Глава 20. Долженствование и целевая связь
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) К категориальному анализу ценности и долженствовани
Ценности суть принципы. Они, пусть даже в обусловленном виде, близки ка$
тегориям бытия. Собственно ценностная сущность, отличающая первые от вто$
рых, этой их близости не мешает.
Ценности, таким образом, должны иметь и определенное категориальное
строение, которое можно проанализировать. И так как именно более высокие
принципы надстраивают свои структуры над структурами более низких, то по$
следние должны содержаться в них, повторяться в них, определенным образом
модифицируясь.
Весь ряд таких структурных элементов уже встречался нам при анализе цен$
ности и долженствования. Такова противоположность, или полярность ценно$
сти и не$ценности, простирающаяся между ними линия ценностных координат,
соблюдение реальным дистанции в отношении ценности, а также непрерывный
континуум реального по этой линии координат. Ряд стадий такого смещени
опять$таки не гомогенен, как, например, математический ряд, но качественно
230 Часть 1. Раздел VI
дифференцирован; не статичен, как измерения пространства, но динамичен,
как поток времени, в котором он, где он реально проходит, фактически движет$
ся; не тянется индифферентно, как причинно$следственный ряд, но однозначно
восходит, заданный необратимым направлением долженствования бытия на
ценность, прогрессирующая реализация, целенаправленное восхождение; но
также и не слепая, случайная — то есть чисто онтологически необходимая — це$
лесообразность, как в органическом мире, но деятельная, предусматривающая,
предопределяющая тенденция к цели, в которой энергия цели, а в конечном сче$
те самой ценности, является творческой.
Эти категориальные моменты меньше затрагивают сущность самой ценности,
чем сущность свойственного ей долженствования бытия и исходящей от него де$
терминации реального. Это не случайность. Долженствование есть относитель$
но постижимая и определяемая структура, сама ценность — нет. Материю от$
дельных ценностей можно описать, ценностное сознание можно определить по
характеру его актов (в особенности специфически дифференцированное), но
кроющаяся за этим сущность ценности как таковой остается в известной мере
непостижима. Она имеет оттенок иррационального. В сущности ценности это
иррациональное выражено сильнее, нежели в принципах бытия, так как послед$
ние можно относительно хорошо понять в контексте их наслоения друг на друга,
сама же ценность начинает нечто новое.
Между категориями и ценностями, сколь бы близки они ни были метафизи$
чески, зияет пропасть. Ряд ценностей не замкнут — для нашего понимания.
Замкнут ли он или нет также и в себе — этого мы, конечно, знать не можем; ибо
человеческое сознание принципов не способно охватить их все. Для нашего по$
нимания, во всяком случае, он не завершен. От этого, однако, напрямую зависит
категориальный анализ.
Стало быть, нужно придерживаться того, что постижимо,— долженствова$
ния,— даже если установлено, что к нему сущность ценности не сводится.
Приблизиться к сути дела можно при помощи категорий отношения (Relation).
Нечто субстанциальное в нравственных ценностях («идеях» добродетелей) видел
уже Платон. Но ни он, ни кто$либо после него эту мысль полностью для этики не
разработали. Ибо субстанция была здесь только формальной субстанцией. Цен$
ности же фактически имеют нечто, что не сводится к форме, закону, отношению;
нечто субстратное, материальное.Ноэто материальное связывается в них с потен$
цией особого рода, им свойственной. Они суть подлинный «перводвигатель» как
его понимал Аристотель: от них исходит творческая энергия, порождение, фор$
мирование, осуществление. Ценность—это сила, стоящая за динамикой должен$
ствования бытия. В принципе ценности сущее теряет свое равновесие, приходит в
движение, обретает ту или иную тенденцию—за свои пределы. Ценность—центр
притяжения в его уравновешенности, «первая энтелехия» его движения.
Для бытия природы это аристотелевское понятие субстанции — которое в ос$
нове своей является понятием цели — оказалось сомнительным основоположе$
нием. Применительно же к этическим феноменам оно является весьма метким.
Здесь имеет место предвосхищение целевой точки, и заключено это предвосхи$
щение как раз в субстанциальной сущности принципа. Ценность есть одновре$
менно и энергия, и точка наведения. Она как субстанциальное не толкает про$
цесс впереди себя и от себя далее, но направляет его на себя. Она—та точка при$
Глава 20. Долженствование и целевая связь 231
тяжения, на которую указывает долженствование бытия, и куда направлена вся$
кая реальная тенденция, которая этому долженствованию следует.
b) Первичная и вторичная детерминаци
Здесь со всех сторон видно указание на телеологию ценностей в этической
действительности. Она соответствует тому, чем в природе является причин$
но$следственная связь. Она является такой же связью, типом детерминации ре$
ального. Но она есть другой, более сложный и более высокий тип — тот тип де$
терминации, что свойственен реализации долженствования бытия.
При этом сразу нужно установить ограничение. Реализация долженствовани
бытия является преломленной, распадающейся на два звена детерминацией,
точка преломления — личностный субъект. Первое звено — его можно было бы
назвать первичной детерминацией — это детерминация субъекта ценностью;
«восприятие». Чувствование или видение им ценности. Эта детерминация, пер$
вый раз направленная от идеального к реальному бытию (ибо ценностное чувст$
во—уже реальный акт), естественно, не является целевой. Ее тип, еще более об$
щий, но метафизически не более близкий, в своей структуре с одной стороны
близок отношению познания — ибо ценностное видение и даже первичное цен$
ностное чувство есть род «схватывания»—с другой стороны, однако, здесь имеет
место отношение господства и обусловливания, как это бывает всегда между
принципами и сферой их действия.
