Глава 22. Телеологическое взаимодействие
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Переплетение причинно$следственного и целевого рядов
Проблема этической телеологии в столь же малой степени сводится к ли$
нейному целевому ряду, как проблема онтологической причинности — к ли$
нейному причинно$следственном ряду. Как последний переходит в некую
систему рядов, в причинно$следственное взаимодействие и в действительно$
сти всегда имеет место только как составная часть такового, так и целевой ряд
сводится к подобной системе рядов и in concreto1 тоже никогда не существует
иначе, как в таковой. Только здесь переплетение рядов более сложное, так как
детерминация этической действительности смешанная: причинно$следствен$
ная и целевая.
В первую очередь оно есть переплетение целевого ряда с существующими
причинно$следственными и возможна на основе причинно$следственной
структуры третьего слоя целевой связи. Целевой ряд включается в причин$
но$следственное целое, в пучок пересекающихся рядов, в котором существует
действительное, как отклонение от общей равнодействующей. Такое включе$
ние всегда знаменует собой начало некоей борьбы. Целевая детерминация бо$
рется за превосходство, за свое господство над причинно$следственным про$
цессом. Господство же, если оно достигается, означает направление общего
процесса к заранее поставленной цели, осуществление ценности силами без$
различной к ней причинно$следственной структуры.
Человек с самого начала сопряжен с этой структурой, как внешне, так и вну$
тренне. Таким образом, будучи онтическим (природным) существом, он пол$
ностью детерминирован. Этой всегда уже заданной онтологической детерми$
нации соответствует детерминация аксиологическая. Как обладающий ценно$
стным чувством и активно стремящийся к ценностям, человек есть телеологи$
ческое существо среди причинно$следственных — в том числе, если он еще
только имеет намерение, а не совершает действие; ибо обе детерминации
встречаются уже внутри его собственной двойственной природы. Во всякой
склонности, установке, всяком умонастроении и та и другая уже содержатся,
вполне вероятно—даже и в конфликте друг с другом. Ибо аксиологическая де$
терминация господствует над онтологической всегда только условно.
1 В конкретном виде (лат.). (Прим. ред.)
b) Гомофинальное и гетерофинальное общество
Во$вторых же, это переплетение есть переплетение самих целевых рядов друг
с другом. А оно, в свою очередь, существенно иное, нежели онтологическое пе$
реплетение причинно$следственных рядов.
Последние непротиворечиво соединяются друг с другом, они всегда образуют
единую, гармоническую равнодействующую. Ибо их направления (течения) не
предопределены. Интеграция компонентов в равнодействующей происходит
здесь просто по такому закону: разные причины — разные следствия. Комплекс
причин может по$разному варьироваться. Комплекс причин может варьировать$
ся произвольно. Для комбинаторики причин границы не установлены; онтоло$
гически не существует отбора детерминирующих элементов, каждый может ком$
бинироваться с каждым. И если определенные одновременно данные элементы
взаимно уничтожаются, то это означает только компенсацию их частных следст$
вий, не их выключение и тем более не ликвидацию—не говоря уже о прекраще$
нии причинно$следственной детерминации вообще.
Совершенно иначе с целевыми рядами. Здесь конечное звено каждого отдель$
ного ряда предопределено, и всякое смещение конечного звена — это ликвида$
ция самого соответствующего ряда. Причины безразличны к своим следствиям,
но средства не безразличны к своим целям. Если цель изменена, если она стала
невозможной в силу пересечения с другими целевыми рядами в ходе того же са$
мого ложного события, то средства перестают быть средствами для этой цели. В
аксиологически детерминированном процессе происходит отбор интегрирую$
щих элементов; они материально отбираются целью — или ценностью, котора
ее определила. Для одной цели не могут комбинироваться какие угодно средства.
Но это значит, что входить в переплетение целевых рядов могут не всякие ряды.
Противоположные цели взаимоисключаются. Они взаимно уничтожают не
только себя, но и соответствующие ряды.
