Глава 52. Доверие и вера
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Риск, мужество и душевная сила в доверии
Справедливость и любовь к ближнему, как и все, что им родственно по прояв$
лениям в поведении, понятны каждому, по отношению к кому они проявлены.
Здесь не требуется никакой особенной установки, чтобы стать достойным, на$
пример любви, никакой специальной добродетели, чтобы любовь была проявле$
на в отношении человека. Иначе обстоят дела с правдивостью и надежностью.
Их ценность умонастроения как таковая, правда, столь же независима от всякой
оценки достоинств.. Но сопутствующая им ценность благ,— а обе относятся к
высшим благам для окружающих — зависит от определенного встречного пове$
дения другого. Это поведение есть вера, или доверие. В нем заключена нова
собственно нравственная ценность, сущностно отличная от ценностей правди$
вости и надежности, и все же соотнесенная с обеими как предполагаемыми в чу$
жой личности, и осмысленными только в этой соотнесенности — ценность их
комплиментарности. Верность имеет смысл только для того, кто, со своей сторо$
ны, действительно на нее полагается, правдивость — только для верящего слову.
Проявлять доверие, если оно не подтверждено правдивостью и надежностью
другого, не умно, опрометчиво, пагубно.
Легковерность и опрометчивая доверчивость — тяжкие ошибки. Но их еще
можно извинить, ибо познание человека — дело не каждого. Но несравнимо бо$
лее серьезна в нравственном отношении противоположная ошибка—недоверие
к человеку только из$за его внешнего вида, скептическая настроенность ко вся$
кому слову. Недоверчивый грешит против достойного доверия, он недостоин
оказанных ему благ. Своим сомнением он незаслуженно принижает правдивого
и верного. Правда, его оправдание опять$таки заключено в ограниченности по$
нимания других людей. Всякое доверие и всякая вера—это риск, и для их прояв$
ления требуется нравственное мужество и душевные силы. Это всегда происхо$
дит с определенным задействованием личности. И там, где доверие велико, вера
непреклонна, там степень задействования может возрасти неограниченно,— а с
ней и нравственная ценность доверия.
Доверие—это всегда предъявленное другому требование (оправдать доверие),
но одновременно, причем именно в силу этого—ценный дар, награда, почтение
к личности, вверение ей собственных интересов и признание, что она этого дос$
тойна. Нравственная ценность этого дара вполне сравнима с ценностью прояв$
438 Часть 2. Раздел VI
ленной любви и даже может иметь более высокое положение. Отличие же этих
ценностей заключено не в высоте положения, но в характере самого дара, кото$
рому они присущи. Любящий не дарит самого себя, он ничем не рискует, но
только отдает нечто; его собственная личность остается незатронутой. Доверяю$
щий, напротив, предает себя в руки того, кому он доверяет, он рискует собой.
Поэтому его дар предполагает большую нравственную силу для своего осуществ$
ления, и более высокую ценность. Это отражается в том, что в смысле любви к
ближнему любить может и должен, пожалуй, каждый, но не каждому можно и
нужно доверять. Доверие и вера как бы выделяют человека, которому они оказа$
ны. Для любви нет совершенно недостойных, ее дар никогда не бывает растра$
чен, даже там, где за нее платят неблагодарностью. Любящий как таковой нахо$
дится вне опасности. Но доверяющий ей подвергается. Если его дар растоптан,
то растоптан он сам. Отсюда та глубина нравственного возмущения, вызываемое
сознательным обманом доверия — в том числе и у посторонних людей.
b) Слепая вера
Способность к доверию есть сила души, моральная сила особого рода. Ее ос$
нование — не опыт и не испытание. Ибо испытать человека можно лишь после
того, как ему оказано доверие, а оно уже предполагает моральную силу. До опыта
существует вера. Она одна является основанием подлинного доверия. Веру оп$
равдывает только предположение нравственной ценности в личности. Это пред$
положение может быть ошибочным. Вера есть и остается сопряженной с риском.
Она всегда, в сущности, — «слепая вера».
