Глава 54. Ценности внешнего обхождени

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 

a) Нравственный характер ценностей конвенциональных форм

Этос дистанции подводит нас к следующей группе ценностей, которые уже не

могут считаться собственно ценностями умонастроения, и однако же суть цен$

ности поведения. Они больше лежат на поверхности человеческого существа,

там, где оно внешне соприкасается с каждым, как бы на поверхности его трения.

Глубина «Я», сфера зарождения интенций ими совершенно не затрагиваются. Но

каждая интенция, обращенная вовне, выражается с их помощью; пересекая пе$

реходную сферу поверхности, независимо от более глубокой своей собственной

ценности, она еще раз подпадает под мерку иных ценностей, которые касаютс

исключительно форм ее выражения.

Форма выражения в жизни отнюдь не лишена значения. «Плохое поведение»

человека может быть невыносимо и делать невыносимой жизнь другим. Хотя су$

ществующие нормы поведения могут представляться случайными или конвен$

Глава 54. Ценности внешнего обхождения 445

циональными, попавшим в них из другого культурного круга могут казатьс

смешными, они все же являются глубокой жизненной необходимостью, и кто

нарушает нормы поведения, грешит перед окружающими людьми точно так же,

как несправедливый или лишенный любви. Да он и оказывается тем самым в

действительности несправедливым и жестоким, он «преступник в малом» со все$

ми симптомами такового, он виновен перед другими и подлежит, как настоящий

преступник, суду и взысканию, бойкоту и отвержению.

Истинная любовь к ближнему подразумевает и соблюдение норм поведения,

тонкое, индивидуальное совершенствование этих норм, внимания, такта и тер$

пимости к другим. На каждого отдельного человека падает в этой связи весьма

серьезная ответственность. И в смысле этой ответственности, которой, если она

однажды понята, соответствует совершенно определенная установка умона$

строения, ценности форм обхождения косвенно суть подлинные ценности умо$

настроения.

Как справедливость и любовь, так и остальные ценности внутреннего этоса

здесь раскрываются в уменьшенном виде, и все же ясно видны. Яснее всего это

видно в многочисленных не$добродетелях обхождения. Лишенный самообла$

дания оказывается в этой сфере — капризным, немудрый — невнимательным,

высокомерным или разочарованным и пребывающим в мировой скорби; тру$

сость превращается в нерешительность и колебания, недостаток гордости и

достоинства — в общее отсутствие позиции, неправдивость — в жеманную позу

или маску, нескромность и несоблюдение дистанции — в нарушение уважени

и мелочную навязчивость, гордыня — в высокомерное важничанье и презри$

тельную мину.

Но особую роль здесь играет отношение надежности и доверия. В свете вооб$

ще существующих форм в сущности совместной жизни заключено то, что каж$

дый отдельный человек полагается на соблюдение таких форм каждым другим.

Доверие в этом внешнем смысле как таковое есть условие жизни: нарушающий

нормы лишается доверия. И уж тем более не доверяющий другим, не полагаю$

щийся ни на какие нормы, будет действовать неуверенно и расширять неуве$

ренность вокруг себя. Он не знает, как вести себя с другими и как другие будут

вести себя с ним. Вся сфера внешнего обхождения основывается, в сущности,

на отношении доверия, переведенном в плоскость повседневной жизни. Вся$

кое приличие при встрече настоятельно требует равного приличия. Все челове$

ческие связи, уже основываются на силе доверия. Кто в сфере форм лишен

любви или несправедлив, тот только невнимателен и невыносим; недоверчи$

вый же распространяет в ней тлетворное влияние, даже уничтожает сами связи

сферы совместного обхождения.

b) Существующие нравы

Содержание этой сферы чрезвычайно многообразно, является важной состав$

ной частью человеческой культуры, которая постоянно изменяется и обогащает$

ся. К ней принадлежит все, что принято называть «нравами» в узком смысле сло$

ва — от внешнего установленного «обычая» до неисчислимого многообрази

стилей жизни. Конечно, существующие нравы исторически являются случай$

ными, преходящими, конвенциональными, и невозможно понять a priori, поче$

446 Часть 2. Раздел VI

му они именно такие, а не другие. Содержание их особенных форм не имеет ни$

какого аксиологического основания. Но, тем не менее, они не являются ценно$

стно индифферентными. Ибо они всегда суть оформления действительных цен$

ностей, а именно, перенесенных в сферу внешнего обхождения нравственных

ценностей — внимательности, такта, простоты, дружелюбия, вежливости, доб$

родушия, чувства манер и пристойности, меры в настойчивости и уступчивости.