На долю целевой детерминации остается исключительно второе звено, вто$
ричная детерминация, которая исходит только от ценностно$зрячего, волящего
и действующего субъекта. Эта вторая детерминация всецело заключена внутри
реального; в ней превращение идеального в реальное (в реальное ценностное
сознание) уже предполагается. Она исходит от реального субъекта и распростра$
няется там, где она становится внешним поступком, на другое реальное, а там,
где она есть лишь внутренняя установка субъекта,— на организацию самого лич$
ностного субъекта. Внутренняя и внешняя стороны субъекта не имеют никакого
различия в отношении реальности детерминации. Правда, психофизическа
проблема еще связана с этой двойственностью. Но тем не менее оба звена лежат
внутри одной и той же реальности, физические и психические процессы проис$
ходят одновременно, и рознит их только пространственность.
Вторичная детерминация является целевой. Тем самым целевая связь овладе$
вает обширной областью. Все активные, идущие от личности к личности акты
несут ее в себе как категориальную форму. Таково всякое стремление, воление и
действие, всякое желание, страсть, надежда, все невысказанные и неосознан$
ные, лежащие в одном только умонастроении тенденции. Ибо сюда относятся не
только лишь осознанное полагание и преследование целей; но всякая актив$
ность субъекта, в сущности, уже имеет в себе структуру этой связи. Всякая прак$
тическая интенция является целевой.
c) Целевая связь как трехслойное отношение
И здесь, как и в причинно$следственной связи, существует непрерывная под$
чиненность, продолжающаяся зависимость от звена к звену, определенный по$
232 Часть 1. Раздел VI
рядок. Но структура подчиненности в этом порядке—совершенно иной, нежели
в природном событии. В причинно$следственном ряду всегда более позднее со$
бытие определено более ранним, там зависимость следует в направлении тече$
ния времени, ряд этот идет «по течению времени». В целевом ряду точно так же
неукоснительно более раннее определено более поздним, зависимость обратная,
ряд идет «против течения времени». Здесь все направлено к конечному звену, к
цели. В этом смысле целевая связь представляет собой обращение причин$
но$следственной связи. Отношение причины и следствия меняется на отноше$
ние цели и средства.
Динамика причинно$следственного ряда—это слепое движение вперед, при$
чем направление процесса всегда определено взаимодействием безразличных
составляющих; динамика целевого ряда — это исходящее от конечного звена
притяжение, притягивание процесса к конечной цели. Условием всего являетс
предварительное существование цели.
Тем не менее это описание целевой связи неполное. Если предварительное су$
ществование цели является условием всего, то должен быть учтен способ быти
этого условия. Но как цель существует до своей реализации? Она может сущест$
вовать только как поставленная, а именно как заранее поставленная цель, и
только сознание в состоянии поставить ее заранее. Целеполагание, таким обра$
зом, есть первое; предвосхищающее процесс, как бы перепрыгивающее его со$
единение с еще не существующим будущим.
К этому добавим еще кое$что. Собственно процесс реального события, даже
если он детерминирован целевым образом, т. е. связан с конечным звеном, про$
текает во времени и определяет свое направление от более раннего к более позд$
нему. В нем «средства» суть реальные причины, шаг за шагом «результирующие
собой» то, что стоит в качестве цели. Процесс реального события при осуществ$
лении цели, таким образом, невзирая на целевую детерминацию — причин$
но$следственный процесс. От других причинно$следственных процессов он от$
личается только уже предшествующим ему определением (или выбором) средств
с точки зрения цели. Но способ, каким средства в качестве ряда, в котором сле$
дующее звено всегда является целью прежнего, вплоть до конечной цели, «ре$
зультируют» цель является причинно$следственным. Целевая связь, таким обра$
зом, уже предполагает причинно$следственную связь; на этой стадии своего осу$
ществления, на стадии реализации, она есть причинно$следственная связь. Бо$
лее низкая форма детерминации включена в более высокую и более сложную,
является ее составной частью — соответственно всеобщему закону наслоени
категорий, по которому низшая категория является предпосылкой и категори$
альным моментом высшей. Высшая не может существовать без низшей, но и та
не может без высшей.
Если объединить целеполагание и реализацию в одно целое целевой связи, то
получится уже не просто обращение причинно$следственной связи, но форма
детерминации гораздо более высшего типа. Так как обратное определение от
цели к средству составляет собственную сущность целевого как такового, то его
вместе с причинно$следственным процессом реализации можно было бы оха$
рактеризовать как бег по кругу: сначала обратное определение от цели к средству,
а затем—обратное от средства к цели. Но и этого недостаточно, ибо первое усло$
вие всего, предварительное полагание самой цели, в этом еще не содержится.
Глава 20. Долженствование и целевая связь 233
Если привлечь и это, то в целевой связи установится троякое отношение между
исходным и конечным пунктами процесса:
1. Предварительное полагание цели субъектом, перепрыгивание течени
времени, доступная только сознанию возможность обгонять время и не обра$
щать на него внимания.
2. Обратное, собственно целевое определение средства целью, начиная от
последней, конечной цели, к средству, менее всего отстоящему от нее, назад к
первому, теперешнему средству, находящемуся в распоряжении субъекта, при$
чем предыдущее звено (то есть в обратном отсчете последующее) всегда имеет
целью последующее (в обратном отсчете предыдущее), и ею определяется или
отбирается.