Сосуществование целевых рядов в одном и том же ограниченном событии
возможно только при одинаковых или сущностно родственных друг другу, гар$
монирующих целях. Правда, широта этической действительности предоставляет
возможности для неограниченного многообразия целей, но не в одном и том же
ограниченном процессе, и не в одном и том же волении. В житейском сообщест$
ве действующих личностей это многообразие всегда ограничено. Оно может су$
ществовать здесь лишь постольку, поскольку оно сводится к некоей системе,
гармонии целей. Определенные самые общие материи должны быть общими це$
лями всего. Общество, которое организовано по этому принципу, оказываетс
связанным целями или интересами. А переплетение целевых рядов в нем являет$
ся гомофинальным.
Но наряду с этим в определенных рамках существует и гетерофинальное пере$
плетение. Оно существует в обществе, связанном едиными средствами для дос$
тижения различных целей — конечно, только поскольку последние прямо не
противоречат друг другу. Оно может быть и сочетанием взаимных целей и
средств одних и тех же элементов для различных целевых рядов, а, следователь$
но, и для разных личностей. Всякое житейское и трудовое сообщество основыва$
ется на таком роде переплетения — причем, однако, общество по интересам
чаще всего впервые объединяется в себе на гомофинальной основе.
Глава 22. Телеологическое взаимодействие 247
Здесь открывается широкое поле возможных подгонок и обходных путей, ко$
торые внешне выглядят как компромисс, рассмотренные же метафизически, как
целое, оказываются единственно возможным прямым путем целевой связи и
подлинной формой жизни отдельного телеологического существа в обществе те$
леологических существ.
c) Противоречие целей и конфликт ценностей
Но дело идет о переплетении целевых рядов не только лишь различных лич$
ностей в житейском сообществе, но уже и отдельной личности.
Человек может одновременно видеть перед собой несколько различных задач,
которые ставит перед ним его собственное ценностное сознание. И они могут
противоречить друг другу. В таком случае за множественностью противополож$
но направленных целевых рядов стоит множественность направлений должен$
ствования бытия и, в конечном счете, плюрализм самих ценностей. Если бы су$
ществовала единственная содержательно постижимая высшая ценность, от ко$
торой были бы производны все другие, то, строго говоря, такой конфликт не мог
бы возникнуть — а если бы и мог, то только из$за несовершенства ценностного
сознания. Синтез ценностей был бы дан в ценностном единстве. Но такими
свойствами царство ценностей — по меньшей мере, насколько мы знаем — не
обладает. Ничто не позволяет утверждать или постулировать единство нравст$
венного «блага», объединяющего все ценностное многообразие; ибо содержа$
тельно всегда дано не единство, но только различающиеся, специфические цен$
ностные материи. Здесь коренится раздробленность человеческих целеполага$
ний и стремлений. Ее причина — как раз$таки наличие ценностного конфликта
в самом чистом, идеально в$себе$сущем многообразии.
Старая этика трактовала нравственный конфликт как противоречие между
моральными и «антиморальными» (или даже только внешне моральными)
«движущими силами» в человеке, например противоречие между «долгом и
склонностью». За «антиморальный движущую силу» ответственность была воз$
ложена на «природную сущность» в человеке, или даже на врожденное «влече$
ние ко злу». Античность усматривала основание этого влечения преимущест$
венно в «аффектах», христианская этика — в своего рода пассивном сопротив$
лении, «слабости плоти». Во всех этих мнениях есть нечто верное. Существует
конфликт между естественной склонностью и ценностным сознанием. И он
действительно составляет часть конкретных нравственных проблем. Но цели$
ком они им не исчерпываются.
Наряду с ним — или помимо него — существует еще один конфликт другого
рода: конфликт самих ценностей друг с другом. Конечно, в многообразии цен$
ностей не все они исключительно противостоят друг другу; большая их часть
сводится если и не к ценностному единству, то к определенной гармонии. Но
среди них есть и такие, которые друг другу противоречат, содержательно в кон$
кретных ситуациях друг друга исключают, и все же вместе взятые в одном и том
же случае могут выражать долженствование актуального бытия. Тогда возникает
конфликт другого, явно более высокого рода, не морального и аморального, но
морального и морального. Альтернатива здесь не заключается в выборе между
грехом и добродетелью, но между грехом и грехом. При выборе между ценностью
248 Часть 1. Раздел VII
и ценностью одна из них неизбежно будет отброшена, а другая исполнена. Кто
попадает в такой конфликт,— а жизнь время от времени ставит человека перед
таковым,— тот не может выйти из него невиновным.