Перечисленные ценности и бесчисленные родственные им являются подлин$

ными вечными ценностями, которые проявляются во всякой конвенциональ$

ной форме, сколь бы отличны друг от друга те ни были. Не они сами составляют

«существующие нравы», но особая форма, в которой они проявляются. Ибо если

нет особой формы, эти ценности не могут быть реализованы.

Но и здесь историческое многообразие так велико, что разглядеть за ними

единый нравственный смысл довольно трудно. Каждая отдельная норма, осо$

бый «этос» ценен не абсолютно, но относительно; абсолютной ценностью явля$

ется наличие нравов как таковое. Без господствующих нравов человечество по$

грузилось бы в аморфное, бескультурное состояние. Без них было бы невозмож$

но раскрытие внутреннего этоса, ибо он связан с устойчивой формой поверхно$

сти точно так же, как с устойчивой формой права. Нравственная ценность «нра$

вов» является в соответствии с этим весьма своеобразной. Ее природу составляет

не специфическое содержание каждой нормы, но их наличие вообще, их значи$

мость в окружающей среде, их «существование». Это косвенно — нравственна

ценность в себе нравственно ценностно$индифферентных форм жизни.

Тем самым отнюдь не упускается из виду, что нравственная культура поверх$

ности этих форм может иметь и свой расцвет, даже свою своеобразную глубину.

В связи с этим не нужно думать только об эстетическом роде утончения нравов,

об обитателях городов (фь ’ буфеъпн) и их общественных качествах. Сердечность,

чувствительность, гуманность также являются составляющими сферы этикета.

К работе над ними морально зрелая личностность никогда не может быть рав$

нодушной и работа эта в человеческой жизни никогда не остановится, посколь$

ку она помимо всего прочего составляет и важную часть воспитания молодежи.

c) Аристотелевские добродетели обхождени

Мысль о том, что существуют особые ценности внешнего обхождения, стара.

«Никомахова этика» в своей таблице добродетелей таковых насчитывает три —

характерно, что две из них «безымянные». Но где отказывается работать язык,

там помогает описание. Эти добродетели подобно всем остальным характеризу$

ются как меуьфзфет, причем как таковые, которые связаны с «обращением, выра$

жающимся в словах и действиях»1.

Первая добродетель связана со спором мнений, практическим столкновением

различных убеждений. Крайности заключены в позициях ’Ьсеукпт2 и дэукплпт3.

Первая есть уступчивость, бездумное соглашательство и боязнь выражать какое

бы то ни было убеждение; вторая — неприступность, «сложность», признание

Глава 54. Ценности внешнего обхождения 447

1 Eth. Nic. Д. Kap. 12–14. S. 1126 b ff.

2 Угодливый (др.греч.). (Прим. ред.)

3 Вздорный (др.греч.). (Прим. ред.)

правоты только своего собственного мнения и игнорирование суждения другого.

Подразумеваемая добродетель, очевидно, является синтезом соглашательства и

настойчивости касательно своего мнения, предложением своего мнения при

признании значимости другого.

Вторая добродетель этого рода затрагивает то, как человек себя подает. Ари$

стотель обозначает ее как «истинность» внешней сущности (’ блеиеэейн). С правди$

востью она связана весьма условно, название ее обманчиво. Ее содержание опи$

сывается, исходя из ее срединного положения. Она среднее между ’блбжпнеЯб и

’ейспнеЯб. Первая—бахвальство, последняя—самоуничижение. Крайности не со$

держат истины, искренности, скромности, являются намеренной позой. Между

обеими имеется «простая подача себя», как есть, не зазнаваясь или скрываясь,

короче, без позы. Можно было бы это назвать добродетелью прямоты. В направ$

ленности вовне, в самоподаче она является тем, что мегблпшхчЯб есть в направ$

ленности вовнутрь, в самооценке (ср. гл. 48 d).