Именно это существенно в ней. «Зрячая» вера, которая имеет прочное основа$
ние или объективную уверенность,— это даже не подлинная вера, в ней нет риска
собственной личностью — например, когда уверены в выполнение данного ему
слова, потому что его исполнение в интересах другого. «Блаженны не видевшие и
уверовавшие» — вот в чем все дело. Все вышесказанное касается и религиозной
веры. Можно даже прибавить: видящий и знающий не может верить—и именно
верить по$настоящему и автономно — ибо он уже знает. Знание предвосхищает
веру, делает ее излишней. Отсюда подлинная, «слепая» вера—например, просто
вера на слово человеку, когда все факты свидетельствуют против него — единст$
венный в своем роде феномен, граничащий с чудом. Слепая вера (или слепое до$
верие) является в своем роде высшей пробой моральной силы, истинным крите$
рием подлинности проявляемых человеком чувств. Если некто полагает, что спо$
собен к «дружбе» в высоком смысле слова, и все же при первой случайности, ко$
гда видимые «факты» говорят против друга, теряет веру в него, то он должен при$
знать, что его дружба была морально малоценной — даже в том случае, если он
был прав. Ибо иные верные сходят с ума, если видят, что их недооценили.
c) Солидарность и воспитательная сила веры
Признание того факта, что вера «сдвигает горы», является в высшем смысле
творческой силой в человеке, давно сделанное в религии, долгое время не могло
пробить себе дорогу в этике. От чисто внешнего материального «кредита» до
высших форм общественного или личного доверия все человеческие отношени
Глава 52. Доверие и вера 439
базируются на вере. Отдельные люди не могут существовать в обществе, не дове$
ряя друг другу; в еще большей мере это действует, когда людей объединяет обща
вера в высокую цель. Вера — это именно общественная ценность; позитивна
связующая сила, которая сплачивает отдельных личностей с их частными инте$
ресами в единство, более элементарная, чем справедливость и любовь к ближне$
му,— те лишь слабое ее отражение. Существует тип солидарности — иной, неже$
ли солидарность правового чувства и солидарность любви—когда люди все «как
один» имеют единство убеждений и сознание ответственности друг за друга, то
есть проявляют определенное взаимное доверие. Солидарность на основе
веры — более фундаментальна, чем какая бы то ни было иная, это — основание
всякой общности людей вообще. Общество — это всегда объединение веры, как
макрокосмическая народная, так и интимно$приватная. Недоверие есть разрыв
всякой связи. Неверие в дело, как и в человека, — разделение. Вера — это спо$
собность к обществу.На ней основывается гигантское расширение сферы власти
отдельного человека в совместном бытии многих; вера есть твердая почва под его
ногами при каждом его шаге в жизни. Собственно нравственная ценность жизни
начинается лишь во взаимном доверии. Лишь тогда человек способен полно$
стью раскрыться и обнаружить все самое лучшее, что в нем есть. В вере одной
есть внешняя свобода, на основании которой только и становится возможным
воспитание во всем поколении внутренней свободы, способности и радости от$
ветственности. Если вера отсутствует в «целом», человек ищет ее, по меньшей
мере, в узком кругу: в семье, в propinqui1 (в природных друзьях, согласно антич$
ному воззрению) или в свободном выборе личного друга.
Но проверка на опыте творческой силы веры заключается в том, что она
именно то, во что она верит в чужой личности, в ней действительно порождает.
Исходящая от веры моральная сила есть исключительно воспитательная сила.
Она может сделать человека, которому выказана вера, надежным, достойным
доверия. Конечно, это действует только в определенных границах и возможно
лишь при наличии некоторых основных моральных условий («задатков») в лич$
ности другого. Но тем не менее верно, что в целом доверие в состоянии сделать
человека хорошим, недоверие же—плохим. Кому в течение долгого срока не до$
верено ничего доброго, тот никогда не научится оправдывать проявленное дове$
рие. Незаслуженно приобретший репутацию лжеца легко действительно станет
лжецом; отсутствует моральный стимул удовлетворять доверию. Он подталкива$
ется к тому, чтобы стать тем, кем его считали.
Напротив, и в ненадежном еще существует чувство ценности оказанного до$
верия; и это ценностное чувство можно пробудить и воспитать до нравственной
чести оправдать оказанное доверие. Коль скоро человек еще имеет искру нравст$
венного чувства, в нем жив порыв не подвести доверяющего ему. В этом кроетс
хорошо известное средство воспитания молодежи; но что в действительности
оно является всеобщей силой веры, способствующей моральному пробуждению,
это признано гораздо меньше, хотя тем более заслуживает быть общим достоя$
нием морали. Нечто хорошее есть в конце концов в каждом человеке. И оно рас$
тет с постановкой новых задач, требований, и уменьшается вместе с непризна$
нием. Вера может превратить человека как в доброго так и в злого, в зависимости
440 Часть 2. Раздел VI
1 Родственники, родные (лат.). (Прим. ред.)