Познакомить с этим в высшей степени своеобразным феноменом может лишь
развертывание таблицы ценностей. Но для проблемы телеологии это означает
новое установление границ. Телеология человека — единственная, известна
нам наверняка — ограничена не только пределом его способности к предвиде$
нию и предопределению, не только встроенностью в большой причинно$следст$
венный поток мировых событий, и не только столкновением целевых рядов в
житейском сообществе личностей; сверх того она ограничена еще противоречи$
ем самих руководящих точек зрения, которые вообще только и могут определять
цели — ценностей.
Все остальные ограничения являются внешними и во всяком случае принци$
пиально могут быть преодолены. Ибо они соотносятся с постоянно меняющим$
ся внешним существованием. Здесь же начинается внутренняя, сущностная гра$
ница целенаправленной деятельности, которая проходит в самом царстве воз$
можных ценностных материй. Эту границу не может перейти никакая телеоло$
гия — ни человеческая, ни какая$либо еще, если таковая имеется,— она сущест$
вует не для целенаправленной деятельности как реального ряда, но уже для целе$
полагания.
Впрочем, и помимо всего царства ценностно определяемого целеполагани
она существует и для всякого ценностного сознания, для ценностного суждения и
самого содержания нравственных ценностей. Ответственность и вменение, со$
весть и осознание вины, одобрение и неодобрение наталкиваются на эту границу,
которая неизмеримо отягощает и усложняет способность к ним, что является цен$
тральной нравственной проблемой. Даже самому смелому метафизическому по$
нятию свободы здесь положена граница. Ибо не человеком созданы и не им могут
быть устранены описанные конфликты; сила человека, его свобода распространя$
ются только на реальное. Ценностные же отношения коренятся не в области ре$
ального, но в идеальном в$себе$бытии. Они имеют не онтологическую, но аксио$
логическую природу. Ценностные конфликты суть противоречие аксиологиче$
ской детерминации как таковой. Они и божественно совершенным, владеющим
миром предвидению и предопределению положили бы границу их гармонии.
a) Переплетение причинно$следственного и целевого рядов
Проблема этической телеологии в столь же малой степени сводится к ли$
нейному целевому ряду, как проблема онтологической причинности — к ли$
нейному причинно$следственном ряду. Как последний переходит в некую
систему рядов, в причинно$следственное взаимодействие и в действительно$
сти всегда имеет место только как составная часть такового, так и целевой ряд
сводится к подобной системе рядов и in concreto1 тоже никогда не существует
иначе, как в таковой. Только здесь переплетение рядов более сложное, так как
детерминация этической действительности смешанная: причинно$следствен$
ная и целевая.
В первую очередь оно есть переплетение целевого ряда с существующими
причинно$следственными и возможна на основе причинно$следственной
структуры третьего слоя целевой связи. Целевой ряд включается в причин$
но$следственное целое, в пучок пересекающихся рядов, в котором существует
действительное, как отклонение от общей равнодействующей. Такое включе$
ние всегда знаменует собой начало некоей борьбы. Целевая детерминация бо$
рется за превосходство, за свое господство над причинно$следственным про$
цессом. Господство же, если оно достигается, означает направление общего
процесса к заранее поставленной цели, осуществление ценности силами без$
различной к ней причинно$следственной структуры.
Человек с самого начала сопряжен с этой структурой, как внешне, так и вну$
тренне. Таким образом, будучи онтическим (природным) существом, он пол$
ностью детерминирован. Этой всегда уже заданной онтологической детерми$
нации соответствует детерминация аксиологическая. Как обладающий ценно$
стным чувством и активно стремящийся к ценностям, человек есть телеологи$
ческое существо среди причинно$следственных — в том числе, если он еще
только имеет намерение, а не совершает действие; ибо обе детерминации
встречаются уже внутри его собственной двойственной природы. Во всякой
склонности, установке, всяком умонастроении и та и другая уже содержатся,
вполне вероятно—даже и в конфликте друг с другом. Ибо аксиологическая де$
терминация господствует над онтологической всегда только условно.