Еще более принадлежит поверхности третья аристотелевская добродетель об$

хождения. Она поэтому представляет особый интерес. Ее сфера — умение под$

держивать легкую и серьезную беседу, обсуждать шутливые и важные вопросы.

Имеется добродетель умения шутить, подлинно этический габитус — не то что$

бы искусство остроты (оно как таковое нравственно индифферентно), но пра$

вильно сбалансированное, тактичное реагирование на шутку, проявление свет$

скости в отношении юмора. Аристотелевские названия ’ерйдеойьфзт1 и ’ехфсбрелЯб2

довольно несовершенны; в немецком же языке вообще отсутствуют точные эк$

виваленты. Ибо «чувство юмора» лишено нравственной оценки. Это ясно видно,

если рассмотреть используемые Аристотелем ’Ьксб: ’ бгспйкЯб3 и вщмплпчЯб4. Пер$

вое — полное отсутствие понимания комического, последнее — фривольность,

все выставляющая в смешном свете. Еще сильнее проступает из этих крайностей

этос середины, если показать, что они значат в действительной реакции на чу$

жие слова. ’Агспъкпт тогда вообще не понимает никакой шутки, вщмпльчпт же не

может ничего принять всерьез.

В этих трех добродетелях скрыты подлинные нравственные ценности. Было

бы не слишком трудно по этому образцу описать другие ценности этой сферы.

Но примеров достаточно. Большой этической значимостью никакая из них не

обладает, хотя они и могут подниматься до весьма значительных высот. Вся об$

ласть ценностей этикета — это пограничная область таблицы этических ценно$

стей. Ее значение в целом состоит только в относительной автономии по отно$

шению к основным ценностям.

448 Часть 2. Раздел VI

1 Любезность, такт (др.греч.). (Прим. ред.)

2 Остроумие (др.греч.). (Прим. ред.)

3 Неотесанность (др.греч.). (Прим. ред.)

4 Шутовство (др.греч.). (Прим. ред.)

a) Нравственный характер ценностей конвенциональных форм

Этос дистанции подводит нас к следующей группе ценностей, которые уже не

могут считаться собственно ценностями умонастроения, и однако же суть цен$

ности поведения. Они больше лежат на поверхности человеческого существа,

там, где оно внешне соприкасается с каждым, как бы на поверхности его трения.

Глубина «Я», сфера зарождения интенций ими совершенно не затрагиваются. Но

каждая интенция, обращенная вовне, выражается с их помощью; пересекая пе$

реходную сферу поверхности, независимо от более глубокой своей собственной

ценности, она еще раз подпадает под мерку иных ценностей, которые касаютс

исключительно форм ее выражения.

Форма выражения в жизни отнюдь не лишена значения. «Плохое поведение»

человека может быть невыносимо и делать невыносимой жизнь другим. Хотя су$

ществующие нормы поведения могут представляться случайными или конвен$

Глава 54. Ценности внешнего обхождения 445

циональными, попавшим в них из другого культурного круга могут казатьс

смешными, они все же являются глубокой жизненной необходимостью, и кто

нарушает нормы поведения, грешит перед окружающими людьми точно так же,

как несправедливый или лишенный любви. Да он и оказывается тем самым в

действительности несправедливым и жестоким, он «преступник в малом» со все$

ми симптомами такового, он виновен перед другими и подлежит, как настоящий

преступник, суду и взысканию, бойкоту и отвержению.

Истинная любовь к ближнему подразумевает и соблюдение норм поведения,

тонкое, индивидуальное совершенствование этих норм, внимания, такта и тер$

пимости к другим. На каждого отдельного человека падает в этой связи весьма

серьезная ответственность. И в смысле этой ответственности, которой, если она

однажды понята, соответствует совершенно определенная установка умона$

строения, ценности форм обхождения косвенно суть подлинные ценности умо$

настроения.

