7. Об упущении
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
Упущение—особая глава в человеческой жизни. Если задаться целью подсчи$
тать все, мимо чего мы проходим—по невнимательности, по недостатку верного
представления или, тем более, ценностного чувства — то в конце концов от мас$
сы нашей жизни осталось бы не так уж много того, что действительно нам духов$
но принадлежит.
Жизненные пути многократно пересекаются. Человек встречается с несмет$
ным количеством других людей. Но мало таких, кого он действительно «видит» в
этическом смысле, для кого у него есть участливый взгляд — можно даже ска$
зать, любящий взгляд, ибо ценностно чувствующий взгляд — это взгляд любя$
щий. И наоборот, как мало таких, кто «видит» его самого! Миры встречаются,
бегло касаются поверхность к поверхности, а в глубине остаются нетронутыми,
одинокими — и разбегаются вновь. Или всю жизнь и более идут параллельно,
связанные внешними узами, быть может, прикованные друг к другу — и остают$
ся обоюдно закрыты. Конечно, произвольно взятый человек не может и не дол$
жен погружаться в первого встречного, теряя в нем себя. Уникальным и исклю$
чительным остается как раз более глубокое участие. Но не так ли складывается,
что в этом всеобщем упущении каждый минует другого человека, все же тайно
желая в своем сердце, чтобы тот его «увидел», с любовью понял, угадал, раскрыл?
И не натыкается ли каждый сотни раз на то, что его не понимают, не замечают,
обходят? Не состоит ли общее для всех чувство большого разочарования в жизни
Введение 97
именно в том, что уходишь ни с чем, кроме тоски в сердце, остаешься ненужным
для других, незамеченным, не находишь никакого отклика или ответного чувст$
ва, и, не получив должной оценки, оказываешься отвергнут?
Такова человеческая доля. Но не верх ли это абсурда, если учесть, что, в сущ$
ности, каждый знает о тоске другого по видящему взгляду и все$таки проходит
мимо, не взглянув,— каждый сам по себе с затаенным горем своего одиночества?
Только ли мешают спешка и неурядицы собственной жизни, или препятству$
ют также узость ценностного взгляда, оковы привязанности к единичному Я, не$
способность протянуть руку?
Бесспорно, наряду со всем естественным эгоизмом, наряду с человеческим
страхом и ложной гордостью основное препятствие лежит в неспособности мо$
рально «видеть». Мы не знаем, мимо какого богатства ежедневно проходим, не
догадываемся, что теряем, что от нас ускользает, потому проходим мимо. Потому
изобилие высших жизненных ценностей у нас промотано. То, чего мы страстно
желаем, присутствует для нас в несметном множестве человеческих сердец. Но
мы это губим и сами остаемся ни с чем. Сверхизобилие человеческого этоса чах$
нет и увядает от убожества и некультурности этического взгляда — взгляда все
того же человека на все тот же человеческий этос.
Ине повторяется ли в великом та же самая картина, расширенная и огрублен$
ная? Не существует ли и в великом нравственное участие и понимание, и не
встречается ли в нем упущение? Не оказывается ли партикуляризм партий тем
же самым в жизни государства, шовинизм — тем же в мировой истории? Один
народ поражен слепотой в отношении своеобразия и всемирной миссии другого.
А партийный дух слеп в отношении правомочий и политической ценности про$
тивоположной стороны. Всякий кружок по интересам знает лишь свои собст$
венные цели, живет только ими, подгоняя под них жизнь целого и отдельных
личностей. Так живет и отдельный человек, «проживая мимо» истинной жизни
целого; священна для него не она, а исключительно жизнь его группы, как он ее
видит зажатой в тесные формулы своей эпохи и своего разумения. Каждый жи$
вет, не заглядывая в широкий контекст, составляющий собственную жизнь цело$
го; не чувствует живого биения пульса истории. И однако каждый стоит посреди
этого контекста, в меру своего участия вовлечен в игру, призванный видеть целое
и вносить вклад в его формирование. Он живет в свое время, в рамках его ценно$
стей и задач, его единственной в своем роде, только ему, современнику, данной
особой жизни. Удивительно ли, что эпоха, имеющая такой переизбыток партий$
ных энтузиастов и вождей, испытывает чувствительный недостаток граждан и
государственных мужей?
Правда, помимо этого существует историческое сознание, даже историческа
наука, которая восстанавливает целое. Но это сознание не идет в ногу с историче$
ской жизнью. Оно производит реконструкцию лишь задним числом, по следам
ушедшей жизни, с дистанции потомков дает скупую общую картину того, что мы
уже прожили, и что уже не является нашим. Оно приходит слишком поздно. Ему
недостает непосредственности пребывания в курсе событий и высокого чувства со$
причастности. Интерес потомка не есть равноценная замена исторической жизни.
Ушедшемуего любовь уже бесполезна, а то, что ушло, в свою очередьне любит его.
Нравственный мир в малом и нравственный мир в великом выглядят ужасно
схожими. Они отражают друг друга точнее, чем мог бы предположить некто на$
98 Введение
ивный. Кто не глядит на себя с любовью как отдельный человек, тот и как граж$
данин государства будет бунтовать и ненавидеть, как гражданин мира — сеять
клевету и раздор. Упущение человека, упущение общества, пропуск всемир$
но$исторического момента—это все тот же лик все того же этоса, все той же не$
состоятельности, все тех же самооговора и саморазрушения. Это все та же цен$
ностная слепота и ценностная расточительность. Лишь однажды поколению бы$
вает дано то, что ни с ним, ни с каким другим не повторится; и лишь однажды от$
дельному человеку дана соответствующая полнота мгновения. И это все тот же
грех перед смыслом жизни и перед метафизическим смыслом человеческого бы$
тия — тот же абсурд.