3. Реализация цели, ее реальное осуществление за счет ряда средств, причем
осуществленное в предыдущем, обратном определении отношение средства и
цели превращается в точно так же осуществляющееся прямонаправленно$кон$
тинуальное отношение причины и следствия.
d) Прямая и обратная детерминация в целевой связи
Только последний этап или слой в этом трехслойном отношении представляет
собой реальный процесс в мире. Поэтому он имеет законченную причинно$след$
ственную структуру, представляя собой вмешательство исходящего от субъекта
действия в реальные мировые события; этот процесс, таким образом, не может
иметь другой категориальной формы, кроме той, что у этих событий — причин$
но$следственной формы. Последнее звено второго слоя есть первое звено третье$
го, первое средство, находящееся в распоряжении субъекта, и от него исходит
дальнейшее результирование заранее поставленной конечной цели. Зависимость
целевого ряда от причинно$следственного, заключающаяся в этом третьем слое,
имеет огромную важность для понимания целого: только так вообще и возможно
сосуществование двух типов детерминаций в одном реальном мире. Целевая де$
терминация непротиворечиво включается в причинно$следственную именно
потому, что ход собственной реализации в ней является причинно$следствен$
ным. Выражаясь наоборот, реальное влияние действующего сообразно целям су$
щества на мир, в котором оно пребывает, возможно только в мире, детерминиро$
ванном по причинно$следственному типу. Правда, это противоречит господ$
ствующему мнению, которое большей свободы действий ожидает от индетерми$
низма. Напротив: в лишенном детерминаций и законов мире, в котором все было
бы случайно, действующее сообразно целям существо вообще не могло бы суще$
ствовать, но это значит, что в нем реализация целей, действие были бы невозмож$
ны, так как невозможно было бы увидеть, какие причины в качестве средств вле$
кут за собой желаемый результат (то, что поставлено целью).
Первый и третий слои целевой связи направлены прямо, по ходу течения вре$
мени. Но только третий действительно пребывает в нем, протекает в нем. Пер$
вый перепрыгивает ход времени, не обращает на него внимания; он «предвосхи$
щает» будущее и за счет этого, определяя, ставит его впереди настоящего. Обрат$
но же направлен только второй слой. Он тоже лежит не на уровне реальных со$
бытий, он лишь становится определяющим для таковых за счет активности субъ$
екта, которому он предписывает путь. Но сам он находится в первую очередь
234 Часть 1. Раздел VI
лишь в сознании, как и целеполагание. Подобно тому как только сознание мо$
жет свободно перепрыгнуть ход времени, так только сознание может свободно
идти против его течения — от поставленной заранее цели до первого средства,
которое находится во власти субъекта.
Общая картина, таким образом, отнюдь не представляет собой простого бега
по кругу. Но первый полукруг — чтобы придерживаться образа — проходитс
дважды, второй — только один раз. Две первые ступени уже для себя образуют
замкнутый круг, обе еще по эту сторону реального, будучи делом только созна$
ния в себе, объективным образованием сознания. Они ведут идеально от субъек$
та в его реально данном сейчас, до цели как чего$то будущего, а от нее опять на$
зад через ряд средств—как они потребны цели в обратном порядке—к субъекту
в его данном сейчас. И лишь потом начинается реальный слой связи, где тот са$
мый ряд средств будут проходить в обратном (то есть теперь уже в прямом) по$
рядке в реальном процессе как ряд причин.
Легко увидеть, что именно вторая ступень связи накладывает на ее целевой
характер особый отпечаток. На ней имеет место характерная для целевого отно$
шения обратная детерминация более раннего более поздним. Она$то и дает
возможность целевой связи быть формой реализации долженствования бытия.
Ибо в долженствовании бытия целевая точка дана, требуется же только реаль$
ная тенденция к ней. Только целевая детерминация может отвечать в бытии
требованиям долженствования.
e) Удвоение и тождество цели
Два других слоя целевой связи, как бы обрамляющие обратно детерминиро$
ванный второй, оба проходят, минуя субъект, к цели. Но делают они это весьма
различным образом. Первый, будучи исключительно антиципацией со стороны
сознания, без рефлексии над промежуточными звеньями (средствами), сводитс
к только лишь поставленной ирреальной цели. Последний же, будучи реальным
и реализующим процессом, руководимым рефлексией по поводу средств, осу$
ществляемой в ходе обратной детерминации, сводится к исполненной и реаль$
ной цели.
Таким образом, в целевой связи сама цель представлена дважды. Один раз
это — поставленная, ирреальная цель как предварительное определение до
начала процесса. В качестве таковой она является собственно определяющей,
точкой притяжения процесса. Другой же раз она выступает как реализованна
или исполненная цель, как результат завершенного причинно$следственного
ряда (третьего слоя) и одновременно всей трехслойной структуры целевой де$
терминации. Оба рода цели различаются так же, как у Аристотеля «первая эн$
телехия» и энтелехия как таковая — только у него и та и другая мыслятся дл
любого процесса вообще, а не имеющего отношение именно к этике. Цель в
первом случае — это определенное принципом (ценностью) полагание, по$
ставленное сознанием ценное; во втором же случае цель — это реальное, де$
терминированное принципом в обход, через сознание. Первая есть первое
обусловливающее в целевой связи, вторая — последнее обусловленное. Весь
размах человеческого стремления и творчества заключен между этими двум
пунктами.
Глава 20. Долженствование и целевая связь 235
И все же в другом смысле оба эти аспекта вновь едины и по праву зовутся од$
ной и той же целью (как у Аристотеля — одна и та же энтелехия). Ибо в целевой
связи они различаются только тем, что представляют различные стадии в ней, а
также модусами бытия. Они различаются как бытие, полагаемое в сознании, и
реальное в$себе$бытие. По материи же они идентичны, поскольку в себе она без$
различна к разнице модальностей и к стадиям (слоям) связи.
Это содержательное единство и порождает иллюзию бега по кругу в целевой
связи. Ибо если не осознавать разницы модальностей, то поставленную цель
фактически нельзя отличить от реализованной. А из этого, в свою очередь, мо$
жет вытекать иллюзия чисто причинно$следственного прохождения целевого
ряда в конкретном событии. Так как если смотреть только на реальный процесс
(третий слой), то фактически видишь перед собой только причинно$следствен$
ный ряд. Того, что в своем индивидуальном своеобразии он вовсе не мог бы осу$
ществиться, если бы до этого в обратном порядке результат не был антецеден$
том, причина — консеквентом, при такой установке увидеть как раз и нельзя.
Это соломинка этического натурализма, который предполагает, что все можно
объяснить каузально. Равным образом при этом упускают из виду, что бег по кру$
гу ведь никогда не завершается. В конкретном случае достигнутая цель большей
частью значительно отличается от намеченной. Конечно, при этом возникает
материальная нетождественность. Но заключается это не в сущности целевой
связи, но во владеющем ею субъекте.