от того, во что он верит. Это ее тайна, ее власть «двигать горы». Недоверие есть
бессилие. Доверие обязывает. Этос верности начинается с веры. Он поддержива$
ется сознанием того, что ему доверено. Эта внутренняя зависимость необратима.
В группе ценностей «правдивости, верности, веры» вера является поддерживаю$
щей все основной ценностью, как бы это ни представлялось противоположным
для внешнего, отталкивающегося от результата рассмотрения.
d) Момент веры в дружбе
Полноценным доверие становится лишь во взаимности. Отношение взаимно$
го доверия создает между людьми единство более высокого рода: достоверность
взаимного ручательства, неколебимая, прочная уверенность друг в друге. Если
такое отношение подтверждается столь же взаимной искренностью, надежно$
стью, верностью, то это — идеальная форма этической жизни в малом.
Именно это составляет фундамент дружбы. В настоящей дружбе кроме веры
присутствует еще и другая составляющая: личная любовь,— поэтому и ценность
дружбы более сложная,— но основу дружбы образует все же отношение довери
включая комплементарные ему ценности. Любовь в отношении этих ценностей
автономна, она может существовать и без веры, имеет свои собственные основа$
ния, хотя вполне может содержать и тенденцию к доброму доверию. Дружба —
иное. Друг в первую очередь испытывает доверие, которое ничто не способно
поколебать, даже и отсутствие любви. Дружба фундирована объективнее, чем
любовь; Правда, один лишь этот фундамент умонастроения лишен высших ка$
честв любви: глубины чувств, содержательного богатства и счастливой предан$
ности. Дружба находит завершение в любви. Но она на ней не основывается.
e) Жизненный оптимизм и надежда
Этос веры может превратиться в человеке в господствующее надо всем жиз$
ненное воззрение. Это жизненное воззрение морально сильного, чью веру не
смогут сломить никакие разочарования. Существует принципиальная позици
человека быть склонным к доверию, равно как подобные позиции существуют
относительно справедливости и любви — что проявляется в своего рода всеоб$
щей вере в доброе начало в человеке. Это вполне уживается со сдержанной осто$
рожностью опытного человека. Ее установка выражается в способности выде$
лять благое и мировоззренчески подлинное из множества менее ценного и при$
держиваться его, и даже благодаря моральной силе веры пестовать его в другом.
В таком этосе веры заключена особая форма оптимизма — существенно от$
личная от оптимизма мудрости, и все же, подобно последнему, являющаяся не
эвдемонологической, но чисто этической (т. е. оптимизмом нравственных цен$
ностей). Он сродни простоте ребенка, этосу чистоты, который поддерживаетс
подобной верой в добро и имеет такую же власть над человеческими сердцами
вести их к добру (см. гл. 42 с). В этом оптимизме веры на деле сохраняется на$
стоящая невинность в жизни зрелого человека; при усилении этого оптимизма
проявляется нечто похожее на возврат к этосу чистоты, что, казалось бы, невоз$
можно у зрелого. Вместе с тем усиливается и способность к счастью, котора
наиболее развита у детей.
Глава 52. Доверие и вера 441
Все же веру и чистоту нельзя отождествлять полностью. Ибо вера приходит
именно с опытом, она может быть плодом нравственной зрелости, ее сила обна$
руживается в человеке, обладающем определенным уровнем развития. Сила
веры проявляется не в «невинных глупцах», которые не ожидают зла, но в тех,
кто его видит, но кому оно не мешает верить в человеческое добро.
Сверх того имеется еще более высокий этос веры—содержащийся в перспек$
тиве великих нравственных идеалов жизни, реализует которые не отдельный че$
ловек, и человеческих устремлений большого размаха. Далекие цели и задачи
требуют веры иного рода, веры, которую не сломит недостижимость этих целей в
течение жизни одного поколения. В сущности всех таких жизненных перспек$
тив—а они и придают жизни высший смысл—заключено то, что ирреальность,
недостижимость цели в мгновение ока не может навредить реальной постановке
задачи. В этом евангельский принцип «блаженны не видевшие и уверовавшие»
достигает своей высшей точки. Ибо именно высокие идеалы человек никогда не
увидит реализованными. Этому «высокому этосу» веры соответствует ценность
чувства особого рода—надежды. Надежда не есть собственно нравственная цен$
ность наряду с ценностью веры, не является новой «добродетелью», но представ$
ляет собой лишь сопутствующий чувственный момент, адекватная вере, пред$
восхищающая ее содержание форма счасть
442 Часть 2. Раздел VI
a) Риск, мужество и душевная сила в доверии
Справедливость и любовь к ближнему, как и все, что им родственно по прояв$
лениям в поведении, понятны каждому, по отношению к кому они проявлены.
