Глава 3. Оправданный смысл нормативного
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123
a) Опосредованно нормативное
Этическое познание — это познание норм, заповедей, ценностей. Всякое по$
знание норм необходимо априорно. Философия Платона есть историческое рас$
крытие априорного элемента в человеческом познании вообще. Таким образом,
она является в высшем смысле оправданием всякого познания норм. А тем са$
мым, одновременно,— оправданием нормативного характера самой этики.
В самом деле, этика может учить тому, что является нравственно благим, как гео$
метрия—тому, что является геометрически истинным.Нонравственному сознанию
она ничего навязать не может, способная лишь направлять его на его собственные
содержания и принципы.Онаможет только вынуть из него то, что в нем содержится.
И в этом она подобна чистой математике. Разница лишь в том, что принципы и со$
держания, возводимые ею в сознание — это заповеди, нормы, ценности. Т. е. она
Глава 3. Оправданный смысл нормативного 109
1 Меno 85d: ’бнблбмвЬнейн ’бхфьн ’ен ‘бхфю ’ерйуфЮмзн.
2 Phaedo 75e: ’бс ’пхч ‘ь кблпымен мбниЬнейн ’пйкеЯбн ’ерйуфЮмзн ’бнблбмвЬнейн ’Ьн ’еЯн.
нормативна по содержанию, но не по методу и не по роду «ученых построений».Ибо
априорность усмотрения и дидактика приведения к нему одинакова как здесь, так и
там. Философская этика—это майевтика нравственного сознания.
В соответствии с этим она действительно может устанавливать принципы,
обучать принципам, которые без нее, пожалуй, не увидели бы никакого созна$
ния. Но она не может выдумать или изобрести их из себя; она может лишь дове$
сти до сознания то, что в качестве принципа заложено в человеческой душе, или
точнее,— поскольку как раз понятие «задатков» двусмысленно,— то, что состав$
ляет этический принцип в себе. Как раз такое бытие этических принципов на$
верняка есть — будь то заповеди, нормы или ценности как таковые.
Что, в свою очередь, такое бытие принципов означает, какой именно сфере
бытия они принадлежат и какой модальностью обладают,— это следующий во$
прос, с которым связан еще один особый ряд апорий. Его необходимо будет ис$
следовать в другом месте. Пока что и помимо этого платоновская параллель ме$
жду этикой и математикой может поучить нас тому, что сферы бытия такого рода
вообще,— не реальные, но и не чисто субъективные,— очень даже существуют, и
что мы, занимаясь этим вопросом, предполагаем не больше того, что в других об$
ластях теорией познания признается без колебаний.
Таким образом, характер нормативного в этике как философской дисциплине
существует по праву. Но в противоположность всем преувеличенным представ$
лениям о ней как о силе, организующей жизнь, этот характер в значительной
мере ограничен. Дело в том, что нормативна в первую очередь вовсе не сама эти$
ка, нормативными являются принцип, или царство принципов, которые она
призвана открыть, иными словами, нормативен ее предмет. Лишь опосредован$
но эта нормальность принципов переносится на нее самое. Потому в ней эта
нормальность представляется совершенно бледной, слабой и никоим образом не
необходимой. А именно, этика нормативна лишь постольку, поскольку доводит
до сознания принципы, влияние которых на выбор человеческой воли, на заня$
тие той или иной позиции и на оценку действительного опосредуется лишь за
счет этого их возведения в мыслящее сознание. Только в этих рамках ее майевти$
ческая работа является условием такого влияния, и только в них как раз она дей$
ствительно содействует нравственным принципам в их проявлении в реальной
жизни.
