8. Современный человек
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
Если бывает какое$либо пробуждение ценностного сознания, то именно на$
шему времени оно необходимо. Насколько оно возможно, никто оценить не в
состоянии. Вряд ли оно может исходить от философии. Однако и для филосо$
фии здесь имеется некое поприще. Существуют предрассудки, которые может
искоренить только она. И бывает эмоциональное сопротивление, которому
очень даже могут противостоять размышление и погружение внутрь себя.
Жизнь сегодняшнего человека не способствует углублению. Она лишена по$
коя и созерцательности, это жизнь неутомимости и спешки, соревновательности
без цели и размышления. Кто один миг простоял спокойно, через секунду уже
опоздал.Икак требования внешней жизни, так проносятся и впечатления, пере$
живания, сенсации.Мывсегда высматриваем новейшее, всякий раз нами правит
последнее, а предпоследнее забывается даже прежде, чем оно будет по$настоя$
щему увидено, не говоря уже — понято. Мы живем от сенсации к сенсации. И в
погоне за сенсационным наше проникновение теряет глубину, наше ценностное
чувство притупляется.
Современный человек не только неутомим и поспешен, он к тому же — бес$
чувственный гордец, которого уже ничто не возвышает, не трогает, не увлекает
до глубины души. В конечном счете у него на все остается лишь ироничная или
усталая усмешка. Из своего морального падения он, пожалуй, делает даже ка$
кую$то добродетель. Nil admirari 1, свою неспособность к удивлению, изумле$
нию, восторгу, благоговению он превращает в устойчивую, предпочтительную
жизненную форму. Безучастное парение надо всем—это для него более удобный
modus vivendi2. И в этой вознесенности, скрывающей его внутреннюю пустоту,
он черпает некое удовлетворение.
Этот пафос типичен. Сегодня он присутствует в истории не впервые. Но где
бы он ни появлялся, он всегда был симптомом слабости и упадка, внутренней
несостоятельности и всеобщего жизненного пессимизма.
Тому, что хочет погибнуть, надо позволить это сделать. Во всяком упадке заро$
ждается молодая здоровая жизнь.Инаше время ей не чуждо. Будет ли лед сломан
уже сегодняшним подрастающим поколением с его немного резкими начальны$
ми попытками, или энергичные шаги в сторону нового этоса окажутся прерога$
Введение 99
1 Ничего удивительного (лат.). (Прим. ред.).
2 Способ существования, образ жизни (лат.). (Прим. ред.).
тивой будущих генераций—кто сегодня рискнет предсказать? Но зародыш име$
ется. Он был жив всегда. Именно в нас находится то, что может пробудить его из
духовной спячки — идея перед мысленным взором и вера в сердце.
Этический человек во всем есть противоположность человеку торопливому и
равнодушному. Он ценностно зорок, он—sapiens в первоначальном смысле сло$
ва—«ведающий». Именно у него есть орган, воспринимающий ценностное изо$
билие жизни, тот «organe morale», от которого Франц Гемстергейс получил пред$
сказание, будто ему откроется «сверкающее богатство»…
Под знаком этой задачи стоит философская этика сегодня. Она находится на
перепутье старого и нового философствования. Ее шаги суть первые шаги осоз$
нанного исследования ценностей. Как далеко она нас заведет, мы сегодня знать
не можем. Но цель ее ясна: ввести человека в осознанное владение его «мораль$
ным органом», вновь открыть для него мир, от которого он отгородился.
То, к чему новая этика стремится и чем она должна быть, после сказанного по$
нятно. Является ли она этим и может ли им быть вообще, покажет будущее. Не$
сомненно же по всему ее внешнему облику одно: она сама есть новый этос. Она
означает новый род любви к своему предмету, новую самоотверженность, новое
благоговение перед великим. Ибо для нее мир, который она хочет открыть,
вновь велик и исполнен ценностей, не исчерпан и неисчерпаем—в целом, равно
как и в своем мельчайшем звене.
Потому она и вновь имеет смелость взять на себя всю метафизическую тя$
жесть названных проблем, исходя из осознания вечно удивительного и нерешен$
ного. По своему внешнему облику она вновь оказывается первичным философ$
ским аффектом, сократическим пафосом удивления.
