мены. Онтологическое качество поведения личности, очевидно, совершенно не
зависит от того, «могла бы личность поступить иначе» или нет. Только мораль$
ный характер поведения зависит от этого. Справедливость есть добродетель
лишь постольку, поскольку личность, по меньшей мере принципиально, имела
возможность не соблюсти правовую норму; любовь к ближнему только постоль$
ку, поскольку личность могла бы быть и черствой. Это ни в коем случае не зна$
чит, что моральная ценность любви тем выше, чем больше у человека было иску$
шение быть черствым; такое представление поставило бы смысл нравственной
ценности совершенно с ног на голову. Напротив, чем сильнее человек придер$
живается добродетели, тем выше нравственная ценность его поведения. Но это
значит, чем меньше он в отдельном случае нуждается в особом «свободном» во$
левом решении, чтобы сделать то, что нужно, тем выше он нравственно.
Свобода, о которой здесь идет дело, вовсе, таким образом, не касается соот$
ветствующих конфликтов мотивов. Она существует и когда вообще нет никакого
нравственного конфликта, то есть нет необходимости принимать какое$либо ре$
шение. Она существует исключительно в принципиальной возможности посту$
пать так или иначе, в непринужденности поступка. Но этот принципиальный ба$
зис должен сохраняться. Без него нравственное бытие — даже в своем высшем
550 Часть 3. Раздел I
совершенстве — превращается в бытие нравственно индифферентное; понятно,
что не в ценностно индифферентное вообще — ибо качества человеческого по$
ведения в своей «ценности ситуаций» (например, в свойственной ему ценности
определенного блага для других) остаются этим не затронуты,— но именно толь$
ко в «нравственно» индифферентное; лишенное возможности какого бы то ни
было вменения, несения ответственности, вины, обретения заслуг.
Отношение между свободой и нравственной ценностью можно сравнить с от$
ношением между фундирующей ценностью благ и нравственной ценностью.
И это отношение не количественное. Высота нравственной ценности и ценно$
сти благ не зависят друг от друга (см. гл. 26 а), и все же последняя есть ценност$
ный фундамент первой, от нее зависит нравственная ценность. Подобным обра$
зом mutatis mutandis дело обстоит и здесь. Нравственная ценность только прин$
ципиально соотнесена со свободой, личность должна «вообще» иметь возмож$
ность вести себя так или иначе. Насколько велик для нее конфликт, насколько
сильными являются противоположные интенции, в данном случае значения не
имеет. Конечно, человек наиболее четко осознает свою свободу, если он постав$
лен перед неким актуальным выбором. Однако его принципиальное свободное
бытие существует даже не в осознании свободы, но, очевидно, независимо от
него. И нравственная ценность, скорее, тем выше, чем меньше требуется особое
решение, чем устойчивее принципиальная позиция. Но сама принципиальна
позиция, которая в этом случае является носительницей нравственных ценно$
стей, уже основывается на свободе; она, со своей стороны, могла бы сама по себе
быть и иной. И если проследить цепь актов, в которых она формируется, еще
дальше назад, то, безусловно, где$нибудь натолкнешься на первичное занятие
позиции. Что последнее психологически, как акт, обычно не фиксируется, озна$
чает в этой связи столь же мало, как, например, психологическая нефиксируе$
мость в проблеме познания условий познания.
Уже исходя из этого видно, насколько этическая проблема свободы не пси$
хологична, и как много упускается, если пытаться искать ее отправные точки в
области психических фактов.
d) Крайние случаи как проверка
Ознакомление с этой ситуацией завершится, если проблему искусственно
заострить или смягчить. Тезис о принципиальной соотнесенностью со свобо$
дой касается всех без исключения нравственных ценностей. Но он становитс
весьма сомнительным, если видеть в нем больше, чем в нем есть на самом
деле — например утверждение, будто существуют особые, фиксируемые акты
свободы. Есть нравственные ценности, относительно которых эта ошибка наи$
более очевидна.
Такова ценность чистоты и все, что ей родственно: невинность, наивность,
прямота, простота и пр. «Решение» человека относительно ценности чистоты
хоть и не является невозможным, и в некоторых явлениях: в изменении нравст$
венного облика и ценностного видения (и, пожалуй, в раскаянии) его даже мож$
но проявить, но невозможно принять решение вернуться к потерянной однажды
чистоте, действительно чистый не знает такого возвращения. Чистоту нельз
осуществить не только в стремлении, но и вообще.