Но так бывает отнюдь не всегда, пожалуй, даже только в качестве редкого ис$
ключения. По большей части заповеди, нормы, ценностные точки зрения дей$
ствуют в жизни до того, как последующая этическая рефлексия проливает на
них весь свет сознания. Скорее, обычно философская этика открывает их лишь
благодаря тому, что сталкивается с их проявлениями в жизни и через это подво$
дится к наличию принципа. Не то, чтобы указанным образом познание прин$
ципов делалось апостериорным. Принцип как таковой может быть усмотрен
только a priori — усмотрен как нечто самостоятельное, первичное, непосредст$
венно очевидное, как то, что стоит за теми проявлениями, причем под проявле$
ниями следует понимать именно те факты — оценки, занятие тех или иных по$
зиций, решения нравственной жизни. Причина же этого априорного усмотре$
ния оказывается posterius1.
110 Часть первая. Раздел I
1 Последующее, вторичное (лат.). (Прим. ред.)
b) Зримое поприще и идея этики
Поэтому важно уяснить себе, что от всех тех завышенных ожиданий, с кото$
рыми наивный человек обычно подходит к задачам этического исследования, от
всех честолюбивых мечтаний об улучшении мира и скорой переориентации жиз$
ни, здесь, на пороге действительной философской работы, нужно сразу же ради$
кально отказаться. Философское исследование — это трезвое углубление в эти$
ческий феномен, а не сладострастное высматривание актуальностей и сенсаций.
С другой стороны, нельзя не признать и того, что в этике никоим образом не
следует недооценивать пространство опосредованно нормативного. Ведь для на$
чала всегда существует сама по себе возможность, что этика своими методами
будет открывать ценности, которых нравственной жизни не хватает, или которые
были утеряны. И при большой важности этой задачи такой возможности, пожа$
луй, одной хватило бы, чтобы подтолкнуть того, кто занимается этическими ис$
следованиями, к неутомимому поиску, даже с риском найти не слишком много.
Но кто посмел бы сегодня составить твердое суждение о перспективах такого по$
иска! Мы стоим в самом начале сознательного исследования царства ценностей.
Никто не может знать, куда оно нас заведет. А история самой этики — нам она
кажется древней и почтенной, запутавшейся в собственных лабиринтах; но что
есть краткий отрезок обозримой истории духа сравнительно с тем, чего мы не
знаем, с тем, что придет! Этика существенным образом есть взгляд в будущее. Та$
ким взглядом она должна смотреть и на себя самое, на собственную тяжелую ра$
боту. И здесь у нее нет никакого основания для скептической резиньяции. Как
бы трезво ни придерживалась она феноменов, как бы ни была вынуждена отвер$
гать амбициозные идеалы, ее сущностью и идеей остается все$таки быть органи$
зационным началом жизни. А так как она может это лишь постольку, поскольку
ее взгляд открыт ценностям, в которых действительная жизнь нуждается, то ее
идея состоит именно в том, чтобы ее взгляд был открыт, и чтобы дарить жизни
то, что она учит их видеть.
В этой$то идее она и выступает именно как практическая философия—сколь
бы много, или мало, она ни открывала и опосредованно ни организовывала. Об
одном только ее принципиальном положении, а отнюдь не о фактических ее
достижениях, на которые она, быть может, и могла бы уже оглянуться, идет дело
в ее сущностном определении. Она нормативна не применительно к результа$
там, не эмпирически, но применительно к задачам, которые выпадают на ее
долю в ходе человеческой жизни и как таковые усматриваются a priori.
c) Этика и педагогика
Далее, нельзя не заметить, что узкое, но вполне реальное практическое по$
прище этического исследования есть во всякой воспитательной деятельности,
состоит ли она в преподавании авторитетных педагогов или в непроизвольном
влиянии и побуждении, что при любого рода общении исходят от нравственно
зрелых личностей.
Ведь чем более широким взглядом моральный лидер сам охватывает царство
ценностей, тем более широко он и ведомому с неизбежностью открывает вид,
понимание и перспективы жизни. В учебных предметах и жизненных вопросах
Глава 3. Оправданный смысл нормативного 111
незаметно открываются ценностные проблемы, и невольно каждый, кто пори$
цает, советует, обращает внимание или обсуждает литературный материал, наво$
дит ценностный взгляд неиспорченного ученика на его вечные предметы—эти$
ческие ценности. Чем более молод и незрел учащийся, тем ответственнее и тяже$
лее оказываются следствия влияния. Слишком узкий ценностный взгляд педаго$
га всегда представляет серьезную опасность для доверившейся ему молодежи.