1 В конкретном виде (лат.). (Прим. ред.)
b) Гомофинальное и гетерофинальное общество
Во$вторых же, это переплетение есть переплетение самих целевых рядов друг
с другом. А оно, в свою очередь, существенно иное, нежели онтологическое пе$
реплетение причинно$следственных рядов.
Последние непротиворечиво соединяются друг с другом, они всегда образуют
единую, гармоническую равнодействующую. Ибо их направления (течения) не
предопределены. Интеграция компонентов в равнодействующей происходит
здесь просто по такому закону: разные причины — разные следствия. Комплекс
причин может по$разному варьироваться. Комплекс причин может варьировать$
ся произвольно. Для комбинаторики причин границы не установлены; онтоло$
гически не существует отбора детерминирующих элементов, каждый может ком$
бинироваться с каждым. И если определенные одновременно данные элементы
взаимно уничтожаются, то это означает только компенсацию их частных следст$
вий, не их выключение и тем более не ликвидацию—не говоря уже о прекраще$
нии причинно$следственной детерминации вообще.
Совершенно иначе с целевыми рядами. Здесь конечное звено каждого отдель$
ного ряда предопределено, и всякое смещение конечного звена — это ликвида$
ция самого соответствующего ряда. Причины безразличны к своим следствиям,
но средства не безразличны к своим целям. Если цель изменена, если она стала
невозможной в силу пересечения с другими целевыми рядами в ходе того же са$
мого ложного события, то средства перестают быть средствами для этой цели. В
аксиологически детерминированном процессе происходит отбор интегрирую$
щих элементов; они материально отбираются целью — или ценностью, котора
ее определила. Для одной цели не могут комбинироваться какие угодно средства.
Но это значит, что входить в переплетение целевых рядов могут не всякие ряды.
Противоположные цели взаимоисключаются. Они взаимно уничтожают не
только себя, но и соответствующие ряды.
Сосуществование целевых рядов в одном и том же ограниченном событии
возможно только при одинаковых или сущностно родственных друг другу, гар$
монирующих целях. Правда, широта этической действительности предоставляет
возможности для неограниченного многообразия целей, но не в одном и том же
ограниченном процессе, и не в одном и том же волении. В житейском сообщест$
ве действующих личностей это многообразие всегда ограничено. Оно может су$
ществовать здесь лишь постольку, поскольку оно сводится к некоей системе,
гармонии целей. Определенные самые общие материи должны быть общими це$
лями всего. Общество, которое организовано по этому принципу, оказываетс
связанным целями или интересами. А переплетение целевых рядов в нем являет$
ся гомофинальным.
Но наряду с этим в определенных рамках существует и гетерофинальное пере$
плетение. Оно существует в обществе, связанном едиными средствами для дос$
тижения различных целей — конечно, только поскольку последние прямо не
противоречат друг другу. Оно может быть и сочетанием взаимных целей и
средств одних и тех же элементов для различных целевых рядов, а, следователь$
но, и для разных личностей. Всякое житейское и трудовое сообщество основыва$
ется на таком роде переплетения — причем, однако, общество по интересам
чаще всего впервые объединяется в себе на гомофинальной основе.
Глава 22. Телеологическое взаимодействие 247
Здесь открывается широкое поле возможных подгонок и обходных путей, ко$
торые внешне выглядят как компромисс, рассмотренные же метафизически, как
целое, оказываются единственно возможным прямым путем целевой связи и
подлинной формой жизни отдельного телеологического существа в обществе те$
леологических существ.
c) Противоречие целей и конфликт ценностей
Но дело идет о переплетении целевых рядов не только лишь различных лич$
ностей в житейском сообществе, но уже и отдельной личности.
Человек может одновременно видеть перед собой несколько различных задач,
которые ставит перед ним его собственное ценностное сознание. И они могут
противоречить друг другу. В таком случае за множественностью противополож$
но направленных целевых рядов стоит множественность направлений должен$
ствования бытия и, в конечном счете, плюрализм самих ценностей. Если бы су$
ществовала единственная содержательно постижимая высшая ценность, от ко$
торой были бы производны все другие, то, строго говоря, такой конфликт не мог
бы возникнуть — а если бы и мог, то только из$за несовершенства ценностного
сознания. Синтез ценностей был бы дан в ценностном единстве. Но такими
свойствами царство ценностей — по меньшей мере, насколько мы знаем — не
обладает. Ничто не позволяет утверждать или постулировать единство нравст$
венного «блага», объединяющего все ценностное многообразие; ибо содержа$
тельно всегда дано не единство, но только различающиеся, специфические цен$
ностные материи. Здесь коренится раздробленность человеческих целеполага$
ний и стремлений. Ее причина — как раз$таки наличие ценностного конфликта
в самом чистом, идеально в$себе$сущем многообразии.