Здесь не требуется никакой особенной установки, чтобы стать достойным, на$
пример любви, никакой специальной добродетели, чтобы любовь была проявле$
на в отношении человека. Иначе обстоят дела с правдивостью и надежностью.
Их ценность умонастроения как таковая, правда, столь же независима от всякой
оценки достоинств.. Но сопутствующая им ценность благ,— а обе относятся к
высшим благам для окружающих — зависит от определенного встречного пове$
дения другого. Это поведение есть вера, или доверие. В нем заключена нова
собственно нравственная ценность, сущностно отличная от ценностей правди$
вости и надежности, и все же соотнесенная с обеими как предполагаемыми в чу$
жой личности, и осмысленными только в этой соотнесенности — ценность их
комплиментарности. Верность имеет смысл только для того, кто, со своей сторо$
ны, действительно на нее полагается, правдивость — только для верящего слову.
Проявлять доверие, если оно не подтверждено правдивостью и надежностью
другого, не умно, опрометчиво, пагубно.
Легковерность и опрометчивая доверчивость — тяжкие ошибки. Но их еще
можно извинить, ибо познание человека — дело не каждого. Но несравнимо бо$
лее серьезна в нравственном отношении противоположная ошибка—недоверие
к человеку только из$за его внешнего вида, скептическая настроенность ко вся$
кому слову. Недоверчивый грешит против достойного доверия, он недостоин
оказанных ему благ. Своим сомнением он незаслуженно принижает правдивого
и верного. Правда, его оправдание опять$таки заключено в ограниченности по$
нимания других людей. Всякое доверие и всякая вера—это риск, и для их прояв$
ления требуется нравственное мужество и душевные силы. Это всегда происхо$
дит с определенным задействованием личности. И там, где доверие велико, вера
непреклонна, там степень задействования может возрасти неограниченно,— а с
ней и нравственная ценность доверия.
Доверие—это всегда предъявленное другому требование (оправдать доверие),
но одновременно, причем именно в силу этого—ценный дар, награда, почтение
к личности, вверение ей собственных интересов и признание, что она этого дос$
тойна. Нравственная ценность этого дара вполне сравнима с ценностью прояв$
438 Часть 2. Раздел VI
ленной любви и даже может иметь более высокое положение. Отличие же этих
ценностей заключено не в высоте положения, но в характере самого дара, кото$
рому они присущи. Любящий не дарит самого себя, он ничем не рискует, но
только отдает нечто; его собственная личность остается незатронутой. Доверяю$
щий, напротив, предает себя в руки того, кому он доверяет, он рискует собой.
Поэтому его дар предполагает большую нравственную силу для своего осуществ$
ления, и более высокую ценность. Это отражается в том, что в смысле любви к
ближнему любить может и должен, пожалуй, каждый, но не каждому можно и
нужно доверять. Доверие и вера как бы выделяют человека, которому они оказа$
ны. Для любви нет совершенно недостойных, ее дар никогда не бывает растра$
чен, даже там, где за нее платят неблагодарностью. Любящий как таковой нахо$
дится вне опасности. Но доверяющий ей подвергается. Если его дар растоптан,
то растоптан он сам. Отсюда та глубина нравственного возмущения, вызываемое
сознательным обманом доверия — в том числе и у посторонних людей.
b) Слепая вера
Способность к доверию есть сила души, моральная сила особого рода. Ее ос$
нование — не опыт и не испытание. Ибо испытать человека можно лишь после
того, как ему оказано доверие, а оно уже предполагает моральную силу. До опыта
существует вера. Она одна является основанием подлинного доверия. Веру оп$
равдывает только предположение нравственной ценности в личности. Это пред$
положение может быть ошибочным. Вера есть и остается сопряженной с риском.
Она всегда, в сущности, — «слепая вера».