Результатами бывают ранний настрой на одностороннее, ограниченное или даже
партийное восприятие жизни, нравственная испорченность и схематизация, ду$
ховная унификация молодежи. В дальнейшей жизни они редко исправляются.
Причина же этого зла — этическое невежество воспитателей.
Здесь философская этика имеет в высшей степени актуальную задачу. Она
призвана воспитывать воспитателя так же, как он должен воспитывать моло$
дежь. Так она опосредованно является тем, чем ее представлял себе Платон —
воспитательницей человека вообще.
В целом: если бы сознание нравственных принципов было индифферентно к
их проявлению в жизни, то «практическое» значение этики оставалось бы огра$
ничено редкими достижениями первоначальных открытий в сфере ценностей.
Однако это не так. Развитое, зрелое, вышколенное ценностное сознание практи$
чески всецело превосходит сознание спящее, темное, непроясненное — пусть
еще мало в области решений и поступков, но несомненно — в определении чис$
то внутренней позиции, в контакте с личностями и ситуациями, в причастности
к ценностному изобилию жизни и во внутреннем нравственном росте человека.
Здесь, в стороне от величественных перспектив развития человечества, в са$
мых узких рамках повседневной жизни располагается широкое практическое
поприще этики. Она работает над пробуждением ценностного органа. То обстоя$
тельство, что в жизнь эта работа всегда проникает лишь при посредстве отдель$
ных или немногих личностей, тому не мешает. Авторитетных воспитателей все$
гда немного. Но эти немногие — соль земли.
d) Теоретический и этический априоризм
Если после всего этого спросить, кто прав—античность или Шопенгауэр: мож$
но ли научить благу или этика созерцательна,— то придется ответить: и правы и не
правы оба. Платоновское снятие дизъюнкции «научаемого и данного от природы»
в описанной выше конъюнкции дает синтез обоих взглядов с исключением край$
ностей. Конечно, этика сама по себе ничего не предписывает. Но, тем не менее,
она учит тому, что является благим, поскольку наше знание об этом никогда не за$
вершено. Она учит только тому, что она предварительно находит, видит, и само ее
учение — не что иное, как предоставление возможности увидеть. Но поскольку
увиденное содержит некое требование, некую заповедь, этика одновременно есть
сознание заповеди, а в силу этого даже — заповедующее сознание.
Такое положение имеет гораздо большую значимость, нежели позволяет дога$
даться одно лишь прояснение нормативного. Оно затрагивает уже само внутрен$
нее ядро этического феномена — отношения принципов, то есть ценностей, к
сознанию. Если бы это отношение было только познавательным, то и присутст$
вующая в нем фундаментальная проблема уже была бы решена средствами пла$
тоновского априоризма (в учении об анамнезе). Но оно, кроме того, является и
112 Часть первая. Раздел I
определяющим отношением. Оно содержит вопрос: как ценностные принципы
приходят к своему проявлению и к организации реального?
Легко видеть, что сознание играет при этом интегрирующую роль, что ценно$
сти детерминируют иначе, нежели категории бытия, не прямо, но если вообще
делают это, то при посредстве ценностного сознания. Однако в силу этого и сам
этический априоризм получает совсем иное значение, нежели теоретический.
Он обретает другой, куда больший метафизический вес.Издесь проходит грани$
ца платоновской аналогии между геометрией и этикой.