Как справедливость и любовь, так и остальные ценности внутреннего этоса

здесь раскрываются в уменьшенном виде, и все же ясно видны. Яснее всего это

видно в многочисленных не$добродетелях обхождения. Лишенный самообла$

дания оказывается в этой сфере — капризным, немудрый — невнимательным,

высокомерным или разочарованным и пребывающим в мировой скорби; тру$

сость превращается в нерешительность и колебания, недостаток гордости и

достоинства — в общее отсутствие позиции, неправдивость — в жеманную позу

или маску, нескромность и несоблюдение дистанции — в нарушение уважени

и мелочную навязчивость, гордыня — в высокомерное важничанье и презри$

тельную мину.

Но особую роль здесь играет отношение надежности и доверия. В свете вооб$

ще существующих форм в сущности совместной жизни заключено то, что каж$

дый отдельный человек полагается на соблюдение таких форм каждым другим.

Доверие в этом внешнем смысле как таковое есть условие жизни: нарушающий

нормы лишается доверия. И уж тем более не доверяющий другим, не полагаю$

щийся ни на какие нормы, будет действовать неуверенно и расширять неуве$

ренность вокруг себя. Он не знает, как вести себя с другими и как другие будут

вести себя с ним. Вся сфера внешнего обхождения основывается, в сущности,

на отношении доверия, переведенном в плоскость повседневной жизни. Вся$

кое приличие при встрече настоятельно требует равного приличия. Все челове$

ческие связи, уже основываются на силе доверия. Кто в сфере форм лишен

любви или несправедлив, тот только невнимателен и невыносим; недоверчи$

вый же распространяет в ней тлетворное влияние, даже уничтожает сами связи

сферы совместного обхождения.

b) Существующие нравы

Содержание этой сферы чрезвычайно многообразно, является важной состав$

ной частью человеческой культуры, которая постоянно изменяется и обогащает$

ся. К ней принадлежит все, что принято называть «нравами» в узком смысле сло$

ва — от внешнего установленного «обычая» до неисчислимого многообрази

стилей жизни. Конечно, существующие нравы исторически являются случай$

ными, преходящими, конвенциональными, и невозможно понять a priori, поче$

446 Часть 2. Раздел VI

му они именно такие, а не другие. Содержание их особенных форм не имеет ни$

какого аксиологического основания. Но, тем не менее, они не являются ценно$

стно индифферентными. Ибо они всегда суть оформления действительных цен$

ностей, а именно, перенесенных в сферу внешнего обхождения нравственных

ценностей — внимательности, такта, простоты, дружелюбия, вежливости, доб$

родушия, чувства манер и пристойности, меры в настойчивости и уступчивости.

Перечисленные ценности и бесчисленные родственные им являются подлин$

ными вечными ценностями, которые проявляются во всякой конвенциональ$

ной форме, сколь бы отличны друг от друга те ни были. Не они сами составляют

«существующие нравы», но особая форма, в которой они проявляются. Ибо если

нет особой формы, эти ценности не могут быть реализованы.

Но и здесь историческое многообразие так велико, что разглядеть за ними

единый нравственный смысл довольно трудно. Каждая отдельная норма, осо$

бый «этос» ценен не абсолютно, но относительно; абсолютной ценностью явля$

ется наличие нравов как таковое. Без господствующих нравов человечество по$

грузилось бы в аморфное, бескультурное состояние. Без них было бы невозмож$

но раскрытие внутреннего этоса, ибо он связан с устойчивой формой поверхно$

сти точно так же, как с устойчивой формой права. Нравственная ценность «нра$

вов» является в соответствии с этим весьма своеобразной. Ее природу составляет

не специфическое содержание каждой нормы, но их наличие вообще, их значи$

мость в окружающей среде, их «существование». Это косвенно — нравственна

ценность в себе нравственно ценностно$индифферентных форм жизни.

Тем самым отнюдь не упускается из виду, что нравственная культура поверх$

ности этих форм может иметь и свой расцвет, даже свою своеобразную глубину.

В связи с этим не нужно думать только об эстетическом роде утончения нравов,

об обитателях городов (фь ’ буфеъпн) и их общественных качествах. Сердечность,

чувствительность, гуманность также являются составляющими сферы этикета.