Старая этика трактовала нравственный конфликт как противоречие между
моральными и «антиморальными» (или даже только внешне моральными)
«движущими силами» в человеке, например противоречие между «долгом и
склонностью». За «антиморальный движущую силу» ответственность была воз$
ложена на «природную сущность» в человеке, или даже на врожденное «влече$
ние ко злу». Античность усматривала основание этого влечения преимущест$
венно в «аффектах», христианская этика — в своего рода пассивном сопротив$
лении, «слабости плоти». Во всех этих мнениях есть нечто верное. Существует
конфликт между естественной склонностью и ценностным сознанием. И он
действительно составляет часть конкретных нравственных проблем. Но цели$
ком они им не исчерпываются.
Наряду с ним — или помимо него — существует еще один конфликт другого
рода: конфликт самих ценностей друг с другом. Конечно, в многообразии цен$
ностей не все они исключительно противостоят друг другу; большая их часть
сводится если и не к ценностному единству, то к определенной гармонии. Но
среди них есть и такие, которые друг другу противоречат, содержательно в кон$
кретных ситуациях друг друга исключают, и все же вместе взятые в одном и том
же случае могут выражать долженствование актуального бытия. Тогда возникает
конфликт другого, явно более высокого рода, не морального и аморального, но
морального и морального. Альтернатива здесь не заключается в выборе между
грехом и добродетелью, но между грехом и грехом. При выборе между ценностью
248 Часть 1. Раздел VII
и ценностью одна из них неизбежно будет отброшена, а другая исполнена. Кто
попадает в такой конфликт,— а жизнь время от времени ставит человека перед
таковым,— тот не может выйти из него невиновным.
Познакомить с этим в высшей степени своеобразным феноменом может лишь
развертывание таблицы ценностей. Но для проблемы телеологии это означает
новое установление границ. Телеология человека — единственная, известна
нам наверняка — ограничена не только пределом его способности к предвиде$
нию и предопределению, не только встроенностью в большой причинно$следст$
венный поток мировых событий, и не только столкновением целевых рядов в
житейском сообществе личностей; сверх того она ограничена еще противоречи$
ем самих руководящих точек зрения, которые вообще только и могут определять
цели — ценностей.
Все остальные ограничения являются внешними и во всяком случае принци$
пиально могут быть преодолены. Ибо они соотносятся с постоянно меняющим$
ся внешним существованием. Здесь же начинается внутренняя, сущностная гра$
ница целенаправленной деятельности, которая проходит в самом царстве воз$
можных ценностных материй. Эту границу не может перейти никакая телеоло$
гия — ни человеческая, ни какая$либо еще, если таковая имеется,— она сущест$
вует не для целенаправленной деятельности как реального ряда, но уже для целе$
полагания.
Впрочем, и помимо всего царства ценностно определяемого целеполагани
она существует и для всякого ценностного сознания, для ценностного суждения и
самого содержания нравственных ценностей. Ответственность и вменение, со$
весть и осознание вины, одобрение и неодобрение наталкиваются на эту границу,
которая неизмеримо отягощает и усложняет способность к ним, что является цен$
тральной нравственной проблемой. Даже самому смелому метафизическому по$
нятию свободы здесь положена граница. Ибо не человеком созданы и не им могут
быть устранены описанные конфликты; сила человека, его свобода распространя$
ются только на реальное. Ценностные же отношения коренятся не в области ре$
ального, но в идеальном в$себе$бытии. Они имеют не онтологическую, но аксио$
логическую природу. Ценностные конфликты суть противоречие аксиологиче$
ской детерминации как таковой. Они и божественно совершенным, владеющим
миром предвидению и предопределению положили бы границу их гармонии.