Геометрии как чистому познанию не нужно вносить законы, которые она ви$
дит a priori, в действительность. Действительное уже геометрично, насколько
оно вообще может быть таковым. То же, что видит a priori этика—ценности,— не
пронизывает собой действительного насквозь. Хотя действительность в немалой
степени ценностно наполнена, сформирована она не в соответствии с ценностя$
ми, насколько она вообще может быть таковой. Есть неосуществленные ценно$
стные содержания, и есть действительное, контрценное по своему характеру.На$
ряду с благим существует нравственно дурное.
Здесь проблемы расходятся. Здесь пролегает граница между только лишь по$
знающим а priori и а priori требующим, заповедующим. И в то же время здесь на$
ходится рубеж, начиная с которого даже проблема этического «познания» уже не
является чисто познавательной. Дальше начинается сфера влияния жизненной
актуальности и долженствования действий. Ибо каждая ценность, однажды
схваченная, имеет тенденцию к осуществлению, как бы недействительна она ни
была. Ценностное усмотрение и ценностное влияние на реальное поведение и
жизнь человека отличаются друг от друга только свободой принятия решения.
Априорному усмотрению выпадает все бремя ответственности. Даже если оно
как таковое и не заповедует, что должно происходить, это делают содержания,
которые оно видит; и так оно само обретает вес заповеди.
Способно ли оно вынести бремя подобной тяжести? Настолько ли оно досто$
верно, абсолютно, безошибочно? Или же для него есть еще один критерий, не$
кая противоположная инстанция, в лице которой оно имело бы средство исправ$
ления? Теоретическая априорность таковой обладает — в лице опыта, опираю$
щегося на свидетельства чувств. У этической априорности ее нет, поскольку ведь
опытно постигаемой действительности вовсе не нужно содержать в себе зримых
ценностей, да и в заповеди ценности конденсируются именно там, где действи$
тельность — действительное поведение человека — им не соответствует.
В этике априоризм полностью предоставлен самому себе, полностью автоно$
мен.Икак раз это составляет в нем слабое место. Благодаря этому апория норма$
тивного возобновляется в этике в другом смысле — как бы на ином проблемном
уровне. Как это было бы возможно, если бы этот «автономный» априоризм не
стоял на твердой почве, если бы в нем была некая скрытая произвольность, сво$
бодный вымысел, выдумка, некая дерзкая игра фантазии с имитацией высокого
авторитета? Разве не было бы это игрой с самой человеческой жизнью? Разве
нельзя придумать соблазнительно легкую заповедь,— исходя ли из частного ин$
тереса или по жизненной необходимости,— придать ей авторитет абсолютности,
а потом самим в нее уверовать?
Здесь недостаточно ограничить «заповедание» неким предельным миниму$
мом. Конечно же, этика не претендует на то, чтобы окончательно определять,
Глава 3. Оправданный смысл нормативного 113
что требуется в данном определенном случае. Как теория познания говорит не о
том, что в том или ином вопросе бытия является истинным, но лишь о том, чту
есть истина вообще, в чем она познаваема, чту есть ее критерий,— так и этика.
Она не говорит, что хорошо здесь и сейчас. Чтобы решать это, она должна была
бы обладать знанием отдельного случая вплоть до самых неразличимых его эле$
ментов, держать это знание перед глазами, прозревать и последствия, обладать
знанием настоящего и будущего. Никакое человеческое знание не может на это
претендовать. Этика не казуистика: не только поскольку она не смеет предре$
шать свободного творческого решения, но и поскольку она вовсе не имеет пол$
номочий подобного усмотрения. Однако все это в принципиальной проблем$
ной ситуации ничего не меняет. Ибо что вообще есть добро, что вообще запове$
дано, об этом этика все$таки говорит и должна говорить. Критерий добра и зла
вообще — минимум того, что мы можем от нее ждать. Однако, спрашивается:
есть ли у нее самой на это полномочия?
Именно этот вопрос в проводившемся до сих пор исследовании нормативно$
го сознания решен не был. Его нельзя решить и за счет одного только априориз$
ма ценностного познания. Скорее, именно вопрос о ценностном априоризме за$
ново и более глубоко должен быть развернут только начиная с этого момента.