Дело в том, что субъект включен в эту связь как бы дважды, ибо ведь первая и
третья ступени связи исходят от субъекта. Субъект ведь может поставить цель
только рефлексивно, «себе» (субъекту). Тем самым он ставит ее своей собствен$
ной активности, своей воле и действию. Полагая цель, он уже вовлекает себя са$
мого в реализацию. Тем самым он фактически представлен в связи дважды, при$
чем оба раза в различных функциях: первый раз как целеполагающий (ценност$
но$зрячий и смотрящий вперед), второй раз — как волящий и действующий.
Сколь различны две эти функции субъекта в целевой связи, столь они, тем не
менее, принципиально соединены неким тождеством — тождеством самого
субъекта как единства этих функций (актов), т. е. как личностного существа. И
даже здесь бег по кругу фактически никогда не завершается, в данном конкрет$
ном случае он никогда строго не закончен. Субъект, к которому обращается за$
ключающееся в целеполагании требование, в своих эмпирических интенциях
большей частью уже не тот, что ставил цель; своим волением он лишь выступает
в пользу поставленной им цели. Он не безусловно и не до конца идентифицирует
себя с целеполагающим субъектом. Если бы не существовало возможности тако$
го несоответствия, то дорога в ад не была бы вымощена благими намерениями.
Но и этот известный феномен имеет причиной не сущность самой целевой
связи, но моральную непоследовательность и слабость субъекта, его неспособ$
ность действительно приступить к осуществлению собственных этических ин$
тенций. Это раскол единства личностного существа, его расщепление, ее само$
отречение.
236 Часть 1. Раздел VI
f) Провидение и предопределение человека
Роль, которую субъект играет в целевой связи, точно соответствует положе$
нию, которое он занимает по отношению к долженствованию актуального бы$
тия. Это совпадение основывается на внутренней необходимости. Телеология,
которая происходила бы не в соответствии с ценностями, т. е. цели которой не
были бы материально определены ценностями, в себе, пожалуй, мыслима, хот
мы ее как феномен и не знаем; реализация же бытийно должного, которая шла
бы иным путем — путем целевой детерминации — если не учитывать «случай$
ной», не направляемой ценностями реализации — невозможна. Целевая связь
является для нее сущностной формой. Таким образом, понятно, что положение
субъекта в обоих комплексах проблем одно и то же.
Реальная динамика целевого ряда соответствует динамике долженствовани
идеального бытия. Она не есть слепое, брутальное проталкивание, подобное ди$
намике причинно$следственного ряда, которая безразлично к своим результатам
катится вперед во времени. Она является как бы «зрячей». И не только как бы.
Она и действительно «видит вперед», антиципирует конечную точку и за счет
этого одним махом предопределяет весь ряд. В ней целое раньше части, в то вре$
мя как в причинно$следственном ряду, когда к результату продвигаются «поша$
говым» способом, целое оказывается последним.
Двойной смысл заключен в этой антиципации: провидение и предопределе$
ние. И то и другое — дело целеполагающего субъекта. И в том и в другом заклю$
чено основное определение человека как нравственной личности. Ибо именно в
этих предвосхищающих актах человек становится носителем нравственных цен$
ностей и неценностей. И именно здесь открывается возможность увидеть сущ$
ность человека. Если уж провидение и предопределение суть атрибуты Божества,
призванные выразить Его мудрость, силу и безусловное управление миром.
Мистико$религиозное мышление с давних пор приписывало всю силу Богу, а
ценности понимало как Его заповеди. Этика может оставить некое пространство
для метафизики веры, насколько та не задевает ее ядра. Но так же, как идеально$
му в$себе$бытию ценностей этика должна была вернуть то, что исконно ему при$
надлежало, так и человеку теперь она должна вернуть то, что ему принадлежит.
Существует ли божественное провидение или нет — никто этого не знает и
ничего никогда доказать не сможет — но мы знаем то, что существует провиде$
ние человека. Пусть оно несовершенно, ограничено, вечно фрагментарно, даже
близко не сравнимо с идеалом божественного провидения, но оно имеет то пре$
имущество, что является не одним лишь идеалом, но фактом, осязаемым фено$
меном человеческой жизни. Полагание цели человеком — факт. Этика делает, и
должна делать, то, что в глазах благочестивого кощунственно: она наделяет чело$
века божественными атрибутами. Этика возвращает ему то, в чем он, не понима
собственной сути, отказал себе, приписав это Богу. Или, если выразиться иначе:
она свергает Божество с Его мирового трона и отдает в руки человека. Человеку
достается метафизическое наследство Бога.
Философски выражаясь, телеология есть особенность человеческого сущест$
ва. Существует ли она еще где$либо в мире, мы не знаем; ибо она возможна толь$
ко в существе, которое наделено сознанием, способно к познанию и стремле$
нию. Есть ли кроме человека кто$то еще с такими способностями — это уже
Глава 20. Долженствование и целевая связь 237
предмет чисто спекулятивных предположений. Полагание целей, так же как и
предвидение и предопределение, способность к стремлению и активному осу$
ществлению предопределенного мы знаем исключительно за человеком. Дл
трезвой, следующей безо всяких предрассудков за феноменами философии кате$
гория цели существует как конститутивный принцип,— то есть как целеполага$
ние и целевая деятельность, не как одна лишь «целесообразность», которая мо$
жет существовать и акцидентально — вообще лишь в сознании, быть может, еще
в более высоких образованиях, в случае если они есть, но уж точно не в низших.
Низшие образования могут быть вовлечены (например, как средства), в целевую
связь высших. Но они сами, взятые для себя, совершенно бесцельны, чужды це$
лям, индифферентны к ним. Именно в силу этой индифферентности, то есть по$
тому что никаких собственных целевых тенденций в них нет, они и могут высту$
пать как средства в целевой связи, которая в себе не имеет с их присутствием ни$
чего общего.
a) К категориальному анализу ценности и долженствовани
Ценности суть принципы. Они, пусть даже в обусловленном виде, близки ка$
тегориям бытия. Собственно ценностная сущность, отличающая первые от вто$
рых, этой их близости не мешает.