К работе над ними морально зрелая личностность никогда не может быть рав$

нодушной и работа эта в человеческой жизни никогда не остановится, посколь$

ку она помимо всего прочего составляет и важную часть воспитания молодежи.

c) Аристотелевские добродетели обхождени

Мысль о том, что существуют особые ценности внешнего обхождения, стара.

«Никомахова этика» в своей таблице добродетелей таковых насчитывает три —

характерно, что две из них «безымянные». Но где отказывается работать язык,

там помогает описание. Эти добродетели подобно всем остальным характеризу$

ются как меуьфзфет, причем как таковые, которые связаны с «обращением, выра$

жающимся в словах и действиях»1.

Первая добродетель связана со спором мнений, практическим столкновением

различных убеждений. Крайности заключены в позициях ’Ьсеукпт2 и дэукплпт3.

Первая есть уступчивость, бездумное соглашательство и боязнь выражать какое

бы то ни было убеждение; вторая — неприступность, «сложность», признание

Глава 54. Ценности внешнего обхождения 447

1 Eth. Nic. Д. Kap. 12–14. S. 1126 b ff.

2 Угодливый (др.греч.). (Прим. ред.)

3 Вздорный (др.греч.). (Прим. ред.)

правоты только своего собственного мнения и игнорирование суждения другого.

Подразумеваемая добродетель, очевидно, является синтезом соглашательства и

настойчивости касательно своего мнения, предложением своего мнения при

признании значимости другого.

Вторая добродетель этого рода затрагивает то, как человек себя подает. Ари$

стотель обозначает ее как «истинность» внешней сущности (’ блеиеэейн). С правди$

востью она связана весьма условно, название ее обманчиво. Ее содержание опи$

сывается, исходя из ее срединного положения. Она среднее между ’блбжпнеЯб и

’ейспнеЯб. Первая—бахвальство, последняя—самоуничижение. Крайности не со$

держат истины, искренности, скромности, являются намеренной позой. Между

обеими имеется «простая подача себя», как есть, не зазнаваясь или скрываясь,

короче, без позы. Можно было бы это назвать добродетелью прямоты. В направ$

ленности вовне, в самоподаче она является тем, что мегблпшхчЯб есть в направ$

ленности вовнутрь, в самооценке (ср. гл. 48 d).

Еще более принадлежит поверхности третья аристотелевская добродетель об$

хождения. Она поэтому представляет особый интерес. Ее сфера — умение под$

держивать легкую и серьезную беседу, обсуждать шутливые и важные вопросы.

Имеется добродетель умения шутить, подлинно этический габитус — не то что$

бы искусство остроты (оно как таковое нравственно индифферентно), но пра$

вильно сбалансированное, тактичное реагирование на шутку, проявление свет$

скости в отношении юмора. Аристотелевские названия ’ерйдеойьфзт1 и ’ехфсбрелЯб2

довольно несовершенны; в немецком же языке вообще отсутствуют точные эк$

виваленты. Ибо «чувство юмора» лишено нравственной оценки. Это ясно видно,

если рассмотреть используемые Аристотелем ’Ьксб: ’ бгспйкЯб3 и вщмплпчЯб4. Пер$

вое — полное отсутствие понимания комического, последнее — фривольность,

все выставляющая в смешном свете. Еще сильнее проступает из этих крайностей

этос середины, если показать, что они значат в действительной реакции на чу$

жие слова. ’Агспъкпт тогда вообще не понимает никакой шутки, вщмпльчпт же не

может ничего принять всерьез.

В этих трех добродетелях скрыты подлинные нравственные ценности. Было

бы не слишком трудно по этому образцу описать другие ценности этой сферы.

Но примеров достаточно. Большой этической значимостью никакая из них не

обладает, хотя они и могут подниматься до весьма значительных высот. Вся об$

ласть ценностей этикета — это пограничная область таблицы этических ценно$

стей. Ее значение в целом состоит только в относительной автономии по отно$

шению к основным ценностям.

448 Часть 2. Раздел VI

1 Любезность, такт (др.греч.). (Прим. ред.)

2 Остроумие (др.греч.). (Прим. ред.)

3 Неотесанность (др.греч.). (Прим. ред.)

4 Шутовство (др.греч.). (Прим. ред.)