114 Часть первая. Раздел I
a) Опосредованно нормативное
Этическое познание — это познание норм, заповедей, ценностей. Всякое по$
знание норм необходимо априорно. Философия Платона есть историческое рас$
крытие априорного элемента в человеческом познании вообще. Таким образом,
она является в высшем смысле оправданием всякого познания норм. А тем са$
мым, одновременно,— оправданием нормативного характера самой этики.
В самом деле, этика может учить тому, что является нравственно благим, как гео$
метрия—тому, что является геометрически истинным.Нонравственному сознанию
она ничего навязать не может, способная лишь направлять его на его собственные
содержания и принципы.Онаможет только вынуть из него то, что в нем содержится.
И в этом она подобна чистой математике. Разница лишь в том, что принципы и со$
держания, возводимые ею в сознание — это заповеди, нормы, ценности. Т. е. она
Глава 3. Оправданный смысл нормативного 109
1 Меno 85d: ’бнблбмвЬнейн ’бхфьн ’ен ‘бхфю ’ерйуфЮмзн.
2 Phaedo 75e: ’бс ’пхч ‘ь кблпымен мбниЬнейн ’пйкеЯбн ’ерйуфЮмзн ’бнблбмвЬнейн ’Ьн ’еЯн.
нормативна по содержанию, но не по методу и не по роду «ученых построений».Ибо
априорность усмотрения и дидактика приведения к нему одинакова как здесь, так и
там. Философская этика—это майевтика нравственного сознания.
В соответствии с этим она действительно может устанавливать принципы,
обучать принципам, которые без нее, пожалуй, не увидели бы никакого созна$
ния. Но она не может выдумать или изобрести их из себя; она может лишь дове$
сти до сознания то, что в качестве принципа заложено в человеческой душе, или
точнее,— поскольку как раз понятие «задатков» двусмысленно,— то, что состав$
ляет этический принцип в себе. Как раз такое бытие этических принципов на$
верняка есть — будь то заповеди, нормы или ценности как таковые.
Что, в свою очередь, такое бытие принципов означает, какой именно сфере
бытия они принадлежат и какой модальностью обладают,— это следующий во$
прос, с которым связан еще один особый ряд апорий. Его необходимо будет ис$
следовать в другом месте. Пока что и помимо этого платоновская параллель ме$
жду этикой и математикой может поучить нас тому, что сферы бытия такого рода
вообще,— не реальные, но и не чисто субъективные,— очень даже существуют, и
что мы, занимаясь этим вопросом, предполагаем не больше того, что в других об$
ластях теорией познания признается без колебаний.
Таким образом, характер нормативного в этике как философской дисциплине
существует по праву. Но в противоположность всем преувеличенным представ$
лениям о ней как о силе, организующей жизнь, этот характер в значительной
мере ограничен. Дело в том, что нормативна в первую очередь вовсе не сама эти$
ка, нормативными являются принцип, или царство принципов, которые она
призвана открыть, иными словами, нормативен ее предмет. Лишь опосредован$
но эта нормальность принципов переносится на нее самое. Потому в ней эта
нормальность представляется совершенно бледной, слабой и никоим образом не
необходимой. А именно, этика нормативна лишь постольку, поскольку доводит
до сознания принципы, влияние которых на выбор человеческой воли, на заня$
тие той или иной позиции и на оценку действительного опосредуется лишь за
счет этого их возведения в мыслящее сознание. Только в этих рамках ее майевти$
ческая работа является условием такого влияния, и только в них как раз она дей$
ствительно содействует нравственным принципам в их проявлении в реальной
жизни.