Глава 65. Общий обзор проблемы 551
Если спросить, где же в ней момент свободы, или, например, составляет ли
она исключение и со свободой вовсе не соотнесена, то уже в вопросе смысл
нравственной свободы упускается. Ибо чистота неотъемлема и с того мгновения,
когда она начинает обсуждаться как нравственная ценность личности, она уже
оказывается в опасности. Элемент свободы скрыто присутствует именно в сохра$
нении нравственной чистоты от нравственной вины. Ибо чистота существа, ко$
торое вообще не имело бы возможности нравственно грешить, была бы—даже в
своем совершенстве — пусть и чистотой, но не нравственной ценностью. Така
чистота была бы на одной ступени с невинностью животного.
Иначе вводит в заблуждение ценность личностности. Своеобразия своего ин$
дивидуального этоса человек в любом случае не выбирает; он находит его зара$
нее — вместе со всем, что обычно принадлежит его человечности. Ведь он даже
не может сделать эту заранее найденную ценность личностности предметом сво$
его воления, он ее тем самым как раз неизбежно упустил бы. И все же он несет
ответственность за исполнение и нарушение этой ценности. Примером наруше$
ния является, когда человек совершенно теряется в однообразии общих нравст$
венных требований, или полностью находится под влиянием одной ценности;
или когда он пытается подражать чужому своеобразию и проходит мимо своего
собственного, или пытается придать себе искомую оригинальность, которой он
не имеет. Во всех этих случаях на него падает вина за неисполнение своей собст$
венной сущности. Он «мог» поступить и по$другому. И даже если он в отдельных
случаях фактически и не может желать иначе, все же вообще и принципиально
остается возможность иного поступка. Для этого совершенно не нужно, чтобы
его идеальный этос как$то конкретно стоял перед глазами или был бы целью его
стремления; достаточно, чтобы он как$нибудь внутренне контактировал с ним,
чтобы тот был определяющей силой в нем, равно как и другие прочувствованные
ценности. Все здесь зависит от того, будет ли он силой. Как много места человек
оставляет этой силе—ведь он может оставить его и слишком много, в ущерб все$
общим ценностям — это, надо думать, зависит все$таки от человека, хотя в дан$
ном случае путем размышлений и выбора ничего не делается.
Но в этом и заключается момент свободы, которая и в ценности личностности
неявно предполагается.
е) Методологическое положение проблемы свободы
Эти крайние случаи доказывают, что вопрос свободы распространяется на все
этические проблемы. Нравственные ценности как нравственные акты без свобо$
ды теряют свой смысл. Это — ценности и акты принципиально свободного су$
щества. Если человек таковым не является, то его акты не будут ни нравственно
ценными, ни контрценными, и сам он не будет ни добр ни зол.
Так вопрос о свободе опять сводится к первым основаниям. Он затрагивает
проблему первого основного условия нравственного бытия. Если бы в этике
было возможно следовать чисто ratio essendi, то его нужно было бы исследовать
в самом начале; ведь все дальнейшее, всякое исследование сущности ценности,
долженствования, личности, воли, поступка, умонастроения, даже анализ
нравственных ценностей, в действительности уже базируется на предпосылке
свободы.
552 Часть 3. Раздел I
То, что исследование должно идти по другому пути, что метафизический ана$
лиз основной проблемы проводится в самом конце, объясняется методологиче$
скими причинами. Проблема свободы является самой трудной проблемой эти$
ки, ее, собственно, exemplum crucis1. Чтобы уже правильно сформулировать по$
нятие свободы, нужно ориентироваться во всем фронте содержательных про$
блем. Фактически приблизиться к вопросу свободы можно только в том случае,
если иметь в виду всю ситуацию в деталях, но прежде всего только после того,
как достигается принципиальная ясность относительно сущности и содержани
нравственных принципов. Но эти принципы суть ценности. По этой причине
таблицу ценностей нужно было раскрыть ранее — с риском, что она останетс
иллюзорной, если после этого не будет получено ее основное метафизическое
условие.
Таким образом, есть внутренняя необходимость сейчас, одновременно с воз$
вратом к основному вопросу, все рассматривавшееся ранее вновь поставить под
вопрос, и разобраться, оправдано ли оно или нет. Весь комплекс апорий—и тем
более метафизических — может быть развит лишь на основе обозрения феноме$
нов. Но обозрение феноменов в этом смысле есть самое большее, на что был
способен автор в двух первых частях книги. Все теоретические конструкции но$
сили только предварительный, предвосхищающий характер. Они все, естествен$
но, таковы, что позитивное понятие свободы, если оно может быть оправдано,
еще только должно быть включенным в них, чтобы получить свою внутреннюю
поддержку. Остальное тогда выводится само собой.
Вопрос сейчас в том и состоит, станет ли эта поддержка их частью.