Ценности, таким образом, должны иметь и определенное категориальное
строение, которое можно проанализировать. И так как именно более высокие
принципы надстраивают свои структуры над структурами более низких, то по$
следние должны содержаться в них, повторяться в них, определенным образом
модифицируясь.
Весь ряд таких структурных элементов уже встречался нам при анализе цен$
ности и долженствования. Такова противоположность, или полярность ценно$
сти и не$ценности, простирающаяся между ними линия ценностных координат,
соблюдение реальным дистанции в отношении ценности, а также непрерывный
континуум реального по этой линии координат. Ряд стадий такого смещени
опять$таки не гомогенен, как, например, математический ряд, но качественно
230 Часть 1. Раздел VI
дифференцирован; не статичен, как измерения пространства, но динамичен,
как поток времени, в котором он, где он реально проходит, фактически движет$
ся; не тянется индифферентно, как причинно$следственный ряд, но однозначно
восходит, заданный необратимым направлением долженствования бытия на
ценность, прогрессирующая реализация, целенаправленное восхождение; но
также и не слепая, случайная — то есть чисто онтологически необходимая — це$
лесообразность, как в органическом мире, но деятельная, предусматривающая,
предопределяющая тенденция к цели, в которой энергия цели, а в конечном сче$
те самой ценности, является творческой.
Эти категориальные моменты меньше затрагивают сущность самой ценности,
чем сущность свойственного ей долженствования бытия и исходящей от него де$
терминации реального. Это не случайность. Долженствование есть относитель$
но постижимая и определяемая структура, сама ценность — нет. Материю от$
дельных ценностей можно описать, ценностное сознание можно определить по
характеру его актов (в особенности специфически дифференцированное), но
кроющаяся за этим сущность ценности как таковой остается в известной мере
непостижима. Она имеет оттенок иррационального. В сущности ценности это
иррациональное выражено сильнее, нежели в принципах бытия, так как послед$
ние можно относительно хорошо понять в контексте их наслоения друг на друга,
сама же ценность начинает нечто новое.
Между категориями и ценностями, сколь бы близки они ни были метафизи$
чески, зияет пропасть. Ряд ценностей не замкнут — для нашего понимания.
Замкнут ли он или нет также и в себе — этого мы, конечно, знать не можем; ибо
человеческое сознание принципов не способно охватить их все. Для нашего по$
нимания, во всяком случае, он не завершен. От этого, однако, напрямую зависит
категориальный анализ.
Стало быть, нужно придерживаться того, что постижимо,— долженствова$
ния,— даже если установлено, что к нему сущность ценности не сводится.
Приблизиться к сути дела можно при помощи категорий отношения (Relation).
Нечто субстанциальное в нравственных ценностях («идеях» добродетелей) видел
уже Платон. Но ни он, ни кто$либо после него эту мысль полностью для этики не
разработали. Ибо субстанция была здесь только формальной субстанцией. Цен$
ности же фактически имеют нечто, что не сводится к форме, закону, отношению;
нечто субстратное, материальное.Ноэто материальное связывается в них с потен$
цией особого рода, им свойственной. Они суть подлинный «перводвигатель» как
его понимал Аристотель: от них исходит творческая энергия, порождение, фор$
мирование, осуществление. Ценность—это сила, стоящая за динамикой должен$
ствования бытия. В принципе ценности сущее теряет свое равновесие, приходит в
движение, обретает ту или иную тенденцию—за свои пределы. Ценность—центр
притяжения в его уравновешенности, «первая энтелехия» его движения.
Для бытия природы это аристотелевское понятие субстанции — которое в ос$
нове своей является понятием цели — оказалось сомнительным основоположе$
нием. Применительно же к этическим феноменам оно является весьма метким.
Здесь имеет место предвосхищение целевой точки, и заключено это предвосхи$
щение как раз в субстанциальной сущности принципа. Ценность есть одновре$
менно и энергия, и точка наведения. Она как субстанциальное не толкает про$
цесс впереди себя и от себя далее, но направляет его на себя. Она—та точка при$
Глава 20. Долженствование и целевая связь 231
тяжения, на которую указывает долженствование бытия, и куда направлена вся$
кая реальная тенденция, которая этому долженствованию следует.
b) Первичная и вторичная детерминаци
Здесь со всех сторон видно указание на телеологию ценностей в этической
действительности. Она соответствует тому, чем в природе является причин$
но$следственная связь. Она является такой же связью, типом детерминации ре$
ального. Но она есть другой, более сложный и более высокий тип — тот тип де$
терминации, что свойственен реализации долженствования бытия.
При этом сразу нужно установить ограничение. Реализация долженствовани
бытия является преломленной, распадающейся на два звена детерминацией,
точка преломления — личностный субъект. Первое звено — его можно было бы
назвать первичной детерминацией — это детерминация субъекта ценностью;
«восприятие». Чувствование или видение им ценности. Эта детерминация, пер$
вый раз направленная от идеального к реальному бытию (ибо ценностное чувст$
во—уже реальный акт), естественно, не является целевой. Ее тип, еще более об$
щий, но метафизически не более близкий, в своей структуре с одной стороны
близок отношению познания — ибо ценностное видение и даже первичное цен$
ностное чувство есть род «схватывания»—с другой стороны, однако, здесь имеет
место отношение господства и обусловливания, как это бывает всегда между
принципами и сферой их действия.