Но так бывает отнюдь не всегда, пожалуй, даже только в качестве редкого ис$
ключения. По большей части заповеди, нормы, ценностные точки зрения дей$
ствуют в жизни до того, как последующая этическая рефлексия проливает на
них весь свет сознания. Скорее, обычно философская этика открывает их лишь
благодаря тому, что сталкивается с их проявлениями в жизни и через это подво$
дится к наличию принципа. Не то, чтобы указанным образом познание прин$
ципов делалось апостериорным. Принцип как таковой может быть усмотрен
только a priori — усмотрен как нечто самостоятельное, первичное, непосредст$
венно очевидное, как то, что стоит за теми проявлениями, причем под проявле$
ниями следует понимать именно те факты — оценки, занятие тех или иных по$
зиций, решения нравственной жизни. Причина же этого априорного усмотре$
ния оказывается posterius1.
110 Часть первая. Раздел I
1 Последующее, вторичное (лат.). (Прим. ред.)
b) Зримое поприще и идея этики
Поэтому важно уяснить себе, что от всех тех завышенных ожиданий, с кото$
рыми наивный человек обычно подходит к задачам этического исследования, от
всех честолюбивых мечтаний об улучшении мира и скорой переориентации жиз$
ни, здесь, на пороге действительной философской работы, нужно сразу же ради$
кально отказаться. Философское исследование — это трезвое углубление в эти$
ческий феномен, а не сладострастное высматривание актуальностей и сенсаций.
С другой стороны, нельзя не признать и того, что в этике никоим образом не
следует недооценивать пространство опосредованно нормативного. Ведь для на$
чала всегда существует сама по себе возможность, что этика своими методами
будет открывать ценности, которых нравственной жизни не хватает, или которые
были утеряны. И при большой важности этой задачи такой возможности, пожа$
луй, одной хватило бы, чтобы подтолкнуть того, кто занимается этическими ис$
следованиями, к неутомимому поиску, даже с риском найти не слишком много.
Но кто посмел бы сегодня составить твердое суждение о перспективах такого по$
иска! Мы стоим в самом начале сознательного исследования царства ценностей.
Никто не может знать, куда оно нас заведет. А история самой этики — нам она
кажется древней и почтенной, запутавшейся в собственных лабиринтах; но что
есть краткий отрезок обозримой истории духа сравнительно с тем, чего мы не
знаем, с тем, что придет! Этика существенным образом есть взгляд в будущее. Та$
ким взглядом она должна смотреть и на себя самое, на собственную тяжелую ра$
боту. И здесь у нее нет никакого основания для скептической резиньяции. Как
бы трезво ни придерживалась она феноменов, как бы ни была вынуждена отвер$
гать амбициозные идеалы, ее сущностью и идеей остается все$таки быть органи$
зационным началом жизни. А так как она может это лишь постольку, поскольку
ее взгляд открыт ценностям, в которых действительная жизнь нуждается, то ее
идея состоит именно в том, чтобы ее взгляд был открыт, и чтобы дарить жизни
то, что она учит их видеть.
В этой$то идее она и выступает именно как практическая философия—сколь
бы много, или мало, она ни открывала и опосредованно ни организовывала. Об
одном только ее принципиальном положении, а отнюдь не о фактических ее
достижениях, на которые она, быть может, и могла бы уже оглянуться, идет дело
в ее сущностном определении. Она нормативна не применительно к результа$
там, не эмпирически, но применительно к задачам, которые выпадают на ее
долю в ходе человеческой жизни и как таковые усматриваются a priori.
c) Этика и педагогика
Далее, нельзя не заметить, что узкое, но вполне реальное практическое по$
прище этического исследования есть во всякой воспитательной деятельности,
состоит ли она в преподавании авторитетных педагогов или в непроизвольном
влиянии и побуждении, что при любого рода общении исходят от нравственно
зрелых личностей.
Ведь чем более широким взглядом моральный лидер сам охватывает царство
ценностей, тем более широко он и ведомому с неизбежностью открывает вид,
понимание и перспективы жизни. В учебных предметах и жизненных вопросах
Глава 3. Оправданный смысл нормативного 111
незаметно открываются ценностные проблемы, и невольно каждый, кто пори$
цает, советует, обращает внимание или обсуждает литературный материал, наво$
дит ценностный взгляд неиспорченного ученика на его вечные предметы—эти$
ческие ценности. Чем более молод и незрел учащийся, тем ответственнее и тяже$
лее оказываются следствия влияния. Слишком узкий ценностный взгляд педаго$
га всегда представляет серьезную опасность для доверившейся ему молодежи.