Упущение—особая глава в человеческой жизни. Если задаться целью подсчи$
тать все, мимо чего мы проходим—по невнимательности, по недостатку верного
представления или, тем более, ценностного чувства — то в конце концов от мас$
сы нашей жизни осталось бы не так уж много того, что действительно нам духов$
но принадлежит.
Жизненные пути многократно пересекаются. Человек встречается с несмет$
ным количеством других людей. Но мало таких, кого он действительно «видит» в
этическом смысле, для кого у него есть участливый взгляд — можно даже ска$
зать, любящий взгляд, ибо ценностно чувствующий взгляд — это взгляд любя$
щий. И наоборот, как мало таких, кто «видит» его самого! Миры встречаются,
бегло касаются поверхность к поверхности, а в глубине остаются нетронутыми,
одинокими — и разбегаются вновь. Или всю жизнь и более идут параллельно,
связанные внешними узами, быть может, прикованные друг к другу — и остают$
ся обоюдно закрыты. Конечно, произвольно взятый человек не может и не дол$
жен погружаться в первого встречного, теряя в нем себя. Уникальным и исклю$
чительным остается как раз более глубокое участие. Но не так ли складывается,
что в этом всеобщем упущении каждый минует другого человека, все же тайно
желая в своем сердце, чтобы тот его «увидел», с любовью понял, угадал, раскрыл?
И не натыкается ли каждый сотни раз на то, что его не понимают, не замечают,
обходят? Не состоит ли общее для всех чувство большого разочарования в жизни
Введение 97
именно в том, что уходишь ни с чем, кроме тоски в сердце, остаешься ненужным
для других, незамеченным, не находишь никакого отклика или ответного чувст$
ва, и, не получив должной оценки, оказываешься отвергнут?
Такова человеческая доля. Но не верх ли это абсурда, если учесть, что, в сущ$
ности, каждый знает о тоске другого по видящему взгляду и все$таки проходит
мимо, не взглянув,— каждый сам по себе с затаенным горем своего одиночества?
Только ли мешают спешка и неурядицы собственной жизни, или препятству$
ют также узость ценностного взгляда, оковы привязанности к единичному Я, не$
способность протянуть руку?
Бесспорно, наряду со всем естественным эгоизмом, наряду с человеческим
страхом и ложной гордостью основное препятствие лежит в неспособности мо$
рально «видеть». Мы не знаем, мимо какого богатства ежедневно проходим, не
догадываемся, что теряем, что от нас ускользает, потому проходим мимо. Потому
изобилие высших жизненных ценностей у нас промотано. То, чего мы страстно
желаем, присутствует для нас в несметном множестве человеческих сердец. Но
мы это губим и сами остаемся ни с чем. Сверхизобилие человеческого этоса чах$
нет и увядает от убожества и некультурности этического взгляда — взгляда все
того же человека на все тот же человеческий этос.
Ине повторяется ли в великом та же самая картина, расширенная и огрублен$
ная? Не существует ли и в великом нравственное участие и понимание, и не
встречается ли в нем упущение? Не оказывается ли партикуляризм партий тем
же самым в жизни государства, шовинизм — тем же в мировой истории? Один
народ поражен слепотой в отношении своеобразия и всемирной миссии другого.
А партийный дух слеп в отношении правомочий и политической ценности про$
тивоположной стороны. Всякий кружок по интересам знает лишь свои собст$
венные цели, живет только ими, подгоняя под них жизнь целого и отдельных
личностей. Так живет и отдельный человек, «проживая мимо» истинной жизни
целого; священна для него не она, а исключительно жизнь его группы, как он ее
видит зажатой в тесные формулы своей эпохи и своего разумения. Каждый жи$
вет, не заглядывая в широкий контекст, составляющий собственную жизнь цело$
го; не чувствует живого биения пульса истории. И однако каждый стоит посреди
этого контекста, в меру своего участия вовлечен в игру, призванный видеть целое
и вносить вклад в его формирование. Он живет в свое время, в рамках его ценно$
стей и задач, его единственной в своем роде, только ему, современнику, данной
особой жизни. Удивительно ли, что эпоха, имеющая такой переизбыток партий$
ных энтузиастов и вождей, испытывает чувствительный недостаток граждан и
государственных мужей?
Правда, помимо этого существует историческое сознание, даже историческа
наука, которая восстанавливает целое. Но это сознание не идет в ногу с историче$
ской жизнью. Оно производит реконструкцию лишь задним числом, по следам
ушедшей жизни, с дистанции потомков дает скупую общую картину того, что мы
уже прожили, и что уже не является нашим. Оно приходит слишком поздно. Ему
недостает непосредственности пребывания в курсе событий и высокого чувства со$
причастности. Интерес потомка не есть равноценная замена исторической жизни.
Ушедшемуего любовь уже бесполезна, а то, что ушло, в свою очередьне любит его.
Нравственный мир в малом и нравственный мир в великом выглядят ужасно
схожими. Они отражают друг друга точнее, чем мог бы предположить некто на$
98 Введение
ивный. Кто не глядит на себя с любовью как отдельный человек, тот и как граж$
данин государства будет бунтовать и ненавидеть, как гражданин мира — сеять
клевету и раздор. Упущение человека, упущение общества, пропуск всемир$
но$исторического момента—это все тот же лик все того же этоса, все той же не$
состоятельности, все тех же самооговора и саморазрушения. Это все та же цен$
ностная слепота и ценностная расточительность. Лишь однажды поколению бы$
вает дано то, что ни с ним, ни с каким другим не повторится; и лишь однажды от$
дельному человеку дана соответствующая полнота мгновения. И это все тот же
грех перед смыслом жизни и перед метафизическим смыслом человеческого бы$
тия — тот же абсурд.