На долю целевой детерминации остается исключительно второе звено, вто$
ричная детерминация, которая исходит только от ценностно$зрячего, волящего
и действующего субъекта. Эта вторая детерминация всецело заключена внутри
реального; в ней превращение идеального в реальное (в реальное ценностное
сознание) уже предполагается. Она исходит от реального субъекта и распростра$
няется там, где она становится внешним поступком, на другое реальное, а там,
где она есть лишь внутренняя установка субъекта,— на организацию самого лич$
ностного субъекта. Внутренняя и внешняя стороны субъекта не имеют никакого
различия в отношении реальности детерминации. Правда, психофизическа
проблема еще связана с этой двойственностью. Но тем не менее оба звена лежат
внутри одной и той же реальности, физические и психические процессы проис$
ходят одновременно, и рознит их только пространственность.
Вторичная детерминация является целевой. Тем самым целевая связь овладе$
вает обширной областью. Все активные, идущие от личности к личности акты
несут ее в себе как категориальную форму. Таково всякое стремление, воление и
действие, всякое желание, страсть, надежда, все невысказанные и неосознан$
ные, лежащие в одном только умонастроении тенденции. Ибо сюда относятся не
только лишь осознанное полагание и преследование целей; но всякая актив$
ность субъекта, в сущности, уже имеет в себе структуру этой связи. Всякая прак$
тическая интенция является целевой.
c) Целевая связь как трехслойное отношение
И здесь, как и в причинно$следственной связи, существует непрерывная под$
чиненность, продолжающаяся зависимость от звена к звену, определенный по$
232 Часть 1. Раздел VI
рядок. Но структура подчиненности в этом порядке—совершенно иной, нежели
в природном событии. В причинно$следственном ряду всегда более позднее со$
бытие определено более ранним, там зависимость следует в направлении тече$
ния времени, ряд этот идет «по течению времени». В целевом ряду точно так же
неукоснительно более раннее определено более поздним, зависимость обратная,
ряд идет «против течения времени». Здесь все направлено к конечному звену, к
цели. В этом смысле целевая связь представляет собой обращение причин$
но$следственной связи. Отношение причины и следствия меняется на отноше$
ние цели и средства.
Динамика причинно$следственного ряда—это слепое движение вперед, при$
чем направление процесса всегда определено взаимодействием безразличных
составляющих; динамика целевого ряда — это исходящее от конечного звена
притяжение, притягивание процесса к конечной цели. Условием всего являетс
предварительное существование цели.
Тем не менее это описание целевой связи неполное. Если предварительное су$
ществование цели является условием всего, то должен быть учтен способ быти
этого условия. Но как цель существует до своей реализации? Она может сущест$
вовать только как поставленная, а именно как заранее поставленная цель, и
только сознание в состоянии поставить ее заранее. Целеполагание, таким обра$
зом, есть первое; предвосхищающее процесс, как бы перепрыгивающее его со$
единение с еще не существующим будущим.
К этому добавим еще кое$что. Собственно процесс реального события, даже
если он детерминирован целевым образом, т. е. связан с конечным звеном, про$
текает во времени и определяет свое направление от более раннего к более позд$
нему. В нем «средства» суть реальные причины, шаг за шагом «результирующие
собой» то, что стоит в качестве цели. Процесс реального события при осуществ$
лении цели, таким образом, невзирая на целевую детерминацию — причин$
но$следственный процесс. От других причинно$следственных процессов он от$
личается только уже предшествующим ему определением (или выбором) средств
с точки зрения цели. Но способ, каким средства в качестве ряда, в котором сле$
дующее звено всегда является целью прежнего, вплоть до конечной цели, «ре$
зультируют» цель является причинно$следственным. Целевая связь, таким обра$
зом, уже предполагает причинно$следственную связь; на этой стадии своего осу$
ществления, на стадии реализации, она есть причинно$следственная связь. Бо$
лее низкая форма детерминации включена в более высокую и более сложную,
является ее составной частью — соответственно всеобщему закону наслоени
категорий, по которому низшая категория является предпосылкой и категори$
альным моментом высшей. Высшая не может существовать без низшей, но и та
не может без высшей.
Если объединить целеполагание и реализацию в одно целое целевой связи, то
получится уже не просто обращение причинно$следственной связи, но форма
детерминации гораздо более высшего типа. Так как обратное определение от
цели к средству составляет собственную сущность целевого как такового, то его
вместе с причинно$следственным процессом реализации можно было бы оха$
рактеризовать как бег по кругу: сначала обратное определение от цели к средству,
а затем—обратное от средства к цели. Но и этого недостаточно, ибо первое усло$
вие всего, предварительное полагание самой цели, в этом еще не содержится.
Глава 20. Долженствование и целевая связь 233
Если привлечь и это, то в целевой связи установится троякое отношение между
исходным и конечным пунктами процесса:
1. Предварительное полагание цели субъектом, перепрыгивание течени
времени, доступная только сознанию возможность обгонять время и не обра$
щать на него внимания.
2. Обратное, собственно целевое определение средства целью, начиная от
последней, конечной цели, к средству, менее всего отстоящему от нее, назад к
первому, теперешнему средству, находящемуся в распоряжении субъекта, при$
чем предыдущее звено (то есть в обратном отсчете последующее) всегда имеет
целью последующее (в обратном отсчете предыдущее), и ею определяется или
отбирается.
3. Реализация цели, ее реальное осуществление за счет ряда средств, причем
осуществленное в предыдущем, обратном определении отношение средства и
цели превращается в точно так же осуществляющееся прямонаправленно$кон$
тинуальное отношение причины и следствия.