Результатами бывают ранний настрой на одностороннее, ограниченное или даже
партийное восприятие жизни, нравственная испорченность и схематизация, ду$
ховная унификация молодежи. В дальнейшей жизни они редко исправляются.
Причина же этого зла — этическое невежество воспитателей.
Здесь философская этика имеет в высшей степени актуальную задачу. Она
призвана воспитывать воспитателя так же, как он должен воспитывать моло$
дежь. Так она опосредованно является тем, чем ее представлял себе Платон —
воспитательницей человека вообще.
В целом: если бы сознание нравственных принципов было индифферентно к
их проявлению в жизни, то «практическое» значение этики оставалось бы огра$
ничено редкими достижениями первоначальных открытий в сфере ценностей.
Однако это не так. Развитое, зрелое, вышколенное ценностное сознание практи$
чески всецело превосходит сознание спящее, темное, непроясненное — пусть
еще мало в области решений и поступков, но несомненно — в определении чис$
то внутренней позиции, в контакте с личностями и ситуациями, в причастности
к ценностному изобилию жизни и во внутреннем нравственном росте человека.
Здесь, в стороне от величественных перспектив развития человечества, в са$
мых узких рамках повседневной жизни располагается широкое практическое
поприще этики. Она работает над пробуждением ценностного органа. То обстоя$
тельство, что в жизнь эта работа всегда проникает лишь при посредстве отдель$
ных или немногих личностей, тому не мешает. Авторитетных воспитателей все$
гда немного. Но эти немногие — соль земли.
d) Теоретический и этический априоризм
Если после всего этого спросить, кто прав—античность или Шопенгауэр: мож$
но ли научить благу или этика созерцательна,— то придется ответить: и правы и не
правы оба. Платоновское снятие дизъюнкции «научаемого и данного от природы»
в описанной выше конъюнкции дает синтез обоих взглядов с исключением край$
ностей. Конечно, этика сама по себе ничего не предписывает. Но, тем не менее,
она учит тому, что является благим, поскольку наше знание об этом никогда не за$
вершено. Она учит только тому, что она предварительно находит, видит, и само ее
учение — не что иное, как предоставление возможности увидеть. Но поскольку
увиденное содержит некое требование, некую заповедь, этика одновременно есть
сознание заповеди, а в силу этого даже — заповедующее сознание.
Такое положение имеет гораздо большую значимость, нежели позволяет дога$
даться одно лишь прояснение нормативного. Оно затрагивает уже само внутрен$
нее ядро этического феномена — отношения принципов, то есть ценностей, к
сознанию. Если бы это отношение было только познавательным, то и присутст$
вующая в нем фундаментальная проблема уже была бы решена средствами пла$
тоновского априоризма (в учении об анамнезе). Но оно, кроме того, является и
112 Часть первая. Раздел I
определяющим отношением. Оно содержит вопрос: как ценностные принципы
приходят к своему проявлению и к организации реального?
Легко видеть, что сознание играет при этом интегрирующую роль, что ценно$
сти детерминируют иначе, нежели категории бытия, не прямо, но если вообще
делают это, то при посредстве ценностного сознания. Однако в силу этого и сам
этический априоризм получает совсем иное значение, нежели теоретический.
Он обретает другой, куда больший метафизический вес.Издесь проходит грани$
ца платоновской аналогии между геометрией и этикой.
Геометрии как чистому познанию не нужно вносить законы, которые она ви$
дит a priori, в действительность. Действительное уже геометрично, насколько
оно вообще может быть таковым. То же, что видит a priori этика—ценности,— не
пронизывает собой действительного насквозь. Хотя действительность в немалой
степени ценностно наполнена, сформирована она не в соответствии с ценностя$
ми, насколько она вообще может быть таковой. Есть неосуществленные ценно$
стные содержания, и есть действительное, контрценное по своему характеру.На$
ряду с благим существует нравственно дурное.