100 Введение
Если бывает какое$либо пробуждение ценностного сознания, то именно на$
шему времени оно необходимо. Насколько оно возможно, никто оценить не в
состоянии. Вряд ли оно может исходить от философии. Однако и для филосо$
фии здесь имеется некое поприще. Существуют предрассудки, которые может
искоренить только она. И бывает эмоциональное сопротивление, которому
очень даже могут противостоять размышление и погружение внутрь себя.
Жизнь сегодняшнего человека не способствует углублению. Она лишена по$
коя и созерцательности, это жизнь неутомимости и спешки, соревновательности
без цели и размышления. Кто один миг простоял спокойно, через секунду уже
опоздал.Икак требования внешней жизни, так проносятся и впечатления, пере$
живания, сенсации.Мывсегда высматриваем новейшее, всякий раз нами правит
последнее, а предпоследнее забывается даже прежде, чем оно будет по$настоя$
щему увидено, не говоря уже — понято. Мы живем от сенсации к сенсации. И в
погоне за сенсационным наше проникновение теряет глубину, наше ценностное
чувство притупляется.
Современный человек не только неутомим и поспешен, он к тому же — бес$
чувственный гордец, которого уже ничто не возвышает, не трогает, не увлекает
до глубины души. В конечном счете у него на все остается лишь ироничная или
усталая усмешка. Из своего морального падения он, пожалуй, делает даже ка$
кую$то добродетель. Nil admirari 1, свою неспособность к удивлению, изумле$
нию, восторгу, благоговению он превращает в устойчивую, предпочтительную
жизненную форму. Безучастное парение надо всем—это для него более удобный
modus vivendi2. И в этой вознесенности, скрывающей его внутреннюю пустоту,
он черпает некое удовлетворение.
Этот пафос типичен. Сегодня он присутствует в истории не впервые. Но где
бы он ни появлялся, он всегда был симптомом слабости и упадка, внутренней
несостоятельности и всеобщего жизненного пессимизма.
Тому, что хочет погибнуть, надо позволить это сделать. Во всяком упадке заро$
ждается молодая здоровая жизнь.Инаше время ей не чуждо. Будет ли лед сломан
уже сегодняшним подрастающим поколением с его немного резкими начальны$
ми попытками, или энергичные шаги в сторону нового этоса окажутся прерога$
Введение 99
1 Ничего удивительного (лат.). (Прим. ред.).
2 Способ существования, образ жизни (лат.). (Прим. ред.).
тивой будущих генераций—кто сегодня рискнет предсказать? Но зародыш име$
ется. Он был жив всегда. Именно в нас находится то, что может пробудить его из
духовной спячки — идея перед мысленным взором и вера в сердце.
Этический человек во всем есть противоположность человеку торопливому и
равнодушному. Он ценностно зорок, он—sapiens в первоначальном смысле сло$
ва—«ведающий». Именно у него есть орган, воспринимающий ценностное изо$
билие жизни, тот «organe morale», от которого Франц Гемстергейс получил пред$
сказание, будто ему откроется «сверкающее богатство»…
Под знаком этой задачи стоит философская этика сегодня. Она находится на
перепутье старого и нового философствования. Ее шаги суть первые шаги осоз$
нанного исследования ценностей. Как далеко она нас заведет, мы сегодня знать
не можем. Но цель ее ясна: ввести человека в осознанное владение его «мораль$
ным органом», вновь открыть для него мир, от которого он отгородился.
То, к чему новая этика стремится и чем она должна быть, после сказанного по$
нятно. Является ли она этим и может ли им быть вообще, покажет будущее. Не$
сомненно же по всему ее внешнему облику одно: она сама есть новый этос. Она
означает новый род любви к своему предмету, новую самоотверженность, новое
благоговение перед великим. Ибо для нее мир, который она хочет открыть,
вновь велик и исполнен ценностей, не исчерпан и неисчерпаем—в целом, равно
как и в своем мельчайшем звене.
Потому она и вновь имеет смелость взять на себя всю метафизическую тя$
жесть названных проблем, исходя из осознания вечно удивительного и нерешен$
ного. По своему внешнему облику она вновь оказывается первичным философ$
ским аффектом, сократическим пафосом удивления.
100 Введение