d) Прямая и обратная детерминация в целевой связи
Только последний этап или слой в этом трехслойном отношении представляет
собой реальный процесс в мире. Поэтому он имеет законченную причинно$след$
ственную структуру, представляя собой вмешательство исходящего от субъекта
действия в реальные мировые события; этот процесс, таким образом, не может
иметь другой категориальной формы, кроме той, что у этих событий — причин$
но$следственной формы. Последнее звено второго слоя есть первое звено третье$
го, первое средство, находящееся в распоряжении субъекта, и от него исходит
дальнейшее результирование заранее поставленной конечной цели. Зависимость
целевого ряда от причинно$следственного, заключающаяся в этом третьем слое,
имеет огромную важность для понимания целого: только так вообще и возможно
сосуществование двух типов детерминаций в одном реальном мире. Целевая де$
терминация непротиворечиво включается в причинно$следственную именно
потому, что ход собственной реализации в ней является причинно$следствен$
ным. Выражаясь наоборот, реальное влияние действующего сообразно целям су$
щества на мир, в котором оно пребывает, возможно только в мире, детерминиро$
ванном по причинно$следственному типу. Правда, это противоречит господ$
ствующему мнению, которое большей свободы действий ожидает от индетерми$
низма. Напротив: в лишенном детерминаций и законов мире, в котором все было
бы случайно, действующее сообразно целям существо вообще не могло бы суще$
ствовать, но это значит, что в нем реализация целей, действие были бы невозмож$
ны, так как невозможно было бы увидеть, какие причины в качестве средств вле$
кут за собой желаемый результат (то, что поставлено целью).
Первый и третий слои целевой связи направлены прямо, по ходу течения вре$
мени. Но только третий действительно пребывает в нем, протекает в нем. Пер$
вый перепрыгивает ход времени, не обращает на него внимания; он «предвосхи$
щает» будущее и за счет этого, определяя, ставит его впереди настоящего. Обрат$
но же направлен только второй слой. Он тоже лежит не на уровне реальных со$
бытий, он лишь становится определяющим для таковых за счет активности субъ$
екта, которому он предписывает путь. Но сам он находится в первую очередь
234 Часть 1. Раздел VI
лишь в сознании, как и целеполагание. Подобно тому как только сознание мо$
жет свободно перепрыгнуть ход времени, так только сознание может свободно
идти против его течения — от поставленной заранее цели до первого средства,
которое находится во власти субъекта.
Общая картина, таким образом, отнюдь не представляет собой простого бега
по кругу. Но первый полукруг — чтобы придерживаться образа — проходитс
дважды, второй — только один раз. Две первые ступени уже для себя образуют
замкнутый круг, обе еще по эту сторону реального, будучи делом только созна$
ния в себе, объективным образованием сознания. Они ведут идеально от субъек$
та в его реально данном сейчас, до цели как чего$то будущего, а от нее опять на$
зад через ряд средств—как они потребны цели в обратном порядке—к субъекту
в его данном сейчас. И лишь потом начинается реальный слой связи, где тот са$
мый ряд средств будут проходить в обратном (то есть теперь уже в прямом) по$
рядке в реальном процессе как ряд причин.
Легко увидеть, что именно вторая ступень связи накладывает на ее целевой
характер особый отпечаток. На ней имеет место характерная для целевого отно$
шения обратная детерминация более раннего более поздним. Она$то и дает
возможность целевой связи быть формой реализации долженствования бытия.
Ибо в долженствовании бытия целевая точка дана, требуется же только реаль$
ная тенденция к ней. Только целевая детерминация может отвечать в бытии
требованиям долженствования.
e) Удвоение и тождество цели
Два других слоя целевой связи, как бы обрамляющие обратно детерминиро$
ванный второй, оба проходят, минуя субъект, к цели. Но делают они это весьма
различным образом. Первый, будучи исключительно антиципацией со стороны
сознания, без рефлексии над промежуточными звеньями (средствами), сводитс
к только лишь поставленной ирреальной цели. Последний же, будучи реальным
и реализующим процессом, руководимым рефлексией по поводу средств, осу$
ществляемой в ходе обратной детерминации, сводится к исполненной и реаль$
ной цели.
Таким образом, в целевой связи сама цель представлена дважды. Один раз
это — поставленная, ирреальная цель как предварительное определение до
начала процесса. В качестве таковой она является собственно определяющей,
точкой притяжения процесса. Другой же раз она выступает как реализованна
или исполненная цель, как результат завершенного причинно$следственного
ряда (третьего слоя) и одновременно всей трехслойной структуры целевой де$
терминации. Оба рода цели различаются так же, как у Аристотеля «первая эн$
телехия» и энтелехия как таковая — только у него и та и другая мыслятся дл
любого процесса вообще, а не имеющего отношение именно к этике. Цель в
первом случае — это определенное принципом (ценностью) полагание, по$
ставленное сознанием ценное; во втором же случае цель — это реальное, де$
терминированное принципом в обход, через сознание. Первая есть первое
обусловливающее в целевой связи, вторая — последнее обусловленное. Весь
размах человеческого стремления и творчества заключен между этими двум
пунктами.
Глава 20. Долженствование и целевая связь 235
И все же в другом смысле оба эти аспекта вновь едины и по праву зовутся од$
ной и той же целью (как у Аристотеля — одна и та же энтелехия). Ибо в целевой
связи они различаются только тем, что представляют различные стадии в ней, а
также модусами бытия. Они различаются как бытие, полагаемое в сознании, и
реальное в$себе$бытие. По материи же они идентичны, поскольку в себе она без$
различна к разнице модальностей и к стадиям (слоям) связи.
Это содержательное единство и порождает иллюзию бега по кругу в целевой
связи. Ибо если не осознавать разницы модальностей, то поставленную цель
фактически нельзя отличить от реализованной. А из этого, в свою очередь, мо$
жет вытекать иллюзия чисто причинно$следственного прохождения целевого
ряда в конкретном событии. Так как если смотреть только на реальный процесс
(третий слой), то фактически видишь перед собой только причинно$следствен$
ный ряд. Того, что в своем индивидуальном своеобразии он вовсе не мог бы осу$
ществиться, если бы до этого в обратном порядке результат не был антецеден$
том, причина — консеквентом, при такой установке увидеть как раз и нельзя.
Это соломинка этического натурализма, который предполагает, что все можно
объяснить каузально. Равным образом при этом упускают из виду, что бег по кру$
гу ведь никогда не завершается. В конкретном случае достигнутая цель большей
частью значительно отличается от намеченной. Конечно, при этом возникает
материальная нетождественность. Но заключается это не в сущности целевой
связи, но во владеющем ею субъекте.