Здесь проблемы расходятся. Здесь пролегает граница между только лишь по$
знающим а priori и а priori требующим, заповедующим. И в то же время здесь на$
ходится рубеж, начиная с которого даже проблема этического «познания» уже не
является чисто познавательной. Дальше начинается сфера влияния жизненной
актуальности и долженствования действий. Ибо каждая ценность, однажды
схваченная, имеет тенденцию к осуществлению, как бы недействительна она ни
была. Ценностное усмотрение и ценностное влияние на реальное поведение и
жизнь человека отличаются друг от друга только свободой принятия решения.
Априорному усмотрению выпадает все бремя ответственности. Даже если оно
как таковое и не заповедует, что должно происходить, это делают содержания,
которые оно видит; и так оно само обретает вес заповеди.
Способно ли оно вынести бремя подобной тяжести? Настолько ли оно досто$
верно, абсолютно, безошибочно? Или же для него есть еще один критерий, не$
кая противоположная инстанция, в лице которой оно имело бы средство исправ$
ления? Теоретическая априорность таковой обладает — в лице опыта, опираю$
щегося на свидетельства чувств. У этической априорности ее нет, поскольку ведь
опытно постигаемой действительности вовсе не нужно содержать в себе зримых
ценностей, да и в заповеди ценности конденсируются именно там, где действи$
тельность — действительное поведение человека — им не соответствует.
В этике априоризм полностью предоставлен самому себе, полностью автоно$
мен.Икак раз это составляет в нем слабое место. Благодаря этому апория норма$
тивного возобновляется в этике в другом смысле — как бы на ином проблемном
уровне. Как это было бы возможно, если бы этот «автономный» априоризм не
стоял на твердой почве, если бы в нем была некая скрытая произвольность, сво$
бодный вымысел, выдумка, некая дерзкая игра фантазии с имитацией высокого
авторитета? Разве не было бы это игрой с самой человеческой жизнью? Разве
нельзя придумать соблазнительно легкую заповедь,— исходя ли из частного ин$
тереса или по жизненной необходимости,— придать ей авторитет абсолютности,
а потом самим в нее уверовать?
Здесь недостаточно ограничить «заповедание» неким предельным миниму$
мом. Конечно же, этика не претендует на то, чтобы окончательно определять,
Глава 3. Оправданный смысл нормативного 113
что требуется в данном определенном случае. Как теория познания говорит не о
том, что в том или ином вопросе бытия является истинным, но лишь о том, чту
есть истина вообще, в чем она познаваема, чту есть ее критерий,— так и этика.
Она не говорит, что хорошо здесь и сейчас. Чтобы решать это, она должна была
бы обладать знанием отдельного случая вплоть до самых неразличимых его эле$
ментов, держать это знание перед глазами, прозревать и последствия, обладать
знанием настоящего и будущего. Никакое человеческое знание не может на это
претендовать. Этика не казуистика: не только поскольку она не смеет предре$
шать свободного творческого решения, но и поскольку она вовсе не имеет пол$
номочий подобного усмотрения. Однако все это в принципиальной проблем$
ной ситуации ничего не меняет. Ибо что вообще есть добро, что вообще запове$
дано, об этом этика все$таки говорит и должна говорить. Критерий добра и зла
вообще — минимум того, что мы можем от нее ждать. Однако, спрашивается:
есть ли у нее самой на это полномочия?
Именно этот вопрос в проводившемся до сих пор исследовании нормативно$
го сознания решен не был. Его нельзя решить и за счет одного только априориз$
ма ценностного познания. Скорее, именно вопрос о ценностном априоризме за$
ново и более глубоко должен быть развернут только начиная с этого момента.
114 Часть первая. Раздел I