Именно это существенно в ней. «Зрячая» вера, которая имеет прочное основа$
ние или объективную уверенность,— это даже не подлинная вера, в ней нет риска
собственной личностью — например, когда уверены в выполнение данного ему
слова, потому что его исполнение в интересах другого. «Блаженны не видевшие и
уверовавшие» — вот в чем все дело. Все вышесказанное касается и религиозной
веры. Можно даже прибавить: видящий и знающий не может верить—и именно
верить по$настоящему и автономно — ибо он уже знает. Знание предвосхищает
веру, делает ее излишней. Отсюда подлинная, «слепая» вера—например, просто
вера на слово человеку, когда все факты свидетельствуют против него — единст$
венный в своем роде феномен, граничащий с чудом. Слепая вера (или слепое до$
верие) является в своем роде высшей пробой моральной силы, истинным крите$
рием подлинности проявляемых человеком чувств. Если некто полагает, что спо$
собен к «дружбе» в высоком смысле слова, и все же при первой случайности, ко$
гда видимые «факты» говорят против друга, теряет веру в него, то он должен при$
знать, что его дружба была морально малоценной — даже в том случае, если он
был прав. Ибо иные верные сходят с ума, если видят, что их недооценили.
c) Солидарность и воспитательная сила веры
Признание того факта, что вера «сдвигает горы», является в высшем смысле
творческой силой в человеке, давно сделанное в религии, долгое время не могло
пробить себе дорогу в этике. От чисто внешнего материального «кредита» до
высших форм общественного или личного доверия все человеческие отношени
Глава 52. Доверие и вера 439
базируются на вере. Отдельные люди не могут существовать в обществе, не дове$
ряя друг другу; в еще большей мере это действует, когда людей объединяет обща
вера в высокую цель. Вера — это именно общественная ценность; позитивна
связующая сила, которая сплачивает отдельных личностей с их частными инте$
ресами в единство, более элементарная, чем справедливость и любовь к ближне$
му,— те лишь слабое ее отражение. Существует тип солидарности — иной, неже$
ли солидарность правового чувства и солидарность любви—когда люди все «как
один» имеют единство убеждений и сознание ответственности друг за друга, то
есть проявляют определенное взаимное доверие. Солидарность на основе
веры — более фундаментальна, чем какая бы то ни было иная, это — основание
всякой общности людей вообще. Общество — это всегда объединение веры, как
макрокосмическая народная, так и интимно$приватная. Недоверие есть разрыв
всякой связи. Неверие в дело, как и в человека, — разделение. Вера — это спо$
собность к обществу.На ней основывается гигантское расширение сферы власти
отдельного человека в совместном бытии многих; вера есть твердая почва под его
ногами при каждом его шаге в жизни. Собственно нравственная ценность жизни
начинается лишь во взаимном доверии. Лишь тогда человек способен полно$
стью раскрыться и обнаружить все самое лучшее, что в нем есть. В вере одной
есть внешняя свобода, на основании которой только и становится возможным
воспитание во всем поколении внутренней свободы, способности и радости от$
ветственности. Если вера отсутствует в «целом», человек ищет ее, по меньшей
мере, в узком кругу: в семье, в propinqui1 (в природных друзьях, согласно антич$
ному воззрению) или в свободном выборе личного друга.
Но проверка на опыте творческой силы веры заключается в том, что она
именно то, во что она верит в чужой личности, в ней действительно порождает.
Исходящая от веры моральная сила есть исключительно воспитательная сила.
Она может сделать человека, которому выказана вера, надежным, достойным
доверия. Конечно, это действует только в определенных границах и возможно
лишь при наличии некоторых основных моральных условий («задатков») в лич$
ности другого. Но тем не менее верно, что в целом доверие в состоянии сделать
человека хорошим, недоверие же—плохим. Кому в течение долгого срока не до$
верено ничего доброго, тот никогда не научится оправдывать проявленное дове$
рие. Незаслуженно приобретший репутацию лжеца легко действительно станет
лжецом; отсутствует моральный стимул удовлетворять доверию. Он подталкива$
ется к тому, чтобы стать тем, кем его считали.
Напротив, и в ненадежном еще существует чувство ценности оказанного до$
верия; и это ценностное чувство можно пробудить и воспитать до нравственной
чести оправдать оказанное доверие. Коль скоро человек еще имеет искру нравст$
венного чувства, в нем жив порыв не подвести доверяющего ему. В этом кроетс
хорошо известное средство воспитания молодежи; но что в действительности
оно является всеобщей силой веры, способствующей моральному пробуждению,
это признано гораздо меньше, хотя тем более заслуживает быть общим достоя$
нием морали. Нечто хорошее есть в конце концов в каждом человеке. И оно рас$
тет с постановкой новых задач, требований, и уменьшается вместе с непризна$
нием. Вера может превратить человека как в доброго так и в злого, в зависимости
440 Часть 2. Раздел VI
1 Родственники, родные (лат.). (Прим. ред.)