Дело в том, что субъект включен в эту связь как бы дважды, ибо ведь первая и
третья ступени связи исходят от субъекта. Субъект ведь может поставить цель
только рефлексивно, «себе» (субъекту). Тем самым он ставит ее своей собствен$
ной активности, своей воле и действию. Полагая цель, он уже вовлекает себя са$
мого в реализацию. Тем самым он фактически представлен в связи дважды, при$
чем оба раза в различных функциях: первый раз как целеполагающий (ценност$
но$зрячий и смотрящий вперед), второй раз — как волящий и действующий.
Сколь различны две эти функции субъекта в целевой связи, столь они, тем не
менее, принципиально соединены неким тождеством — тождеством самого
субъекта как единства этих функций (актов), т. е. как личностного существа. И
даже здесь бег по кругу фактически никогда не завершается, в данном конкрет$
ном случае он никогда строго не закончен. Субъект, к которому обращается за$
ключающееся в целеполагании требование, в своих эмпирических интенциях
большей частью уже не тот, что ставил цель; своим волением он лишь выступает
в пользу поставленной им цели. Он не безусловно и не до конца идентифицирует
себя с целеполагающим субъектом. Если бы не существовало возможности тако$
го несоответствия, то дорога в ад не была бы вымощена благими намерениями.
Но и этот известный феномен имеет причиной не сущность самой целевой
связи, но моральную непоследовательность и слабость субъекта, его неспособ$
ность действительно приступить к осуществлению собственных этических ин$
тенций. Это раскол единства личностного существа, его расщепление, ее само$
отречение.
236 Часть 1. Раздел VI
f) Провидение и предопределение человека
Роль, которую субъект играет в целевой связи, точно соответствует положе$
нию, которое он занимает по отношению к долженствованию актуального бы$
тия. Это совпадение основывается на внутренней необходимости. Телеология,
которая происходила бы не в соответствии с ценностями, т. е. цели которой не
были бы материально определены ценностями, в себе, пожалуй, мыслима, хот
мы ее как феномен и не знаем; реализация же бытийно должного, которая шла
бы иным путем — путем целевой детерминации — если не учитывать «случай$
ной», не направляемой ценностями реализации — невозможна. Целевая связь
является для нее сущностной формой. Таким образом, понятно, что положение
субъекта в обоих комплексах проблем одно и то же.
Реальная динамика целевого ряда соответствует динамике долженствовани
идеального бытия. Она не есть слепое, брутальное проталкивание, подобное ди$
намике причинно$следственного ряда, которая безразлично к своим результатам
катится вперед во времени. Она является как бы «зрячей». И не только как бы.
Она и действительно «видит вперед», антиципирует конечную точку и за счет
этого одним махом предопределяет весь ряд. В ней целое раньше части, в то вре$
мя как в причинно$следственном ряду, когда к результату продвигаются «поша$
говым» способом, целое оказывается последним.
Двойной смысл заключен в этой антиципации: провидение и предопределе$
ние. И то и другое — дело целеполагающего субъекта. И в том и в другом заклю$
чено основное определение человека как нравственной личности. Ибо именно в
этих предвосхищающих актах человек становится носителем нравственных цен$
ностей и неценностей. И именно здесь открывается возможность увидеть сущ$
ность человека. Если уж провидение и предопределение суть атрибуты Божества,
призванные выразить Его мудрость, силу и безусловное управление миром.
Мистико$религиозное мышление с давних пор приписывало всю силу Богу, а
ценности понимало как Его заповеди. Этика может оставить некое пространство
для метафизики веры, насколько та не задевает ее ядра. Но так же, как идеально$
му в$себе$бытию ценностей этика должна была вернуть то, что исконно ему при$
надлежало, так и человеку теперь она должна вернуть то, что ему принадлежит.
Существует ли божественное провидение или нет — никто этого не знает и
ничего никогда доказать не сможет — но мы знаем то, что существует провиде$
ние человека. Пусть оно несовершенно, ограничено, вечно фрагментарно, даже
близко не сравнимо с идеалом божественного провидения, но оно имеет то пре$
имущество, что является не одним лишь идеалом, но фактом, осязаемым фено$
меном человеческой жизни. Полагание цели человеком — факт. Этика делает, и
должна делать, то, что в глазах благочестивого кощунственно: она наделяет чело$
века божественными атрибутами. Этика возвращает ему то, в чем он, не понима
собственной сути, отказал себе, приписав это Богу. Или, если выразиться иначе:
она свергает Божество с Его мирового трона и отдает в руки человека. Человеку
достается метафизическое наследство Бога.
Философски выражаясь, телеология есть особенность человеческого сущест$
ва. Существует ли она еще где$либо в мире, мы не знаем; ибо она возможна толь$
ко в существе, которое наделено сознанием, способно к познанию и стремле$
нию. Есть ли кроме человека кто$то еще с такими способностями — это уже
Глава 20. Долженствование и целевая связь 237
предмет чисто спекулятивных предположений. Полагание целей, так же как и
предвидение и предопределение, способность к стремлению и активному осу$
ществлению предопределенного мы знаем исключительно за человеком. Дл
трезвой, следующей безо всяких предрассудков за феноменами философии кате$
гория цели существует как конститутивный принцип,— то есть как целеполага$
ние и целевая деятельность, не как одна лишь «целесообразность», которая мо$
жет существовать и акцидентально — вообще лишь в сознании, быть может, еще
в более высоких образованиях, в случае если они есть, но уж точно не в низших.
Низшие образования могут быть вовлечены (например, как средства), в целевую
связь высших. Но они сами, взятые для себя, совершенно бесцельны, чужды це$
лям, индифферентны к ним. Именно в силу этой индифферентности, то есть по$
тому что никаких собственных целевых тенденций в них нет, они и могут высту$
пать как средства в целевой связи, которая в себе не имеет с их присутствием ни$
чего общего.