от того, во что он верит. Это ее тайна, ее власть «двигать горы». Недоверие есть
бессилие. Доверие обязывает. Этос верности начинается с веры. Он поддержива$
ется сознанием того, что ему доверено. Эта внутренняя зависимость необратима.
В группе ценностей «правдивости, верности, веры» вера является поддерживаю$
щей все основной ценностью, как бы это ни представлялось противоположным
для внешнего, отталкивающегося от результата рассмотрения.
d) Момент веры в дружбе
Полноценным доверие становится лишь во взаимности. Отношение взаимно$
го доверия создает между людьми единство более высокого рода: достоверность
взаимного ручательства, неколебимая, прочная уверенность друг в друге. Если
такое отношение подтверждается столь же взаимной искренностью, надежно$
стью, верностью, то это — идеальная форма этической жизни в малом.
Именно это составляет фундамент дружбы. В настоящей дружбе кроме веры
присутствует еще и другая составляющая: личная любовь,— поэтому и ценность
дружбы более сложная,— но основу дружбы образует все же отношение довери
включая комплементарные ему ценности. Любовь в отношении этих ценностей
автономна, она может существовать и без веры, имеет свои собственные основа$
ния, хотя вполне может содержать и тенденцию к доброму доверию. Дружба —
иное. Друг в первую очередь испытывает доверие, которое ничто не способно
поколебать, даже и отсутствие любви. Дружба фундирована объективнее, чем
любовь; Правда, один лишь этот фундамент умонастроения лишен высших ка$
честв любви: глубины чувств, содержательного богатства и счастливой предан$
ности. Дружба находит завершение в любви. Но она на ней не основывается.
e) Жизненный оптимизм и надежда
Этос веры может превратиться в человеке в господствующее надо всем жиз$
ненное воззрение. Это жизненное воззрение морально сильного, чью веру не
смогут сломить никакие разочарования. Существует принципиальная позици
человека быть склонным к доверию, равно как подобные позиции существуют
относительно справедливости и любви — что проявляется в своего рода всеоб$
щей вере в доброе начало в человеке. Это вполне уживается со сдержанной осто$
рожностью опытного человека. Ее установка выражается в способности выде$
лять благое и мировоззренчески подлинное из множества менее ценного и при$
держиваться его, и даже благодаря моральной силе веры пестовать его в другом.
В таком этосе веры заключена особая форма оптимизма — существенно от$
личная от оптимизма мудрости, и все же, подобно последнему, являющаяся не
эвдемонологической, но чисто этической (т. е. оптимизмом нравственных цен$
ностей). Он сродни простоте ребенка, этосу чистоты, который поддерживаетс
подобной верой в добро и имеет такую же власть над человеческими сердцами
вести их к добру (см. гл. 42 с). В этом оптимизме веры на деле сохраняется на$
стоящая невинность в жизни зрелого человека; при усилении этого оптимизма
проявляется нечто похожее на возврат к этосу чистоты, что, казалось бы, невоз$
можно у зрелого. Вместе с тем усиливается и способность к счастью, котора
наиболее развита у детей.
Глава 52. Доверие и вера 441
Все же веру и чистоту нельзя отождествлять полностью. Ибо вера приходит
именно с опытом, она может быть плодом нравственной зрелости, ее сила обна$
руживается в человеке, обладающем определенным уровнем развития. Сила
веры проявляется не в «невинных глупцах», которые не ожидают зла, но в тех,
кто его видит, но кому оно не мешает верить в человеческое добро.
Сверх того имеется еще более высокий этос веры—содержащийся в перспек$
тиве великих нравственных идеалов жизни, реализует которые не отдельный че$
ловек, и человеческих устремлений большого размаха. Далекие цели и задачи
требуют веры иного рода, веры, которую не сломит недостижимость этих целей в
течение жизни одного поколения. В сущности всех таких жизненных перспек$
тив—а они и придают жизни высший смысл—заключено то, что ирреальность,
недостижимость цели в мгновение ока не может навредить реальной постановке
задачи. В этом евангельский принцип «блаженны не видевшие и уверовавшие»
достигает своей высшей точки. Ибо именно высокие идеалы человек никогда не
увидит реализованными. Этому «высокому этосу» веры соответствует ценность
чувства особого рода—надежды. Надежда не есть собственно нравственная цен$
ность наряду с ценностью веры, не является новой «добродетелью», но представ$
ляет собой лишь сопутствующий чувственный момент, адекватная вере, пред$
восхищающая ее содержание форма счасть
442 Часть 2. Раздел VI